Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Метель 2009 - К истокам Енисея (перевал Спящий Саян, Тоджинская котловина, месторождение Ак-Суг).

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Тува.

Протяженность маршрута – 3000 км.

Сроки проведения – 2-10 января 2009

Продолжительность – 9 день

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Мариинск – г. Шарыпово – г. Шира – г. Абакан – г. Туран – п. Ырбан – Ак-Суг – п. Ырбан – п. Тора-Хем – г. Кызыл – г. Абакан – г. Шира – г. Шарыпово – г. Мариински – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Маршрут в рамках экспедиции клуба Off Road Master «Метель 2009 – К истокам Енисея», руководитель маршрута Макаренко Алексей Анатольевич.

 

Средство передвижения – ВАЗ 21214 (Нива)

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Водитель, механик.

2

Сорокин Александр

Штурман, фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Саяны

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири.

Различают Западный Саян (длина 600 км, высота до 3976 метров — Монгун-Тайга, являющаяся вершиной одноимённого хребта — высочайшая вершина Восточной Сибири, впрочем, чаще этот хребет не относят к Саянам, а выделяют в отдельную горную систему - горы Тувы), состоящие из выровненных и островерхих хребтов, разделённых межгорными котловинами, и Восточный Саян (длина около 1000 км, высота до 3491 м, гора Мунку-Сардык) с типичными среднегорными хребтами, несущими современные ледники. Реки относятся к бассейну Енисея. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру.

Западные Саяны юго-западной частью граничат с Алтаем. Главный хребет их — Водораздельный Саянский Хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Хребты Западного Саяна характеризуются крутыми склонами, изрезанностью рельефа, обширными площадями каменных россыпей. Высота хребтов на западе не превышает 2500-3000 м, к востоку снижается до 2000 м.

Восточные Саяны тянутся практически под прямым углом к Западным. Хребты их образуют систему «белогорий» (Майское, Канское) и «белков», получивших свое название из-за нетающих круглый год снегов на вершинах. В центральной части, в верховьях рек Казыр и Кизир несколько хребтов образуют «узел» с высшей точкой — пиком Грандиозный (2982 м). На юго-востоке расположены самые высокие и труднодоступные хребты - Большой Саян, Тункинские Гольцы, Китойские Гольцы, Кропоткина. Высшая точка Восточных Саян — Мунку-Сардык (3491 м.) находится в хребте Большой Саян. Между хребтами Саян находятся более десятка котловин различных размеров и глубины, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов.

Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таёжные елово-кедрово-пихтовые леса, поднимающиеся в западной и центральной частях до высот 1500—1800 м и более; светлые лиственично-кедровые леса образуют верхнюю границу леса на высотах 2000—2500 м. Высокогорные ландшафты, расположенные выше границы леса, отличаются суровой и продолжительной зимой, коротким и прохладным летом, сильными ветрами. Здесь преобладают как резко изрезанный, вычлененный рельеф, так и выровненые водораздельные пространства, покрытые кустарничковой и мохово-лишайниковой тундрой, чередующейся с обширными каменными розсыпями почти без растительности. В более увлажненых районах развиты субальпийские кустарники и луга, местами высокотравные. Из ягод по речным долинам растут красная и чёрная смородина, черника, брусника, земляника, голубика, малина.

Животный мир так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть марала, лося, кабаргу, белку, бурундука, зайца. Из птиц наиболее многочислены кедровка, сойка, часто слышны дятел, клёст, щура, глухарь, куропатка, рябчик. В реках водится хариус сибирский, ленок, много тайменя. Типичные представители кровососущих — комары, мошка, овод — здесь немногочисленны, а в хорошо продуваемых речных долинах их нет. Реки Саян имеют смешаное снего-дождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. Все реки относятся к бассейну Енисея. Истоками Енисея являются горные реки Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Бий-Хем считается главным истоком Енисея. Начинается он в восточном Саяне, недалеко от пика Топографов. Река очень красивая и проходит по практически ненаселенным местам Восточной Сибири. Его длина - 600 км. Второй исток Енисея — Ка-Хем имеет длину около 500 км, и берёт начало на территории Монголии. Таёжный ландшафт, обилие горных речушек, водопадов, озер и поражающих своей красотой мест, почти нетронутая дикая природа, относительная простота туристических маршрутов — эти причины привлекают к Саянам внимание все большего числа любителей активного отдыха. В Саянах расположены два уникальных заповедника дикой природы: Саяно-Шушенский в Западных и Столбы в Восточных Саянах.

 

Енисей

Енисей — крупнейшая река России. По площади бассейна он занимает седьмое место в мире и второе в стране (после бассейна Оби). По длине Енисей уступает только Оби Лене, но превосходит их по годовому стоку.

Енисей — одна из крупнейших рек России. Образован слиянием двух рек — Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей) — в непосредственной близости от г. Кызыла. Именно с этого места начинается собственно Енисей. Его длина от места слияния и до устья равна 3487 км, если же считать от истоков Большого Енисея, то она составит 4102 км.

Истоками Енисея являются реки Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей). Бий-Хем начинается из высокогорного озера Кара-Балык. Его длина 605 км. Второй исток Енисея — Каа-Хем длиной 563 км образуется слиянием двух рек — Балактыг-Хема и Шишхид-гол, которая берет начало на территории Монголии.

Площадь водосбора Енисея 2580 тыс. км , она уступает только Оби (почти 3 млн км ). Бассейн Енисея в 2 раза больше бассейна Волги, в 5 раз — Днепра и в 9 раз — Невы. Его протяженность с севера на юг более 3000 км, ширина — 1600 км.

Бассейн Енисея асимметричен: территория, простирающаяся справа от реки, в 5 раз больше левой. Его наиболее крупные притоки — Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска, которые дают свыше половины всего стока, впадают в Енисей с правого берега. Левобережных притоков мало и они небольшие. Из них наиболее крупные — Абакан, Сым, Елогуй и Турухан.

Енисей по праву считают наиболее глубокой рекой в стране. Большие глубины позволяют морским судам подниматься по Енисею почти на 1000 км. На протяжении свыше 2000 км от устья Енисей сохраняет значительную глубину, которая колеблется от 9 м на фарватере (район впадения Ангары) до 49 м в губе. Макси­мальные глубины зафиксированы на ямах у Осиновских порогов — 66 м и в дельте — 65—70 м.

До устья Ангары на протяжении почти 1400 км ширина Енисея не превышает 500—700 м. После слияния с Ангарой, которая здесь почти в 3 раза шире Енисея, ширина реки сразу же увеличивается до 2,5 км. Все последующие притоки — сначала Подкаменная, затем Нижняя Тунгуска и следом Турухан и Курейка — расширяют русло Енисея до 3—5 км.

Енисей — быстрая, порожистая река. Для него характерны большие скорости течения вследствие большого уклона русла реки. В верховьях реки они особенно значительны и в летнее время составляют 2—2,5 м/с. В районе Казачинского порога река сужива­ется до полукилометра, скорость течения достигает скорости гор­ного потока — 5—7 м/с. По мере продвижения к устью скорости течения снижаются. После принятия Нижней Тунгуски ширина Енисея увеличивается до 3—5 км. Уклон русла невелик, поэтому течение здесь плавное и не превышает 0,24—0,25 м/с. В дельте и губе скорость течения продолжает падать и снижается до мини­мума. Более того, под влиянием сильных нагонных ветров и осо­бенно во время приливов течение здесь принимает обратное на­правление. Максимальные скорости течения наблюдаются в паво­док, а минимальные — зимой, в подледный период.

 

Байбунский перевал (Спящий Саян)

Буйбинский перевал (по наименованию реки Буйба, протекающей по южному склону перевала) находится в Енисейской правобережной части Западного Саяна.

Через перевал проходит автомобильная дорога федерального значения М-54 Красноярск – Цаган-Тогой, связывающая Красноярский край, республику Хакасия и республику Тыва. Участок этой дороги между Абаканом и Кызылом, проходящий через Буйбинский перевал, называется Усинским трактом – по имени реки Ус, протекающей на южных склонах Западного Саяна.

При движении со стороны Красноярска – Абакана последний населённый пункт перед перевалом – посёлок Танзыбей. После него дорога проходит в предгорьях Саян, пересекая по мостам небольшие речки. Одна из них - Кебеж – вскоре становится постоянной спутницей и бежит буквально в нескольких метрах левее дороги. Примерно до 575 км набора высоты практически нет, подъёмы чередуются со спусками. Однако вдали то и дело показываются вершины Саян, справа к дороге подступают горы.

Вскоре дорога круто заворачивает влево, и начинается подъём, высота набирается довольно быстро.

При подъёме, слева, на высоте более 1000 м, находится небольшая смотровая площадка, которая отчасти используется как перевалочная база стройматериалов. Одно из деревьев, которое ещё несколько лет назад росло совершенно спокойно, теперь обвешано разнообразными ленточками, среди которых выделяются буддистские флаги с мантрами.

Вскоре после проезда смотровой площадки впереди виден въезд в противолавинную галерею (под «полку»), которая находится на прорубленном крутом горном склоне, и прикрывает дорогу от камнепада. Левую сторону галереи поддерживают колонны, не закрывая виды противоположных склонов Саян.

После выезда из-под «полки» и небольшого подъёма слева видны большой деревянный крест, памятник и деревянная часовенка. На этом месте 28 апреля 2002 года упал вертолёт, в котором находились трое членов экипажа и 17 пассажиров – глава администрации Красноярского края, генерал Лебедь Александр Иванович, сотрудники администрации и журналисты. Вертолёт летел на открытие новой горнолыжной трассы, но в условиях плохой видимости (туман) задел лопастями провода ЛЭП и упал недалеко от дороги. Погибло 8 человек, в том числе и генерал Лебедь.

Подъём заканчивается на Ойском озере (справа от дороги), верхней точке Буйбинского перевала (высота около 1400 м, расстояние от Красноярска - 606 км). Дальше следует небольшой спуск и подъём, на несколько меньшую высоту. В этом месте правый поворот ведёт на горнолыжную базу "Горная Оя", чуть дальше - придорожное кафе.

Это, пожалуй, самое живописное место Буйбинского перевала. Отсюда отлично виден Спящий Саян – легендарный хранитель здешних мест. Этот горный массив – часть хребта Ергаки - возвышается над Саянской тайгой слева от дороги. Отчётливо видно профиль огромного человека, спокойно лежащего на спине со скрещенными на груди руками.

В сотне метров от кафе ниже по трассе, слева, стоит заметно покосившийся столб линии электропередач, провода от которого тянутся вниз вдоль крутого склона. Зимой это место старта лыжников и сноубордистов. Скатившись несколько сот метров отсюда вдоль (или между) столбов ЛЭП, можно финишировать у моста, по которому автодорога после крутого и извилистого спуска с перевала пересекает речку Буйба (Тормозаковский мост). Сюда же спускается автомобиль, на котором после завершения спуска можно снова подняться наверх, и продолжить катание.

А от Тормозаковского моста теперь уже Буйба некоторое время будет бежать параллельно дороге в нескольких метрах справа. Потом горы слева начинают сглаживаться, и Буйба перебегает налево, в освободившуюся долину, продолжая сопутствовать дороге, ведущей в Тыву.

 

Ак-Суг

Дать объявление Голевская горнорудная компания завершила доразведку Ак-Сугского медно-порфирового месторождения в Туве. Сейчас идет обработка полученных данных и составление технико-экономических обоснований с целью уже к концу июня этого года поставить месторождение на баланс.

По словам А. Листкова, гендиректора компании, доразведка месторождения завершена за полтора года вместо отведенных по лицензионному соглашению трех. В тяжелейших условиях вечной мерзлоты пробурено 3 тыс. м скважин. Построена технологическая автодорога от таежного поселка Ырбан до Ак-Суга протяженностью 130 км, возведен поселок для работников компании (95% из них – местные жители), практически заново построена нефтебаза в Ырбане. «Сейчас буровые работы закончены, идет составление отчета по запасам месторождения, в перспективе – подготовка проекта на его разработку», – заявил А. Листков.

Лицензию на разработку Ак-Суга Голевская горнорудная компания выиграла в ходе проведенного в декабре 2006 г. тувинским правительством конкурса, выложив разовый платеж в размере 55 млн руб.. Это месторождение меди было разведано еще в советский период, уже тогда было известно, что оно содержит 4,5 млн т меди. Из-за сложных горно-геологические условий, труднодоступности района, полного отсутствие дорог тогда Ак-Суг не был поставлен на государственный баланс. А. Листков считает, что запасы месторождения можно не только поставить на баланс, но еще и нарастить в полтора-два раза.

Для рентабельной работы компании в Туве необходимо, чтобы на Аг-Суге были запасы не менее 12-15 млн т условной меди. Ранее геологи заявляли, что здесь содержится не менее 10-15 млн т медного эквивалента. Об этом сообщает сайт "Металлоснабжение и сбыт".

 

Тоджинская котловина

Тоджинская впадина, межгорная котловина в бассейне правых притоков Большого Енисея — рек Хамсара и Азас, в Тувинской АССР. Расположена между Восточным Саяном и хребтом Академика Обручева. Длина около 150 км. Высота от 800 м на западе до 1800 м на востоке. Рельеф низкогорный, местами среднегорный, на западе — холмисто-равнинный. Много озёр (Тоджа, Маны-Холь, Кадыш-Холь и др.). Растительность главным образом таёжная (лиственница, кедр, ель, сосна); в западной части — берёзовые леса и злаково-осоковые луга.

 

Описание маршрута

        

1 день 2 января: г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Мариинск, пробег за день 400 км.

Старт был намечен от ГПНТ на 10 часов утра, немного задержались и выехали часов в 11. Доехав до Кемерово, происходит первая поломка, легковые прицепы, везущие на себе снегоходы, предназначенные для заброски топлива для будущих экспедиций, еще на асфальте не выдерживают нагрузку, и у одного из прицепов прямо на ходу отваливается колесо. По иронии судьбы колесо отваливается именно в тот момент, когда колонну обгоняет экипаж ДПС и колесо пролетает прямо перед ними, милиционерам в ходе маневров, удалось избежать прилетание колеса на капот своей машины, но думаю, они очень удивились J, останавливаться не стали J.

Колонна останавливается и начинается ремонт развалившегося прицепа. При осмотре повреждений выясняется, что развалилась ступица, кемеровские товарищи помогают в поисках запчастей. Найти родную москвичевскую ступицу в праздничные дни не получается, в наличии оказывается задняя восьмерочная. Болгарка и сварка творят чудеса, от оси прицепа отрезаются остатки старой ступицы и приваривается новая.

 

  

 

Пока идет ремонт, примеряем снегоходы

 

  

 

Пока починились уже стемнело, ночевать принимаем решение недалеко от федеральной трасы, едем до Мариинска, сворачиваем с трассы, ищем укромно местечко и уже ночью разбиваем лагерь, готовим ужин.

Большинство экипажей будут спать в машинах, мы же решаемся на установку палатки. Еще дома, обдумав этот вариант, на снег кладем полиэтиленовую клеенку, на нее войлок потом ставим палатку, в палатку укладываем туристические коврики, одеяла, сами будем спать в одежде и спальниках, сверху палатка также укрывается полиэтиленом для создания эффекта парника. Также в наличии имеется газовый обогреватель, но как потом выясниться мало пригодный при действительно низких температурах, так как газ на морозе попросту не горит, его нужно постоянно разогревать и менять баллоны, но в таком случае поспать, конечно, не получается. Ночью за бортом было -25 градусов, эту ночь мы провели в палатке довольно комфортно, выспались и не замерзли.

С утра, собравшись раньше всех, решаем, пока остальные собираются, разведать окружающий вид с недалеко расположенного холма. Коварство снежного наста не заставляет себя долго ждать, сначала машина идет весьма хорошо, прям как по асфальту, но в один момент внезапно проваливается под снег, попытки выбраться из плена только еще глубже закапывают машину, поняв, что попали, зовем на помощь товарищей J. Коварство снежной стихии оказывается еще более коварным, чем мы могли предположить. Дело в том, что наша Нива – это самая маленькая и легкая машина из всех машин участников экспедиции. И там где она легко шла по насту, остальные просто проваливаются и не могут даже приблизиться к нам, расстояние до нас несколько сот метров, никаких лебедок, строп и канатов не хватает до нас даже сцепленных. Благодаря столь безобидному с первого взгляда поступку, по факту команда потеря несколько часов и выдвинулась с места ночевки только ближе к обеду.

 

2 день 3 января: г. Мариинск – г. Абакан – г. Туран, пробег за день 800 км.

По дороге в республику Тува, оказываем помощь красноярской машине съехавшей немного в кювет. Но все опять оказывается не так просто как предполагалось, при вытаскивании закусило шакл крепящий веревку к автомобильному крюку, пришлось изрядно повозиться, отцепляя стропу от автомобиля.

 

 

Сегодня решаем ехать до зимника, который начинается сразу за Тураном. На стоянку опять приезжаем только ночью. Устраиваясь на ночлег, снова пробуем поставить палатку, отличие от предыдущей ночи, сегодня на улице температура доходит до -40 градусов! Для дополнительного утепления окапываем палатку снегом, тоже делаем и с автомобилем.

 

 

3 день 4 января: г. Туран – п. Ырбан, пробег за день 150 км.

Дальше до самого Ак-Суга дорог у нас нет, есть автозимники в лучшем случае, в худшем – только направления.

 

 

По дороге приходится проезжать несколько перевалов. Один из которых Балбырган, является священным.

 

 

Подъезжаем к Хуту

 

 

Места дикие, заповедные, следов всякого зверья просто немеряно, включая и следы мишек.

 

 

4 день 5 января: п. Ырбан – зимник, пробег за день 75 км.

Готовить приходится прямо в машине, так получается быстрее, ветер не задувает огонь от газовой печки. Пока один газовый баллон горит, второй разогревается на приборной панели или на той же самой печки за счет первого. Из-за низкой температуры газ застывает и перестает быть текучим и из баллона не выходит.

 

 

После Ырбана дорога окончательно заканчивается и начинается настоящее бездорожье…

 

 

 

 

Прицепы такую дорогу не выдерживают, начинают переламываться. Периодически приходится делать технические остановки для ремонта и сварки прицепов.

Движение в таких условиях значительно облегчают всякие офроудные прибамбасы типа стравливания давление в колесах до минимально возможного и наличие цепей противоскольжения

 

 

Ночевать приходится на вершине одного из перевалов.

 

5 день 6 января: зимник – Ак-Суг, пробег за день 75 км.

Переезжаем застывшую реку Хам-Сыра, предварительно разведав состояние льда. В летнее время, переезд в брод доступен только тяжелой технике, типа Уралов.

 

 

Горные речушки здесь не застывают даже в сорокоградусные морозы.

 

 

Иногда у местных жителей связь остается только такая:

 

 

С каждым километром природа становится все красивее и красивее…

 

 

Добрались до Ак-Сугской промбазы где пополнили запасы топлива.

 

 

До прииска Ак-Суг остается совсем немного, но появляются новые препятствия в виде бродов, и это несмотря на тридцати-сорокоградусные морозы. После таких бродов машина остается практически без тормозов, просушить их на таком морозе задача практически не выполнимая, и на этот процесс уходит не один десяток минут, а пока тормозов нет, на спусках приходится тормозить двигателем либо зарубаться машиной в сугробы на обочине накатанной дороги. Также страдают и другие узлы автомобиля, вентиляторы системы охлаждения могут запросто замерзнуть и перестать охлаждать двигатель.

 

 

 

Рождественским подарком для нас сегодня оказываются виднеющиеся вдали огоньки прииска Ак-Суг, это наша конечная цель автомобильного похода, дальше только заброска топлива и разведка местности с помощью снегоходов.

На базе нас приняли очень гостеприимно, за что хочется сказать отдельное большое спасибо ее хозяевам.

 

 

 

Вот так кто встречает новогодние праздники дома, объевшись до отвала и сидя за телевизором, у нас другой путь, в этом году мы встречаем рождество у самых истоков великой российской реки – Енисей.

 

6 день 7 января Ак-Суг – зимник, пробег за день 50 км.

День начинается с заброски топлива и разведки местности снегоходами

 

 

Мы же после обеда, дабы успеть к началу рабочих дней, выдвигаемся двумя машинами в сторону дома.

Снежный туннель  J:

 

 

7 день 8 января: зимник – Тора-Хем , пробег за день 100 км.

Выходим с зимника на автомобильную дорогу в поселке Тора-Хем.

 

Правда как оказывается дорога эта не для всех желающих, а только для особенных J

 

 

Решив сделать хороший кадр на берегу реки, чуть было не провалились под лед, вовремя заметили и остановились.

 

 

 

Становится понятной табличка, предупреждающая о возможности движении далеко не всех…

 

 

Да и километровые столбики в этих сказочных местах тоже, какие то загадочные…

 

 

 

Цепи мы давно сняли, как только вышли с абсолютного бездорожья, и этим советом решили принебрежсти. После всех пройденных препятствий на вершине перевала с высоты птичьего полета перед глазами предстает действительно потрясающая картина, с видом с раскрывающуюся внизу долину, ограниченную на горизонте белоснежными вершинами гор:

 

 

 

 

 

 

В столь красивом месте не плохо бы было пообедать, что мы с удовольствием и делаем.

 

 

На снегу высекаем напутственные слова потомкам…

 

 

На очередной вершине перевала.

 

 

Дороги, дороги…

 

 

 

 

 

8 день 9 января: Тора-Хем – Кызыл – Мариинск, пробег за день 950 км.

Через сопки пытаемся прорваться напрямую

 

 

В снежной целине не замечаем большой камень, у машины не хватает клиренса, чтобы его пропустить под собой, и на полном ходу мы на него напарываемся, как Титаник на Айсберг. Такое сравнение не случайно, повреждение полученные нами можно назвать фатальными. У Нивы отрывает раздатку, гнет под 90 градусов тягу заднего поста и сам мост, в результате изгиба чулка моста срезает шлицы на одной из полуосей и разваливается дифференциал редуктора. Ниву эвакуируем до Кызыла, где находим запчасти и теплый бокс, в котором можно провести ремонт, сам ремонт времени у нас занимает не много. Раздатку поставили, но машина остается теперь только моноприводной, без заднего моста. В таком режиме возвращаться до дома, благо впереди нас ждет асфальт.

Перевал «Спящий Саян» опять проходим ночью, для нас он действительно остается спящим J

 

 

Ночуем там же, где и ночевали по дороге сюда, то есть недалеко от Мариинска, правда на сей раз приезжаем на место стоянки только ближе к утру.

 

9 день 10 января: г. Новосибирск – с. Мошково – п. Ташара – п. Белоярка – д. Локти – г. Новосибирск, пробег за день 400 км.

Спали до обеда, финишная прямая до Новосибирска. Возвращение в родной город вызывает двоякие чувства: с одной стороны ощущение родного дома греет душу, с другой чувствуется смена чистейшего горного воздуха, родниковой воды, сказочных видов; городским смогом от которого задыхаешься с первым же глотком воздуха, урбанистический вид окрестностей просто угнетает. Хочется снова вернуться в красивейшие дикие не тронутые человеком места…

 

Категорийные участки

 

Аг-Суг

Движения в условиях зимнего бездорожья и очень низких температур, опускающихся до сорока градусов мороза. Броды в сильные морозы, после преодоления, которых  требуется двигаться без рабочей тормозной системы, оттормаживаясь двигателем, либо зарубаясь в ближайшие сугробы. Преодоление некоторых наиболее крутых подъемов без дополнительного оснащения виде цепей противоскольжения и лебедок становится невозможным. Движение по снежной целине, в условиях, когда под снежным настом могут оказаться коварные препятствия, могущие нанести существенный вред транспортному средству и даже вывести его из строя.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до полутора недель.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Имеется возможность быстрого обесточивания транспортного средства

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту в 100 литров, что по расчетам составляет от 700 до 1000 км. пробега в зависимости от рельефа местности

– Наличие цепей противоскольжения

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 10 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Выводы и рекомендации

           

Первая серьезная зимняя экспедиция. Получено много нового опыта по длительному нахождению в зимних условиях, как касательно подготовки транспортного средства, так и личного снаряжения. Также получен опыт вождения автомобиля зимой вне дорог.

По ночевке зимой в палатке был сделан вывод: что, имея обычное снаряжение и теплую одежду, более менее комфортно спать можно пока температура не ниже -25 градусов, при более низкой температуре требуется специальное снаряжение. Также выяснилось, что газовые средства горения: печки обогреватели, на морозе ведут себя не лучшим образом, газ застывает и отказывается гореть, нужно разогревать баллоны.

При преодолении зимних бродов, нужно быть готовым к замерзанию намокших узлов автомобиля: вентиляторов системы охлаждения, тормозной системы. На разогрев и приведение в рабочее состояние замерзшей тормозной системы после бродов может уйти достаточно много времени, в это время нужно быть очень осторожным при движении, так как практически автомобиль оказывается без рабочей тормозной системы.

Также выявлено коварство движения по снежному насту: с одной стороны он может запросто провалиться и тогда машину из снежного плена вытащить уже будет практически не реально, с другой под снегом могут оказаться какие-либо опасные препятствия, например камни, которые могут очень сильно повредить автомобиль; и если брод хоть немного просматриваемся и его можно прощупать, то со снегом ни то ни другое сделать не получится, так что только бдительная осторожность может сыграть на руку при преодолении данного вида препятствий.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru