Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



"Чимбулак". 2007

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории России, Казахстана.

Протяженность маршрута – 4000 км.

Сроки проведения – 3-8 января 2007

Продолжительность – 6 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Рубцовск – г. Семипалатинск – г. Аягуз – г. Талдыкорган – г. Алма-Ата – г. Талдыкорган – г. Аягуз – г. Усть-Каменогорск – г. Алейск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Фоминых Анна Михайловна

Штурман, врач, повар, фотооператор

3

Фоминых Артем Михайлович

Турист, фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Семипалатинск

Семипалатинск (Семей) — город в Восточно-Казахстанской области, расположенный по обоим берегам реки Иртыш. Население 330338 человек. Непосредственно город Семипалатинск без подчинённых ему сельских округов занимает территорию площадью 210 км².

Семипалатинская крепость была основана в 1718 году, статус города был присвоен в 1782 году. До мая 1997 года, когда в Казахстане была проведена реформа административно-территориального деления, в результате которой были укрупнены (объединены) некоторые области, был центром ныне упраздненной Семипалатинской области, территория которой ныне входит в состав Восточно-Казахстанской области. Является крупным железнодорожным узлом, расположенным на Турксибской железнодорожной магистрали и связывающим Россию с южным и восточным регионами Казахстана. Имеется аэропорт и речной порт.

В июне 2007 года Указом президента Казахстана город Семипалатинск был переименован в Семей.

В 200-х километрах от Семипалатинска (Семея) располагается ядерный полигон, который активно эксплуатировался во времена СССР. Именно здесь 29 августа 1949 года прошло первое испытание ядерного оружия в Советском Союзе. Всего с 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено не менее 456 ядерных испытаний.

 

Алма-Ата

Алма-Ата (Алматы; до 1921 года — Верный) — крупнейший город Казахстана. Население 1,42 млн. человек, в агломерации 2,1 млн. человек. С 1927 по 1936 год столица Казахской АССР, с 1936 по 1991 годы столица Казахской ССР, с 1991 по 1997 годы столица Республики Казахстан. Алма-Ата была последней столицей и крупнейшим городом Казахской ССР, затем стала первой столицей и крупнейшим мегаполисом Республики Казахстан. Несмотря на утрату статуса политико-административной столицы, город является культурным и финансово-экономическим центром республики и остаётся единственным городом-миллионником страны. Город расположен у подножия гор Заилийского Алатау на крайнем юго-востоке республики и имеет своеобразный, довольно мягкий климатический режим с непростой экологической ситуацией.

 

В июне 2007 года город был добавлен в список самых дорогих городов мира, заняв 30-е место в списке. С конца 90-х до середины 2008 года город переживал период экономического и инвестиционного бума, а также интенсивного строительства.

 

Медео

Ледовый каток Медео, расположенный на высоте 1691,2 метра над уровнем моря, известен всему миру. Он был возведен в 1972 году. Поверхность льда занимает 10,5 тысяч кв.км., что позволяет проводить соревнования по конькобежному спорту, хоккею и фигурному катанию.

Мягкий климат в ущелье, оптимальной уровень солнечной радиации, невысокое атмосферное давление, слабый ветер и чистая ледниковая вода – все это обеспечило высокогорному катку широкую популярность.

Более 120 мировых рекордов было установлено здесь известными спортсменами. За последние годы каток усовершенствовался после проведенной модернизации.

Горная долина была названа именем Медео, кочевника проживавшего в прошлом веке и разбившего свой аул в этих живописных местах.

Высокогорный каток прекрасен в любую погоду. Полюбоваться его красотой можно и с высокой точки, на которую Вас поднимет популярная лестница восхождения, построенная на склоне Мохнатка. Из города она смотрится просто как склон покрытый густыми деревьями, отсюда и название. В начале прошлого века здесь был расположен монастырский грот. По сей день, сюда приезжают паломники и устраивают богослужения.

Несколько лет подряд ледовый каток превращался в огромную концертную площадку, где проводился популярный международный фестиваль музыки "Голос Азии" ("Азия Дауысы"), в котором принимают участие не только казахстанские исполнители, но и звезды эстрады со всего мира.

Толщина ледового покрытия на катке составляет 2,3 метра и состоит из более 20 наименования строительных материалов. В поверхность льда встроены железобетонные пластины, в которых распределено 170 км охлаждающих труб. Система искусственного замораживания льда не имеет аналогов во всем мире и позволяет поддерживать ледовую поверхность катка в течение 8 месяцев в году.

Катание на коньках в выходные дни вот уже долгие годы стало хорошей традицией не только жителей города, но и гостей Алматы.

Противоселевая плотина Медео расположена в 25 км от города Алматы на высоте 1733 метров над уровнем моря. Она была возведена для охраны города от селя, формирующегося на вершинах Западного Тянь-Шаня.

Плотина имеет 3 последовательных уровня высоты. Специальное водовместилище позволяет удерживать около 6 миллионов кубических метров воды.

К плотине ведет известная жителям города и туристам лестница, состоящая из 842 ступеней. Регулярно проводятся соревнования по восхождению по этой уникальной лестнице.

 

Чимбулак

Горнолыжный курорт “Чимбулак” расположен в живописном ущелье Заилийского Алатау на высоте 2260 м над уровнем моря в 25 км от центра города Алматы. Средняя температура воздуха летом +20С, зимой -7С. Средняя толщина снежного покрова до 150 см, количество солнечных дней в году до 90%. Время залегания снежного покрова с ноября по май. Горнолыжные трассы обслуживаются двумя парно-кресельными, одно- кресельной и бугельной канатной дорогами, а также бесплатный буксировочный подъемник. С 2003 года вошла в эксплуатацию 4-местная дорога, открывшая новый регион для любителей экстремального катания. Подъемники поднимут Вас с высоты 2260 м, над уровнем моря до Талгарского перевала (3163 м), перепад высоты 903 м. Трассы готовятся тремя снегоуплотнительными машинами (Ратрак).

На высоту 3163 метра над уровнем моря стартуют вверх подъемники. Справа и слева перед вами предстают величественные горы со снежными склонами и вечно зелеными тянь-шаньскими елями. Визитная карточка Чимбулака – разнообразие маршрутов, среди которых пологие и мягкие склоны для начинающих, длинные трассы для подготовленных лыжников, ФИС-трассы для скоростного спуска, дикие долины с нетронутым снегом и халф-пайп для сноубордистов, экстремальные виражи для профи, специальная трасса для могула. Каждый год на Чимбулаке появляются новые маршруты. Горнолыжные трассы Чимбулака аттестованы Международной Федерацией Горнолыжного Спорта (FIS). Трассы скоростного спуска и слалома-гигинта по праву входят в десятку сложнейших трасс мира.

Характеристики склона:

Длина плато - 3800 метров;

Ширина - от 100 до 600 метров;

Перепад высоты - 943 м;

Зона катания - 2260 - 3163 м;

Средний уклон - 12-28 градусов;

Максимальный уклон склона – 45 градусов;

Общая площадь катания - 99 акров.

 

Описание маршрута

        

1 день 3 января: г. Новосибирск – г. Рубцовск – п. Веселоярск, пробег за день 700 км.

Из Новосибирска выехали ближе к вечеру в сторону Алтая и Казахстанской границы. Планируя проходить границу ночью, в это время на границе обычно меньше народу, посему ее выгодно проходить именно в ночное время.

На сей раз, нам немного не повезло, пройдя контроль на российской стороне, далее нами был обнаружен пассажирский автобус, за ним приехал еще один. Ждать пока таможню пройдут все пассажиры мы не стали, так как никуда не торопились, решили просто немного поспать на нейтральной полосе.

Проснувшись спозаранку, в одиночестве, разбудив сотрудников Казахской таможни, проходим Казахстанскую часть границы, оформляем страховку и продолжаем двигаться к белоснежным вершинам J.

 

2 день 4 января: г. Новосибирск – г. Семипалатинск – г. Аягуз – г. Талдыкорган – г. Алма-Ата, пробег за день 1300 км.

Ближайший крупный город от нас это Семипалатинск, его мы проезжаем рано утром, здесь нам надо было поменять имеющиеся у нас рубли на местную валюту, но так как еще никто в такую рань не работал, решаем сделать это позже по дороге, тем более что знакомые ранее бывавшие в Казахстане уверяли нас, что с обменом денег проблем у нас точно не будет и меняют их на каждом углу, этот поступок в последствии выливается в определенные проблемы.

На выезде из города проезжаем очень красивый навесной мост, ранее нечто подобное доводилось видеть только в американских фильмах.

После Семипалатинска в районе Аягуза дорога довольно разбита, на зимний снег немного заглаживает разбитые ямы и в целом двигаемся с довольно приличной скоростью. После Аягуза дорога становится значительно лучше, и скорость передвижения существенно возрастает, окружающий пейзаж – степи, соответственно дороги прямые без крутых поворотов.

 

 

Еще одна особенность зимних дорог в Казахстане – это то что, чистят их, по всей видимости, не часто, трафик машин тоже не большой, и машины набивают одну колею по центру дороги по ней и едут и встречные и попутные, приближаясь, друг к другу для разъезда, съезжают на не накатанный наст. Скорости на трассе большие, а видимость часто ограничена снежной пургой. В один из таких моментов, при приближении встречки мы съезжаем на свою сторону дороги, но встречная машина нас не замечает, и мало того, что не уходит на свою сторону, а на оборот больше прижимается к нашему краю, видимо выбирая дорогу получше, в упор нас не замечая. Скорости под сотню вылетать с трассы на такой скорости в кювет желания у нас особого не было, и дождавшись последнего момента когда можно было предпринять еще какие либо действия, именно последнего того, который бы уже лишил встречного попутчика на возможность какого либо маневра и окончательно убедившись в его бездействии, резко совершаем обратный маневр, то есть сами уходим на встречку, разъезжаясь правыми бортами! машину при столь резком маневре немного кинула в занос, но удается быстро ее стабилизировать. Данный разъезд конечно вызвал у нас у всех неплохой выброс адреналина J, вот уж во истину хорошо все то, что хорошо кончается.

На протяжении всего пути, вплодь до самого города Алма-Ата, нас преследуют финансовые проблемы. Дело в том, что перед поездкой наши друзья, ранее несколько раз бывавшие в Казахстане, стопроцентно уверяли нас в том, что с обменом денег проблем никаких точно ни где не возникнет. Возможн,о где-то рядом с границей в районе Павлодара и в крупных городах так оно и есть, но проехав еще до рассвета Семипалатинск, следующим крупным городом для нас был Талдыкорган, а это больше тысячи километров, и за эту тысячу километров нигде не было возможности обменять имеющиеся у нас рубли на местную валюту. Рубли же, как и имеющийся у нас небольшой запас американских долларов местное население брать напрочь отказывалось. Лишь на некоторых заправках удавалось рассчитаться рублями, но по весьма не выгодному курсу, раза в полтора-два превышающего официальный. Так и ехали весь день, израсходовав имеющийся запас топлива и рыская по заправкам где нас согласились бы заправить. Захотев пить, остановились у одного из магазинов для того чтобы купить воды или сока, но продать его отказались даже по очень выгодной цене ни за рубли, ни за доллары, больше попыток не делали, смирились с жаждой и настойчиво продолжали свой путь к белоснежным вершинам Чимбулака.

Не доезжая Талдыкоргана, где-то посередине дороги от Семипалатиска до Алма-Аты, имеется пост наркоконтроля, где останавливают все без исключения машины, проверяют, досматриваю, принимают дары. В качестве презента угощаем казахов российскими сигаретами, специально заранее купленными в Новосибирске, чему они были явно рады, видимо местный табак у них совсем никудышный.

Поздно вечером доезжаем до Алма-Аты, довольно быстро находим городской вокзал, наконец-то меняем рубли на казахские тенге. Недалеко от вокзала местные сдают квартиры, недолго торгуясь, берем себе жилье на ближайшие пару дней. Немного удивляет предновогодняя украшенность города, везде чисто, много ярких вывесок и огней, в этом плане родной Новосибирск явно уступает бывшей столице Казахстана.

 

 

3 день 5 января: г. Алма-Ата, пробег за день 50 км.

С утра на удивление быстро находим выезд из города в сторону горнолыжного курорта «Чимбулак». Как по дороге до Алма-Аты, так и в самом городе снега на удивление немного, сначала нас это настораживало, но по дороге на Чимбулак, когда совсем недалеко от города стали неожиданно появляться горы, дорога становилась все более горной с перевалами, поворотами, подъемами и спусками, снега становилось все больше и больше.

 

  

 

  

 

Сама горнолыжная база расположена примерно на высоте 2500 метров над уровнем моря. По мере подъема на перевал по пути проезжаем самый высокогорный ледовый каток в мире «Медео», дальше нас предупреждали о том, что на моноприводной машине подняться на сам «Чимбулак» очень сложно, и даже возможно нас не пустят на дорогу, в этом случае машину нужно оставлять на стоянке у «Медео», а на «Чимбулак» подниматься на полноприводном такси. Но мы решаемся попробывать и едем дальше, предварительно серьезно разогнавшись, чтобы сложные места на подъеме проходить «ходом». Основную трудность нам доставляют медленно идущие попутные машины, из-за крутых поворотов ограничивающих обзор и немногочисленных встречных машин, приходится сбавлять скорость до критических значений, мы прекрасно понимаем что остановив машину на подъеме, снова тронуться шансов у нас не будет, нужно будем спускаться в самый низ подъема к «Медео» и пробовать все сначала. Удача улыбается нам, с первого раза мы доезжаем до площадки Чимбулака, немного вскипятив машинку под конец подъема, видимо помимо подъема сказывается и разряженный высокогорный воздух, но это уже мелочи, главное – мы у цели. Доливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость, у нас она была в запасе. И идем за лыжами, билетами на подъемник, предвкушая скорые острые ощущения от новых гор.

Сами того, не ожидая, попадаем на конкурс барменов, проходящий прям здесь же на горнолыжной базе.

 

 

Сама горнолыжная база выглядит вот так:

 

 

Здесь имеется стоянка для автомобилей, прокат снаряжения (лыжи и сноуборды), кассы на подъемники, кафе под открытым небом, есть вариант и крытого кафе, медпункт, гостиница, вобщем весь набор всего, что только можно пожелать. И это не спроста, ведь «Чимбулак» так же как и Сочи был претендентом на проведение зимних олимпийских 2014 года, на момент нашей поездки МОКом еще не было принято решение о месте их проведения, и борьба между претендентами была в самом разгаре.

Лыжи в прокате можно взять из различных ценовых категорий, как по качеству, так и по степени убитости. Мы люди не привередливые берем, что попроще. Одев одну из лыж, у нее сразу же отламывается замок отстегивающий пятку от крепления, лыжу снять без этого зажима не удается, приходится звать на помощь специалистов из проката, они нам показывают изящный способ снятия лыжи и без лишних вопросов дают другой комплект. Хотя по поводу поломки мы конечно немного попереживали, да и на протяжении всего катания, задумывались о возможном раскладе событий при поломке лыж, запасов средств на компенсацию поломанного оборудования у нас совсем не было.

Опробовав местные спуски, немного проголодавшись, делаем перекус кафе под открытым небом, часть блюд готовят здесь же на свежем воздухе, на открытом огне, цены не из дешевых даже для нас, обычно в Казахстане все дешевле, чем у нас в России, но здесь конечно сказывается курортное место, здесь много иностранцев и цены сопоставимы с ресторанными в России.

 

 

На горя нам удалось встретить одного из иностранцев, он не мог объясниться с персоналом, по всей видимости, у него закончился лимит на карте для подъемника, и у Ани появилась прекрасная возможность попрактиковаться в знании английского языка, что называется в живую.

 

4 день 6 января: г. Алма-Ата, пробег за день 50 км.

День прошел аналогично предыдущему: катались, радовались жизни, правда третий день решили не брать, а возвращаться домой, конечно, определенную роль в этом сыграла ограниченность в финансах, но в принципе можно сказать, что мы накатали вдоволь.

 

  

 

  

 

Трассы в целом неплохие нечто среднее между Гешем и Гладенькой, снега меньше чем на в Геше, но нас не такой плотный, как на гладенькой. Снега немного нахватало, видимо здесь в горах он выдувается, и если нет осадков, то на горе его остается не много, частенько на трасе можно встретить камни, но выскребленных земляных участков не попадается. Сказывается отсутствие систем искусственного оснежения, которое в такие моменты было бы очень кстати.

Еще одна особенность трасс Чимбулака, отсутствие ограждений, так называемых «трупоуловителей», перед краем обрыва или пропасти просто стоит знак, предупреждающий об опасности и невозможности движения дальше, но никаких ограждений нет, выглядит довольно сурово и экстремально J

 

 

  

 

  

 

Прокатавшись, весь последний день, после окончания работы подъемников сдаем лыжи в пункт проката. И спускаемся вниз в сторону дома, то есть Алма-Аты. Проезжая мимо катка «Медео», конечно же, не можем упустить возможность попробовать самый высокогорный лед в мире на зуб конька, занятия спортом продолжаются J, берем в прокате коньки и вперед на лед, забыв о накопившейся за день усталости от занятий горнолыжными видами спорта.

 

 

 

На катке нас ждет новогодняя елка, сам каток очень понравился, лед ровный, прочный, народу много, но нет никакой давки, что бы не мешать друг другу люди на катке придерживаются правила движения против часовой стрелки.

За час, израсходовав последние силы, полностью вымотавшись, но вобрав в себя всю энергию окружающих гор, горнолыжных трасс и высокогорного катка едем отдыхать поближе к душу и кровати J

 

5 день 7 января: г. Алма-Ата – г. Талдыкорган – г. Аягуз – г. Усть-Каменогорск – г. Алейск – г. Барнаул – г. Новосибирск, пробег за день 2000 км.

С самого утра, сдав квартиру, выезжаем в сторону дома, впереди две тысячи километров…

При отметке на главном посту, где по дороге сюда делали небольшой презент в виде российских сигарет, смена была друга и этих ребят мы не знали, чем-то мы им «понравились» и они решили нас немного разыграть, сказав, почему нарушаем правила пребывания в стране, почему отсутствует регистрация. В свою очередь пришлось и напомнить о том, что по закону, регистрация не является обязательной, если срок пребывания в Казахстане укладывается в пять дней. Посмотрев в глаза, сотрудник милиции серьезным тоном говорит о том, что закон изменился буквально на днях и теперь этот срок три дня и соответственно мы нарушили. Парирую тем, что закон обратной силы не имеет и, въехав на территории их страны, мне было выдано разрешение на пять дней, что у нас и указано в миграционных картах. В ответ последовала улыбка, и признание в том, что это шутка, заодно спросили, что напряженные то такие? Объяснив, что за время путешествия шутки их сослуживцев уж изрядно потрепали нам нервы и бюджет спрашиваю, свободны ли мы? Без доли смущения спрашивают причитающийся традиционный презент, говорю - рыбы нет, сока тоже нет, есть только немного сигарет, но вы же говорили, что не курите. На сей раз взяли пару пачек, сказали, угостят сменщиков, с чем и отпустили в дальнейшее плаванье.

Дальше уже без особых приключений к полуночи доезжаем до границы, правда, выезжаем из Казахстана немного не так, как заезжали, не через Велоярск, а через Усть-Каменогорск, не упуская возможности посмотреть новые дороги, уж очень не по душе путешествовать по одним и тем же направлениям J

На границе немного удивились нашему выбору, спросив, почему выезжаем именно через этот пропускной пункт, но проходим ее также довольно быстро и без приключений.

При выезде в РФ в глаза сразу бросается различие в дорогах и организации движения, причем явно не в российскую пользу. Если в Казахстане знаков немного и стоят они именно там где, нужно предупреждая об опасных поворота, крутых спусках и подъемах и прочих важных вещах, то в России складывается ощущений что просто некуда деть металл и краску, знаков поналеплено столько, что разбегаются глаза, причем покрашены они такой светоотражающей краской, которая буквально слепит глаза. Из-за столь великого множества указателей, их информативность сводится к нулю, знаки уже не говорят ни о чем абсолютно, например, видя знак крутой поворот, его запросто можно пройти несбавляя скорости на 140 км/ч. Но еще больший сюрприз нас ожидал потом, идя довольно быстро замечаем впереди боковые ограничения по краям дороги, но знаков нет никаких, влетая в зону ограждений оказываемся как раз в крутом почти 60-70 градусном повороте, да еще и при спуске, реабилитировав все резервы организма, несмотря на усталость, накопившуюся за полторы тысячи сегодня пройденных километров, поворот удается пройти в управляемом заносе, но абсолютно успешно. Вот такой вот контраст, знаков столько, что не успеваешь их осознать, а где они действительно нужны, там их нет J

К четырем утра въезжаем в родной Новосибирск, менее чем за сутки, а точнее за 20 часов хода нами было пройдено две тысячи километров. Это одновременно и самое большое расстояние, которое ранее удавалось пройти за одни сутки и самая длительная поездка за рулем за сутки, до этого было 1800 километров за 16 часов хода при поездке на Черной море в 2006 году, на сей раз, мы улучшили сразу оба показателя.

 

Категорийные участки

 

Медео и Чимбулак

Крутой подъем на Медео, подъем на Чимбулак обладает еще большей крутизной. Зимой моноприводным автомобиля подниматься не рекомендуется, в случае остановки тронуться уже не получится, вполне вероятно, что и развернуться тоже. При подъеме нужно следить за температурой двигателя, затяжной подъем и низкое атмосферное давление в высокогорье приводят к закипанию системы охлаждения.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Дополнительный запас топлива в объеме 20 литров

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Чимбулак стал последним горнолыжным курортом нами посещенным, до которого от Новосибирска можно добраться на автомобиле за приемлемое время. Ранее были поездки в Шерегешь и на г. Гладенькая в Хакасии. Остальные горнолыжные курорты находятся уже либо в Забайкалье, либо в западной части страны на Кавказских горах, но расстоянии в несколько тысяч километров, что, несомненно, накладывает определенные ограничения на посещения этих мест.

В самом Казахстане преобладают степи, что отражается на прямолинейных, с открытым обзором на несколько километров, дорогах, позволяющих передвигаться по ним с приличной скоростью.

При подъеме на Медео и Чимбулак, нужно быть очень внимательным, следить за температурой двигателя и ни в коем случае не допускать остановки. Если у вас не полноприводный автомобиль, тронуться после остановки уже не получится и придется как-то разворачиваться, снова спускаться вниз и предпринимать очередную попытку. Во избежание непредвиденных остановок и критического снижения скорости при подъеме, а также для обеспечения пространства для каких-либо маневров или требуемого ускорения, рекомендуется максимально возможно увеличить дистанцию до впереди идущего автотранспорта.

На данном маршруте при возвращении домой, сами того не предполагав, ставим двойной личный рекорд: 20 часов за рулем и 2000 километров пройденного пути за сутки в одного водителя, вот уж невозможное – возможно, за день Новосибирск-Алма-Ата, это почти дважды быстрее, чем поезд идущий 37-39 часов J.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru