Главная  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Шория-Тува-Алтай. 2016

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе первой категории сложности

по Горной Шории, Туве, Алтаю

совершённому с 5.08.2016 по 13.08.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 0-146-16

 

 

Руководитель: Анна Ситникова

630099, Новосибирск, ул. Трудовая, д. 7 кв. 76

тел: 8-913-947-76-08  e-mail: SiTravels@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

2016


Содержание

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                    1

 Содержание                                                                                                           2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                                3

2.      Участники и экипажи                                                                                      4

3.      Общие сведения о районе похода                                                                  5-10

4.      Цели путешествия                                                                                            11

5.      График движения                                                                                             11

6.      Описание маршрута                                                                                         12-45

7.      Выводы и рекомендации                                                                                 46

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                               47

9.      Категорийные участки                             .                                                       48

10.  Оснащение                                                                                                        49

11.  Фотоотчет                                                                                                         49


Нитка маршрута

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Новокузнецк – г. Междуреченск – п. Усть-Веселый – п. Верх-Таштып – с. Таштып – г. Абаза – пер. Саянский – г. Ак-Довурак – г. Чадан – с. Хандагайты – с. Саглы – с. Мугур-Аксы – оз. Джулукуль – оз. Хиндиктиг-Холь – пер. Бугузун – г. Кош-Агач – п. Чаган-Узун – с. Ортолык – п. Бельтир – пер. Карагем – п. Бельтир – с. Ортолык – г. Кош-Агач – с. Курай – п. Мены – г. Акташ – с. Иня – г. Онгудай – с. Шебалино – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Барнаул – г. Новосибирск


Участники

 

Ф.И.О.

 

Место жительства

Дата рождения

Обязанности в коллективе

 1

Ситникова Анна Михайловна

г. Новосибирск,

ул. Трудовая, д. 7 кв. 76

12.06.1980

Руководитель, видео-оператор, врач, повар

2

Ситников Игорь Викторович

г. Новосибирск,

ул. Выборная, д. 107 кв. 34

18.11.1979

Штурман, пилот, механик, фото-оператор

3

Ситникова Алиса Игоревна

г. Новосибирск,

ул. Трудовая, д. 7 кв. 76

23.01.2009

Штурман экипажа

4

Ситников Евгений Игоревич

г. Новосибирск,

ул. Выборная д. 107 кв. 34

01.12.2015

Турист

5

Попов Алексей Владимирович

НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск,

микрорайон 7, д. 13 кв. 14

24.07.1976

Пилот, механик, фото-оператор

6

Попова Татьяна Владимировна

НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск,

микрорайон 7, д. 13 кв. 14

03.08.1976

Штурман, фото-оператор, повар

7

Попов Владимир Алексеевич

НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск,

микрорайон 7, д. 13 кв. 14

23.04.2004

Штурман экипажа

8

Попова Мария Алексеевна

НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск,

микрорайон 7, д. 13 кв. 14

20.12.2006

Штурман экипажа, повар

9

Попов Ярослав Алексеевич

НСО, Новосибирский район, р.п. Краснообск,

микрорайон 7, д. 13 кв. 14

24.10.2008

Турист

 

Экипажи

 

Автомобиль

Участники

Обязанности

1

Toyota Land Cruiser 80

Ситникова Анна Михайловна

 

Руководитель, видео-оператор, врач, повар

Ситников Игорь Викторович

Штурман, пилот, механик, фото-оператор

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман экипажа

Ситников Евгений Игоревич

Турист

2

 

 

 

 

Nissan Safari Y60

 

 

 

 

Попов Алексей Владимирович

Пилот, механик, фото-оператор

Попова Татьяна Владимировна

Штурман, фото-оператор, повар

Попов Владимир Алексеевич

Штурман экипажа

Попова Мария Алексеевна

Штурман экипажа, повар

Попов Ярослав Алексеевич

Турист


Район похода

 

Поход совершён по Горной Шории, Туве, Алтаю.

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 0-146-16.

Вид туризма

Категории сложности

Протяжённость

Продолжительность

 

Сроки проведения

Авто

1

2760 км

9 дней

  с 5.08.2016

по 13.08.2016

 

Общие сведения о районе похода

 

Горная Шория

Горная Шория – удивительное по своей красоте место, где смыкаются горные отроги Кузнецкого Алатау, Алтая и Саян.  Ее часто называют Сибирской Швейцарией из-за замечательных живописных видов. Это таежный край практически нетронутой природы, окруженный кольцом гор,  зимой превращающийся в горнолыжный курорт. Хорошие, хоть и простые трассы высокого уровня – место проведения профессиональных и  любительских Чемпионатов России. Горы здесь сравнительно невысокие, с мягкими очертаниями вершин, в них много пещер и гротов. Есть здесь и своя загадка цивилизации – на высоте более тысячу метров находятся остатки циклопического сооружения из глыб длиной до 20 метров и высотой до 6, вертикально стоящих на гигантском фундаменте.  Некоторые исследователи считают эту кладку на вершине горы древними руинами исчезнувшей цивилизации. В это сложно не поверить, глядя на перпендикулярные основанию камни, вес которых может достигать более сотни тонн. Блоки подогнаны друг к другу очень плотно, так, что между ними невозможно вставить нож. Исследователи находят на них странные круглые отверстия и следы оплавления, которые, по их мнению, могут свидетельствовать о взрыве, разрушившем гигантскую постройку, и о страшной силы термоядерной реакции, оплавившей базальт.

В Горной Шории испокон веков добывалось железо – и свое название регион получил от названия народа шорцев, которые первыми в Сибири выплавляли железо примитивными способами – сибиряки называли их кузнецкими татарами.  Сейчас в Горной Шории широко разрабатываются месторождения Кузнецкого угольного бассейна.

Здесь очень богатый животный мир, обитает множество видов рыбы. К достопримечательностям края относятся Шорский национальный парк и Таштагольский заказник  для охраны пушного зверя – в первую очередь соболя, а также многочисленные пещеры в бассейне реки Мрас-Су.

Стоит познакомиться и с местными традициями и богатейшим фольклором. Шорский героический эпос один из древнейших на земле. В ныбаки (сказаниях) говорится о древних тюрках: тенгрианских тюрках, уйгурах и кыргызах, ужасающих древних монголах, воинство которых проходило поблизости. А в сказаниях нового времени говорится о снежном человеке – с 2009 года Горная Шория позиционирует себя как место встречи с этой загадкой. Здесь установлены памятники йети, выпускаются соответствующие сувениры, проводятся даже  тематические туры.

 

Тува

Трудно найти еще один регион на планете с таким разнообразием природных условий на сравнительно небольшой территории. Расположенная в центре азиатского материка, на стыке Сибири и Центральной Азии, Тува сочетает элементы двух разных природных районов. Здесь центрально-азиатские песчаные пустыни соседствуют с южно-сибирскими лесами и тундрой, северные олени живут неподалеку от верблюдов и красных волков. На суровом высокогорье обитают очень редкие животные – снежные барсы и удивительные тувинские яки — сарлыки. Альпийские луга радуют буйством цветов и красок. Первозданная природа Тувы, лечебные аржааны, могучие реки, высочайшие горы, загадочные озера, большое количество природных и археологических памятников, обширные охотничьи угодья – все это стоит внимания любознательных путешественников.

Тува расположена в верховьях Енисея. Граничит с Монголией, Республикой Алтай, Хакасией, Красноярским краем, Иркутской областью, Бурятией. На севере и востоке Тувы расположены хребты и отроги Саянских гор с вершинами высотой от 2000 до 3000 м. В Туве берет свое начало одна из крупнейших рек мира – Енисей. Почти все реки Тувы относятся к бассейну Верхнего Енисея, и только южные склоны Тану-Ола и Сенгилена отдают воды рекам бессточной впадины озера Убсу-Нур. Все тувинские реки зарождаются в горах. На реках Тувы множество водопадов. Самый большой из них и наиболее известный — Бий-Хемский. Поток шириной более 4 м падает здесь с 8-метровой высоты, создавая оглушительный рев. Величественна картина Хамсыринского водопада. Вода падает тремя рукавами с высоты 8 м при ширине потока 50 м. Не менее красив Дототский водопад. В республике множество пригодных для спортивного сплава рек. Наиболее известные маршруты — по Бий-Хему, реке Улуг-Оо (Подпорожная), Серлиг-Хему, Кызыл-Хему, Балыктыг-Хему, Ка-Хему, Хам-Сыра, Хемчику. Интересные места для пешего туризма – Бай-Тайгинский и Монгун-Тайгинский кожууны на юго-западе республики.

В тайге, горах, степях, на реках и озерах водится множество редких и интересных для охотника зверей. Дикие северные олени, медведи, козероги здесь самые крупные в мире. Наиболее популярны для спортивной охоты и рыбалки озеро Чойгань-Холь и река Соруг, расположенные у подножия одного из отрогов хребта Восточный Саян. Сухие продуваемые берега, живописные острова, интересные радиальные выходы в горы и на водопады. Здесь вы можете поймать на удочку большого хариуса, ленка, тайменя, щуку, окуня или налима. В Туве более 430 озер.

Здесь обитают 85 видов млекопитающих и 300 видов птиц; в реках и озерах живет 18 видов рыб. Наиболее своеобразен животный мир Убсунурской котловины, где преобладают обитатели монгольских полупустынь: дзерен, даурская пищуха, ушастый еж, мохноногий тушканчик, монгольская песчанка. В реках котловины обитают центральноазиатские рыбы – осман и губач. В Тувинской котловине большинства этих животных нет – они не могли проникнуть на север через высокие хребты Тану-Ола. Здесь господствуют уже сибирские виды: колонок, заяц-беляк, бурундук, ласка, лисица, волк. В горно-таежной зоне обитают белка, соболь, росомаха, бурый медведь, лось, кабарга, косуля, марал, бобр, кабан, рысь. В долинах рек живет дикий кот – манул. Из птиц распространены орлы, коршуны, ястребы, совы и филины. В тайге обитают тетерева, глухари, рябчики и куропатки; на водоемах – гуси, различные виды уток, кулики.

Сибирь… Много сказано и написано об этой земле, но для каждого побывавшего в этом краю, она своя, забыть ее невозможно и, вернувшись в суету огромного города, начинаешь скучать по этому бескрайнему океану тайги, буйству суровой жизни, мощи великого Енисея, по не сравнимому ни с чем аромату сибирского кедра и пихты, по изумляющей, не нарушаемой тишине, особенно заметной, когда замолкает рокот мотора лодки, несущей вас вверх по могучей реке мимо суровых гольцов, мимо облаков, отражающихся в водах разлившегося Енисея. Чистота и прозрачность воздуха столь необыкновенны, что иногда теряется ощущение движения по реке и рождается ощущение полета.

 

Алтай

Алтай – это обобщенное название Алтайского края и Республики Алтай, которые в данный момент представляют собой два самостоятельных региона.

Республика Алтай, территория которой занимает всего лишь 260 кв. км, находится на юге Западной Сибири и является частью Сибирского Федерального Округа.

Расположена у истоков реки Обь, которая образована слиянием двух рек — Катунь и Бия – крупнейшими водными артериями, берущими начало в республике. Многие называют эту область Горный Алтай, так как она представлена горными хребтами. Высшая точка этой горной системы – гора Белуха, высота которой составляет 4509 м. Белуха является высочайшей в Сибири, очень интересна в альпинистском плане.

Столица – город Горно-Алтайск, единственный город этой маленькой республики. Численность населения на 1 января 2012 г. составляла 208 445 человек, где коренное население – алтайцы, потомки тюркских племен. Религиозные воззрения представлены шаманизмом, бурханизмом, православием, буддизмом, исламом.

Главной автомагистралью региона является Чуйский тракт (федеральная трасса М-52), как бы разрезающий Горный Алтай пополам. Начинающийся в Новосибирске, он дает выход России в сопредельную Монголию; общая протяженность тракта составляет 963 км.

В 1998 г. в список ЮНЕСКО были включены пять уникальных природных объектов под общим названием «Алтай – Золотые Горы». Это Телецкое озеро, Алтайский Государственный Природный Заповедник, Зона Покоя «Укок», Катунский Государственный Природный Биосферный Заповедник и гора Белуха. Эти объекты – мировое природное наследие с неповторимыми этнокультурными, экологическими характеристиками и особым разнообразием флоры и фауны.

 

Озера Джулукуль и Хиндиктиг-Холь

Второе по величине высокогорное озеро республики Алтай – Джулукуль – находится в Улаганском районе на Чулышманском плато. Высокие скалы Шапшальского хребта стеной закрывают водоем от окружающего мира. Неподалеку располагается озеро Хиндиктиг-Холь.

Джулукуль берет золото в списке крупных водоемов Юго-Восточного Алтая, но получает серебро среди озер всей республики, уступая первое место Телецкому озеру. Длина Джулукуля свыше 10 км, обхват «талии» – 3 км, а глубина сравнительно небольшая – всего 9 м.

На берегах водоема сохранилась тундростепь – небольшая часть древнего ландшафта, когда-то охватывавшего всю Сибирь. Его особенностью является смешение противоположностей: севера и юга Азии. Совершенно спокойно здесь соседствуют карликовые березки и степные травы, а также тундровые кулики и суслики, обитающие только в степях.

В центре озера спрятались небольшие острова, а вокруг него бирюзовыми бусинами раскинулись водоемы поменьше.

Джулукуль – далеко не единственное имя, которое носит озеро. Оно, кстати, переводится с алтайского как «Летнее озеро». Другая вариация – Джюлю-Коль – схоже по смыслу – «Теплое озеро», а вот третье несколько иное – Ейлукаль. Одно это слово вмещает целое предложение – «озеро, с вытекающей из него речкой». А вытекает из Джулукуля река Чулышман.

Алтайцы почитают этот водоем и не устают пересказывать овевающие его легенды и мифы. Так, считается, что богатырь по имени Сартакпаль услышал, как стонет запертая в горах речка. Тогда он пошел к другому богатырю за помощью – к Джулукулю. Когда и тот услышал плач реки, то, размахнувшись, одним ударом снес каменную стену, высвободив пленницу, которую позже назвали Чулышман.

Как бы там ни было, в наше время озеро представляет огромную ценность для науки. Дело в том, что именно здесь и нигде больше во всей России, решила поселиться колония большого баклана. Когда-то они жили на Байкале, но почему-то покинули его. Интересно, что баклан может подняться ввысь максимум на 2200 м, и именно на такой высоте располагается Джулукуль. Днем и ночью здесь слышны птичьи крики и хлопанье тяжелых крыльев, иногда можно заметить занятых пернатых «хозяев» – они то отдыхают и сушатся, то чистятся после охоты.

Озеро привлекательно не только для птиц, но и для рыбаков, ведь Джулукуль – одно из самых рыбных мест на Алтае. В его водах обитают хариус и осман. Однако рыбная ловля здесь строго запрещена, ведь это охраняемая государством территория.

Чулышманское плато интересно еще и тем, что является гигантской смотровой площадкой, с которой открывается чудесная панорама на алтайские горы, речные долины и величественные каньоны.

Добраться до озера Хиндиктиг-Холь довольно сложно. С одной стороны, если ехать из Горного Алтая, то путь лежит через перевал Бугузун, несколько бродов в Чулышманском нагорье и очень крутых подъемов на холмы. С другой стороны, если ехать со стороны Тывы, то путь к озеру пролегает через опять-таки крутые подъемы на перевалы и верховые болота рядом с озером.

Видимо, из-за своей труднодоступности, Хиндиктиг-Холь до сих пор очень чистое и красивейшее озеро. Вода в озере очень прозрачна и видно на несколько метров в глубину. Там водится много крупной рыбы, но на глаза мальки или рыба не попадаются, возможно, это связано с тем, что здесь почти всегда холодно, все-таки сказывается высота над уровнем моря – 2300 метров.

Первая часть название озера Хиндиктиг с древнетюркского означает “Пуп земли”, связанно это с тем, что посередине озера возвышается большой остров, который с легкостью можно принять за противоположный берег.

По рассказам туристов, на этом острове живет «Хранитель» – человек, который следит за бережным отношением к озеру и его окрестностям.

А природа вокруг озера Хиндиктиг-Холь необыкновенная: холмы, покрытые мягким и разноцветным мхом, каменистый берег, близкие горы и скалы, покрытые снегом. Одна из близлежащий гор особенно интересна. Эта гора Монгун-Тайга, самая высокая точка Восточной Сибири, она вся покрыта ледниками. Её высота 3971 метров.

 

Перевал Бугузун

Перевал Бугузун находится в Кош-Агачском районе Республики Алтай, к северо-востоку от поселка Кош-Агач и особенной популярностью или даже любовью пользуется у автотуристов. Во-первых, это кратчайшая из, скажем так, "нецивилизованных" дорог из Алтая в Туву, а во-вторых, у перевала имеется довольно высокая категория сложности по автотуристической классификации. Так что для многих преодолеть его дело чести.

Высота перевала порядка 2600 метров, но дело здесь не собственно в высоте, а в сложности маршрута. По пути придется преодолеть около десятка переправ, а часть так называемой "дороги" через Бугузун, и вовсе проходит по руслу одноименной реки. Кстати, переводится это название, как "большая река", но на самом деле действительно большой она становится только в паводок, а во все остальное время главную опасность представляет не вода, а большие камни, которые все время встречаются на пути.

Ценится этот маршрут также за красивейшие пейзажи, которые сопровождают туристов по всему маршруту. Здесь представлено все разнообразие алтайских красот: снежные вершины, горные озера и реки, долины и степи.

 

Перевал Карагем

Перевал Карагем находится в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Это место, где соединяются Южно и Северо-Чуйский хребты.

Подъезд к перевалу осуществляется, как правило, от села Бельтир по долинам рек Талдура и Джело. На верхнюю точку Карагема, а это 2700 метров над уровнем моря, вполне можно подняться на технике высокой проходимости, и многие экстремалы – любители покататься на джипах по бездорожью, считают своим долгом обязательно посетить это место.

Ближе к вершине растительности практически нет, голые камни и постоянные ветра. Сюда едут за острыми ощущениями, и замечательным видом, который открывается с перевала на окрестные горные хребты и главную гору Алтая – Белуху.

 

Кызыл-Чин

Долина Кызыл-Чин расположена приблизительно в 10 километрах севернее поселка Кош-Агач в Алтайском крае и представляет собой удивительное место. Оказавшись в долине реки Кызыл-чин, туристы ощущают себя словно на другой планете, потому что великолепие увиденного ландшафта приводит в восторг даже самого искушенного путешественника.

В долине Кызыл-Чин пейзаж чем-то напоминает марсианский, и только синее небо над головой напоминает о том, что вы находитесь на Земле, а не на Красной планете… Название долины трактуется по-разному. Согласно одной из версий, это название происходит от древне-тюрского слова «кысыл», обозначающего ущелье и алтайского «чин/шын», что означает глубокий ров. Вторая трактовка отсылает название с современному тюркскому слову «кызыл», которое переводится как «красный». Как бы то ни было, но обе версии вполне соответствуют действительности, поскольку и горный пейзаж, и красный цвет присутствуют здесь в изобилии.

Пейзажи долины Кызыл-Чин не похожи ни на что другое – благодаря выходам цветной глины горные склоны окрашены в самые неожиданные оттенки, от красного и фиолетового до белого. Здесь можно найти кристаллы дымчатого кварца или других минералов, а также многочисленные артефакты – скифские и тюркские курганы, памятники эпохи бронзового века и наскальные рисунки. А сделанные в долине фотографии станут настоящим украшением любого фотоальбома.

 

Озеро Мены

Гейзеровое озеро напоминает гигантскую чернильницу, в которую какое-то громадное существо налило ярких голубых чернил. Вода в нем имеет небесный оттенок, и этот цвет действительно трудно назвать земным, настолько он мистичный. Дно водоема устелено голубой благородной глиной и мелким песком. Внутри озера находятся гейзеры: два больших и пять маленьких. Они с разной периодичностью производят выброс метана в воду, от этого по всей акватории расходятся контуры окружностей, причудливых форм. Эти круги имеют насыщенный синеватый или серебристый контур. Как будто кто-то опустил перо в чернильницу и по ее поверхности пошли круги… Отсюда еще два имени озера – Голубое и Серебряное.

Гейзеровое озеро совсем невелико. Его длина около 30 м, ширина – 25 м. Глубина озера всего пару метров. Здешняя вода обладает поразительной прозрачностью. Видно каждую рыбку, каждую веточку водоросли. Недалеко расположены туристские базы. Недавно велось много разговоров о том, чтобы расчистить путь к этой любопытной достопримечательности. По дороге встречаются топи, кровососущие насекомые, буреломы и колючие заросли кустарников. В озерную чашу сказочного оттенка очень хочется окунуться, но не стоит – вода здесь ледяная, а берега болотистые, озеро совершенно не приспособлено для плавания. Однако туристы все равно идут к его берегам, ищут его в дебрях алтайских гор. Их не останавливают ни царапины, ни промокшие ноги и искусанные руки. Все из-за мистической притягательной силы озерных кругов. Смотреть на которые можно часами, а иногда и ожидать их появления приходится не меньше. Они так же завораживают, как горящий огонь или бегущая вода. Некоторые устраивают настоящую охоту за расплывчатыми контурами, только вместо ружья в руках фотоаппарат, а цель – не дичь, а удачный снимок.

Генезис Гейзерова озера вызывает много споров. Кто-то считает, что оно появилось в результате работы гейзеров, которые сейчас дремлют и выпускают только газ. Кто-то видит в котловине отпечаток упавшего метеорита, в результате чего вдавленное пространство заполнилось водой. Кто-то и вовсе примешивает к появлению озера потусторонние силы. Где правда – не известно. В озеро впадет один ручей, дополнительное питание обеспечивают подземные стоки и периодические осадки. Водная гладь не замерзает даже в лютые морозы.

Как попасть к озеру зависит от того, где обоснована стоянка. В любом случае путь сюда не займет много времени. Есть дороги, идущие от местных турбаз, а также путь от села Акташ. Лучше проконсультироваться с местными и помнить об удобной экипировке и репеллентах.


Цели путешествия

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация новых маршрутов

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в чемпионатах Сибири и России

 

График движения

 

5 августа 750км г. Новосибирск – г.Ленинск-Кузнецкий – г. Междуреченск

6 августа 180км г. Междуреченск – п. Усть-Веселый – с. Таштып

7 августа 420км с. Таштып – г. Абаза – г. Ак-Довурак – с. Хандагайты

8 августа 210км с. Хандагайты – с. Мугур-Аксы – оз. Хиндиктиг-Холь

9 августа 110км оз. Хиндиктиг-Холь – пер. Бугузун – г. Кош-Агач

10 августа 125км г. Кош-Агач – п. Чаган-Узун – п. Бельтир – пер. Карагем

11 августа 0км пер. Карагем

12 августа 185км пер. Карагем – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Курай

13 августа 780км с. Курай – г. Онгудай – г. Горно-Алтайск – г. Новосибирск


Описание маршрута

 

1 день 5.08., пт: г. Новосибирск – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Междуреченск, пробег за день 750 км.

После завершения рабочей недели и решения других всевозможных вопросов выехать из города удалось только вечером. Сегодня предполагаемая заброска нон-стопом до Междуреченска, откуда собственно можно сказать и уже начинается интересная часть запланированного маршрута.

 

2 день 6.08., сб: г. Междуреченск – п. Усть-Веселый – с. Таштып, пробег за день 180 км.

Подъем рано утром. Приходится вернуться в город для приобретения некоторых оставленных по забывчивости и по скорым сборам дома вещей – теряем драгоценное световое время.

Но вот последние дела в цивилизации завершены и мы отправляемся в настоящую тайгу навстречу приключениям J. Дело в том, что путь из Кемеровской области в республику Хакасия занимает более 1000 километров по дорогам общего пользования, мы же собираемся сократить этот путь до пару сотен километров, правда двигаться придется напрямую через шорские леса и перевалы по малонаезженным дорогам или вообще уже давным-давно неиспользуемым тропам и направлениям, отмеченных лишь пунктиром на наших картах. Еще одна особенность здешних мест – это то, что в данном районе Горной Шории в тайге, располагается несколько колоний-поселений, где осужденные за не очень большие преступления отбывают свое наказания – свободно живут, работают, но покидать данную территорию не имеют права. Судьба миновала нас от встречи с данными людьми на нашем маршруте, но в описаниях тех, кто здесь проезжал до нас встречаются весьма разнообразные отзывы о встрече с местным населениям и иногда весьма не лестные.

Вехав в тайгу, в первой половине дня дорога была весьма неплохо накатанной и мы довольно быстро отмахали почти сотню километров и добрались до поселка Усть-Веселый, правда не без потерь – острым скальным камнем хорошо пропороли протектор покрышки на машине, несмотря на то, что резина стоит прочная внедорожная, пришлось ставить запаску и теперь без оной выбираться с этих дебрей в цивилизацию, где могут произвести ремонт колеса. В самом поселке – развилка основная дорога уходит на Балыксу до которой уже рукой подать, мы же по плану собираемся спускаться другой тропинкой на Юг в сторону Верх-Таштыпа, а от него уже до села Таштып и до города Абаза, стоящем на федеральной трассы, совсем не далеко и уже по нормальным дорогам общественного пользования. По прямой до поселка Верх-Таштып чуть более полусотни километров, но сначала переехав живописную речку Балаксу, встаем на ее берегах, на небольшой заслуженный обед в действительно прекрасном месте.

 

 

Кому-то из членов нашей команды больше всего из обеденного меню понравились береговые камушки посыпанные галькой J.

 

 

 

Во время приготовления обеда не отказываем себе в удовольствии освежиться в бодрящей горной речушке.

 

 

Хорошо отдохнув, уже ближе к вечеру продолжаем движение к намеченной на сегодня цели. Когда-то, совсем не так давно, довольно сносная дорога постепенно становиться все более узкой и вскоре уходя наверх в горы превращается в заросшую давненько неезженую просеку, по которой машины уже с трудом пробираются, приходится часто останавливаться для того чтобы расчистить себе проезд от поваленных веток и выросших на пути кустарников.

Наши усилия указываются не напрасными, хотя уже и стали закрадываться сомнения в успехе сего мероприятия, но миновав вершину горно-таежного и водораздельного перевала, мы круто спускаемся к реке Таштып, отсюда уже и начинается нормальная дорога до цивилизации. Отмахав за сегодня еще около полусотни километров, встаем на берегу реки на ночлег, немного не доехав до села Таштып, чтобы не привлекать к себе излишнее внимание местных.

 

3 день 7.08., вс: с. Таштып – г. Абаза – г. Ак-Довурак – с. Хандагайты, пробег за день 420 км.

С утра, выйдя на асфальтированную дорогу, заезжаем сначала в близлежащий город Абаза, нужно решить некоторые уже накопившиеся проблемы, в том числе починить пропоротое колесо – без запаски продолжать путешествие не совсем логично J. Далее по маршруту крупные города на нашем пути встречаться не будут: с Хакасии, мы спустимся южнее в Туву, затем уйдем на запад в Горный Алтай и только к окончанию маршрута у нас начнут появляться какие-то более обжитые места.

Пока занимались ремонтом покрышки, выяснилась еще одна проблема с износившимися тормозными колодками. Найти нужные запчасти в местных магазинах, даже, казалось бы, не в самом маленьком городе, не представлялось возможным. Пришлось прибегнуть к мастерству ручного изготовления необходимых запасных частей – в магазине были куплены наиболее подходящие по размеру колодки, дальше на уже знакомой нам шиномонтажной мастерской, с помощью болгарки они были подогнаны под нужный размер и успешно установлены на автомобиль – вот такой вот ремонт практически в полевых условиях.

Итого решение небольших накопившихся проблем заняло у нас полдня времени! По маршруту мы смогли выдвинуться лишь в обед L. По пути нас ждал перевал Саянский – 2214 метров над уровнем моря. Это границы республик Хакасии и Тувы.

 

 

 

 

Конечно, делаем остановку с небольшим чаепитием в столь знаковом месте. С вершины перевала открывается живописный вид на низлежащую долину с чудесным бирюзовым горным озером. Сворачиваем с дороги и поднимаемся на самую вершину перевала, где из камней сооружено довольно большое «обо», фотографируемся. В этот момент погода начинает стремительно портиться, вынуждая нас продолжить движение далее по маршруту.

 

 

Как оказалось чуть позже, ветер с дождем были только небольшими предвестниками стихии, которая застала нас при спуске с перевала – поднялся шквалистый ветер с сильнейшим проливным дождем, видимость упала вплоть до нескольких метров, с неба повалил крупнейший град, когда-либо виденный нами, некоторые градины были, без преувеличения, размером с куриное яйцо! Мы попали в самый эпицентр стихийного бедствия, последствия которого в республиках еще долго будут ликвидировать: уничтожен урожай, побиты машины и крыши домов, местами нарушена подача электроэнергии…

Спустившись вниз с перевала в долину, погода кардинально изменилась, город Ак-Довурак встречает нас чистым небом с теплыми солнечными лучами. Небольшая фотосессия на фоне монумента с названием города и продолжаем движение…

 

 

После Чадана асфальтированная дорога заканчивается и мы съезжаем на гравийку. В дороге мы проходим еще несколько перевалов с которых открываются шикарные виды на холмы и степи.

 

 

 

 

Так же в пути попадаются различные тувинские культовые сооружения.

 

 

На лугах пасутся сарлыки – лохматые коровы, шерсть им необходима для защиты зимой от холода и пронизывающих ветров.

 

 

Лишь вечером добираемся до села Хандагайты, где нам нужно отыскать пограничное управление для получения необходимых разрешительных пропусков на посещение приграничной территории, заказанных ранее при подготовке к поездке. Ведь дальше наш путь на Алтай будет проходить в непосредственной близости от Монголии. Нашли управление, на наше счастье начальник оказался на месте и, несмотря на уже позднее время, выдал все необходимые бумаги, пожелав счастливого пути и рекомендовав быть поосторожнее, с его слов Тува не самое безопасное место.

Хотели найти в селе кафе с национальной кухней, но поиски не увенчались успехом. В ночь на дальнейший маршрут выходить, конечно, не стали, вернулись по дороге немного назад, свернули с гравийки на нужное нам направление, еще немного продернув, выбрали подходящее место для ночевки. Хоть какая-то цивилизация завтра у нас снова остается позади, впереди более чем двухсотпятидесяти километровый переход на Алтай вдоль монгольской границы, расстояние же по автомобильным трассам общего пользования между регионами Тувы и Алтая исчисляется уже парой тысяч километров.

 

4 день 8.08., пн: с. Хандагайты – с. Мугур-Аксы – оз. Хиндиктиг-Холь, пробег за день 210 км.

С раннего утра начинаем движение. Впереди у нас переход с Тувы в Горный Алтай предвещающий собой несколько различных препятствий.

По ходу движения преодолеваем гонные перевалы различной крутизны и высоты. Движемся вдоль границы, в непосредственной близости от монгольского государства. Временами встречаются контрольно-пропускные пункты, проверяющие необходимые документы, так что без разрешений проехать здесь врятли получиться.

 

 

 

В Мугур-Аксы, напоминающим собой типичный приграничный поселок, с множеством военных, остановились на обед в местном кафе, отведали неплохих местных поз.

Далее продолжив движение, нас слева постоянно сопровождал вид священной для местного населения горы Монгун-Тайга – это доминанта этого района с высотой 3970 метров над уровнем моря. Стоит сказать, что на эту вершину в 2013 году командой новосибирского клуба экстремальных авто-путешествий офф-роад мастер было совершено успешное авто-восхождение.

Много времени уходит на попытки прорваться к озеру Джулукуль, с которого берет начало река Чулышман, питающая Телецкое озеро. След, указанный на карте, еле различим и часто теряется, приходится двигаться на ощупь, на пролом распутывая себе дорогу через заросли кустарников, кочки, камни, заболоченные участки верховых болот. Усилия оказываются не напрасными, ближе к вечеру озеро мы увидели, добравшись почти до самого его берега, но внезапно, как характерно для горной местности, погода резко изменилась – налетел ветер и начался дождь, для того чтобы не увязнуть на обратной дороге в раскисшей болотине, решили возвращаться и идти сегодня до рядом расположенного озеро Хингиктиг-Холь, все равно погода не располагала для остановки и разбиения лагеря.

 

 

Добравшись уже почти ночью до озера, в свете фар, спустившись к воде и с трудом отыскав более менее ровную без уклона площадку, паркуем машины и организуем лагерь. Здесь с погодой немного получше, по крайней мере, дождиком не поливает. Ужинаем и располагаемся на ночлег, в надежде на завтрашнюю дневку на этом великолепном высокогорном озере.

 

5 день 9.08., вт: оз. Хиндиктиг-Холь – пер. Бугузун – г. Кош-Агач, пробег за день 110 км.

Утро встретило нас просто завораживающими видами кристально чистой и прозрачной глади этого высокогорного озера с загадочным названием Хиндиктиг-Холь. На озере имеются несколько островов, один из которых особенно большого размера и его с легкостью можно принять за другой противоположный берег. Погода, по сравнению со вчерашним днем, немного улучшилась, но все равно было довольно ветрено и прохладно. Мы не стали отказывать себе в удовольствии, задержаться на берегу столь чудесного водоема с живописными видами окружающего нас ландшафта. Спокойно приготовили обед, выделили время на прогулки по прибрежной полосе, сделали множество фотоснимков на память об этом месте, прибрались  автомобилях, спокойно сложились и только в обед решили продолжить наш путь дальше по Алтаю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В общем, получилась у нас этакая полудневка J. Однако не все так просто, видимо погостили у озера мы не достаточно и оно – озеро не хотело нас так быстро отпускать. При проезде вдоль береговой линии начали появляться верховые болота, сначала мы попробовали миновать их уходя от воды вверх по склону, но там ситуация оказалась не лучшей. После того как чуть не застряли и подъем дальше наверх стал довольно затруднительным, пришлось все же вернуться назад на берег и пробираться по кромке воды. На одном из заболоченных участков таки застряли, да так качественно, что вызволение нас из плена болотной трясины отняло около двух часов времени. Учитывая обеденный старт, время уже неумолимо близилось к вечеру, а впереди нас ожидала еще довольно непростая горная каменистая дорога и непростой перевал Бугузун с отметкой высоты в 2600 метров.

 

 

 

 

Здесь множество накатанных дорог, чем-то напоминающих монгольские направления, и без навигации или подробной карты довольно просто можно заплутать. Кругом нас окружают красивейшие природные пейзажи, с высот открываются масштабные обзоры низлежащих долин. Одним словом – красота!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня день выдался насыщенным, лишь к полночи в свете фар добираемся до места сегодняшней стоянки, не доезжая Кош-Агача, встаем на ровном поле поодаль от населенного пункта. Уставшие быстро перекусываем прямо в машинах сильно не раскладываясь, быстро ставим палатки и идем отдыхать на завтра у нас ранний подъем с множество планов.

 

6 день 10.08., ср: г. Кош-Агач – п. Чаган-Узун – п. Бельтир – пер. Карагем, пробег за день 125 км.

Стартуем рано утром. В Кош-Агаче – заправка топливом, избавления от накопившегося за несколько дней Алтая-Тувинского перехода мусора, который мы практически всегда везем собой до обжитых мест, где его можно оставить в мусорных контейнерах, а также короткая пробежка по магазинам. И далее в дорогу, наша цель – ледники Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов, расположенные возле Карагемской поляны, путь на которую лежит через одноименный перевал.

Проехав некоторое небольшое расстояние по федеральной трассе М-52, уходим с нее через поселок Чаган-Узун в сторону гор и поселка Бельтир. Но сначала, перед горами, перевалами и ледниками, мы отправляемся посетить красивейшую долину Кызыл-Чин известную своим ландшафтами, больше напоминающими марсианские, нежели земные пейзажи. Несмотря на то, что за посещение столь живописнейшего места придется заплатить некоторую сумму денег, оно того стоит, здесь действительно очень красиво – кругом окружает яркий неземной пейзаж из разноцветный гор. Фотографии получаются очень насыщенными и необычными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вдоволь нагулявшись по красной планете, спускаемся вниз на землю и едем искать правильную дорогу к намеченным ледникам: Софийскому, Талдуринскому, Джело и Маашей, там же высоко в горах расположено еще и озеро Камрю.

Миновав один из перевалов, упираемся в довольно большую и полноводную реку, брать вброд ее сильно не хочется, мы подразумеваем, что есть более простой проезд к жилому поселку.

 

 

Так и оказалось, дорога, указанная на наших генштабовских картах, видимо очень старая и сейчас ей давно уже никто не пользуются. Правильная же дорога в Бельтир изначально идет по другой стороне реки и съезд на нее с трассы находится возле поселка Ортолык. Придется возвращаться назад и выходить на правильное направление.

Вернувшись на трассу, отъезжаем немного назад до села Ортолык и уходим вправо на нужный нам поселок Бельтир, до которого идет вполне себе хорошая дорога, после поселка она становится грунтовой. Проехав поселок, проезжаем по мосту через реку Чаган, от моста же идет сверток на Софийский ледник, мы же едем прямо по высокогорной степи, проезжаем луга, на которых местные заготавливают сено для скота, временами встречаются болотистые участки. Слева от нас остается гигантский каменный оползень, правда разглядеть его нам удалось лишь при обратном движении, когда мы уже возвращались назад домой. Напротив оползня имеется мост через реку Чаган-Узун, конечно же, мы его тоже мимоходом пропустили и впоследствии все-таки брали реку вброд. Правда, надо отметить, что здесь выше по течению, река не столь полноводна, как возле одноименного поселка, где мы были с утра и отказались от перехода через нее.

 

 

Перед подъемом на перевал Карегем, слева и справа имеются свертки на тропинки к ледникам Талдуринскому и Джело, соответственно. В самом начале подъема встречаем группу новосибирских туристов на УАЗах, уже спускающихся с перевала, немного общавшись и пожелав друг другу счастливой дальнейшей дороге, прощаемся. Сам подъем на перевал довольно сложный, затяжной с существенными боковыми и продольными уклонами, с большим перепадом высоты, сложность также вносят большие валуны, которые приходится объезжать, искусно маневрируя при подъеме на узкой тропе. Высшая отметка перевала – 2837 метров и отсюда с вершины открываются масштабный вид на окружающие ледники и долины, кажется, что до них можно дотянуться рукой – просто потрясающие завораживающие виды, без остановки это место проехать ну никак нельзя!

 

 

 

 

С пуск с перевала хотя и более пологий, но не менее веселый, чем подъем, с теми же уклонами и камнями, разбросанными на тропе. Спустившись с перевала, дальше дорога вплоть до Карагемской поляны, идет по горно-таежной местности, пересекая множество горных речушек, то поднимаясь на небольшие горки, то спускаясь с них.

 

7 день 11.08., чт: пер. Карагем, пробег за день 0 км.

Сегодня дневка, прошедшая в размеренном темпе, отдохнули от дороги, привести себя и вещи в порядок перед обратной дорогой в сторону дома.

 

8 день 12.08., пт: пер. Карагем – п. Бельтир – г. Кош-Агач – с. Курай, пробег за день 185 км.

Стартовать рано не получилось, пока собрались и позавтракали, с поляны удалось выдвинуться только в районе обеда. Проходим горно-таежную часть дороги с множеством бродов, выходим на подъем на перевал, на вершине небольшая остановка на перекус и спускаемся в низ. Тем временем уже вечереет, как назло возникают проблемы с электрикой в автомобиле – сначала идут сбои, потом машина просто вся обесточивается и встает. Беглая диагностика не позволила быстро выявить неисправность. С учетом заходящего солнца и наступления темноты, вариантов остается не много – либо становиться здесь на ночлег и уже утром думать, что с машиной и что делать; либо срочно, пока еще совсем не стемнело, брать машину на буксир и тащить ее до ближайшего города, где есть какие либо станции тех. обслуживания, а большой город здесь по сути один – Кош-Агач, придется опять немного вернуться назад. До Кош-Агача доезжаем лишь поздно вечером. Понятно, что все мастерские в столь позднее время уже закрыты, интересуемся у местных жителей номерами телефонов хозяев и договариваемся о том чтобы нашу технику посмотрели сегодня, уж очень не хочется тратить завтрашний день на ремонты, да и саму причину неисправности лучше узнать сегодня, чтобы понимать к чему быть готовым и как строить дальнейший план действий. Поиски оказали не безуспешными, добравшись до станции, мастер довольно быстро находит причину неисправности, заключающуюся в оборванном несиловом плюсовом проводе и приводит машину в чувства. Благодарим человека за экстренно оказанную помощь, а на ночлег решаем встать на старой Акташской ГЭС, для чего снова выходим на трассу и уже в ночь движемся в сторону Акташа. Место для ночлега естественно находим уже глубокой ночью в свете фар.

 

9 день 13.08., сб: с. Курай – г. Онгудай – г. Горно-Алтайск – г. Новосибирск, пробег за день 780 км.

Ранний подъем с осмотром руин бывшей Акташской гидро-электростанции, расположенной на реке Чуя. Главной же достопримечательностью этого места является живое гейзеровое озеро Мены, расположенное рядом с одноименным поселком. После осмотра ГЭС туда и направляемся.

Озеро очень красивое с кристально прозрачной бирюзовой водой и оно действительно дышит, временами выплескивая со своих недр газ, который поднимает со дна частицы разноцветного грунта, зависшающимися в воде и окрашивающими ее в разнообразные причудливые узоры. Ничего подобного нам ранее видеть не доводилось.

Дальнейшая же дорога до дома не представляла из себя ничего необычного, двигались по асфальту Чуйского тракта до Новосибирска, любуясь красотой окружающих Алтайских гор и рек. Добрались лишь за полночь.


Выводы и рекомендации

 

Несмотря на несильно большую продолжительность, данный маршрут умудрился захватить собой большую часть регионов Западной Сибири, обхватив Новосибирску и Кемеровскую области, республики Хакасия, Тува, Алтай и Алтайский край. Причем из Кемеровской области в республику Хакасия мы вышли напрямую через Шорскую тайгу, сократив тем самым расстояние почти на 1000 километров! Дорога с Тувы на Алтай оказалась не менее экстремальной, так как между этими регионами прямой дороги также не существует, а в объезд выходит порядка 2000 километров, мы же уложились в 250, пройдя их вдоль Монгольской границы.

Конечно, наш путь пролегал через горные перевалы, таежные завалы, броды по горным рекам, верховым болотам. Все препятствия получилось успешно преодолеть. Наградой стала встретившая своим великолепием природа горного Алтая с кристально чистыми высокогорными озерами и реками, в окружении величественных горах хребтов.

Однозначно можем всем рекомендовать данный район для посещения, всем кто неравнодушен к величественной первозданной и нетронутой природе, тем – кто любит горы, тайгу, озера, степи…, тем – кому интересен такой уголок нашей страны как Сибирь.


Схема движения

 

 


Категорийные участки

 

Горная Шория

Короткая дорога, позволяющая вместо более чем за тысячу километров в объезд по дорогам, добраться из Кемеровской области в Хакасию и Туву всего за пару сотен километров. Однако двигаться придется в горно-таежных условиях по малонаезженным дорогам или вообще уже давным-давно неиспользуемым тропам и направлениям. По пути часто встречаются серьезные перевалы, лесные завалы и речные броды.

 

Озера Джулукуль и Хиндиктиг-Холь

Для того чтобы побывать на этих высокогорных озерах, требуется преодолеть горные перевалы и участки верховых болот. Местами дороги отсутствую совсем и двигаться приходится только по направлению напрямую через степные заросли.

 

Перевал Карагем

Высокогорная дорога со сложными каменистыми перевалами с большими уклонами, как продольными, так и боковыми. Дополнительную сложность, как на технику, так и на людей, оказывает высота почти в 3000 метров над уровнем моря, сильные ветра и низкая температура.


Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до месяца.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту в 200 литров, что по расчетам составляет до 1500 километров пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования на протяжении всего маршрута

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Прививки от клещевого энцефалита у участников маршрута

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Фотоотчет

 

Фото и видео материалы прилагаются в электронном виде.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru