Главная  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Альп-лагерь Актру, вершина Купол. 2006

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 2000 км.

Сроки проведения – 20-25 сентября 2006

Продолжительность – 6 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Бийск – с. Шебалино – г. Акташ  – г. Курай – альп-лагерь Актру – г. Курай – г. Акташ – с. Шебалино – г. Бийск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2105

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Вовченко Андрей

Руководитель, водитель, механик

2

Ларин Николай

Штурман, водитель

3

Ситников Игорь Викторович

Турист

4

Фоминых Анна Михайловна

Фотооператор

5

Инга

Турист

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Алтай (от монгольского Алтын - золотой) - это самая высокая область Сибири и вообще Азии. Алтайская горная страна содержит систему хребтов, которые вытянуты с запада на восток. Наибольшей своей высоты хребты достигают в Катунско-Чуйской степи, где находится гора Белуха. (4506 метров) - вершина Алтая. На пиках многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются древние ледники. Общая площадь оледенения на Алтае составляет около 800 квадратных километров, а количество ледников превышает 900. В последние годы <благодаря> глобальному потепление и другим необратимым природным и климатическим процессам площадь снегов и льдов Алтайских гор стремительно уменьшается. Для тех кто ходит в горы уже много лет это заметно невооруженным глазом.

Для местного рельефа характерны ледниковые озера, моренные валы, ледниковые террасы. Что касается Северо и Южно-Чуйских хребтов, то для них характерны крутые, местами отвесные скалы, узкие труднопроходимые долины с многочисленными прижимами и острые как бритва гребни. Для Катунского же хребта характерны более пологие местности, где значительно больше растительности, а вершины гребней, хоть и немного выше (в общей сложности), но положе. Горный Алтай отличается так же разнообразием почв. Здесь существуют практически все типы почв умеренной зоны земного шара.

Еще более разнообразны на Алтае растительность и животный мир. По богатству растительных видов Горный Алтай опережает все соседние с ним районы, а так же и многие другие горные области мира: здесь встречается более 1850 видов растений, это в два с лишним раза больше чем на всей Западно-Сибирской низменности. Леса зелеными уступами покрывают склоны гор. Особое место занимают кедры. Кедр - это символическое для гор Алтая дерево. Выше границы леса простираются альпийские и субальпийские луга, постепенно переходящие в тундру. Сказочное впечатление производят альпийские цветники со всех сторон окруженные снегами.

Весьма удаленный от Тихого и Атлантического океанов, Алтай имеет все характерные черты континентального климата: длинная и, порой, очень холодная зима, короткое, но жаркое лето. Например в северной части Телецкого озера годовая амплитуда колебаний температур составляет целых 82 градуса. То есть можно предположить, что зимой там температура опускается до -40 градусов, а летом поднимается до +40.

Алтай является водосбором для всех рек Запада Сибири. Со склонов гор берут начало тысячи мелких речушек и ручейков, которые затем сливаются в мощные горные потоки, такие как Чуя и Катунь. Алтай это край не только стремительных рек, но и голубых озер, многочисленных водопадов. Распространенные здесь так называемые висячие долины образуют водопады. Наиболее крупных из них насчитывается более 70. Это водопады Текелю (более 60 метров), Кок-кель, Рассыпной, Мультинские водопады и др. Алтайские озера очень живописны, наиболее популярное среди туристов - Телецкое озеро. В Катунском хребте располагаются живописные озера Тальмень, Кучерлинское, Аккемское. Часто посещают туристы Каракольские озера, которые поднимаются цепочкой до высоты 2000 метров. Очень красивое озеро Шавло, где снежные вершины Красавица и Сказка высотой около 4000 метров возвышаются над ним, создавая незабываемую панораму. Выше перечислены только самые популярные озера, на самом деле на Алтае их тысячи, и есть, поверьте мне, озера гораздо красивее и живописнее Телецкого и Шавлы, просто они находятся в трудноступных местностях и простой <турист-матрасник> до них не доберется. Как правило большая часть таких небольших озер не занесены на карту и даже не имеют своего названия.

Основная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт. Протяженность его больше 600 километров. Трасса проходит по горным ущельям, пересекает множество бурных рек, серпантином вьется через перевалы. Два особенно запоминающихся перевала - это Семинский и Чике-Таман.

К поэтическим строкам многих известных людей про Алтай остается только добавить, что здесь путешественников встречает не только щедрая на краски природа, но и радушный прием. Этот край давно уже стал обетованной страной туристов, и каждое лето туристские базы в самых живописных уголках края голубых гор гостеприимно раскрывают свои двери. Чуйский тракт позволяет добираться к исходным пунктам маршрутов, ведущих в самые заповедные и удаленные районы, а разнообразие природно-климатических зон делает путешествие интересным, как в познавательном, так и в спортивном отношении. Если вам хочется размять мускулы, закалить тело, испытать силы в борьбе с трудностями, наконец, вы хотите умножить ваш спортивный багаж - приезжайте в Горный Алтай.

 

Альп-лагерь Актру

В центральной части Северо-Чуйского хребта выделяют наиболее высокую область — горный узел Биш-Иирду («5 остриев»), на востоке которого на высоте 2150 м находится ущелье Актру — самая красивая и самая освоенная туристами долина хребта. В переводе с алтайского «Актру» (или Актуру, Актура) — «белое жилище» или «белая стоянка». Это название носит и самая высокая вершина (4075 м) горного узла Биш-Иирду, и ледники, и образующаяся из их вод река, и ущелье, по которому она протекает, и, наконец, расположенный в этом ущелье альплагерь. Название, вероятно, связано с обилием снежников и ледников на обступающих ущелье горах.

По дну ущелья течет бурная молочно-голубая река Актру, берега которой прячутся в кедрово-лиственничном лесу, растущем у подножия гор. С северо-востока ущелье замыкает величественная гора Кара-Таш («Черный камень») высотой 3534 м — как страж, охраняющий путь в горную страну. Справа и слева от нее видны белоснежные крылья — ледники Большой и Малый Актру.

Ущелье находится ~ в 35 км от села Курай. Чтобы добраться туда, нужно за деревней Кызылташ (в которую, практически, "перетекает" Курай) переправиться по мосту через Чую, пересечь Курайскую степь, придерживаясь дорог идущих в западном направлении, достичь промежуточного пункта — так называемой, перевалочной базы, или, в простонародье, "перевалки". Этот участок пути (~25 км) можно преодолеть, практически, на любом автомобиле, нужно только иметь в виду, что в двух местах придется форсировать вброд речку Тете. Единственную сложность представляет последний отрезок перед кордоном, — это довольно крутой подъем, а поверхность дороги вздыбливают крупные камни. В 100 м от "перевалки" начинается второй участок пути — он проходит по левому берегу р. Актру, на который пешеходы могут перебраться по мосту — бревенчатому настилу, разрушенному у дальнего конца, поэтому не пригодному для переправы автомобилей — им приходится переправляться вброд. Дорога на этом участке пути чрезвычайно плохая — сплошные валуны и колеи, при этом идет постоянный набор высоты — преодолима только на автомобилях повышенной проходимости, да и те, по правде сказать, жалко.

"Перевалка" — это несколько домиков, 1 из которых — с печкой, аил, баня. Высота 1750 м. Здесь можно переночевать, оставить свою машину и арендовать транспорт (УАЗ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131) для доставки в альплагерь. Можно отправить только вещи, а самим прогуляться по очень живописной таежной тропе до долины реки, где она разделяется на несколько рукавов, а там — вдоль реки Актру до альплагеря — всего 8-10 км.

Район уникален обилием долинных ледников, что представляет интерес для ученых-гляциологов, а также многообразием маршрутов для альпинистов при относительно легких и дешевых подходах к ним. Благодаря этим особенностям ущелье стало удобной стартовой площадкой как для спортивных, так и для научных изысканий, и именно здесь возник альплагерь «Актру», который своим образованием во многом обязан М.В. Тронову — известному гляциологу и альпинисту. Именно он основал в ущелье гидрометеостанцию, рядом с которой в 1938 г. был организован альплагерь. Он же основал здесь Гляциологический Стационар ТГУ — базу для проведения учебных и научно-исследовательских работ по изучению ледников. В альплагере и сейчас есть «домик Тронова», домики ГМС, стационар функционирует и поныне. В память о М.В.Тронове у подножия ледника Малый Актру установлена мемориальная табличка, а в горно-ледниковом массиве есть пик Тронова и висячий ледник «Троновы штаны».

В довоенные годы альплагерь подготовил свыше 2000 значкистов и 30 инструкторов. Возобновил свою работу в 1953 г. и вплоть до 70-х годов был основной спортивной базой для массовой подготовки альпинистов в Сибири. В 1970 году альплагерь был официально закрыт, но спортивные группы алтайских альпинистов продолжали совершать восхождения, проводить сборы, обучать молодежь. С 1993 г. на территории альплагеря работает Поисково-Спасательный Отряд МЧС Республики Алтай. Имеется дальняя радиосвязь, возможность вызова вертолета.

В настоящее время альплагерь Актру — лагерь круглогодичного действия. Несмотря на стремительное развитие туристической инфраструктуры он, по-прежнему, остается, практически, единственным пристанищем для туристов в этом районе.

«Старая» его часть (или «нижний» лагерь) расположена в лесу на левом берегу реки. Это несколько домиков, принадлежащих ГМС, ПСО МЧС РА и Стационару ТГУ (в том числе, домик Тронова), часть которых используется для размещения туристов, стационарные палатки (5-местные, на деревянном каркасе, с «буржуйками» для обогрева в холодную погоду), баня. Кроме этого в лесу — много мест с костровищами для установки собственных палаток. Питание для туристов организуется в «столовой» (летом — в брезентовом шатре, зимой — в большом теплом бараке стационара ТГУ).

Здесь же в лесу установлены памятники альпинистке Галине Афанасьевой (в память всех погибших в этом районе альпинистов) и сибирякам-сноубордистам, разбившимся на вертолете в 2002 г. при попытке достичь Актру.

«Новая часть» («верхний» лагерь) — чуть выше по течению, на правом берегу реки, куда можно перебраться по деревянному пешеходному мосту. Там, вокруг небольшого озерца под названием «Сачки» расположились несколько двухэтажных благоустроенных коттеджей круглогодичного размещения общей вместимостью 20 мест, есть баня. Это территория Альпийского Центра «Актру» (томская фирма «Промальп»).

Сотовая связь в ущелье есть и для МТС и для Билайн, не везде устойчивая, но при достаточном усердии места с приемлемой связью можно найти.

Район Актру интересен всем любителям активного туризма, не слишком требовательным к комфорту, недостаток которого с избытком восполняется впечатлениями, полученными от увиденного и пережитого.

Для профессиональных спортсменов — альпинистов и туристов — это большой выбор маршрутов разнообразных как по технической сложности, так и по ландшафту (ледово-снежные, скальные, осыпные) в любое время года. Здесь есть все классифицированные маршруты для альпинистов, много еще не классифицированных.

Для любителей экстремального катания на горных лыжах и сноубордах — это снежные склоны в любое время года (правда, без подъемников и проложенных трасс).

Для туристов, не имеющих специальной спортивной подготовки — это прекрасная возможность увидеть красоты, обычно доступные лишь профессиональным горновосходителям — из альплагеря можно совершать радиальные выходы на ледник Большой Актру, к высокогорному Голубому озеру, на ледник Малый Актру, на Купол Трех Озер в сопровождении инструктора или без него. Желающие могут пройти курс начальной альпинистской подготовки под руководством профессиональных альпинистов.

Даже просто пожить несколько дней здесь, в долине, среди лиственниц и кедров, в окружении снежных гор, подышать горным воздухом, полюбоваться на эдельвейсы, цветущие по берегам Актру, засыпая под нескончаемый разговор речных струй и грохот далеких камнепадов (которые, кстати, нередки в этих относительно молодых по геологическим понятиям горах) — это просто счастье для утомленных суетой жителей мегаполисов.

 

Описание маршрута

        

1 день 20 сентября: г. Новосибирск – г. Курай, пробег за день 900 км.

Выезд с Новосибирска состоялся вечером в среду после рабочего дня, чтобы в дороге провести ночь и уже днем прибыть на место. В дороге предполагалась смена водителей – Андрей (основной пилот) и Николай (второй пилот на смену). Так как группа состояла из 5 человек, в «пятерке» было очень плотненько, багажник забит вещами, в салоне тоже пришлось разместить часть необходимых вещей, т.к. на Актру в это время уже лежит снег. Запаску разместили в ноги переднего пассажирского места, где в основном ехал Николай, мужчина в полном расцвете сил, атлетического телосложения и высокого роста. Было прикольно смотреть на сложенного в 3 раза Ника, у которого колени находились на уровне груди из-за колеса под его ногами, при этом он пытался всю дорогу поспать, чтобы быть хорошей заменой водителя в темное время суток, но горячие дискуссии остальных пассажиров и зловещая запаска не создавали должных условий для расслабления… Забегая вперед, стоит отметить, что после этой поездки Николай зарекся ездить на «пятерке» Андрея, да еще с запаской в ногах. После этого случая он ездил на Алтай только на своих автомобилях.

 

2 день 21 сентября: г. Курай – альп-лагерь Актру, пробег за день 100 км.

При подъезде к Семинскому перевалу началась снежно-мокрая дорога, ехали осторожно, тем более было ночное время суток. Вышли на перевале поприветствовать местных духов, было жутко холодно, сильный ветер, поэтому оперативно размялись, сели в машину и поехали дальше навстречу красивейшим горам Актру.

Когда встало солнце, нас уже окружали красивейшие пейзажи глубокого Алтая, куда мало кто доезжает (600 км пути по Алтайской трассе) – золотая осень, а на дальнем фоне – снежные вершины горной системы Актру. Небольшая фотосессия на таком пейзаже, настроение приподнятое, т.к. все уже в предвкушении посещения горных вершин, особенно у тех, кто ехал туда в первый раз (Аня, Игорь, Ник, Инга).

 

 

 

 

Доезжаем до поселка с названием Акташ  – здесь нам нужно поставить на стоянку машину и найти более проходимый транспорт, чтобы нас доставили до туристического лагеря, который находится в самой системе гор. Человека, у которого Андрей обычно оставлял машину, мы не застали дома и решили ехать дальше, пока будет техническая возможность продвижения у «пятерки».

 

  

 

Трудности не заставили себя ждать – на дороге встретилось заболоченное место с глубоким разливом воды, пройти вброд такую лужу на «пятерке» было нереально. Пилоты решили сделать разведку местности, чтобы найти объезд. Пока мы ждали результаты разведки, навстречу проехали несколько внедорожников, которые уверенно прошли лужу, в том числе был джип с иностранцами с Европы, которые уже отдохнувшие и вдохновленные возвращались с Актру.

Ура! Разведка нашла объезд, едем дальше. «Пятерка» хорошо себя показала во многих сложным местах – были склоны и хорошие подъемчики, иномарка на вряд ли туда забралась бы. Останавливаемся на ночлег в месте, откуда дальше проехать на вряд ли возможно на нашей технике – видим разливы горной речки и деревянный мост, по которому проехать на «пятерке» было бы сложно. Решаем переночевать, а на следующий день искать возможность добраться до места.

 

  

 

 

Нашли хорошую полянку для лагеря, замечательная солнечная погода позволяет даже принять солнечные ванны. Только сейчас обнаруживаем то, что в спешке не взяли котел и посуду для приготовления пищи, да и самой провизии у нас было немного, скорее на перекус в Дороше чем на полноценный ужин. Приходится обходиться едой быстрого приготовления на кипяточке, в ход идет также кочан копусты оставленный кем-то ранее из туристов – голод не тетка. Не смотря на это настроение прекрасное – на природе, у костра, в хорошей компании – что может быть лучше на свете!

 

 

3 день 22 сентября: альп-лагерь Актру, пробег за день 0 км.

Утро нас встретило кардинально другой погодой – повсюду все было покрыто большим слоем снега. Такое впечатление, что мы проспали целый месяц! Такая погода сохранилась до конца нашей поездки – зима.

 

 

 

 

Только мы освоились, хотели согреть чай, как услышали гул проезжающей мимо машины, побежали к дороге и, к нашему счастью, успели остановить проезжающую мимо шишигу (ГАЗ-66). Решаем ехать всем кроме Андрея, у которого осталась задача найти место жительства для «пятерки». Во время поездки на шишиге видим с окон все прелести дальнейшей дороги – большие крены, броды, камни… хорошо, что не решились ехать сюда на «пятерке». Через 1.5 часа такой дороги доезжаем до заветного лагеря. Начинаем знакомство с новой местностью.

 

 

 

 

В лагере пустынно, практически никого нет, сезон уже закрыт, обходим все владения самостоятельно. Первое, что нам встречается на пути – столбик с указателями разных городов России и даже других стран: Томск, Омск, Москва, Санкт-Петербург, Камчатка, Прага, Киев  и т.д. По ним можно судить, откуда сюда приезжали туристы. Среди указателей порадовала согревающая душу надпись «Баня».

Идем дальше и видим памятник двенадцати горнолыжникам и сноубордистам, которые погибли здесь в авиакатастрофе в 2002 году. Стало жутковато. В горах дальше нам встретятся и другие памятники людям, которых унесли эти величественные горы. Но горы есть горы, они всегда привлекают своим величием и мощью, а трагедии других людей не останавливают.

Дальше приходим в зону жилых домиков – расположено порядка 4-5 домиков разного стиля и размера. Самый живописный 2-этажный домик называется «Карандаш», т.к. по своей форме он напоминает подстроганный карандашик.

 

 

  

 

 

 

Сначала решаем расположиться в нем. Уже размещаемся, но вскоре решаем жить в домике, где находится основная кухня – домик более теплый и к тому же уже протопленный, т.к. там живет инструктор Слава – практически единственный обитатель тур.лагеря на момент нашего приезда. 

Самая приятная находка в лагере – тушка козлика, которая висела на дереве. После голодного ночлега, мясо – это просто что-то! С голоду уже точно не помрем. Слава нам пообещал ужин с мясом.

 

 

 

После размещения в домике вчетвером отправляемся на первую прогулку с целью акклиматизации к высокогорным условиям по горам. Видимость не очень хорошая – пурга и туман, но все равно красивые виды:

 

  

 

 

 

 

  

 

 

На обратном пути разделились по парам: мы с Игорем, Инга с Колей, и потеряли друг друга из вида. Мы встретили Андрея, который пристроил «пятерку» добрался до лагеря и уже добежал до нас. Обратная дорога была очень быстрая и стремительная – Андрей задал нам такой темп – мы не шли, а бежали, еле успевая попадать ногами меж камней. Так прошла наша акклиматизация, и Андрей нас физически подготовил к следующему ответственному дню с восхождением на высоту в горы. Прибежали в лагерь все мокрые, красные и с огромным желанием напились горячего чая. К нашему изумлению, наших друзей – Инги с Колей - в лагере не оказалось, хотя они пошли в сторону лагеря раньше нас. И по дороге мы не встретились. Стемнело. Мы стали сильно беспокоиться, решили пойти на поиски, но к счастью, Ник с Ингой сами пришли до того момента, как мы уже почти выдвинулись с лагеря. Урок, который мы все усвоили: нельзя терять друг друга из виду в горах, особенно, когда дело ближе к ночи.

Приятный вечер с песнями под гитару и вкусным ужином из козлика сгладил напряженную обстановку, тем более нужно было выспаться, чтобы набраться сил на следующий день.

 

4 день 23 сентября:– альп-лагерь Актру, пробег за день 0 км.

Следующий день был самый сложный и ответственный – пошли на восхождение по ледниковому языку. Сборы были тщательные – подбор хороших ботинок, кошек, касок, креплений для веревки, буров для крепления во льду.

Организатором и вожаком нашей группы был Слава – инструктор с опытом, что подтверждается множеством спиц в его худощавом теле. На его практике было даже падение в расщелину, спасло то, что повис на руках и ногах. Когда попросили показать, как повис – ответил, что сейчас уже так не сможет. «Жить захочешь – не так раскорячешься!»

 

  

 

На этапе подхода к подножию горы наш состав немного сократился, решили, что Инга дальше не идет, чтобы не подводить всю группу – темп ходьбы медленнее, чем у остальных. Инга нас сопроводила до момента одевания кошек, поддержала морально и вернулась в лагерь, чтобы протопить баньку к нашему возращению.

 

  

 

 

 

Ну а мы двинулись дальше, вверх. Все были в одной связке на веревке. Равнялись на темп самого слабого – таково правило хождения в горах в связке. В руках у каждого – ледоруб, который должен спасать при падении. Если один из участников падает – нужно громко кричать «Зарубайся!», чтобы не потянуть всех за собой и у остальных была опора для задержки. Я долго повторяла это слово, чтобы не забыть в нужный момент. Шли с привалами. Солнце тем временем поднялось и стало освещать всю долину. Красота!!!

Дошли до подножия ледникового языка. Стратегия передвижения изменилась. До этого, когда были камни под ногами - все просто одновременно шли в связке. Теперь первым с помощью ледоруба поднимался Слава (делал он это очень профессионально: зарубка руками, два шага ногами и т.д.), вкручивал бур в лед, зацеплял крепление веревки, благодаря которому поднимались все остальные и крепились своими веревками к тому же буру. Какое-то время все висели на одном буре, ввинченном в лед, пока Слава поднимался на следующий этап и вкручивал очередной бур. На первой же остановке на леднике, пока Слава вкручивал первый бур, я соскользнула с камешка, на котором сидела, и начла стремительно скатываться вниз по льду, а заветное слово «Зарубайся!» вылетело из головы, только успела просто что-то прокричать, чтобы на меня обратили внимание. Хорошо, что мы к тому моменту были не высоко на леднике, и я ногами затормозила о камни, которые были ниже, также на подхвате был Николай, который подставил мне опору. Адреналин выделился в этот момент конечно!

 

 

  

 

  

 

Пока были паузы в ожидании действий других, ноги начали подмерзать: солнце на нас не светило, стояли на льду практически без движения, поддувал северный ветерок. Висеть всем на одном буре было страшновато – все стояли плотно друг к другу и при повороте туловища невольно приходилось толкать соседа. Чтобы немного отогреть ноги нужно было попинывать лед носками, перенося центр тяжести на другую ногу. Положение «сидя» тоже давало о себе знать, - ноги начинали затекать.

Через 2 таких подъема я и Андрей решили спускаться вниз, т.к. просто очень замерзли. Спускаться было гораздо проще и быстрее – благодаря специальному узлу можно регулировать ослабление веревки, чем тупее угол по отношению к веревке, тем быстрее она опускает тебя. Чтобы остановить спуск и оглядеться назад, достаточно довести руку до веревки и ты уже стоишь на месте. Мне понравилось! 

Слава, Игорь и Николай продолжили восхождение – поднялись еще на пару-тройку этапов, но вскоре тоже начали спускаться – подвело снаряжение. У Славы в арсенале было 2 швейцарских шурупа и 3 российских. Шурупы отечественного производства при вкручивании просто растрескивали лед и крепиться за них было очень опасно, тем более, что чем выше нужно было подниматься, тем круче был угол наклона ледяного языка. Приняли решение не рисковать жизнью и спускаться вниз. Как спустились к подножию ледника, устроили привал, укрывшись от ветра за большим камнем, чтобы согреться и попить горячего чаю на снежных дровах.

Все вместе встретились у подножия горы и немного с чувством огорчения, что не покорили на этот раз гору, пошли домой. Зато получили интересный опыт восхождения в кошках по льду и остались живыми и невредимыми!!! Впереди нас ждала горячая баня, коньяк и песни под гитару. Хороший был день, интересный!

 

 

 

 

 

Природа все же очень красивая в этих местах, в лучах солнечного света горы и долины смотрелись совершенно по-другому, не так, как это было утром, когда мы только пришли к подножию горы. Обратно наш путь пролегал через дремучий кедровый лес, где мы даже нашли шишки и видели рыжих белочек.

 

 

 

 

 

А какое здесь чистейшее звездное небо по ночам! Столько звезд мы еще не видели ни азу в жизни!

 

5 день 24 сентября: альп-лагерь Актру  – г. Новосибирск, пробег за день 1000 км.

Следующим утром нам нужно было возвращаться домой. Утром после сборов была возможность попрактиковаться в скалолазании под руководством Славы – поучиться вязать узлы и управлять веревкой при спуске с вертикального склона горы. Этой возможностью воспользовались Николай и Игорь. Со стороны смотрелось эффектно.

 

 

 

 

 

Тем временем пока шли тренировки Инга принимала солнечные ванны на снегу.

 

 

 

С чувством благодарности Славе за сопровождение, с новыми впечатлениями от ледяных гор и красивейшей природы, мы пошли пешком до поселка, где нас ждала наша верная «пятерочка». Поэтому даже на третий день у нас продолжилась физическая нагрузка. Идти по хвойному осеннему лесу было очень приятно. Кончилась зима, снег растаял, пригревала яркое осеннее солнышко и так мы дружно дошагали почти до самого поселка, пока не встретили попутку, которая нас довезла.

 

 

  

 

После этих трех дней отдыха в туристическом лагере Актру, было ощущение, что мы прожили здесь, как минимум неделю – столько заряда энергии и незабываемых впечатлений мы получили!

В дороге опять пришлось провести остаток дня и всю ночь. В Новосибирск вернулись утром в районе 11 часов понедельника.

 

Категорийные участки

 

Долина реки Актру, подъем в альп-лагерь

Сложная для движения автомобиля дорога. Крытые подъемы, наличие больших камней на проезжей части. Встречаются заболоченные места и довольно большие броды. Вторая часть пути от перевалки и до самого альп-лагеря возможна только на подготовленном автомобиле повышенной проходимости. Ближе к лагерю часть дороги проходит прямо по каменистому руслу реки Актру, во время разлива реки уровень воды может значительно подняться, что вызовет дополнительные сложности для движения.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до 2 дней.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Дополнительный запас топлива в объеме 20 литров

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 2 дня автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Выводы и рекомендации

           

Актру – по праву можно назвать жемчужиной Алтая. Одноименная река, протекающая по ущелью на фоне скал и ледников, создает невероятный по своей красоте пейзаж.

Смена времен года в условиях высокогорья возможна в течение нескольких часов. Отправляясь в поход по подобным территориям необходимо иметь снаряжение на все возможные погодные условия.

В этом походе нами был впервые получен опыт восхождения на ледники, приобретены навыки пользования специальной экипировкой: кошками, ледорубами, страховочными веревками, карабинами и бурами. Все это, несомненно, пригодится нам в будущих походах. А сюда покорять неприступные вершины мы несомненно еще вернемся более подготовленными.

 

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru