Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Метелька 2013 - Алтай

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 1700 км.

Сроки проведения – 2-7 января 2013

Продолжительность – 6 день

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Таштагол – с. Алтамаш – г. Турочак – с. Артыбаш – с. Паспаул – д. Александровка – д. Бешпельтир – с. Узнеся – г. Чемал – г. Майма – г. Бийск – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Маршрут в рамках экспедиции клуба Off Road Master «Метелька 2013», руководитель маршрута Ершов Станислав Сергеевич.

 

Средство передвижения – Nissan Terrano

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Водитель, механик.

2

Кисляк Алена

Штурман, фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Алтай (от монгольского Алтын - золотой) - это самая высокая область Сибири и вообще Азии. Алтайская горная страна содержит систему хребтов, которые вытянуты с запада на восток. Наибольшей своей высоты хребты достигают в Катунско-Чуйской степи, где находится гора Белуха. (4506 метров) - вершина Алтая. На пиках многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются древние ледники. Общая площадь оледенения на Алтае составляет около 800 квадратных километров, а количество ледников превышает 900. В последние годы <благодаря> глобальному потепление и другим необратимым природным и климатическим процессам площадь снегов и льдов Алтайских гор стремительно уменьшается. Для тех, кто ходит в горы уже много лет это заметно невооруженным глазом.

Для местного рельефа характерны ледниковые озера, моренные валы, ледниковые террасы. Что касается Северо и Южно-Чуйских хребтов, то для них характерны крутые, местами отвесные скалы, узкие труднопроходимые долины с многочисленными прижимами и острые как бритва гребни. Для Катунского же хребта характерны более пологие местности, где значительно больше растительности, а вершины гребней, хоть и немного выше (в общей сложности), но положе. Горный Алтай отличается так же разнообразием почв. Здесь существуют практически все типы почв умеренной зоны земного шара.

Еще более разнообразны на Алтае растительность и животный мир. По богатству растительных видов Горный Алтай опережает все соседние с ним районы, а так же и многие другие горные области мира: здесь встречается более 1850 видов растений, это в два с лишним раза больше чем на всей Западно-Сибирской низменности. Леса зелеными уступами покрывают склоны гор. Особое место занимают кедры. Кедр - это символическое для гор Алтая дерево. Выше границы леса простираются альпийские и субальпийские луга, постепенно переходящие в тундру. Сказочное впечатление производят альпийские цветники со всех сторон окруженные снегами.

Весьма удаленный от Тихого и Атлантического океанов, Алтай имеет все характерные черты континентального климата: длинная и, порой, очень холодная зима, короткое, но жаркое лето. Например в северной части Телецкого озера годовая амплитуда колебаний температур составляет целых 82 градуса. То есть можно предположить, что зимой там температура опускается до -40 градусов, а летом поднимается до +40.

Алтай является водосбором для всех рек Запада Сибири. Со склонов гор берут начало тысячи мелких речушек и ручейков, которые затем сливаются в мощные горные потоки, такие как Чуя и Катунь. Алтай это край не только стремительных рек, но и голубых озер, многочисленных водопадов. Распространенные здесь так называемые висячие долины образуют водопады. Наиболее крупных из них насчитывается более 70. Это водопады Текелю (более 60 метров), Кок-кель, Рассыпной, Мультинские водопады и др. Алтайские озера очень живописны, наиболее популярное среди туристов - Телецкое озеро. В Катунском хребте располагаются живописные озера Тальмень, Кучерлинское, Аккемское. Часто посещают туристы Каракольские озера, которые поднимаются цепочкой до высоты 2000 метров. Очень красивое озеро Шавло, где снежные вершины Красавица и Сказка высотой около 4000 метров возвышаются над ним, создавая незабываемую панораму. Выше перечислены только самые популярные озера, на самом деле на Алтае их тысячи, и есть, поверьте мне, озера гораздо красивее и живописнее Телецкого и Шавлы, просто они находятся в трудноступных местностях и простой <турист-матрасник> до них не доберется. Как правило, большая часть таких небольших озер не занесены на карту и даже не имеют своего названия.

Основная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт. Протяженность его больше 600 километров. Трасса проходит по горным ущельям, пересекает множество бурных рек, серпантином вьется через перевалы. Два особенно запоминающихся перевала - это Семинский и Чике-Таман.

К поэтическим строкам многих известных людей про Алтай остается только добавить, что здесь путешественников встречает не только щедрая на краски природа, но и радушный прием. Этот край давно уже стал обетованной страной туристов, и каждое лето туристские базы в самых живописных уголках края голубых гор гостеприимно раскрывают свои двери. Чуйский тракт позволяет добираться к исходным пунктам маршрутов, ведущих в самые заповедные и удаленные районы, а разнообразие природно-климатических зон делает путешествие интересным, как в познавательном, так и в спортивном отношении. Если вам хочется размять мускулы, закалить тело, испытать силы в борьбе с трудностями, наконец, вы хотите умножить ваш спортивный багаж - приезжайте в Горный Алтай.

 

Река Катунь

Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом "кадын" - "хозяйка, госпожа". Начинается Катунь на южных склонах массива горы Белуха, из ледника Геблера. В верховье река делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта (так называемую Катунскую подкову), пересекает котловину Уймонской степи, а после впадения реки Аргут принимает северное направление.

В верхнем, а местами и в среднем течении река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. Питание Катуни в теплое время зависит в основном от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15°С. А период половодья, начинающийся в мае, продолжается на протяжении всех летних месяцев. Многочисленные ручьи и реки, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной 50 км и более. Основными из них являются реки Чуя, Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Аргут, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша.

  Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, иногда отвесными, склонами. Днища долин и русла рек заполнены валунами и галечником, очень) часты выходы коренных пород, образующих множество порогов и водопадов. Мощнейший из притоков Катуни река Аргут имеет протяженность 236 км. Выше впадения реки Карагем, Аргут, прорываясь сквозь горные теснины образует чрезвычайно красивый каскад порогов Карагемский прорыв.

В долине Катуни видны следы аккумулятивной деятельности рек в виде многочисленных террасовых ступеней, самые высокие из которых, близ села Иня, поднимаются над урезом реки более чем на 200 м.

 

Телецкое озеро

Телецкое озеро - самое большое озеро Алтая и одно из крупнейших озер России. Максимальная глубина озера составляет около 330 метров. Это позволило озеру занять почетное 25 место среди самых глубочайших озер мира!

Название озера происходит от алтайского племени телеутов. Это озеро часто называют младшим братом Байкала. Также как и Байкал, озеро очень глубокое, вытянуто между гор и имеет гораздо большую длину, чем ширину, в него впадает множество рек и ручьев (около 80), а вытекает только 1 река - Бия.

По-алтайски Телецкое озеро называется Алтын-Коль, что в переводе означает "золотое озеро". По старой легенде, в давние времена на Алтае был голод. Один алтаец имел большой золотой слиток, но, обойдя весь Алтай, так и не смог на него ничего купить. Раздосадованный и голодный, "богатый" бедняк бросил свой слиток в озеро и сам погиб в его волнах. С тех пор на языке алтайцев озеро называется Алтын-Коль - "Золотое озеро".

В настоящее время, несмотря на свою популярность, озеро еще слабо освоено туристами, т.к. широко доступна лишь его северная часть, в районе села Артыбаш, на южную же можно добраться только на лодке или теплоходе, либо на полноприводном авто через перевал Кату-Ярык.

И в этом, безусловно, есть положительные моменты - ведь в силу своей труднодоступности большая часть побережья и окрестностей Телецкого озера не подверглась влиянию цивилизации и сохранила свой изначальный, неизменный тысячелетиями, вид.

Восточная часть Телецкого озера входит в границы Алтайского государственного заповедника, который является основным научным центром по изучению природы Прителецкого района.

В северной части озера находятся туристические комплексы, из которых начинаются многочисленные пешие, водные, конные маршруты по северо-восточной части Горного Алтая. Основные достопримечательности, которые пользуются популярностью у отдыхающих в районе Телецкого озера - это водопад Корбу, водопад Киштэ, Каменный залив, водопады на Третьей речке.

Наполненное горной водой глубокое озеро остается холодным в течение года. В верхней зоне даже в жаркие летние дни вода редко прогревается выше 10°С, поэтому в нем практически нельзя купаться. Но это и не главное - Телецкое озеро словно магнит притягивает к себе тысячи туристов своей неповторимой красотой, таинственностью и загадочностью...

 

Описание маршрута

        

1 день 2 января: г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Таштагол, пробег за день 550 км.

Старт экспедиции был намечен от Вознесенского собора города Новосибирска на 12 часов. После старта колонна экспедиции с участниками из Новосибирска, Нижневартовска, Москвы, Кемерово, Томска и Красноярска направилась на выезд из города через Огурцово, где заехали помянуть Куликова Игоря Николаевича – президента новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off Road Master, скончавшегося ровно год назад в экспедиции за полярным кругом.

 

 

 

Дальше через Крахаль выехали на Ленинск-Кузнецкую трассу и направились далее по маршруту до Таштагола.

После села Плотниково одну из машин колонны, попытался остановить сотрудник ДПС, но после того как вместо одной выбранной им машины, остановилась вся колонна более чем из десятка экипажей, сотрудник явно растерялся и побежал за советом, что теперь делать к старшему напарнику сидевшему в машине J. После непродолжительной заминки нам пожелали счастливого пути и отпустили.

Дальнейшая дорога до Таштагола прошла без приключений, красивейший участок дороги Горной Шории перед Таштаголом, по традиции проходим уже ночью. По дороге разве что помогаем вытащить на дорогу легковушку хорошо ушедшую с трассы в кювет.

При подъезде к Таштаголу, Томский экипаж уже нашел место для нашей сегодняшней ночевки, на одном из лесоповалов. С трудом разместились на поляне, пришлось укатывать снежную целину, под которой то и дело попадались поваленные деревья. Казалось бы, проблем с дровами для костра в таком месте быть не должно, но по факту весь поваленный лес оказался сырым и несколько часов попыток разжечь костер так и не привели к ожидаемому результату – горело все: бензин, солярка, все кроме дров J.

 

 

После напряжной дороги вымотавшиеся экипажи поужинали, немного пообщались и отправились отдыхать.

 

2 день 3 января: г. Таштагол – с. Алтамаш – с. Артыбаш, пробег за день 200 км.

С утра колонна позавтракав выдвинулась в сторону Телецкого озера. Но чуть более чем через полсотни километров практически на вершине перевала разделяющего Кемеровскую область и республику Алтай у красноярского экипажа на Korandо в прямом смысле слова отваливается заднее колесо – срезало полуось. Встаем и решаем что делать, своими силами починить такую поломку не представляется возможным. Пытаемся найти эвакуатор, для того чтобы отвезти машину в Таштагол, где еще перед выездом ребята предлагали нам всевозможную помощь, в том числе и теплый бокс для ремонта. Если эвакуатор найти не получиться, то придется изготавливать «лыжу» из подручных растущий неподалеку деревьев и таким образом уже собственными силами тащить сломанную машину до места ремонта. Параллельно с поиском эвакуатора и выбором дерева для изготовления лыжи пытаемся обзванивая все возможных знакомых с разных близлежайших городов Новосибирска, Томска, Кемерово, Алтая найти новую полуось на Korando. Найти необходимую запчасть получается недалеко – в Новокузнецке. Эвакуатор тоже нашли в Таштаголе. При благоприятном стечении обстоятельств за ночь экипаж должен починиться и завтра с утра вернуться в строй! После погрузки Korando, колонна двинулась дальше к Телецкому озеру.

 

 

 

 

На Телецкое приехали еще засветло, успев полюбоваться видами зимнего Золотого озера. Но, к сожалению, найти место для размещения всех участников на берегу озера не смогли и уже поздно вечером отправились искать место для ночевки на берегу реки Иогач. Долго раскатывали заснеженную поляны в лесу, после чего всех ждал дружественный ужин у костра.

 

 

3 день 4 января: с. Артыбаш – д. Новотроицк, пробег за день 50 км.

Утром приехал благополучно починившийся за ночь красноярский экипаж на Korando. Сегодня нас ждет категорийный участок Новотроицк – Уймень. Дорога оказалась сложнее чем предполагалось, уакая заметенная снегом с крутыми подъемами на перевалы. Вскоре настал период, где без цепей противоскольжение движение стало весьма затруднительным. Начались и первые поломки – у Terrano срезало шпильку на хабе, пришлось лочить его намертво, а позже выяснилось, что еще и потерялся один из болтов, крепящий рычаг передней подвески к раме, без него дальнейшее движение очень рискованное, так как если срежет второй болт, то поломка станет очень серьезной и обездвижит машину, так что ее нельзя будет даже буксировать. Пока команда занимается поиском нужного болта и ремонтом, штурмовая крупа разведует дальнейшую дорогу.

 

 

 

Terrano починили, но тут же выяснилась еще одна поломка – на одном из Toyota Land Cruiser, пропала зарядка аккумулятора, эта неисправность не столь критична и с ней можно продолжать движение, при необходимости (по мере высадки) меняться аккумуляторами с другими машинами. Продолжаем движение, уже темнеет, движемся к месту сегодняшней ночевки – поляне непосредственно расположенной перед перевалом на Уймень.

Расположившись на поляне, экипажи, ждут возвращения штурмовой группы с результатами разведки и планами на завтрашний день.

Новости не утешительные – дальше дорога гораздо сложнее, набор высоты увеличивается, дорога нехоженая, более чем полуметровая глубина снега, много поваленных деревьев, за пару часов штурмовой группе удалось пройти всего около полукилометра. Вывод ­– нашим составом в обозначенные сроки данный перевал взять не представляется возможным. Завтра нас ждет возвращение на Телецкое озеро и асфальтовая дорога в сторону Горно-Алтайска, на второй запланированный категорийный участок Александровка – Бешпельтир.

 

4 день 5 января: д. Новотроицк  – с. Артыбаш – д. Александровка, пробег за день 200 км.

На утро при взятии брода, выпрыгивая из воды на лед, погнули рулевую тягу на Land Cruserе. Обратная дорога шла в большинстве случаев уже под спуск, да и была протоптана нами вчера, уже не вызвала каких-либо трудностей. Сделав еще несколько разведок по пути следования, к ночи команда выходит на штурм перевала с Александровки на Бешпельтир.

 

 

 

При подъеме на перевал поработать приходится всей команде, в ход идут и лопаты и силы штурманов по тасканию лебедок и выталкиванию машин. Больше всего хлопот сегодня нам доставляли разбортовывавшиеся, вследствие спуска до критически низкого давления, колеса. Штурм перевала продолжается до двух часов ночи. Когда уже на вершине были практически все экипажи, происходит фатальная поломка в московском экипаже на Dodge Ram, помогавшем все это время, всем кто не мог самостоятельно подняться на перевал. Машина осталась без переднего привода, из-под машины при движении слышатся удары, предположительная поломка – отломанное крепление раздатки, так как течи масла не наблюдается, надеемся на то что сам агрегат остался неповрежденным. В любом случае машину нужно поднимать на вершину и уже там, в нормальных условиях, ставить точный диагноз и предпринимать дальнейшие действия.

В течение двух часов до четырех утра, с помощью лебедок поднимаем четырех тонного Dodge на перевал, на расчищенную специально для него площадку. Диагностику и ремонт оставляем на утро, вымотавшееся команде даже не до ужина J.

 

5 день 6 января: д. Александровка – д. Бешпельтир – с. Ороктой, пробег за день 100 км.

Утром, при диагностике больного, выяснилось что ситуация лучше, чем могла бы быть – отделались срезанными ушами переднего кардана. Кардан сняли, получив в итоге большой и тяжелый заднеприводный автомобиль.

 

 

После совещания пройти перевал все же решаемся до конца, до деревни Бешпельтир, несмотря на сломанную машину, предварительно пустив в разведку пару сильных экипажей.

 

 

 

 

Спуск с перевала получился существенно легче подъема на него. При выезде к цивилизации, делаем остановку, для того чтобы привести в порядок транспортные средства, снять цепи, накачать до нормального давления колеса, сбить с них лед.

 

 

После непродолжительного асфальтового пробега, ближе к вечеру команда встает на поляну под Ороктойским мостом для встречи рождества. Пока основная часть команды обустраивает лагерь, добывает дрова для костра и готовит праздничный плов; штурмовая группа, состоящая из нескольких машин, уходит на разведку Ороктойского перевала, дорога через который намечена по плану на завтрашний день, но с учетом имеющихся поломок и ограниченного времени, возможна лишь в том случае если перевал окажется достаточно легко проходимым для всей команды.

 

 

 

 

 

 

Ближе к полуночи разведка возвращается в базовый лагерь, перевал оказался заметен полуметровым уровнем снега, с весны по нему еще никто не проезжал, делать его прохождение вторым категорийным за поездку при наличии неисправной машины и одного оставшегося дня выглядит неразумным.

В ночь дружной компанией встречаем рождество с вкуснейшим пловом, горячим костром и настоящим салютом!

 

6 день 7 января: с. Ороктой – г. Чемал – г. Новосибирск, пробег за день 600 км.

Несмотря на поздний вчерашний отбой, старт сегодняшнего дня назначен на 10 утра, сегодня нам предстоит колонной дойти до финиша в Новосибирске.

По пути на границе Алтайского края и Новосибирской области снова отличились сотрудники ДПС тормознувшие на посту нашу машину, после остановки всей колонны, возмутившиеся тем, что мы сделали им пробку на посту, тут же благополучно отпустили нас опять с пожеланием счастливой дороги :-)!

Вечером колонна была в Новосибирске, но трофи будет окончено только тогда, когда до дома доберутся все экипажи, включая томичей, красноярцев, нижневартовцев и, конечно же, москвичей, им до дома дальше всех еще 3500 километров.

 

Категорийные участки

 

Перевал Александровка-Бешпельтир

Движения в условиях полного зимнего бездорожья и очень низких температур. Дорога через лесной перевал с узкими, габаритными местами для проезда, местами встречаются поваленные деревья, а также лежащие камни, мимо которых приходится либо маневрировать, либо убирать. Также по пути следования встречаются броды незамерзших горных рек, после преодоления, которых приходится двигаться без рабочей тормозной системы, оттормаживаясь двигателем, либо зарубаясь в ближайшие сугробы. Преодоление некоторых наиболее крутых подъемов без дополнительного оснащения виде цепей противоскольжения и лебедок становится невозможным. Движение по снежной целине опасно тем, что под снежным настом могут оказаться коварные препятствия, способные нанести существенный вред транспортному средству и даже вывести его из строя.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до полутора недель.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Дополнительный запас топлива на борту

– Наличие цепей противоскольжения

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Набор карт местности, включая электронные и бумажные

 

Выводы и рекомендации

           

В экспедиции получен новый опыт по длительному нахождению в зимних условиях, как касательно подготовки транспортного средства, так и личного снаряжения. Также получен дополнительный опыт вождения автомобиля зимой вне дорог.

При преодолении зимних бродов, нужно быть готовым к замерзанию намокших узлов автомобиля: вентиляторов системы охлаждения, тормозной системы. На разогрев и приведение в рабочее состояние замерзшей тормозной системы после бродов может уйти достаточно много времени, в это время нужно быть очень осторожным при движении, так как практически автомобиль оказывается без рабочей тормозной системы.

При движении по снежному насту под снегом могут оказаться какие-либо опасные препятствия, например камни или поваленные деревья, которые могут очень сильно повредить автомобиль; и если броды хоть немного просматриваемся и их можно прощупать, то со снегом ни то ни другое сделать не получится, так что только бдительная осторожность может сыграть на руку при преодолении заснеженной целины.

Благодаря сплоченной работе всей команды, удалось пройти категорийный перевал Александровка – Бешпельтир, несмотря на движение в ночное время и происходившие поломки.

Невзирая на некоторые трудности, лишения и тяготы, зимняя экспедиция в новогодние каникулы просто несравнимая альтернатива салату оливье на домашнем столе. Прекрасная компания, много новых друзей, свежий воздух и окружение природы – лучшего начала нового года просто трудно представить.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru