Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Горнолыжная база "Гладенькая", Саяно-Шушенская ГЭС, Туимский провал. 2008

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Хакасия.

Протяженность маршрута – 2500 км.

Сроки проведения – 2-6 января 2008

Продолжительность – 5 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Мариинск – г. Шира – г. Абакан – г. Саяногорск – с. Майна – п. Черемушки – с. Майна – г. Саяногорск – г. Абакан  ­– г. Шира – г. Туим – г. Шира – г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Фоминых Анна Михайловна

Штурман, врач, повар.

3

Фоминых Артем Михайлович

Турист, фотооператор

4

Анастасия

Турист

 

Общие сведения о районе похода

 

Гладенькая

Горнолыжный курорт "Гладенькая" находится в зоне кедровых лесов, верхняя граница которых проходит на высоте 1300-1400 метров. Это наиболее благоприятное место для отдыха и катания на лыжах. Умеренная высота, яркое солнце, разнообразие склонов по крутизне и экспозиции делают условия отдыха на горе "Гладенькая" сравнимыми с лучшими курортами.

Горнолыжный курорт расположен на северном склоне горы "Гладенькая". Это в Западном Саяне, на юге Республики Хакасия  в 48 километрах от г.Саяногорска и в 120 километрах от г.Абакана, на северном склоне горы Гладенькая. На высоте 1750 метров, рядом с горнолыжной трассой, раскинулся небольшой поселок-кемпинг.

Горнолыжная трасса оборудована канатно-буксировочным подъемником. На верхнем участве естесственный снеговой покров достигает 3 метров, на нижнем участке - до 80 сантиметров. Продолжительность сезона, пригодного для катания - четыре месяца ( с конца ноября до конца апреля, а на участке 1800-1100 метров - до конца мая).

Горнолыжжный курорт "Гладенькая" привлекателен для тех горнолыжников, которые любят разнообразие в спусках, возможность развить хорошую скорость и не простаивать в очередях на подъемник. Пологий южный склон горы очень хорошо подходит для лыжных прогулок.

По техническим характеристикам трассы могут успешно конкурировать с аналогичными в Альпах, а по некоторым параметрам являются лучшими в Европе. Интенсивное развитие комплекса началось только  в 2002 году.

За это время на трассе неоднократно проводились Чемпионаты и Первенства России по горнолыжному спорту. Международная Федерация горнолыжного спорта высоко оценила характеристики трассы.

Суммарная протяженность трасс - 7700 м. Трасса имеет четыре сертификата европейского стандарта, полученные в 2000г. 

- слалом

- слалом-гигант

- супергигант

- скоростной спуск

Готовятся к запуску две новые трассы.   

Основная трасса располагается на Северном склоне горы "Гладенькая",

протяженность - 3500м

отметка старта - 1710м

отметка финиша - 880м

перепад высот - 830м

минимальный уклон трассы - 12%

максимальный - 45%

Благодаря своей протяженности и возможности максимально разнообразить варианты спусков, трасса привлекательна как для новичков, так и для любителей скоростного спуска и экстремального катания. Трасса обслуживается двумя канатно-кресельными подъемниками.

Дополнительная трасса на Северо-Западном склоне открыта в сезоне 2004-2005г.

протяженность трассы - 4200 м

перепады высот - 930м

Подходит для горнолыжников и сноубордистов всех уровней подготовки. До трассы туристы доставляются канатно-буксировочным подьемником с пропускной способностью 900 человек в час.

Чтобы продлить сезон катания до 6-7 месяцев и улучшить качество трассы в сезоны с минимальным количеством осадков, на склоне установлена система искусственного снегообразования. На данный момент это самая современная и сложная система в России. Протяженность зоны оснеживания достигает 2500 м. Склоны регулярно укатываются снегоуплотнительными машинами, фирм «Kаssbohrer» и «Bombardier».

Любителей сноуборда порадует наличие хаф-пайпа

Умеренные склоны горы, преобладающие восходящие воздушные потоки дают возможность полетов на параплане на больших высотах (до 1700 метров) с уходом в долину "Бабик" (880 метров).

 

Саяно-Шушенская ГЭС

Среди горного массива Саян, в Карловом створе, в живописном месте реки Енисей, возведена уникальная плотина высотой 242 м – Саяно-Шушенскую ГЭС называют «Жемчужиной Саян».

Является самой мощной гидроэлектростанцией, и вообще электростанцией, в России.  Грандиозное сооружение представляет собой плотина, высота которой составляет 240 м, ширина основания 110 м, а длина по гребню 1066 м. Сама ГЭС расположена в живописнейших предгорьях Западного Саяна. Плотина ГЭС образует крупное Саяно-Шушенское водохранилище площадью 621 кв. км. Постоянно обновляющаяся вода с пристанционной части гигантского резервуара по качеству превосходит ту, что выше водохранилища, — недаром форель, не терпящая загрязнённой воды, успешно живёт в форелевых хозяйствах вблизи ГЭС. При создании водохранилища было затоплено 35,6 тыс. га сельхозугодий и перенесено 2717 строений. В районе водохранилища расположен Саяно-Шушенский биосферный заповедник. На ГЭС есть свой музей. В силу режимности объекта, посещение музея проводится через региональные экскурсионные бюро, допускается и групповое посещение музея по предварительному согласованию с администрацией музея и руководством СШ ГЭС. Район вокруг ГЭС — популярное у туристов место. Существует специальная смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на станцию. Напротив Черемушек, на правобережье, высится пятиглавая гора Борус, которая почитается хакасами как национальная святыня. Летом сюда устремляются сотни туристов, чтобы полюбоваться неоглядными далями Саян, тёмнохвойной тайгой, величественной панорамой ГЭС. Со смотровой площадки на левобережье видна двухсотметровая, сверкающая ослепительной белизной скала. Это начинается Кибик-Кордонское месторождение мрамора, растянувшееся по берегам реки на несколько километров. По своим качествам саянский мрамор не уступает лучшим мировым образцам. Он имеет 20 расцветок, оттенков и тонов. Часть дороги «Саяногорск — Черемушки» проходит прямо по мраморной жиле. К тому же, проложенная в геологически тяжелых условиях, где почти каждый километр пришлось пробивать среди скальных отрогов, она является одной из самых дорогих автотрасс в мире.

 

Туимский провал

Котловина длиной 700 метров, шириной 400 метров. Высота от самого высокого пика до поверхности озера, находящегося на дне котловины, составляет 125 метров, это пять десятиэтажных зданий. Глубина озера составляет 100 метров.

Это место называют ещё Медной горой. Она находится недалеко от посёлка Туим, на месте шахты, которая начала функционировать в 1953 г. Тогда здесь добывали медь, свинец, золото, вольфрам и железо. В 1974 г., после того, как были выработаны основные запасы руды, шахту закрыли из-за нарушения техники безопасности. Поначалу опустошённая изнутри гора не представляла с виду никакой опасности, пока не стали проваливаться под землю животные. На вершине появилось отверстие диаметром 6 м, и гору пришлось взорвать. После этого образовался огромный провал, который со временем частично заполнился водой: так образовалось озеро. В 1991 г. провал расширился, теперь его диаметр достигает 200 м. От вершины горы до поверхности воды около 80 м. Глубина озера — около 40 м. Вода в нём имеет бирюзовый цвет, что определяется растворёнными в ней солями меди.

 

Описание маршрута

        

1 день 2 января: г. Новосибирск – г. Шира – с. Майна, пробег за день 1200 км.

Отойдя от празднования Нового года, с родного города выезд запланировали на раннее утро 2 января. Следуя по федеральной трассе М53, около Мариинска, решаем сократить себе путь, и уходим с дороги на трассы местного значения – Шарыпово, Ужур, Шира, потом возвращаемся опять на федералку, но уже М54, проезжаем Абакан, уходим на Саяногорск и к ночи без особых сложностей добираемся до места назначения села Майна. Здесь по предварительной договоренности нас ждет жилье на ближайшие насколько дней.

 

2 день 3 января: с. Майна, пробег за день 50 км.

Гора «Гладенькая» большая, довольно крутая и самое главное из-за плотного наста временами мало отличимого ото льда, очень скользкая. И прежде чем спускаться с такой горы неплохо бы иметь достаточно хорошую техническую подготовку. Настя, приехавшая с нами, совсем немного умеет стоять на сноуборде, а на горных лыжах так вообще никогда не стояла. В пункте проката перед нами серьезный выбор, что ей брать, оценивая по себе, что без навыков катания справляться со сноубордом на ледяной поверхности задание совсем не из простых, уговариваем ее взять все таки лыжи, по крайней мере, падения на лыжах не такие жесткие как падения с доски.

Но на первом же спуске, Настя не справляется с лыжами и улетает в коробы с кабелями, которые проложены под подъемниками. При падении влетает прямо в них и повреждает себе ногу, хорошо, что не перелом, немного придя в себя и выяснив, что с ногами и другими частями тела все относительно в порядке. Решает все же спуститься вниз снова в прокат и взять себе борд. Повреждения дают о себе знать болью, и ей сегодня приходится кататься довольно осторожно

Откатавшись, весь день и вернувшись домой, производим более подробный осмотр полученных повреждений. Выводы не утешительные, очень сильно порвало кожу, рана до сих пор кровоточит. Быстренько перекусив, собираемся на поиски местной больницы. Найдя медицинской учреждение, после осмотра врачами, они поделились с нами тем, что мы (горнолыжники) им сильно разноображиваем повседневную работу, разнообразными травмами с которыми местное население к ним просто не обращается J. Настю медики нам не отдают и оставляют ее в больнице, по крайней мере, до завтрашнего дня, планируют операцию, и там возможно и еще несколько дней на реабилитацию. Мы, конечно, объясняем им, что мы из далека, и несколько дней, вариант весьма не желательный для нас, что хотим ее забрать и отвести домой хотя бы через пару дней, так как жить в Хакасии дожидаясь полного излечения пациента нам очень не хочется.

После первого же дня катания возвращаемся с больницы домой без одного бойца L.

 

3 день 4 января: с. Майна, пробег за день 50 км.

С утра, пробуем навестить нашу подругу, но врачи говорят, что она еще не отошла после операции. Удостоверившись в том, что Настя сегодня с нами кататься не будет, едем на гору уже в меньшем составе, чем в первый день.

В обед снова заезжаем в больницу, встречаемся с нашей больной, выглядит бодрячком и говорит, то есть шанс на то, что сегодня мы сможем ее забрать из больницы. Получив хорошие известия и удостоверившись, что все в порядке, оставляем Настю до вечера, а сами снова отправляется на гору, докатывать день.

В этот день для совершенствования своего мастерства, решили воспользоваться услугами инструктора, который показал нам приемы правильного катания. Остаток дня ушел на оттачивания полученных знаний.

Откатавшись до закрытия трасс, после горы едем сразу в больницу за нашим бойцом. Забираем ее, дома готовим горячие пельмешки в честь возвращения J.

 

4 день 5 января: с. Майна – п. Черемушки – с. Майна, пробег за день 100 км.

Утром, не принимая в расчет постельный режим, рекомендованный врачами, все вместе полным составом едем кататься J. Насте конечно больновато, но это ничто по сравнению с ощущениями, получаемыми при спуске с километровой горы.

Стоит отметить, что в тот день было очень холодно минус 25 градусов мороза, с ветром в 20 метров в секунду. Особенно холодно в такую погоду подниматься сидя в кресле на подъемнике, десяток минут подъема превращается в настоящие испытание, на живучесть при экстремально низких температурах. На кресла садимся по одному, вернее не садимся, а ложимся на два кресла, чтобы как можно больше уменьшить площадь тела обдуваемого ветром. Только поднявшись, сразу забегаем в кафе, расположенное на горе, чтобы хоть немножко отогреться после подъема.

Сначала при таком ветре останавливают верхний подъемник. После одного из очередных таких экстремальных подъемов Настю снова подводит здоровье, на этот раз почки. Их прихватило морозцем, да так что ходить она практически не могла, каждый шаг давался тяжело и с дикой болью. Понятно, что спуск опять же на креселке она просто не переживет, просим спасателей спустить ее вниз с горы, на санях-носилках, на которых обычно эвакуируют поломавшихся лыжников и сноубордистов. Закутов и запаковав Настю в носилки, инструктора довольно лихо и быстро спускают ее вниз.

Видимо после этого происшествия и нижнюю кресельную дорогу и трассы закрывают, во избежание следующих жертв.

Внизу Настю отогреваем в теплом помещении, ей становится лучше. В больницу с переохлаждением почек на сей раз решаем не ехать, дабы совсем не удивлять здешний мед. персонал, прописавший ей постельный режим.

Вечером напоследок, конечно не можем не посмотреть на Саяно-Шушенскую ГЭС. Ночью при свете фонарей она выглядит очень впечатляюще.

 

 

5 день 6 января: с. Майна – г. Шира – г. Новосибирск, пробег за день 1100 км.

Едем домой. По пути следования, проезжая город Шира, сворачиваем немного в сторону к Туиму. Здесь раньше были шахты, а теперь можно посмотреть одно из рукотворных чудес – обвалившуюся шахту, называемую Туимским провалом.

Обычно это место посещают летом, зимой же видимо мы первые кто пробирается сюда на автомобиле, так как при подъеме на гору никаких следов нету и нам приходится пробираться по снежной целине. С трудом, забравшись на вершину горы, взору открывается вид на кратер в вершине с озером на дне.

 

 

 

В стенках скалы, еще видны штольни, по которым когда происходила добыча полезных ископаемых. При желании, по одной из таких штолен, можно спуститься на дно провала к озеру. Но зимой лазать по сугробам в поисках входа в нужную штольню мы не стали, к тому же непонятно состояние самого прохода по штольне, летом он затоплен водой и по нему приходится пробираться прямо по воде. Озеро на дне провала, сейчас покрыто льдом, он также как и вода летом, кристально чистый и прозрачный.

 

 

Поблудив по окрестностям Туима, в поисках кратчайшей дороги и не найдя ее. Для верности интересуемся у местных жителей о возможности срезать, но как выясняется сократить расстояние можно только летом и на автомобиле проходимостью повыше, чем легковом. Получив эту информацию, возвращается в Ширу и держим путь домой. Ночью въезжаем в Новосибирск. Финиш – мы дома.

 

Категорийные участки

 

Туимский провал

Подъем на вершину горы, дороги как таковой нет, приходится подниматься по снежной целине. Местами глубина снега оказывается достаточно большой, что приводит к буксованию автомобиля, многие участки при подъеме приходится брать ходом, с разгону.

 

Подъем на «Гладенькую»

Горная дорога, с множеством крутых поворотов, подъемов и спусков. Зимой движение осложняется скользкой поверхностью, временами может быть ограниченная видимость дороги. При подъеме нужно следить за температурой двигателя, затяжной подъем и низкое атмосферное давление в высокогорье могут привести к закипанию системы охлаждения.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Дополнительный запас топлива в объеме 20 литров

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Несмотря на большую удаленность от Новосибирска, гора «Гладенькая» несомненно, является достойной альтернативой близлежайшему Шерегешу. Хотя можно сказать, что с точки зрения горнолыжного катания, это две совсем противоположные по характеру снежного покрова горы. Если на горе «Зеленой» много естественного мягкого, пушистого снега, то на «Гладенькой» поверхность скорее представляет собой плотный снежный наст. Здесь нет снежных бугров как в Шерегеше, зато на гладкой поверхности склона можно развить просто сумасшедшую скорость, отсюда видимо и название горы «Гладенькая».

Туимский провал, который можно посмотреть по дороге в Хакасию, можно назвать рукотворным чудом природы. Громадный по своим размерам провал на вершине горы, с отвесными скалами и озером с чистейшей водой или льдом на дне воронке, вызывает ощущения величественности природы, и масштабы деяний человека перед которыми находишься.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru