Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Пурга 2015 - Льды Байкала.

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе четвертой категории сложности

по Иркутской области (озеро Байкал)

совершённому с 21.02.2015 по 03.03.2015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 0-07-15

 

 

Руководитель: Игорь Ситников

630126, Новосибирск, ул. Выборная, д. 107 кв. 34

тел: 8-913-902-42-72  e-mail: SiTravels@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

2015


Содержание

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                     1

 Содержание                                                                                                           2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                               3

2.      Участники и экипажи                                                                                      3-4

3.      Общие сведения о районе похода                                                                     5

4.      Цели путешествия                                                                                           12

5.      График движения                                                                                             12

6.      Описание маршрута                                                                                       13-84

7.      Выводы и рекомендации                                                                                  85

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                               86

9.      Категорийные участки                             .                                                        87

10.  Оснащение                                                                                                        88

11.  Фотоотчет                                                                                                         88


Нитка маршрута

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

г. Новосибирск – г. Красноярск – г. Тайшет – п. Лесогорск – п. Вихоревка – г. Братск – г. Усть-Кут – г. Северобайкальск – сан. Хакусы – м. Котельниковский – м. Рытый – п. Онгурен – о. Ольхон – п. Сарма – п. Еланцы – г. Иркутск – п. Листвянка – г. Тулун – г. Тайшет – г. Красноярск – г. Новосибирск

 

Маршрут совершен в рамках экспедиции новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off Road Master «Пурга 2015 – Льды Байкала», руководитель экспедиции и соавтор отчета – Гринченко Александр Николаевич.

 

Участники

 

Ф.И.О.

 

Дата рождения

Контактные реквизиты

1

Бабинцев Алексей Сергеевич

18.06.1976

т. 8-913-916-68-69

2

Булгаков Олег Валерьевич

10.08.1971

т. 8-913-985-21-15

3

Булгакова Юлия Валериевна

23.10.1979

т. 8-952-901-38-68

4

Бурмус Дмитрий Николаевич

03.10.1975

т. 8-913-910-59-02

5

Бурмус Егор Дмитриевич

02.05.2000

 

6

Буров Александр Дмитриевич

12.07.1960

т. 8-913-985-71-32

7

Галузин Виктор Борисович

16.06.1957

т. 8-962-779-68-44

8

Головко Ольга Валерьевна

10.01.1979

 

9

Гомонов Константин Сергеевич

17.08.1980

т. 8-913-906-26-95

10

Гринченко Александр Николаевич

18.09.1974

т. 8-913-921-20-11

11

Зуев Алексей Сергеевич

08.12.1976

т. 8-913-912-94-16

12

Карась Леонид Сергеевич

14.11.1973

т. 8-922-477-09-95

13

Коваленко Денис Генадьевич

30.09.1981

т. 8-913-947-69-50

14

Коломейцев Алексей Вадимович

25.12.1978

т. 8-952-921-62-95

15

Манеев Вячеслав Викторович

24.07.1983

т. 8-913-777-22-44

16

Манеева Екатерина Владимировна

14.12.1990

т. 8-913-770-61-61

17

Миняйлова Наталия Николаевна

15.02.1981

т. 8-913-488-90-90

18

Парфенова Юлия Викторовна

05.09.1979

т. 8-913-010-20-33

19

Петраков Дмитрий Александрович

17.12.1983

т. 8-913-777-45-16

20

Сиваракша Вадим Германович

22.05.1972

т. 8-913-945-79-68

21

Ситников Игорь Викторович

18.11.1979

т. 8-913-902-42-72

22

Ситникова Алиса Игоревна

23.01.2009

 

23

Ситникова Анна Михайловна

12.06.1980

т. 8-913-947-76-08

24

Сорокин Александр Владимирович

10.03.1966

т. 8-903-900-09-30

25

Филонников Сергей Анатольевич

01.10.1970

т. 8-913-920-59-76

26

Шальнев Евгений Викторович

16.02.1967

т. 8-913-912-90-41


Экипажи

 

Автомобиль

Участники

1

Toyota Land Cruiser 80

Бабинцев Алексей Сергеевич

Коваленко Денис Генадьевич

2

Toyota Land Cruiser 80

Булгаков Олег Валерьевич

Булгакова Юлия Валериевна

3

Toyota Land Cruiser 80

Бурмус Дмитрий Николаевич

Бурмус Егор Дмитриевич

Сиваракша Вадим Германович

4

Toyota Land Cruiser 80

Галузин Виктор Борисович

Карась Леонид Сергеевич

5

Toyota Land Cruiser 80

Гомонов Константин Сергеевич

Филонников Сергей Анатольевич

6

Toyota Land Cruiser 78

Зуев Алексей Сергеевич

Гринченко Александр Николаевич

7

Toyota Land Cruiser 78

Манеев Вячеслав Викторович

Манеева Екатерина Владимировна

Сорокин Александр Владимирович

8

Toyota Land Cruiser 80

Миняйлова Наталия Николаевна

Парфенова Юлия Викторовна

Головко Ольга Валерьевна

9

Suzuki Escudo

Петраков Дмитрий Александрович

Коломейцев Алексей Вадимович

10

Subaru Leone

Ситников Игорь Викторович

Ситникова Анна Михайловна

Ситникова Алиса Игоревна

11

Toyota Land Cruiser 105

Шальнев Евгений Викторович

Буров Александр Дмитриевич


Район похода

 

Поход совершён по Иркутской области (озеро Байкал).

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 0-07-15.

Вид туризма

Категории сложности

Протяжённость

Продолжительность

 

Сроки проведения

Авто

4

5160 км

11 дней

  с 21.02.2015

по 03.03.2015

 

Общие сведения о районе похода

 

Озеро Байкал

Байкал является самим глубоким озером на нашей планете и одним из крупнейших резервуаров пресной воды. Зимой тут особенно прекрасно. Благодаря прозрачности льда можно увидеть дно вблизи берега и заглянуть в таинственный мрак глубин озера.

Из-за прозрачности на лед боязно выходить, хотя толщина его местами может превышать 1,5 метра. Сквозь байкальский лед можно читать газеты и снимать, как через стекло, портреты людей.

Метровые толщи прозрачного тёмного льда, бирюзовые торосы, ледяные гроты со свисающими сосульками, и, главное, зимний Байкал с высоты птичьего полёта.

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира. Площадь замерзаемой поверхности Байкала — более 30 тысяч км², что примерно равно площади таких стран, как Бельгия или Нидерланды.

Период ледостава протекает с начала января до начала мая. Байкал замерзает целиком, кроме небольшого участка в 15—20 км протяженностью, находящегося в истоке Ангары.

Кстати, интересно, что в Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает только одна река – Ангара.

К концу зимы толщина льда на Байкале достигает 1 м, а в заливах — 1,5—2 м.

Лед толщиной 50 см выдерживает вес до 15 т, а толщиной около метра – вес вертолета или паровоза. В истории Байкала известен факт прокладки по льду рельсового пути между станциями Байкал и Танхой в особенно суровую зиму 1903-1904 годов. Груженые вагоны перегонялись по ледовому пути поштучно конной тягой.

Ежегодно в одних и тех же местах возникают становые щели – своеобразные температурные швы в ледяном покрове. Они образуются в одних и тех же местах, как правило, по прямой между соседними выступающими мысами. Отдельные сквозные щели могут достигать длины до 10-40 км и ширины до 4 метров, но чаще всего трещины бывают шириной от 0,5 до 1-2 метров. Появление этих щелей вызвано линейным расширением или сжатием льда при суточных перепадах температуры, достигающих иногда 20-30 С в сутки.

Зимний Байкал оставляет неизгладимое впечатление. В конце зимы происходит мощная подвижка льда, и отдельные торосы могут превышать рост человека. Торосистые поля привлекают внимание фотографов необычным нагромождением сверкающего льда. Зеркальный байкальский лед и удивительная голубизна на сколах ледяных глыб поражают всех приезжающих сюда туристов.

Безмолвное равновесие торосов рассыпается при этом шорохом ожившего льда. Прямо на глазах льдины выдавливаются из-подо льда. Все это сопровождается непрерывным гулом, как при землетрясении, звук идет прямо из-под ног, пугая своей мощью. Торосистый шов трещины заметно шевелится, отдельные льдины падают и рассыпаются на мелкие куски.

Благодаря трещинам во льду фауна озера не гибнет от недостатка кислорода. Горизонтальные трещины пронзают лед на всю толщину.

Застывший воздух, поднимающийся вверх сквозь лед, образует причудливые столбики в поверхностных слоях льда.

Исключительная прозрачность льда позволяет видеть дно вблизи берега и заглядывать в чернеющие таинственные глубины озера. Толщина даже толстого льда неощутима и определяется на глаз лишь в местах, испещренных трещинами.

Так как байкальский лед очень прозрачен, и сквозь него проникают солнечные лучи, поэтому в воде бурно развиваются планктонные водоросли, выделяющие кислород.

Ольхон – крупнейший и единственный обитаемый остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км. С северо-западным берегом озера образует проливы Малое море и Ольхонские ворота. Недалеко от внешней стороны Ольхона – глубочайшее место Байкала (1642 м). Гора Жима – самая высокая точка острова, высота над уровнем моря 1274 м., высота над Байкалом 818 метров. Мыс Хобой – самая северная точка Ольхона. Хобой в переводе с бурятского "клык", находится вблизи самого широкого места Байкала (79,5 км).

Прибрежные скалы зимой украшаются многометровыми в высоту, искрящимися на солнце ледяными наплесками. Толщина льда на прибрежных камнях достигает нескольких десятков сантиметров, а высота таких ледяных наплесков на скалах с наветренной стороны при сильном осеннем шторме порой превышает десятки метров. Многочисленные гроты украшаются множеством больших сосулек и ледяными колоннами. Такие ледяные скульптуры создаются заново каждую зиму. Особенно эффектные наплески льда и сокуи встречаются на скалах Ушканьих островов, мысах острова Ольхон – Кобылья Голова, Саган-Хушун, Хобой.

Скала Три Брата (мыс Саган-Хушун). Саган-Хушун – "белый мыс" – чрезвычайно живописный скалистый мыс, находится на острове Ольхон, протяженностью около 1 км, сложен из мрамора светлых тонов, густо покрытого красным лишайником и имеющего поэтому бордовый оттенок. Зимой проехать по льду мимо него, не заметив, невозможно. Зимник, как правило, проходит недалеко от скал. У подножия – нагромождение прозрачных льдин, скалы на высоту десятков метров украшены ажурными ветвистыми сосульками.

Ледяной грот и набрызги (наплески). Эти наплески на камнях образуются при замерзании озера в самом начале зимы, их называют сокуи. Особенно быстро растет сокуй во время сильных ветров, сопровождаемых метелью, когда ветер выплескивает на сокуй, кроме воды, массу мокрого снега.

Скала Шаманка – одна из святынь Азии ставшая знаменитым образом Байкала. Двухвершинная скала сложена мрамором и доломитизированным известняком, местами изобилующим блестками графита. Поверхность скалы покрыта яркими лишайниками красного цвета.

Название мыса "Бурхан" появилось после проникновения в Прибайкалье в конце XVII века тибетского буддизма. Словом "Бурхан" буряты-буддисты стали называть главное божество Байкала. А мыс Бурхан со сквозной пещерой в Шаман-скале считался его обиталищем. Вблизи мыса расположен посёлок Хужир с населением 1,3 тыс. жителей – самый крупный населенный пункт на острове. В настоящее время основным занятием местных жителей является обслуживание туристических потоков. Электричество появилось здесь лишь в 2005 году.

Зимой остров Ольхон связан с большой землей ледовой переправой. Её длина составляет чуть больше 10 километров. Обычно на лед выезжают рано утром, чтобы застать момент феерического восхода солнца. Первые лучи восходящего солнца наполняют обычно кристально прозрачные ледяные торосы таинственным золотистым сиянием. Желание увидеть эту зимнюю красоту манит на лед, в сторону от проложенного по льду зимника к необычным торосам или обледенелым скалам. Но лучше без крайней надобности не рисковать и не съезжать с зимника, а в местах, где возможны пропарины и трещины, двигаться с местным проводником, хорошо знающим особенности льда. Отличие дорог по льду – плотные наддувы снега, на которых, как на трамплине, подпрыгивает машина. При преодолении замерзших трещин и заснеженных торосов подвеска машины часто испытывает сильные удары. Только на первый взгляд, издалека, лед кажется гладким, как зеркало, на практике часто обнаруживается, что проехать напрямик по льду невозможно из-за извилистых трещин, торосистых полей и снежных заносов.

Официальные зимники по льду Байкала отмечены вмороженными в лед вешками и многочисленными знаками при съезде с берега: "Допустимая грузоподъемность машин 5 т", "Дистанция между машинами 200 м", "Остановка запрещена", "Рекомендуемая скорость 10 км/ч", "Время работы с 9.00 до 19.00".

Но обычно большинство дорог проложены рыбаками и никаких предупредительных знаков не имеют. Опытные водители всегда предпочитают придерживаться следа в нужном направлении, а если и едут напрямик, то стараются объезжать трещины и подозрительные места, которые отличаются по более серому цвету льда издалека. Стопроцентной надежности на ледовых дорогах не бывает даже с проводником.

Поселок Листвянка. Основа экономики посёлка – туризм. Здесь торгуют байкальским омулем и сувенирами. Отсюда до Иркутска 65 километров.

Самая западная точка Байкала – поселок Култук. Здесь федеральная трасса из Иркутска М55 разделяется на две транспортные артерии: в тункинскую долину и вдоль восточного побережья озера в областные города Улан-Уде и Читу.

Хамар-Дабан – древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км. По хребтам Хамар-Дабана проходит граница Иркутской области и Бурятии.

Город Слюдянка. Из города берет свое начало Кругобайкальская железная дорога. Основной ход Транссибирской магистрали. Ангасольская петля. Этот дублирующий участок Кругобайкальской железной дороги от Слюдянки до Иркутска был введен в эксплуатацию в 1949 году. До введения дублирующего участка была другая, теперь историческая, железная дорога, проходящая вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от Слюдянки до посёлка Байкал по южной части Олхинского плато.

В настоящее время Кругобайкальской железной дорогой (КБЖД) называют ветку длиной 89 км. На КБЖД используется 38 тоннелей общей длиной 9063 м (самый длинный из них – тоннель через мыс Половинный длиной 777,5 м), 15 каменных галерей общей длиной 295 метра и 3 железобетонных галереи с отверстиями, 248 мостов и виадуков, 268 подпорных стенок. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире.

 

Братское водохранилище, ГЭС

Братская Гидроэлектростанция станция – одна из крупнейших ГЭС ныне действующих станций России и всего мира. Построена на реке Ангара, в Сибири (Иркутская область). Но кроме всего прочего, Братская ГЭС – это одна из крупнейших всесоюзных строек, в которой принимало участие огромное количество людей. В своё время туда ехали сотни романтиков, энтузиастов и просто советских людей, которых отправила партия. Сейчас уже интересна не столько история самого строительства, сколько сама эпоха, огромный вклад этой грандиозной стройки в будущее всей Сибири. Стройки, которая изменила тысячи жизней.

Строительство началось в декабре 1954 (проэкты были раньше, но до реализации дело дошло только к концу 1954 года) и закончилось в 1967 году. За это время была построена основная часть плотины, длинной почти километр и высотой 125 метров, огромное здание ГЭС, а также вспомогательные береговые бетонные и земляные плотины. Кроме всего прочего, был возведён целых город Братск (в наше время город, тогда ещё крупный посёлок, возведённый для строителей).

Активная стадия строительства началась в декабре, да именно в декабре 1954 года, то есть зимой, когда река была подо льдом. Это первый случай, когда строительство плотины начали ещё со льда. Решено было, что ждать до лета нельзя, потому что сдать станцию предполагалось ровно к 50-ти летию великого октября, в 1967 году. Высшее руководство страны поставило такой план, а чем могло грозить его не выполнение все знали очень хорошо. Эта ситуация яркий пример не всегда разумных и логичных решений власти и, в то же время безграничного патриотизма граждан, гениальности советских инженеров и высочайшей самоотдачи каждого человека, который участвовал в строительстве.

С начало перед советским руководством встала проблема, где взять столько рабочей силы, необходимой для такого грандиозного строительства и в такие короткие сроки. Методы репрессий и принуждений уже остались позади, поэтому было принято уникальное решение, послать 500 профессиональных рабочих, которые стали бы основным костяком стройки, а остальных людей привлечь силой пропаганды. И это принесло невероятные результаты! На стройку поехали тысячи людей. Романтики, энтузиасты – кто только не ехал туда. Кто-то искал новую жизнь, кто-то заработок, а кто-то просто пытался найти себе применение, сделать что-нибудь для Родины.

Между тем, приехавшие люди видели совсем не то, что ожидали. Приукрашенная пропаганда представляла всё по-другому. На деле же по началу люди приезжали в глухую тайгу в прямом смысле этого слова. Вокруг было только несколько деревень и лес, много леса. Никакой, как сейчас сказали бы, инфраструктуры не было и в помине. То есть ни дорог, не подъездов, а тем более жилья. Первые зимы строители жили в обычных палатках и это при суровом сибирском климате то! Дома, даже самые простые, строить банально не хватало времени и сил. Уже позже появились бараки, а потом и строительные двухэтажные домики на пару десятков квартир, в некоторых из которых до сих пор живут люди.

В ходе строительства пришлось затопить около 100 деревень, тем самым освободив площадь для водохранилища. Причём людей естественно не спрашивали, согласны ли они. Просто переселяли в ближайшие окрестности, попутно объединяя мелкие деревни в одну. “Партия сказала надо!” – это всё, чем аргументировалось насильное переселение людям. Причём всё происходило опять же в такой бешеной погоне за сроками и значимой датой сдачи, что в итоге пришлось бросить большое количество ресурсов на затапляемой территории. Богатые охотохозяйства, дома, колхозы, поля, а самое главное огромные массивы леса, которые так и не успели свести. Опять же сочетание великих достижений и великой глупости, бросить всё, ради того, чтобы всего лишь сдать ГЭС к определённой дате.

Сперва ещё более большой глупостью казалось само строительство ГЭС именно в этом месте. Какой смысл был строить ГЭС в глухой тайге? Вокруг ничего, абсолютно ничего, что могло бы потребовать таких мощностей. По первоначальным проектам, которые создавались ещё во время Сталина, планировалось сделать огромный завод по производству алюминия рядом с ГЭС, он бы и стал основным потребителем. А продукция завода должна была бы пойти на создание большого количества самолётов для военной авиации. Однако, при Хрущёве, уже появилось ядерное оружие, при котором не требовалось так много лёгких самолётов. Получается, что так срочно не требовалось ни таких объёмов электроэнергии, не таких объёмов алюминия. Было так же множество различных мифов и предположений на счёт того, куда что столько электричества. Говорили про всякие секретные проекты и разработки, но фактически главным потребителем так и стал Братский алюминиевый завод. Хотя первое время, даже сами работники ГЭС не знали кто потребляет энергию, которую они производят. “В бескрайнюю тайгу тянутся электросети, а куда, чего, кому – об этом ничего было не известно” – так потом отвечали в интервью бывшие работники ГЭС.

Но, в целом, Братская ГЭС в итоге сыграла огромнейшую роль в развитии всей Сибири. Как показало время, все потери и жертвы при строительстве, все непродуманные решения, всё с лихвой перекрылось тем прогрессом, который дала ГЭС для Сибири. Она сыграла без преувеличения важнейшую роль в экономическом развитии региона. В наши дни на Братской ГЭС держится значительная часть производства металла в стране. Она обеспечивает разработку и добычу множества природных ресурсов, которыми богата бескрайняя Сибирь.

Братская ГЭС стала ярчяйшим примером безграниченого патриотизма и мужества людей, сурового противоборства человека и природы, гениальности инженеров и непродуманности решений властей, всей бывалой мощи, грандиозных достижений СССР.

 

Байкало-Амурская магистраль (БАМ)

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 году.

Длина пути — 4 324 км. БАМ проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от неё в Тайшете, пересекает Ангару в Братске, пересекает Лену близь Усть-Кута, проходит через Северобайкальск, огибая озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани. Ответвления на Алдан — Томмот (стройка на участке Томмот — Кердем) и законсервированная стройка Улак — Эльга, ведущая на Эльгинское месторождение.

Трасса магистрали проходит в основном в гористой местности, в том числе через Становое нагорье, прорезая семь горных хребтов. Высшая точка пути — Муруринский перевал; крутые уклоны при заходе на этот перевал требуют применения двойной тяги и ограничения веса поездов. На трассе дороги пробито восемь тоннелей, среди них самый протяжённый в России — Северо-Муйский тоннель.

Трасса дороги пересекает 11 крупных рек, всего на ней построено 2230 больших и малых мостов. Магистраль проходит более чем через 200 железнодорожных станций и разъездов, более 60 городов и поселков.

Западная часть магистрали (до станции Таксимо) электрифицирована, восточнее движение осуществляется на тепловозной тяге.

БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорожного пути — советского проекта 1928 года.

В 1888 году в Русском техническом обществе обсуждался проект постройки тихоокеанской железной дороги через северную оконечность Байкала, после чего в июле — сентябре 1889 года полковник генерального штаба Н. А. Волошинов преодолел с небольшим отрядом тысячекилометровое пространство от Усть-Кута до Муи — как раз по тем местам, где сейчас пролегла трасса БАМа. И пришел к выводу: «…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях». Волошинов не был пессимистом, но он трезво осознавал: ни техники, ни средств для выполнения грандиозных работ у России на тот момент не было.

В 1926 году Отдельный корпус железнодорожных войск начал проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа. В 1932 году  вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому были развёрнуты проектно-изыскательские работы и началось строительство. К осени стало ясно, что основной проблемой строительства стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25 тысяч человек, удалось привлечь только 2,5 тысячи человек. В результате, 25 октября вышло второе постановление СНК СССР, по которому строительство БАМа было передано особому управлению ОГПУ. Вслед за этим продолжилось (в основном силами заключённых Байкало-Амурского ИТЛ (Бамлага)) строительство трёх соединительных линий от Транссибирской магистрали к намечавшейся трассе БАМа: Бам — Тында, Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, Известковая — Ургал. В 1937 году определено общее направление трассы БАМа: Тайшет — Братск — северная оконечность Байкала — Тындинский — Усть-Ниман — Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань. В мае 1938 года Бамлаг был расформирован и на его базе было создано шесть железнодорожных ИТЛ. В 1938 году началось строительство западного участка от Тайшета до Братска, а в 1939 году — подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.

В январе 1942 по решению Государственного Комитета Обороны с построенного к этому времени участка Бам-Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск (Волжская рокада).

После Великой Отечественной Войны организация АМУРЛАГ продолжала стройку восточного участка Комсомольск-на-Амуре — Ургал. До расформирования АМУРЛАГа (в 1953 году) были отсыпаны насыпи на всем участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 — Березовый (Постышево). Участок эксплуатировался Комсомольским объединённым хозяйством железнодорожного транспорта, контора и депо которого находились в поселке Хурмули Комсомольского района. Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году, а движение поездов на линии Тайшет — Братск — Усть-Кут (Лена) открылось в 1950 году.

В 1967 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, и были возобновлены проектно-изыскательские работы.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории протяжением 3100 км, второго пути Тайшет — Лена — 740 км, линий Бамовская — Тында и Тында — Беркакит — 400 км.

В 1970-х БАМ был объявлен всесоюзной комсомольской стройкой, сюда отправляли массы молодых людей на стажировку. В народе по этому поводу ходили шутки, вроде шуточной расшифровки акронима БАМ — «Брежнев Абманывает Молодёжь» или «Бездельников Атпугивает Магистраль»

В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия Бам — Тында, а в 1979 году линия Тында — Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет — с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года, а 1 ноября 1989 г. вся трёхтысячекилометровая магистраль была сдана в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса. Северо-Муйский тоннель был открыт только в 2003 году.

Многие посёлки и станции БАМа были возведены одной республикой или городом. Так, Тында была построена москвичами, посёлок Улькан — азербайджанцами, Северобайкальск — ленинградцами, станция Алонка — молдаванами, Новый Ургал — украинцами, и т. д.

 

Иркутская область

Иркутская область является субъектом Российской Федерации, входит в состав Восточно-Сибирского экономического района. Она расположена почти в центре Азии, на основных транспортных магистралях, соединяющих Европу с дальневосточными районами России и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Административно-хозяйственным и культурным центром Иркутской области и всей Восточной Сибири является Иркутск. Расстояние от Иркутска до Москвы по железной дороге – 5192 км (продолжительность поездки 3,5 суток), до Владивостока — 4106 км (3 суток). Разница во времени между Иркутском и Москвой – 5 часов, между Иркутском и Владивостоком – 2 часа.

Крайняя южная точка области располагается на 51° северной широты, примерно на широте таких городов, как Оренбург, Саратов, Воронеж и Чернигов. Северная оконечность почти достигает 65-й параллели, что севернее Магадана и Якутска, приблизительно на широте Анадыря. С севера на юг область протянулась почти на 1450 км, с запада на восток на 1318 км; это сопоставимо с расстоянием от Москвы до Варшавы или от Лондона до Рима.

Иркутская область занимает площадь 767,9 тыс. км2 (4,6 % российской территории). По этому показателю она находится на шестом месте в России, уступая только Республике Саха (Якутии), Красноярскому и Хабаровскому краям, Тюменской и Магаданской областям. Иркутская область больше любого западноевропейского государства. На ее территории смогли бы разместиться Италия, Дания, Бельгия, Великобритания, Португалия и Голландия вместе взятые. Область граничит со всеми субъектами федерации, входящими в состав Восточно-Сибирского экономического района: на западе с Красноярским краем, на востоке – с Читинской областью, на юго-востоке и юге – с Республикой Бурятией, на юге-западе – с Республикой Тыва. На северо-востоке граница проходит с Республикой Саха (Якутией), которая входит в состав Дальневосточного экономического района. Общая протяженность границ превышает 7240 км, в том числе по озеру Байкал — 520 км.

Туристские ресурсы Иркутска. Гостей области не оставит равнодушными встреча со столицей Приангарья – Иркутском. Это исторический и культурный центр Восточной Сибири, которому скоро исполнится 350 лет. Он удобно расположен на середине пути между Москвой и Владивостоком, недалеко от Байкала, что делает его очень привлекательным для туристов. В городе сосредоточено примерно две трети всех памятников истории, культуры и архитектуры Иркутской области. На его улицах сохранились старинные деревянные дома, построенные без единого гвоздя. Открыты для посещения храмы, возведенные в ХVIII-ХIХ веках, такие как Крестовоздвиженская, Преображенская и Казанская церкви, Знаменский монастырь, выполненный в стиле сибирского барокко, Польский костел и другие. С жизнью декабристов в Сибири можно познакомиться, посетив историко-мемориальный комплекс «Декабристы в Иркутске», основой которого стали дома Волконских и Трубецких. Иркутск по праву отнесен к исторически значимым городам России. Он является столицей Восточной Сибири и одним из главных туристских центров на востоке страны.

Город имеет давние и тесные связи с Монголией, Китаем, Японией, Кореей. Посещают его туристы, приезжающие на Байкал либо следующие воздушным, железнодорожным или автомобильным транспортом в Монголию и другие страны Юго-Восточной Азии. Аэропорт Иркутска получил статус международного. Регулярные международные авиарейсы выполняются в Японию, Монголию, Китай, в другие азиатские страны ближнего и дальнего зарубежья. Иркутск – лицо Иркутской области и всего Байкальского региона. От того, каким это лицо предстанет каждому конкретному приезжающему, зависит успешная реализация туристского потенциала обширной и очень богатой ресурсами территории.

Важно сформировать привлекательный имидж города как гостеприимного туристского центра Восточной Сибири, своеобразных ворот на Байкал, транзитной базы между Западом и Востоком. Он должен обеспечивать безопасное и комфортное проживание, интересный досуг и здоровый отдых. Гости города должны иметь возможность знакомства с бытом населения, с памятниками истории и архитектуры всего региона. Подобная функция успешно реализуется. Более того, из-за роста потока приезжающих город все больше нуждается в развитии туристской инфраструктуры. Проявляется это особенно остро в летний период и во время проведения крупных общероссийских и международных мероприятий, таких, например, как Байкальский экономический форум.


Цели путешествия

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация нового маршрута

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в чемпионатах Сибири и России

 

График движения

 

21 февраля 850км г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Красноярск

22 февраля 850км г. Красноярск – г. Тайшет – г. Братск

23 февраля 570км г. Братск – г. Усть-Кут – п. Магистральный

24 февраля 230км п. Магистральный – г. Северобайкальск – сан. Хакусы

25 февраля 90км сан. Хакусы – м. Котельниковский – м. Мужинай

26 февраля 115км м. Мужинай – м. Покойники

27 февраля 165км м. Покойники – о. Ольхон – п. Сарма

28 февраля 350км п. Сарма – г. Иркутск – п. Листвянка

1 марта 600км п. Листвянка – г. Иркутск - г. Нижнеудинск

2 марта 910км г. Нижнеудинск – г. Красноярск – г. Мариинск

3 марта 430км г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск


Описание маршрута

 

1 день 21.02., сб: г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Красноярск, пробег за день 850 км.

Те, кто следил за подготовкой к походу, помнят, какие были планы: хотели проехать по БАМу и с севера двинуться на самый юг Байкала (от Северобайкальска до Листвянки, потом вдоль КБЖД) на трассу и домой. Мы предполагаем, а погода располагает. Будучи еще дома портили глаза, сидя у мониторов, в наблюдении за ледовой обстановкой (следили с ноября 2014 вплоть до полуночи 20 февраля 2015). В конечном итоге, чуть поменяли ветку маршрута и решили доехать по льду как минимум до Ольхонских Ворот, а дальше действовать уже исходя из обстановки которая будет складываться к тому моменту на месте.

С этим планом и собрались в 9 часов утра 21 февраля в субботу на Северном объезде, под восторженные крики провожающей толпы поклонников.

 

 

На улице был хороший морозный в -14C денек, под колесами сухой асфальт и в планах на день почти 800 километров пути до Красноярска. Спутниковый маячок, призванный следить за нашим продвижением по ходу всей экспедиции – включен, топливные баки заправлены под завязку. Вся команда разбита на 3 группы по 4 машины, для того чтобы движение было организованнее и продуктивней. Почти у каждой группы есть либо догоняющий, либо присоединяющийся по пути. И вот в рацию звучит «экипаж 78 тронулся», все экспедиция для замыкающей машины начата, как и для остальных на часах 9:30.

Трасса М-53. Кемерово прошли в 12:40 преодолев 270 километров; лидеры с замыкающими по ходу движения меняются, в рациях веселые беседы, шутки, тро-ло-ло; за бортом -10C.

Мариинск – 15:00 и 46 километров за спиной; связь и воссоединение с красноярским экипажем, решение проезжать Красноярск.

Красноярск проходим в 20:00; далее поселок Кускум грех не покушать в кафе после длительной дороги – ужинаем. При выборе места ночевки сходим с трассы вправо, в гору, ту полянка, чем-то напоминающая карьер, на часах – 21:40. Немного поболтали, понаблюдали за тем как ставят палатку с печуркой и отбой.

 

2 день 22.02., вс: г. Красноярск – г. Тайшет – г. Братск, пробег за день 850 км.

Ура! Утро встречает нас морозцем в -23C. Никогда не думали, что стабильное понижение температуры в конце зимы может приносить такое удовлетворение, ведь чем холоднее, тем сильнее промерзнет Байкал и тем дальше по нему мы сможем проехать.

В 7 утра подъем, в 8 – старт. Все та же трасса, опять периодические смены лидирующих групп. Произошло воссоединение с томичами Виктором и Леонидом, остается дождаться пока догонят братья Сергей и Валера и тогда вся команда будет в сборе.

Канск – гололед. Контрольная точка сбора групп – город Тайшет. Время – 13:00, позади уже 1250 километров от дома. Один час на обед и формирование всей команды у поселка Байроновка. Общий старт назначен на 14:30, делаем звонок в Братск коллегам джиперам и выходим на зимник от Таргиза до Вихоревки, это примерно 126 километров и уже не по асфальту. По пути встречаемся с ребятами, едущими на Forester’е из Бодайбо в Воронеж, понимаем БАМ нас пропускает – зимник чист и укатан. Продолжаем продолжать – направо, налево, направо, вверх и вниз, переезд и вот:

 

 

Для тех, кто не понял – это начало зимника; селфи, коллективные фото, традиционные перед выездом на зимник (традицию зимников не мы придумали и не нам ее менять).

 

 

Пока бурханим и фотографируемся, нас нагоняет фура. Резко начинаем движение, но не все экипажи успевают встать перед грузовиком. Прощаемся по рации с отставшими экипажами J. Зимник узкий, встречаем 2-3 машинки, с которыми разъезжаемся только благодаря их сходу в снег обочины. Все же колонне машин дольше в обочину нырять, поэтому у нас приоритет в движении.

Здесь на зимнике, к сожалению один из наших экипажей вынужден повернуть домой по семейным обстоятельствам непреодолимой силы. Коротко прощаемся, желаем удачной дороги назад до дома и продолжаем наш путь.

Дальше зимник становится более ухоженным, ширина местами начинает достигать 3 полос, в улучшенных условиях движения колонну постепенно догоняют отставшие из-за фуры экипажи.

Итог езды по зимнику: на 120 километров потрачено менее 3 часов, еще час на поиск места для ночевки. В восемь вечера таборимся в лесу в нескольких километрах не доезжая Братска. Дрова, костер, узнаем, что имеем в команде гитару, песенки у костра и на сегодня спать. Отбой – в 21:00.

 

 

3 день 23.02., пн: г. Братск – г. Усть-Кут – п. Магистральный, пробег за день 570 км.

Старт в 6:15 по-местному, здесь уже 2 часа разницы с Новосибирским временем. Командир просыпается за 5 минут до старта. За бортом -31°C.

День обещает быть хорошим, несмотря на то, что вчера нас стало на один экипаж меньше. Нас 13!, но мы в тельняшках и ленточки бескозырок в зубах. Нас ждет Северобайкальск со своими гостеприимными жителями и наш теперь уже большой друг и помощник Сергей Ким (Nemo).

В Братске перед началом движения заправляем машины, и БАМ подсказывает нам суета и спешка не для этих мест – притормозите.

 

 

А чтоб все стало понятно – вот вам и течь из бака у Алексея и Дениса, вот вам теплая нано-мойка за 700р/5ч, тут же кафе при мойке с разнообразной кухней, экскурсия на Братскую ГЭС для тех, кто не помогает и не поддерживает морально ремонтирующихся. В процессе ремонта выясняется и причина течи – бак пробит болтами при установке силовых подножек еще дома. Лишний раз доказательство того, что лучше самому заниматься ремонтом и подготовкой своего железного коня, не отдавая его в руки халатных или в лучшем случае неизвестных ремонтников. Ремонт начинается на улице, для того чтобы подобраться к топливному баку из салона приходится разгрузить практически всю машину. Тем временем ребята находят «теплый» бокс, в который можно перебраться (в моечном боксе всего на пару градусов теплее, но хотя бы нет ветра...). Находим пробоину в баке и предварительно хорошенько очистив место повреждения от всякой грязи и обезжирив, заделываем ее с помощью подручных средств – холодной сваркой (поксиполом).

 

  

 

Ремонт занимает ни много, ни мало – полдня светового времени из нашего графика и продолжается вплоть до обеда. Вот и полудневка команде! Любуемся Братской ГЭС, заезжаем к памятнику основателей ГЭС и к елочке с замочками от влюбленных на набережной.

Памятник Наймушину – руководителю строительства Братской ГЭС, третьей по величине ГЭС России:

 

  

 

Вид на море, образованное плотиной ГЭС:

 

 

Рядом с памятником Наймушину растет дерево замочков от влюбленных сердец:

 

  

 

Вид на саму БратскуюГЭС:

 

 

 

Дорога по плотине, хотя и закрывает весь вид на водохранилище, представляет собой довольно большую галерею, поверху которой ходят железнодорожные поезда. При въезде и выезде с плотины есть небольшие «наскальные рисунки» советской эпохи:

 

 

 

После окончания ремонта в 12:50, собираем колону и продолжаем нашу экспедицию. Температура за бортом -10C, на дороге катушка, по обочинам много отдельно стоящей техники, сугробы по 1.5-2 метра; едем бесстрашно, но осторожно, намеченная на сегодня точка в районе п. Магистральный за Усть-Кутом (570 километров пробега).

 

 

 

На улице меж тем вечерело и холодало, Усть-Кут встретил нас в 17:10 температурой в -28C, а Магистральный уже -36C (19:30), выясняется, что у нас в команде Катя приболела, а Леша с Димой предпочитают сон в гостинице, ночевке в палатке на свежем воздухе. Оставляем их с этим в поселке, а сами за 13 километров от него встаем в самой высокой точке (чтоб потеплее было) на ночевку, между тем время на уже часах – 20:30.

Вспомнили времена Хамар Дабана и вечерние посиделки прошли в машинах по 5-6 человек.

 

4 день 24.02., вт: п. Магистральный – г. Северобайкальск – сан. Хакусы, пробег за день 230 км.

Утро (6:00) показало – расслабляться не надо, все таки места Крайнего Севера и -40C это запросто.

 

 

Из-за низкой температуры у 78-ых прадиков случились кратковременные проблемы с системой вентиляции картеров (появилось незначительное количество масла в выхлопной системе) – устранили, разобрались, сделали выводы и в путь.

Сегодня продолжаем движение по красотам БАМа, дорога по прежнему проходит вдоль магистрали. До прибытия в Северобайкальск нам предстоит преодолеть один из красивейших перевалов БАМа – Дабан.

 

 

Множество участков дороги проходят на фоне снежных вершин.

 

 

Приближается Кунерма, прямо за ней перевал – граница Иркутской области и республики Бурятия, небольшая остановка, фото команды на фоне БАМа на вершине перевала.

 

 

Тут только спуститься и мы увидим и Северобайкальск и Байкал. Наши товарищи и мы сами много раз видели это священное озеро летом, осенью, но зимой, удается лицезреть озеро только единицам. Полные решимостью в сопровождении единственного женского экипажа (к слову сказать, Ольга и есть тот человек, который в детстве, проживая на берегу Байкала, видела всю его зимнюю красоту) трогаемся в путь!

 

 

И в одиннадцать часов, через 180 километров от перевала, мы стоим у стелы Северобайкальск, под нами раскинув свои воды, находится величественный Байкал и мы ждем Сергея Кима.

 

 

 

Пока есть время любуемся на озеро с высока.

 

 

Рассматриваем даль в бинокль.

 

 

Где же там Хакусы? Решаем, что ночевать нужно именно там, если МЧС нам конечно дозволит. Добрые девочки обещали праздник в честь 23 февраля, конкурсы и праздничную еду.

Здесь же в городе заправка по полной во все свободные баки и емкости на 1000км автономки (следующая будет только через 3 дня и как минимум через 400 километров дороги пролегающей по поверхности озера через льды, торосы, трещины и переметы). Тут же не теряя времени технический осмотр автомобилей и устранение возникших в дороге неисправностей.

Встретившись с Сергеем, получаем от него последние новости касательно текущей ледовой обстановке на озере и проходим краткий инструктаж посвященный правилам поведения и проезда по льду.

После заправки вся команда выходит на берег перед водой в ожидании старта ледового участка маршрута экспедиции.

 

 

 

Руководители экспедиции тем временем отправляются несколькими машинами на регистрацию в местное отделение МЧС, там именно в эти минуты проходит селекторное совещание по выяснению ледовой обстановки (на всем маршруте мы будем двигаться в сопровождении 4 отделений МЧС: Северобайкальского, Усть-Баргузинского, МРС и Иркутский области одновременно). Почему так, как нам было пояснено – мы первая в этом году официальная группа, которая собирается пройти с севера Байкала до Ольхона.

Пока находимся на совещании у МЧСников, получаем ценную для нас информацию по дальнейшему маршруту. Часть экипажей из оставшихся, в наше ожидание занимается приобретением досок для трапов и погрузкой их на машины, с помощью них мы будем переезжать через открытые трещины на льду.

Вроде все дела в городе переделали, последний обязательный инструктаж всей команде перед выездом на лед. Здесь же встречаем Владимира Лишоту – замечательный человек, по доброте, помогает нам получить контакты «Ледовых Капитанов» (они отказались идти в районе мыса Рытый – рискованно), предоставляет нам в пользование 5 комфортабельных домиков своей базы отдыха в Хакусах (совершенно бесплатно – поклон за это, праздник удался), и ведет нас проводником по льду на своем автомобиле до базы.

 

 

Вся подготовка перед самым сложным и захватывающим одновременно участком экспедиции завершена, старт на лед в 14:00!

 

 

Стоп на льду. Тут хочется остановиться особенно. Существует обязательный ритуал – бурханить. Для тех, кто не знает. Надо обязательно с чистыми помыслами отдать знаки уважения духу Байкала. Мы делали это все одновременно, по-экипажно, что позволило сэкономить массу времени, не превратив это в балаган мыслей, и в тоже время не собираться всем в месте в опасной близости друг к другу (далее дистанция между машинами при движении по льду не менее 30 метров). Забегая вперед скажем, видимо мы сделали все настолько правильно, что на протяжении всего нашего маршрута по льду озера нас сопровождали просто идеальные погодные условия (почти постоянно были видны оба берега, а ведь это расстояние в 50-80 километров).

 

 

Ну, вот мы и приехали к Хакусам.

 

 

 

 

 

 

Встретили нас добром и новостью о том, что сегодня с утра группа из 8 лыжников из Новосибирска на 8 дней ушла в тайгу в поход.

Горячие источники готовы нас принимать хоть всю ночь всего за 200 рублей с человека.

 

 

А далее нас ожидает теплый дом с печкой.

 

 

Праздничный стол и конечно поздравления ко дню защитника отечества и конкурсы. По этому случаю завтрашний старт назначен на более позднее время на 10:00, что по местному уже обед (разница 2 часа).

Краткий рассказ, про источники. Команда ОРМ рекомендует посетить!

 

 

 

 

 

На улице температура около -30C мороза, вода же +38C, имеется три общих бассейна на улице и два в домиках (там, в домике, деление по половому признаку). Приятной особенностью является отсутствие, каких либо запахов у воды. Место очень по своей инфраструктуре максимально приближенно к диким местам, но с аллейками, фонарями, летней столовой и дискотекой, домиками для проживания.

Из-за минусовой температуры воздуха, на улице волосы быстро покрываются инеем, поэтому девочкам лучше купаться в шапках или с полотенцем на волосах. В таких источниках допускается купаться минут по 10-15, мы же находимся там минут 30-40… Завершили ночные водные процедуры решением на утро прийти сюда еще раз и искупаться до старта.

 

5 день 25.02., ср: сан. Хакусы – м. Котельниковский – м. Мужинай, пробег за день 90 км.

Вчерашний праздник удался, команда довольна.

Несмотря на то, что сегодня, по заверениям командира, нас ждали еще одни источники, более комфортные и цивильные. Встав с утра пораньше в 7:00, все же идем еще разок обкупнуться в горячих ваннах минут на 15, уж очень вчера понравилось!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закончив приготовление машин к движению по снежной целине, в 10:15 утра в яркий солнечный день движемся по маршруту на обозначенную точку (конец асфальтовой дороги на противоположном берегу в районе Байкальского – мыс Толстый).

 

 

Первыми идут Дима и Вадик, на подстраховке Костя с Сергеем на обоих, TLC80 заблаговременно одеты цепи противоскольжения.

 

 

 

 

Аня, выполняя функции видео оператора поездки, садится в первый экипаж для съемки интересных мест и прохождений колонны. Эмоциональное состояние экипажа первой машины – в полной готовности ко всему (все двери разблокированы, ремни безопасности не пристегнуты, самый юный член экипажа, Егор - сын ДимДимыча, пересажен в другую машину). Летим по заснеженной целине, водитель и штурман всматриваются в снежный покров и горизонт, чтобы на скорости не влететь в трещину или торос. При переезде через очередную небольшую трещину, решаем снять проезд колонны. Аня высаживается и тут раздается громкий раскатистый треск льда. ДимДимыч громко командует: «Летим! Лед трещит! Нельзя останавливаться на месте!». Все по машинам и по газам, Аня со смешанными чувствами остается на месте для съемки колонны, в сопровождении очередных звуков треска льда при проезде каждой из машин, периодически опуская взгляд к ногам, не пошла ли уже трещина между ног… Это, пожалуй, самые острые ощущения Ани от поездки! Оказывается лед Байкала постоянно трещит, «дышит», тем самым фауна получает кислород и жизнь в воде продолжается даже зимой. Об этом и многом другом из жизни Байкала мы узнали позже в музее в Листвянке.

 

 

 

 

 

 

А сейчас перед нами торосовые поля, объезжаем их за 5 километров вдоль восточного берега и 90 градусов и на запад, пройдя около 35 километров мы оказываемся уже на противоположном берегу, еще пару километров и в 14:00 нас встречает мыс Котельниковский. За бортом солнечно, справа хребет высотой 2500 метров, не то от точки нулевого уровня кронштадтского меридиана, не то еще от куда (по поводу этого была продолжительная дискуссия, сошлись по моему, до 13 политета точности и иных мировых стандартов). По рассказам это куда более благоустроенное курортное место – здесь имеются корты, вертолетные площадки, шикарные бассейны под открытым небом, гостиница, телефон. Действительно все это наличествует, но ощущение незначительно реконструированного советского наследия почему-то не покидает.

Цены соответствуют заявленному: час купания – 1000 рублей минимум (это со скидкой, без нее все 1800), телефон-спутник за денежку (даже чтоб сообщить в МЧС), такие расценки нас не удовлетворили и мы, совершив обзорную экскурсию по санаторию, продолжили движение дальше на юг вдоль берега Байкала.

 

 

Чуть не забыли, хотя такие эмоции забыть трудно. Это что-то давно забытое, детское – восторг и восхищение, улыбка и счастье и т.д. и т.п. Все это про увиденные нами красоты. Красота кругом – открытый чистый лёд, торосы и трещины. Торчащие льдины из кристального чистого льда. При проезде лед трещит, а при скоплении прогибается прямо под ногами на несколько сантиметров!

 

 

 

 

 

 

Все мы повыскакивали… Ну вот, наконец-то приехали туда к чему стремились и готовились!

 

  

 

  

 

  

 

 

 

Мы даже толком не разглядывали заросшую трещину. Хотя она показывала, как это будет уже совсем скоро.

 

 

 

 

 

Но беззаботность нас захлестнула.

Чуть дальше начинают встречаться долгожданные участки с прозрачным льдом, как все и представляли себе зимний Байкал. Все в этих местах останавливаются, без команды и предупреждений выбегают из машин и фотографируются, кто-то успевает даже покататься на коньках, кто-то просто обнимается со льдом, вглядываясь в красивую и прозрачную бездну.

 

  

 

  

 

  

 

 

 

А тут и дело уже к вечеру, под боком мыс с поэтичным (имя поэта неизвестно) названием Мужинай, на часах – 15:40, за день пройдено 90 километров; уже темнеет делать нечего – выезжаем на косу, движение по льду строго только в светлое время суток!

 

 

 

Выезд на берег оказывается не таким простым, как казалось из далека. При выезде на косу, машины проваливаются в хрупком снежном насте и зарываются в галечный берег, но с помощью друг друга, вскоре все благополучно выходят со льда на берег.

Начинаем готовиться к пиру (надо же сварить общий казан еды). За это огромное спасибо Славе и Кате, шурпа вышла на славу, как мы Славе не «помогали и советовали». Катя вообще проявила себя затейницей, организовала игру «крокодил» у костра. Что мы только не разгадывали – даже синхрофазотрон разгадали, чем сильно удивили Евгения и Александра, вернувшихся с рыбалки (перетолмачили с рыбаком, за что были одарены 20 омулями). Какой вкусным, сытным и естественным является сырое филе омуля с перцем, солью и еще чем то. Тайна про «ЧО» самая сокровенная тайна похода пронесенная до конца.

 

  

 

Маленькая Алиса, немного понаблюдав за общим костром, решила организовать свой собственный! Так радовалась, когда удалось из угольков от общего костра разжечь свои дровишки. После чего многие ощутили преимущество двух костров – со всех сторон тепло, а то обычно приходится крутиться и периодически греть попу… С этой стоянки, второй костер у нас был постоянно.

 

 

6 день 26.02., чт: м. Мужинай – м. Покойники, пробег за день 115 км.

06:15, утро, на улице ясно, -26C морозца – старт.

 

 

Отъезжаем 35 километров продвигаясь дальше на юг озера, при проезде ходом закрытой трещины 13-ым экипажем – удар в подвеску и боковой пробой покрышки в двух местах, плюс к этому деформация диска, приходится ставить запаску и все это счастье для Subaru Leone (надо сказать, это единственная поломка этого авто на всем маршруте). У многих были сомнения по поводу присутствия этого автомобиля в колонне экспедиции, ОРМ и семья Ситниковых в очередной раз доказали – если хочется путешествовать, то можно делать это на всем, было только бы желание.

 

 

 

 

А лед, по-прежнему притягивает и завораживает.

 

 

 

 

Темно бирюзовый цвет Байкала, просматривается на 20 метров вниз (отчетливо видно дно) при толщине льда в 70 сантиметров.

 

  

 

  

 

Просим заметить, это одно и то же озеро, практически одно и то же место. А что вы хотели это Великий Байкал (2500 видов растений и организмов, 59 видов рыб и др.).

Отбросим лирику и продолжим. Мыс Черемшаный (11:00) вот и то чем нас так долго пугали – на нашем пути становая трещина.

 

  

 

 

Для особо любознательных вопрос. Где граница льда? Правильно – где гладко там и лед, где красота, там сотни метров воды до дна; ищем где объехать – не получилось; ищем где переехать.

 

  

 

Поторопились наверное, но нашли 3 метра ширины, при рекомендации МЧС не проезжать трещины шириной более полуметра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для испытания конструкции первым пустили самую легкую машину субарика под номером 13 J, открыли двери, окна, машину подстраховываем привязав ее буксировочным тросом к тем кто стоит на прочном льде, делаем все для соблюдения максимальной безопасности проезда – как рекомендовало МЧС. Пока переправляли машины, Алиса полезла за льдинками в воде трещины. Детей, как всегда, притягивают самые опасные места.

 

  

 

Первый переезд занял у нас час и 15 минут времени для 14 машин; за это время Дима, Егор и Вадик успели найти более подходящий объезд. Побурханили за первую, в жизни каждого из нас, становую трещину и в путь на часах уже час дня. Позже стало известно – местные, МЧС, браконьеры готовы ехать не один десяток километров и не один час лишь бы исключить риск возможных последствий такого переезда.

Потом, честно сказать, мы допустили одну оплошность, делая красивый кадр для видеооператора, попытались собрать колонну машин по шеренге и пройти красившее по плотнее. В результате прохода такой колонны мимо оператора, лед под ногами у него прогнулся аж на несколько сантиметров, тут мы сразу же вспомнили о рекомендованной дистанции между машинами минимум в 30 метров.

 

 

 

 

 

 

Проезжаем далее вдоль берега, идем на удалении нескольких километров. Проходим границу Бурятии и Иркутской области между реками Правая и Левая Киренга. Медленно и верно подходим к местам максимальной сейсмической активности; учащаются контрольные бурения; опять 0.7 метра; успокоились да поехали дальше.

 

 

Вечерело места внушающие опасения – лед трещит, мелких трещин вокруг тьма тьмущая, торосные поля все чаще и все выше, снежные переметы.

 

 

 

 

Пора выбираться на берег для ночевки, оставляя на завтра мыс Шартлай и мыс Рытый. Место для ночевки выбирали знаковое – мыс Покойники, метеостанция Солнечная на территории Байкало-Ленского заповедника.

При подходе к берегу ведущие машины вовремя не успевают разглядеть трещину во льду и принимают единственное правильное решение – пролетать ее ходом, свежий лед под машинами подломился, но препятствие перепрыгнули успешно! Остальные преодолевали трещину уже по проверенному и отработанному методу – по настилу из досок. Но случилось и тут что-то новое для нас: при проезде тяжелого лэндкрузера, одна из досок под ним хрустнула и надломилась, пришлось перекладывать настил прямо под машиной и аккуратно проводить ее во избежание повторения неординарной ситуации.

Однако глубокое заблуждение думать, что это плохое место. Покойники от слова покой (без ветра, без осадков). Солнечное, от того что количество солнечных дней в году больше чем на черноморском побережье. Сюда из-за Байкальского хребта, через Чанчур с Бирюльки, даже приходит какая никакая дорога.

 

 

Оказывается, местные переезжают эти места Байкала вечером или ночью, когда трещины сходятся. Может поэтому, ночью мимо нас проходил трафик разнообразных автомобилей и даже мотоциклов. Какие-то из них подъезжали и просили выпить, не зная того, что мы спортсмены разрядники и тренер нам не разрешает (завтра сложный и опасный день). Итог сегодняшнего дня: к пяти вечера мы преодолели 115 километров, прошли две становые трещины 3 и 1.2 метра (одну все кроме одной машины переехали по доскам, вторую две машины перепрыгнули чуть не покалечив задние мосты), констатируем – как переезжать трещины мы уже имеем представление; а на сегодня финиш, ставим лагерь с минимальным уроном окружающей заповедной природе, пока светло снимаем с эскудика поврежденный при перепрыгивании через многочисленные трещины выхлопной тракт.

 

7 день 27.02., пт: м. Покойники – о. Ольхон – п. Сарма, пробег за день 165 км.

Утро подъем в пять.

 

 

 

 

Ночь была довольно морозной, машины практически не глушили, стекла внутри покрылись красивыми узорами, а снаружи нерукотворной красоты иней.

 

 

 

06:15, солнечно, ясно, -26C морозца, выезжаем на дорогу чистую, как стекло.

 

 

Вчера мы приехали с «морской дороги», а сегодня поедем по «береговой», так их тут называют местные. Морская идет в Чивыркуйский залив и далее, а береговая как минимум в Онгурен. С Усть-Баргузина на Ольхон дороги нет – открытая вода, от Онгурена вроде можно проехать и по Малому морю и до Ольхона.

Выбираем направление на Ольхон и с сильной опаской, делая контрольные бурения каждые 5 километров и в любом сомнительном месте (с чем очень хорошо справлялся Иван – респект), на мыс Хобой (знаковая северная оконечность острова Ольхон, священная для местных, запоминающаяся для туристов – отсюда в бинокль можно рассмотреть точку где глубина Байкала максимальна 1642 метров – глубже озер на Земле нет).

Практически сразу после выезда на лед, приходится заменить на ниве ремень генератора, оперативно решаем возникшую небольшую неисправность.

 

 

 

 

 

 

Ехали, ехали, приехали.

Мыс Шартлай (7:00 утра), становая трещина, пока искали где переехать, обнаружили что резервный бак в TLC78 Алексея с Александром катастрофически теряет топливо. Останавливаемся, рядом с домиком егеря заповедника, в зоне с табличкой предупреждающей о радиации, сливаем топливо в основной бак. Все же загадочные здешний места рядом с мысом Покойники: колесо потеряли, в трещину чуть не провалились, ремень порвали, бак пробили.

 

 

 

 

 

 

 

Пока разбираемся с баком и топливом, чтобы не терять понапрасну время с самого начала дня, отправляем разведку на поиски проезда. Отправленная разведка вскоре докладывает о терпящей бедствие Ниве, машина провалилась в трещину под лед! Бросить не в наших правилах – естественно помогаем, проводим эвакуацию.

 

 

 

 

 

Вытащили, помогли, завели. Профессионально управились за час к 8, искали объезд злополучной трещины – нашли переезд в районе мыса Анютка.

А почему нет? Хорошее, доброе название и уже и не замечаешь, что буквально за углом мыс Рытый (страшное место: женщинам на берег входить нельзя, где-то есть стена постройки не пойми какой эпохи, под водой геологический разлом до магмы рукой подать, микро-землетрясения – норма).

Переезжаем по объезду трещину и любуемся работой штурмана Алексея переводящего машины.

 

 

А мы на отдыхе нам хорошо, проводим время забавляясь. Народ развлекается катанием на коньках, и не только:

 

 

 

 

  

 

  

 

Трещину переехали. Мы к берегу – а она вглубь озера. И самое интересное, что с этой трещиной так каждый год, на одном и том же месте, вечером шире – утром либо уже, либо вообще нет. Женский характер, не правда ли?

 

 

8:40 – мыс Рытый посмотрели проезжая, ничего сверхестественного не заметили, только за бортом -17C и небо начинает затягивать тучками.

Проезжаем уже ходом большую открытую трещину, на выезде из нее льдина под весом машины немного тонет, экстремально, но интересно…

 

 

Рыбаки у берега ловят налимов в мордушку…

 

 

Онгурен – местные настаивают на названии Онгурён, мы пишем как на картах. Делаем левый поворот и идем теперь мы на Хобой.

 

 

Слева марево – это открытая вода парит, боимся, бурим, но едем.

 

 

Во время одного из контрольных бурений, фотографируемся на память о Байкале.

 

 

 

 

 

Толщины 60, 70, 55 сантиметров, меньше слава богу нет, лед трещит, даже качается, торосовые поля, находим проезд, еще немного и в полдень мы на мысе Хобой. Ура!!! Бежим фотографироваться, тут же встречаем туристов из Екатеринбурга.

 

 

 

 

Чемпионы России за пеший поход к Северному полюсу, сейчас у них тренировочный обход вокруг Ольхона. Три УАЗика корейских туристов (тоже, возможно, чемпионы чего-либо).

Красотица то какая!!! Все это наплески, гроты и торосы.

 

 

 

 

 

Пару постановочных кадров для видео.

 

 

 

 

Коллективное фото и скорее в Хужир к 13:00.

 

 

Там музей интересный, но холодный (как нам объяснили, зато экспонаты лучше хранятся).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Так же подкрепились в позной.

Дозаправили автомобили после продолжительного пробега по льду.

 

 

Также не обошлось и без сувениров, отметили маршрутные книжки в очередной точке маршрута. Иностранцев как выяснилось, там (на острове) в это время, пожалуй, больше чем россиян. Музей кто-то променял на еду, посмотреть больше нечего, вечереет. Принимаем срочное решение – опять на лед (16:30) на ставшую уже такой родной, ледяную стихию, и в Байкальский национальный парк на ночевку (17:30). Там нас настигает информация о присвоении спортивных разрядов. Делаем большой костер, празднуем, выпиваем, прощаемся с Байкалом, делимся впечатлениями.

А как пела Катя, а как мальчишки резвились, прыгая через костер....

За этот насыщенный день пройдено 165км, отбой в час ночи.

 

8 день 28.02., сб: п. Сарма – г. Иркутск – п. Листвянка, пробег за день 350 км.

8 часов утра – последний день зимы, за бортом тепло, как и в правду на юге – -8C, пытается идти снежок. Утром встречаем рассвет, катанием на коньках по самому огромному в мире катку – ледяному покрову Байкала. На пути изредка встречаются препятствия в виде трещин и снежных островков, которые нужно успевать объезжать или же перепрыгивать. Классно вот так погонять по Байкалу: чувство беспредельной свободы и единения с природой, очарование льдом, красивыми трещинами, их паутиной…

Устраиваем ритуальное прощание с Байкалом, вышли на лед, встали кругом и дружно поклонились великому озеру.

 

 

 

И держим путь в Ольхонские ворота (место официальной ледовой переправы по озеру).

 

 

По дороге: потеряшки – фото в гротах.

 

 

 

 

 

 

 

 

В пути получаем информацию, что в Иркутске будет импровизированная экскурсия, любезно предложенная знакомым Евгения и проводы Ольги на «паровоз» до Новосибирска. Есть к чему стремиться, а чтобы стремление укрепить принято решение заночевать в Листвянке с посещением сауны. После последнего слова дело значительно оживилось.

Прошли официальный переправу, двигаемся дальше на юг! Хорошо МЧС на «треколе» повстречалось на нашем пути и наставило на путь истинный, отправив в сторону берега, а то рисковали вплавь до Листвянки добираться.

Брем направо 90 градусов и Сахюрта.

 

 

Все, завершающие 26 километров льда за спиной. Итог экспедиции – 440 километров по льду самого большого пресного озера на планете, средняя скорость передвижения около 20-27 км/ч, максимальная доходила до 100 км/ч.

Уезжать не хочется, но впереди еще музей Байкала, сауна, нерпинарий – пора, пора!!! Качаем колеса, перераспределяем доски (на сувениры каждому участнику) и через Баяндай, где команда подкрепляется в кафе, держим дальнейший путь в Иркутск, до него нам около 250 километров. Во время обеда в кафе, Игорь ремонтирует колесо и ставит обратно зимнюю шину. Ехать по трассе становится комфортнее, чем на летней запаске.

Небольшая экскурсия по Иркутску с сопровождением гида по рации. Красивый город, где ценят историю и восстанавливают исторический культурный центр в том виде, которым он был когда то ранее.

 

 

 

Приехали в Листвянку в 17:30 (90 километров от Иркутска). Сауну такую чтобы на всех сразу найти не смогли, пришлось делиться на две группы по 14 человек. Хочется сказать сразу, понятие баня и сауна это очень разные вещи. Баня это на 8 человек, парилка и купель или вода в емкости. Сауна это до 15 человек: душ, бассейн, караоки, туалет и посидеть всем.

Одна из групп этого не знала, поэтому поиск сауны отнял еще час или полтора, но при этом бонусом досталась парковка, где можно переночевать. Ночевали в разных местах, договорившись встретиться утром. Вечер прошел – а-ля романтик.

 

9 день 1.03., вс: п. Листвянка – г. Иркутск – г. Нижнеудинск, пробег за день 600 км.

Утро первый день весны! 8:00 а на улице еще теплее – -6C, пасмурно, а нам то что, все красоты мы уже посмотрели. Мы чисты, бодры, сыты и полны энергией. Нас ждет музей Байкала (экскурсионная программа на два часа, договорились сократить до полутора). Музей очень интересный и познавательный, узнали множество фактов о жизни Байкала: как и когда встает лед и вместе с этим меняется жизнь фауны, почему лед «дышит», как нерпы зимуют, где именно обитают и как долго они остаются белыми после рождения, как и сколько растет омуль и другие обитатели озера, даже «погрузились» на дно озера… Всем рекомендуем посетить.

 

  

 

 

 

 

 

И посещения нерпинария заняло у нас еще час времени. Оба удовольствия 650 рублей с человека, детям скидки. В нерпинарии выступают две девочки: Лора и Лила, Тито бушует в отстойнике. Девочки выступают горазд слабее, чем мог бы показать мальчик Тито, да и ведущая-дрессировщик в этот раз как-то не блещет. Все равно с удовольствием любуемся забавными нерпами. Замечаем, что дрессированные нерпы существенно стройнее тех нерп, которые живут в музее. Там они на грани лопания, нужно бы их тоже начинать гонять и дрессировать, приобщать к активному образу жизни J.

 

 

 

Нерпы в музее, для сравнения:

 

 

 

Финальная встреча с МЧС (они боялись, что мы опять на лед встаем), рассказали нам про то, что хоккей с участием звезд спорта прошел на льду озера, что марафон бежит, похвалили нас за то, что не доставили им хлопот, обменялись сувенирами и в путь до дому.

 

 

 

Дима с Алексеем уехали раньше утром после посещения музея, нерп смотреть не стали, Алексей с Андреем вообще фактически ночью. По итогу нас осталось 12 машин, 11:50, погода не очень и план на сегодня 600 километров за Нижнеудинск. Иркутск пройден (спасибо коллеге из клуба Протектор который провел нас по городу без приключений и лишних поисков проезда), заправка перед перегоном, обед и трасса.

Как хорошо, что со льда уже ушли! Тут такое началось, метель, пурга, видимость до 20 метров. На ночевку встаем как и планировалось за Нижнеудинском в одиннадцать вечера, отбой в полночь.

 

 

10 день 2.03., пн: г. Нижнеудинск – г. Красноярск – г. Мариинск, пробег за день 910 км.

7:00 утра, снег и пурга продолжается,  температура на улице -10C.

Стартуем в 8, дорога – Канск, Красноярск, встреча с Алексеем, который уехал раньше, чтоб отдать потерянную им в Листвянке сумку, чмоки-чмоки, трасса, не доезжая Мариинска ночевка, в поле на снего-заградительных полосах (хоть побуксовали и покопали за всю поездку, веселье продолжалось до часу ночи) у д. Святогорка. 22:30 пройдено 910 километров. Надо заметить вечер и ночь были теплые и без снега.

 

11 день 3.03., вт: г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск, пробег за день 430 км.

Встали в семь утра, выезд, небольшая задержечка, 9:30, -5C за бортом, гололед, снег, пурга, видимость временами падает до десятка метров. Заправка в Мариинске, прощание с Витей и Леней им в Томск, нас остается 11 авто.

3 часа и мы в Кемерово. Тут почти нет снега, опять разделяемся на две группы по принципу кому с какой стороны удобнее заезжать в родной город: 3 машины идут через Болотное, а остальные через Промышленное.

 

 

3 марта 2015 года в 17:00 все машины одновременно, но с разных сторон въезжают в Новосибирск (это слышно из радио-обмена), в круг пройдено немногим более 5000 километров, маршрут окончен. Мы все дома!


Выводы и рекомендации

 

Одна из самых ярких из числа коротких поездок. Незабываемые ощущения у всей команды от езды и прогулок по льду Байкала, когда под колесами и ногами водная бездна глубиной от нескольких десятков до нескольких сотен метров.

Природа Байкала красива не только летом, когда слышен шум волн, но и зимой, когда постоянно раздается треск и грохот льда. Летом все маршруты пролегают по побережью Байкала, а в этот раз мы обозревали берега Байкала с самого озера и побывали в тех местах, в которые в теплое время года можно добраться лишь по воде. Нам удалось увидеть разнообразный рельеф береговой линии, была возможность подъехать к скалам и гротам с красиво застывшими наплесками.

Основной сложностью данной поездки была аномально теплая зима и длительное замерзание льда, при этом полностью лед на озере так и не встал, это уникальный случай для Байкала. На протяжении всего маршрута по льду озера необходимо было проводить регулярное бурение льда, для проверки его толщины с целью обеспечения безопасного движения колонны экспедиции. К счастью, все прошло благополучно без происшествий. С погодой нам тоже повезло – весь путь по озеру нас сопровождало яркое солнце и безоблачное небо с отличнейшей видимостью горизонтов. Насладились катанием на коньках, видами красивых льдов, прозрачной поверхностью Байкала. Все участники экспедиции получили незабываемые впечатления. Отметим, что сразу после выхода группы с Байкала, погода быстро поменялась – стала пасмурной и хмурой, и такой сопровождала нас вплоть до самого дома. Остается только поблагодарить силы природы за предоставленную возможность комфортного пребывания на Байкале.

Не смотря на большое количество экипажей, экспедиция уложилась в график прохождения маршрута и запланированную продолжительность. Команда слаженно работала в местах прохождения трещин, была готова к длительным пробегам.

После завершения байкальского участка поездки, участники похода с интересом посетили музей Байкала в Листвянке, который открыл многие интересные факты о жизни озера зимой и летом. Музей оснащен современным оборудованием для демонстрации жизни озера, включая возможность виртуального погружения в самую глубокую точку дна Байкала. 

Рекомендуем обязательно посетить зимний Байкал. В районе Ольхона действуют организованные поезди до северной точки острова Ольхона – мыса Хобой. Но из-за большого количества туристов, в этом месте треск льда практически не слышен. Рекомендуем отдаленные места для наслаждения зимней стихией Байкала.


Схема движения

 

 

 


Категорийные участки

 

Зимник Тайшет–Лесогорск–Вихоревка–Братск

Движение по зимнику в условиях ограниченного пространства по лесу, разъезд автомобилей местами затруднителен. Сама дорога весьма не ровная с большими ямами и буграми. Населенные пункты по пути следования удалены на значительных расстояниях.

 

Озеро Байкал

Путешествие по льду озера имеет ряд особенностей. Для безопасного передвижения нужно знать характер ледового покрова и многие другие природные особенности, а также правила пребывания людей и передвижения автомобилей.

Во время движения по льду часто приходилось преодолевать трещины, временами даже свежие с открытой водой. Для таких случаев в команде имелись длинные доски выдерживающие вес автомобиля, с помощью которых, трещины застилались и по ним осуществлялся проезд. Во время проезда машины страховались буксировочным тросом. На всем маршруте, проходящем по озеру, регулярно проводились контрольные бурения с целью отслеживания толщины ледяного покрова, также для прощупывания льда в сомнительных случаях использовались лом-пешни.

Другое препятствие встречающиеся на пути – ледяные торосы. При проезде торосов искался либо их объезд в другом месте, либо приходилось с помощью ломов и пешней разбивать мешающие проезду льдины.


Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до месяца.

 

Подготовка транспортных средств:

– Увеличен дорожный просвет автомобилей

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборники выведены на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На части автомобилей установлена стационарная лебедка

– Колонна укомплектована расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту каждого экипажа, по расчетам обеспечивающий до 1000 километров автономного пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажей:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 11 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Фотоотчет

 

Фото и видео материалы прилагаются в электронном виде.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru