Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Озеро Иссык-Куль, парк Алтын-Емель (Поющий бархан, АкТау), Чарынский каньон. 2008

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории России, Казахстана, Киргизстана.

Протяженность маршрута – 6200 км.

Сроки проведения – 11-16 июня 2008

Продолжительность – 6 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Рубцовск – г. Семипалатинск – г. Аягуз – г. Талдыкорган – г. Алма-Ата – г. Бишкек – оз. Иссык-Куль – г. Бишкек – г. Алма-Ата – Алтын-Емель – Чарынский каньон – г. Алма-Ата – г. Талдыкорган – г. Аягуз – г. Семипалатинск – г. Рубцовск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, водитель, врач, повар, фотооператор

3

Ситникова Вера Александровна

Турист

 

Общие сведения о районе похода

 

Оз. Иссык-Куль

Иссык-Кульская котловина входит в состав географической провинции Северного Тянь-Шаня (Киргизия), расположена на широте Сухуми — Батуми и на высоте 1608 м (уровень озера Иссык-Куль). Приозерная котловина вытянута с запада на восток на 240 км и имеет ширину в меридиане селения Тоссор около 75 км.

Озеро Иссык-Куль тектонического происхождения, образовалось вследствие разломов, сбросов и прогибов земной поверхности; обширная часть ее опустилась и заполнилась водой, в то время как соседние участки поднялись на 3000—3500 м над уровнем озера и образовали горные хребты Терскей-Алатау (тюрк. “Пестрые горы, обращенные от солнца”) к югу и Кунгей-Алатау (“Пестрые горы, обращенные к солнцу”) к северу от озера. На востоке котловину замыкают обособленные возвышенности Чаар-Джон (2722 м) и Ала-Бель, а на западе — Кара-Коо и Кизыл-Омпол. Горное обрамление Иссык-Куля превращается на западе узким Боомским ущельем, по которому протекает река Чу. До Иссык-Куля Чу не доходит лишь 4 км, но соединяется с ним протоком Кутемалды, по которому иногда сбрасывает воду во время паводка.

Длина Иссык-Куля 182 км, наибольшая ширина 58 км, средняя глубина 280 м, максимальная 702 м (примерно посредине озера, ближе к южному берегу), площадь 6206 км2. Среди озер мира, лежащих на высоте более 1200 м, Иссык-Куль занимает второе место, лишь немногим уступая по площади зеркала озеру Титикака в Южной Америке, а по глубине и объему воды стоит на первом месте. По площади Иссык-Куль занимает седьмое место среди озер Советского Союза, по глубине — третье (после Байкала и Каспия), по объему воды (1732 км3) превышает в 1,7 раза озеро Балхаш.

Иссык-Куль не имеет стока, отчего вода в нем солоноватая, но соленость незначительная, почти вдвое меньше, чем в Аральском море. Цвет воды — темно-синий, у берегов — зеленоватый, прозрачность исключительно велика. Граница видимости в центральной части озера в среднем равна 15 м, достигая 20,4 м в сентябре, а ближе к берегу уменьшается до 5—10 м. Солнечный свет настолько глубоко проникает в толщу прозрачной воды, что водоросли в Иссык-Куле растут на глубине до 70 м. Не рекомендуется систематически использовать озерную воду для питья и приготовления пищи, так как она содержит вредную примесь солей фтора, вызывающую разрушение зубов.

Температура поверхностных слоев воды в самые холодные зимние дни не опускается ниже плюс 3—4°, благодаря чему открытая часть озера никогда не замерзает; только мелководные заливы и узкая прибрежная зона в некоторых районах покрываются тонкой ледяной корочкой. Возможно, что с этой особенностью озера или же с наличием горячих минеральных источников по его берегам, связано название Иссык-Куля (тюрк. “Горячее озеро”). Летом поверхностные слои нагреваются от 18—23 до 29—30°. Начиная с глубины 200 м и до самого дна держится постоянная температура — плюс 4,3°.

Береговая линия Иссык-Куля протяженностью 587 км выравнена и слабо изрезана; в восточной части озера имеются два значительных залива-эстуария—Тюпский и Джергаланский, а на юго-востоке — Покровский залив возле одноименного селения.

 

Национальный парк Алтын-Емель

В самом сердце Центральной Азии, в ста пятидесяти километрах от Алматы (самого большого города Казахстана), южнее хребта Джунгарский Алатау, расположен крупнейший в Казахстане национальный парк Алтын-Эмель. Площадь первого национального парка Казахстана составляет пятьсот двадцать тысяч гектар. Государственный национальный природный парк Алтын-Эмель создан десятого апреля 1996 года постановлением правительства РК для сохранения уникального природного комплекса правобережной части реки Или и редких видов животных и растений.

Климат, сложившийся в этой области, резко континентальный. Зима характеризуется низкими температурами и ясной погодой (количество ясных дней зимой – двадцать четыре). Средняя температура зимой - минус десять. Лето очень жаркое, средняя температура в июле достигает двадцати градусов. Самый влажный месяц – июнь (двадцать девять процентов от ежегодной суммы выпадающих осадков). В среднем на год приходится шестьдесят пять дождливых дней.

Территория национального парка состоит из западных отрогов Джунгарского Алатау, пустынных гор Катутау, Актау, Улькен и Кши-Калканы и уникального памятника природы "Поющий бархан", который находится в 182 километрах к северо-востоку от Алматы. «Поющий Бархан» производит неизгладимое впечатление. Вся песчаная гряда занимает площадь около десяти квадратных километров. Длина песчаного гребня достигает трех километров, ширина – около пятиста метров, а высота превышает сто метров. «Поющий бархан» имеет своеобразное очертание – форму полумесяца. Когда воздух сух и ветер дует с запада, два больших холма производят разнотональные звуки, похожие на органные. До сих пор ученые не дали точного ответа, почему «поет» этот бархан. Скорее всего, его гул и дрожание вызываются едва заметным осыпанием песка по склону. Трение, вызванное движением песчинок, в сочетании с сухим воздухом электризует их, вызывая вибрацию. Создаются звуковые волны большой силы, которые, отражаясь от плотной почвы, вызывают дрожание бархана. Этот звук слышен за несколько километров. В сырую погоду, естественно, бархан «не поет».

Рядом с барханом находятся мертвые горы Актау (в переводе означают «белые горы»). Актау – это великолепные меловые горы. Эти безжизненные, голубые («лунный пейзаж»), красные, белые, розовые, зеленые склоны, причудливо изрезанные эрозией, настолько необыкновенны, что невозможно отвести глаз. Причиной такого причудливого ландшафта гор явилось то, что горы восстали со дна моря. Возраст гор превышает четыреста миллионов лет, протяженность составляет тридцать километров.

 

Чарынский каньон

Каньон Чарын (каз. Шарын) — протянувшийся на 154 км каньон вдоль реки Чарын в Казахстане. Каньон располагается в 195 км восточнее Алма-Аты недалеко от границы с Китаем. Каньон входит в территорию Чарынского национального парка, образованного 23 февраля 2004 года.

Чарынский каньон — памятник природы, сложенный из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет. Высота отвесных гор каньона достигает 150—300 м.

Наиболее интересным местом для туристов является так называемая Долина за́мков, длина которой составляет около 2 км, ширина — 20-80 м.

В лоне каньона сохранилась роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. С 1964 года Ясеневая роща объявлена Памятником природы. Также огромный интерес представляет и туранговая роща — роща азиатского тополя.

Ландшафтное разнообразие Чарынского каньона обуславливает многообразие флоры и фауны. Здесь произрастает более 1500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу Казахстана и 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий.

 

Описание маршрута

        

1 день 11 июня: г. Новосибирск – г. Рубцовск – п. Веселоярск, пробег за день 700 км.

По окончании последнего рабочего дня перед предстоящими праздниками, не теряя времени, вечером выезжаем из Новосибирска в сторону Алтая и Казахстанской границы. Расчет довольно прост, ночью на границе обычно меньше народу, посему ее выгодно проходить именно в ночное время.

К полуночи подъезжаем к границе и действительно довольно быстро ее проходим и продолжаем движение на город Алма-Ата.

 

2 день 12 июня: п. Веселоярск – г. Семипалатинск – г. Алма-Ата – г. Бишкек, пробег за день 1500 км.

Предстоящей ночью нам надо пройти вторую границу между Казахстаном и Киргизией, продолжаем движение в хорошем темпе.

Примерно по середине дороги между Семипалатинском и Алма-Ата, в Казахстане находится пост наркоконтроля где останавливают и досматривают весь проезжающий транспорт без исключения. Для нас это уже знаковое место, зная по предыдущим поездкам, что ребята здесь работают неплохие, уже вошло в традицию делать какой-либо презент, проезжая мимо. В прошлый раз, зная о напряженности в Казахстане с качественным табаком, угощали ребят российскими сигаретами, на этот раз бригада попалась некурящая, предложили угостить их  российским соком, видимо с напитками у них тоже напряг J

На следующем посту ДПС, с сотрудниками нам повезло меньше. Остановившись перед постом для заправки и заправившись, начинаю движение, проезжаю до поста около пятидесяти метров, и на нем меня останавливают. Отстегнув ремень безопасности и заглушив машину, выхожу на улицу, подаю документы для проверки, меня просят пройти на пост, пока ничего удивительного, рядовая ситуация. Но, пройдя на пост, остановивший меня сотрудник докладывает начальству, что я не был пристегнут, естественно я отрицаю данный факт и говорю что отстегнулся, выходя из машины, а пассажиры у меня до сих пор сидят в машине пристегнутыми. Видимо данное мое настырство еще больше разозлило приведшего меня милиционера, и он добавил, что и ко всему прочему и фары у моей машины тоже были не включены при движении по межгородским трассам. Опять парирую, говоря что фары были включены и включены до сих пор, а гаснут они при заглушивании машины и если мы сейчас выйдем и повернем ключ зажигания, заведя машину, они сами загорятся, данная чудо техника удивила служителей «порядка», постовой после пары реплик нацеленных явно против технических чудес молча откланялся оставив меня наедине с начальством. Торг начинает с 200 рублей, на что я взываю к наличию совести, уж больно нагло просить денежку за факты, которые не имели место, и причем даже доказательно подтверждается их отсутствие. Не долго торгуясь, спускаемся сначала до 150 рублей, потом до 50, в итоге отдаю имеющуюся в кармане мелочь около 30 рублей и немного разозленный возвращаюсь к машине. На обратном пути решаю назло не выходить из машины, сидеть пристегнутым, пока лично не услышу из уст ДПСника слов, подтверждающих наличие пристегнутого ремня, включенных фар и т.д.

Не доезжая Алма-Ата, делаем остановку в городе Талдыкорган. Здесь нам нужно пополнить запасы местной валюты, те немногие тенге которые у нас были еще с Новосибирска, мы потратили на топливо, а обменять по дороге нам их было негде, Талдыкорган это первый крупный город после Семипалатинска, который мы проезжали ночью.

А самое главное, у нас сегодня праздник. Тем временем, когда Россия празднует день независимости, мы отмечаем день рождение Анюты. Волей судьбы, благодаря российскому празднику, обычно свой день рождения она празднует в путешествиях J. Выбираем самое кучерявое местное национальное кафе, где устраиваем небольшой банкетик в честь именинницы. Поели вкусно, все съесть не смогли.

 

  

 

Вдоволь подкрепившись, продолжаем наше путешествие… К шести вечера мы были уже в Алма-Ата, пару часов в городе, и выезжаем в сторону Киргизии. Так как между городами Алма-Ата и Бишкек пролегает мощный горный хребет, мы вынуждены объезжать его,  делая небольшой крюк в пару сотен километров.

Еще в Казахстане у нас начинаются приключения. На подъезде к границе проезжаем последний пост ДПС, за рулем Аня, я отдыхаю, в полудреме вижу сотрудника на посту, спокойно пропускающего наш автомобиль, как нас совсем не было. Учитывая любовь местных милиционеров к машинам с российскими номерами, это вызвало очень большое удивление. Ну да ладно, не тормознули и, слава богу, спокойно продолжаю спать. Сюрприз не заставил себя долго ждать: проехав буквально с десяток километров, нас настегает гражданская машина, идет на обгон и поравнявшись с нами показывает в окно жезлом, что нам нужно принять к обочине и остановиться. Выполняем требование сотрудников ДПС, выходим из машин, предъявляем документы. Нам вменяют, что на том самом посту, где на нас не обратили никакого внимания и просто так пропустили, на самом деле, по версии правоохранительных органов, мы злостно проигнорировали требование об остановке и начали скрываться. Хороший расклад, ближе к полуночи, на  абсолютно пустой трассе в чужом государстве! Попытавшись выйти хоть на какой-то диалог, я был строго прерван представителем власти и как пассажир отправлен на свое пассажирское сиденье, Аню как водителя пригласили для последующей беседы к себе в машину. Спустя несколько минут она вернулась без прав, сотрудники ДПС предложили нам ехать за ними назад на пост ДПС для последующих разбирательств. Уже имеющий опыт в отношениях с казахстанской службой ДПС, внимательно оценив обстановку, замечаю, что на дороге имеется сплошная линия, запрещающая разворот, и данное нарушение по закону карается изъятием водительского удостоверения. Снова выхожу из машины, подхожу к машине ДПС, и узнаю, как мне следует поступить: разрешат ли мне властные сотрудники развернуться в данном месте или нам следует двигаться до ближайшего разрешенного разворота. Толи имеющаяся некоторая подкованность, позволившая избежать явного грубого нарушения правил дорожного движения с выездом на полосу для встречного движения, насторожила казахов, толи это было закономерное по казахстанским меркам развитие ситуации, но вместо ответа на вопрос диалог перешел совсем в другое русло, - меня подозвали поближе к машине и негромко прямым текстом спросили, во сколько я оцениваю права своей супруги. Если игра в погоню для нас еще была неким ноу-хау во взаимоотношениях водителей и местной дорожной милиции, то разговор о деньгах дело уже привычное, и в спокойной обстановке начинаем обычный торг оценивая и наши права и саму возможность нашей дальнейшей поездки на озеро Иссык-Куль. Расходимся вполне для нас удачно… Дальше уже без приключений доезжаем остаток пути до Киргизской границы. Без особых проблем в районе полуночи проходим границу, на ней же меняем немного деньги на местные сомы, траты у нас не предвидятся, но заправиться разок придется.

До нашей цели – озера Иссык-Куль остается пара сотен километров, торопиться нам некуда и мы решаем выйти из города и найти укромное место, где можно будет немного вздремнуть и рано утром с рассветом продолжить путь.

Но приключения явно не хотели нас сегодня оставлять, проехав центр города уже на окраине, посреди ночи, нас опять начинает преследовать гражданский автомобиль, за рулем опять Аня. От нас явно хотят, чтобы мы остановились, машут руками, пытаются подрезать и прижать машину. Немного проигравшись в догонялки, понимаем, что эта затея бессмысленна, к тому же какие действия будут разворачиваться, когда закончатся последние жилые кварталы, нам оставалось только догадываться. Во время очередной попытки зажать наш автомобиль, производим хитрый маневр: резко оттормаживаемся, чужая машина уходит вперед, тем временем мы обходим ее слева и сами зажимаем ее у обочины, останавливаемся. Двигатель не глушим, скорость не выключаем, находимся наготове, в случае чего резко начать движение.

Из гражданской машины выходят несколько молодых людей, тоже в гражданском, подходят с разных сторон к нашему автомобилю, стекла и двери мы закрыли изнутри, приоткрыв стекло на водительской двери, чтобы была небольшая щель и можно было разговаривать, начинаем выяснять смысл происходящего. Молодые люди представляются нам как сотрудники местного РУВД, один из них даже предъявляет нам какое-то удостоверение, в свою очередь, нас также просят предъявить документы, естественно документы мы из рук в руки не передаем, показываем их через стекло. Пытаемся объяснить всю странность данной ситуации с нашей точки зрения, чужая страна, ночь, гражданский автомобиль с гражданскими лицами пытающийся нас остановить, одним словом все довольно странно и подозрительно. Далее следует предложение проехать за ними в РУВД, на данное предложение мы тоже отказываемся, мотивирую свой отказ сомнением в том, что нас действительно будут сопровождать в РУВД, а не в ближайший глухой закоулок. Со своей стороны предлагаем вернуться назад на пост ДПС, который мы проезжали не так давно и на котором нас регистрировали, там поставить в известность о происходящем сотрудников ДПС и только после этого разрешать вопросы, которые возникли к нам со стороны РУВД. Впрочем данное предложение не вызвало интерес у наших новых незнакомцев, интерес к нам был потерян, обменявшись пожеланиями в счастливом продолжении пути, местные отправляются к своей машине, мы в свою очередь отъезжаем, смотрим как они разворачиваются, облегченно вздыхаем, становится немного не по себе. Выезжаем из города, в какой-то деревне сворачиваем с дороги, забираемся в задворки и ложимся спать, об установке палатки даже не возникает мыслей, на ночь запираем двери в машине, мало ли какие еще нежданные гости нагрянут, за сегодняшний вечер приключений на нашу душу уже предостаточно.

 

3 день 13 июня: г. Бишкек – п. Рыбачье – п. Каракол – п. Рыбачье – г. Бишкек – г. Алма-Ата – г. Сарыозек, пробег за день 1300 км.

Поспав несколько часов, с рассветом едем в сторону заветного озера. Дорога сложная  тем, что по всей трассе расположены небольшие деревеньки и поселки, везде по дороге белые таблички, означающие то, что действуют правила движения для городского режима, то есть максимальная скорость – 60 км/ч. Попались на превышение скорости в 27 км/ч, договорились о сравнительно небольшим штрафом на месте. Чуть позже снова попадаемся – превышение на 11 км/ч. На сей раз диалог не получается, по местным законам, так же как в Казахстане, за любое нарушение изымается водительское удостоверение, после оплаты водитель идет в отделение ДПС, где, предъявив квитанцию об оплате, получает свои права обратно. Но сегодня воскресение – выходной и сегодня же мы должны покинуть Киргизию, в общем, данный вариант для нас, мягко говоря, абсолютно не приемлем! Пытаемся, как можем разрешить ситуацию, на сей раз дешево не получается. Дальше вносим корректировку в наш график движения заложенные пару часов на дорогу до Иссук-Куля превращаются в уже часа в 4-5. Дальше едем строго по ПДД 60 км/ч, при такой скорости ужасно хочется спать, в сон клонит каждую секунду, в голове вертится вопрос и какая же это безопасность, за которую радуют правоохранительные органы, вместо того чтобы ехать с комфортной скоростью без напряжения, водителю приходится бороться и со сном и с монотонной дорогой.

Успокаивает только одно, процесс этот конечен и наши мучения не проходят напрасно, наконец-то мы видим очертания береговой линии.

 

  

 

Со всех сторон озеро окружают горы, берега песчаные. Мы обязательно остановимся, искупаемся, когда найдем наиболее красивое с нашей точки зрения место, а пока продолжаем ехать, со всеми теми же 60 км/ч, так как по всему побережью также располагаются небольшие населенные пункты.

На южном побережье, достойных для нас видов найти не удалось, проезжаем поселок Каракол – это самая восточная точка озера, и выходим на южное побережье.

 

  

 

Буквально сразу виды становятся много интереснее, это побережье нам определенно нравится больше! Сразу сворачиваем к берегу, подъезжаем как можно ближе к воде, но стараемся не закопаться в рыхлом прибрежном песке. Отдыхаем, купаемся, радуемся жизни…

 

 

 

Дальше дорога немного отходит от озера и за окном появляются марсианские пейзажи, по ту сторону за водной гладью выступают белоглавые вершинки гор, лепота одним словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проехав по периметру все озеро, на обратном пути немного ошибаемся с направлением движения, проехав несколько десятков километров, попадаем в горно-пустынную местность с разноцветными неземными пейзажами, здесь нас точно не было. Продолжаем движение, наслаждаясь окружающими нас пейзажами, в конце концов, упираемся в шлагбаум, навстречу нам выходит человек, получаем от него подтверждение, что выбрали немного не то направление, разворачиваемся назад, сегодня вечером нам нужно быть в Алма-Ата, поэтому, не теряя времени, движемся в сторону Бишкека.

Проезжая пост ДПС, снова отмечаемся на сей раз об убытии, вызывая некоторое удивление сотрудников поста в столь быстром посещении главной местной достопримечательности J, успокаиваем людей, говорим, что все понравилось, но времени у нас немного, для того чтобы тратить его на матрасный отдых, и нас ждут еще в Казахстане не менее интересные и красивые места.

Еще вечером проходим границу и к девяти вечера мы снова в Алма-Ата. Чуть заблудившись в городе, производим разворот, немного нарушая правила дорожного движения: двигаясь по двухсторонней улице, разворачиваемся на перекрестке с односторонней дорогой против шерсти. Не повезло – развернулись прям перед сотрудником ДПС, правда, опять-таки он был на гражданской машине. После разворота, видим в зеркало моргающие фары, прижимаемся к обочине, видим в соседней машине человека в милицейской форме, понимаем, что в очередной раз попали. Переговоры проходят тяжело, в итоге данная невнимательность обходится нам в 10000 тенге или 2000 рублей на наши деньги, но главное в/у остается при себе.

Выезжая из города, решаем сегодня двигаться до г. Сарыозек, это перед Талдыкорган, где-то здесь есть сверток направо в сторону казахстанского национального парка Алтын-Емель (золотое седло), искать нужное направление решаем с утра, ночуем в машине.

 

4 день 14 июня: г. Сарыозек – г. Талдыкорган – г. Жаркент – г. Алма-Ата, пробег за день 600 км.

Прошедшая ночь была первой за наше путешествие, когда нам действительно выдалась возможность немного полноценно поспать. Утром со свежими силами едем в парк, дорогу находим дольно легко.

Посещение парка является платным, но стоимость для жителей СНГ невысока, еще дешевле обходится посещение для граждан Казахстана. Перед въездом в парк необходимо получить разрешение в администрации парка, именно туда мы и отправляемся первым делом. Приезжаем немного раньше открытия, не беда, есть время перекусить. Встречают нас очень тепло и гостеприимно, сам директор парка рассказывает нам о его создании и местах, которые мы можем посмотреть и что мы можем увидеть в парке. В сопровождение нам дают проводника, - здесь такие правила, территория парка очень обширна и здесь запросто можно заблудится, да и в случае чего, администрации парка лишние заботы по поиску туристов ни к чему, нам данный вариант тоже на руку, так как позволит сильно сэкономить время на поиски объектов, посещение которых входит в наши планы. Сопровождающий экскурсовод-проводник, также оказывается очень приятным и душевным человеком, по дороге нам удается поговорить с ним о многом, и узнать много интересной информации о данном месте и о Казахстане в целом.

Въехав на территорию парка, дорога превращается в отсыпанную гравием. Дорога довольно ровная без явных ям и двигаться по ней можно довольно быстро, лишь изредка из-за гравия на поворотах машина норовит уйти в занос, но ситуация легко прогнозируемая и выход из заноса не представляет собой сложности. Также иногда на скорости машину раскачивает и происходит проседание до самых отбойников, если в этот момент на дороге есть хоть малейшая колея, автомобиль цепляет гравийную поверхность брюшком, полируя свое днище.

Двигаясь по территории парка, встречаем очень много диких животных и птиц, многие из них занесены в Красную книгу, многих можно встретить только здесь. Вообще животный мир парка очень богат и включает значительную часть всех видов, распространенных на территории Казахстана.

Первое место, куда мы двигается - это знаменитый «Поющий бархан», видно его издалека, в этом нет ничего удивительно, так как его высота превышает сотню метров. Поющим его прозвали за характерные звуки, издаваемые им в сухую погоду, есть предположение, что данный звук появляется вследствие перемещения песчинок через гребень бархана, но что удивительно - с течением времени посреди пустынной местности бархан не меняет свое местоположение и не рассыпается, оставаясь огромной песчаной горой посреди окружающей пустыни.

 

 

 

 

С подножья бархана видно завихрения песка на вершине и по гребню бархана. Конечно, мы идем на вершину. Песок довольно плотный и имеет некоторую фактуру сделанную ветрами. Сам гребень явно выражен, прям как лезвие ножа, если его разрушить, например, оставив след от ноги, и понаблюдать несколько секунд, то можно увидеть, как прям на глазах, бархан восстанавливает свою форму.

 

 

   

 

С вершины бархана открывается великолепный вид на окружающую природу.

 

  

 

  

 

 

 

 

 

 

На вершине бархана видно как песок перетекает через гребень с одного склона на другой.

 

 

 

 

Познакомившись с поющим барханом, теперь едем на цветные меловидные горы Актау. Некоторое восхищение данным зрелищем появляется еще задолго до подъезда к подножьям гор. Они действительно всех цветов радуги, раньше такого видеть не приходилось, разве что по телевизору в фантастических фильмах про другие планеты, а оказывается, эти пейзажи есть у нас на Земле.

 

 

 

 

 

По мере приближения дух завораживает все больше и больше. Невольно возникают мысли о том, действительно ли это наша планета?

 

 

 

 

 

 

Дорога заканчивается, и дальнейший путь решаем совершить пешком по этому сказочному месту. Идем по каньону, видимо промытому водой, хотя окружающий выжженный пейзаж, казалось бы, с водой никак не сочетается, температура воздуха за 30 градусов жары, жар идет от всего окружающего, кажется, что находишься в печи окруженный раскаленными большими камнями.

 

 

  

 

 

 

Очень быстро организм начинает требовать влаги и не менее сильно хочется укрыться от палящего солнца, но найти уголок, где есть хоть немного тени невозможно, здесь практически нет растений, лишь небольшие пустынные кустарники.

 

 

 

Еще долго данное место не будет отпускать наши мысли, мы тем временем едем дальше - к четырехсотлетнему дереву и горячему источнику, хочется немного обкупнуться, пыли сегодня было очень много, да и жара нас изрядно помучила.

 

 

 

 

На этом наше посещение национального парка Алтын-Емель заканчивается, конечно, здесь еще много интересных мест, которые мы не увидели, но нужно и дополнительное время и более проходимое транспортное средство, чем легковой автомобиль, обещали еще вернуться сюда. На сегодня в наших планах посещение еще одного удивительного места - Чарынского каньона, можно сказать это уменьшенная копия Американского большого каньона в штате Колорадо, знаменитого на весь мир.

По дороге к Жаркенту встречаем диких осликов.

 

 

Температура за бортом тем временем уходит за 40 градусов по Цельсию, наши организмы к такой жаре не привыкшие, в Сибири сымые жаркие дни это +35, но дома есть растительность, тень, вода, здесь же ничего кроме раскаленного песка, мозги в буквальном смысле плавятся, ехать тяжело.

Приехав в Жаркент (наверное, от слова жара J), по имеющейся у нас информации, здесь есть древний монастырь, построенный без единого гвоздя, уточняем дорогу у местных, находим, но наверное не то что искали, вроде сказали что другого монастыря здесь нет, но и то что он построен без гвоздей тоже на правду не похоже, по крайней мере доски на полу прибиты именно гвоздями.

 

 

Не сильно расстроившись, решаем больше не искать достопримечательность, сильно жарко, вместо этого идем в ближайший магазин за мороженным J И быстро покидаем данную печку.

Дорогу к каньону, по нашим описаниям, приходится искать очень долго, несколько раз разворачиваемся, спрашиваем местных, даже успеваем помочь попавшим в беду, отбуксировав неисправный автомобиль до места, где ему будет оказана помощь. Наверное, эта помощь и сыграла для нас решающие значение, боги смиловались и мы, уже почти отчаявшиеся и думающие о пропуске данного пункта в нашем путешествии, уже под вечер, наконец-таки находим заветную дорогу, может оно и к лучшему, что так долго искали, каньон на закате выглядит просто обалденно!

 

 

 

 

 

По дну каньона проходит автомобильная дорога, при желании можно спуститься, в ущелье есть небольшой оазис с водой.

 

 

 

 

 

На ночевку выбираемся ближе к автомобильной дороге, находим неплохое место на берегу реки недалеко от дороги, разбиваем лагерь. Первая ночь за все путешествие, когда мы устанавливаем палатку, готовим нормальный ужин в предвкушении нормального полноценного сна, - нужно отдохнуть перед возвращением домой, завтра нам предстоит далекий путь в пару тысяч километров.

 

5 день 15 июня: г. Алма-Ата – г. Семипалатинск – п. Веселоярск – г. Алейск, пробег за день 1600 км.

Проснулись, позавтракали, неспеша собрались, даже успели немного обтереть салон машины от накопившейся за поездку пыли. Но данная поездка по количеству приключений продолжает побивать рекорды. Дело в том, что вчера, сходу мы, конечно, подъехали к берегу, а сегодня, когда собрались выезжать, колеса машины сразу выбросили из под себя немногие гравийные камушки и сразу закопались в коварном песке. Сначала в течение более часа при помощи лопаты и ручной силы мы пытались выбраться, прокопав несколько метров и окончательно посадив автомобиль на брюхо, поняли всю безысходность нашего положения. Варианта два: либо поднимать автомобиль, выстилать ему площадку для разгона и пробовать все же справиться своими силами, либо попытать счастье с поиском помощи, благо автомобильная дорога недалеко. Решив, что второй вариант явно выигрышней по времени, останавливаемся на нем, идем на трассу ловить полноприводные машины, но движение на трассе очень незначительное, в десяток минут проезжает только одна машина. Прождав некоторое время, идем на противоположный берег реки, там есть какие-то строения, и возможно, что там и удастся найти какой-либо тягач. Машины действительно есть, но водителей нету. По возвращению к дороге, навстречу на берег спускается группа людей на двух машинах, они охотно соглашаются на помощь, машины у них тоже по песку вряд ли проедут, но толпа крепких ребят запросто вынесут наш автомобиль на руках. Идем вместе на другой берег к нашему застрявшему авто, и, как и предполагалось, дружной компанией выносим застрявший автомобиль на дорогу, благодарим наших спасителей за помощь, складываемся и начинаем путь домой.

Снова уже третий раз за поездку посещаем город Алма-Ата, на сей раз без общения с ДПС, возвращаемся по той же дороге, что и ехали сюда: Талдыкорган, Аягуз, Семипалатинск, граница. На посту, на котором нам пытались вменить непристегнутые ремни и движение с выключенными фарами, нас даже не остановили, может, запомнили с прошлого раза, обычно машины с российскими номерами просто так не отпускают. На посту наркоконтроля, спросили, есть ли у нас рыба? Немного удивив меня, последний раз мне такой вопрос задавали в Астрахани, но там понятно браконьеры, рыбный край, власти борются с незаконным выловом и вывозом рыбы, а здесь в степи то что? Потом вспомнил, что по дороге на трассе несколько раз попадались люди продающие рыбу, махая ей проезжающим мимо автомобилям. Ответив, что рыбы нет, ребята в свою очередь спросили про сок, сок мы тоже уже весь выпили, осталась только открытая карачинская, интереса она не вызвала.

По дороге нам уже все, казалось бы, знакомо, однако попадаются пару высохших соленых озер.

 

 

 

На границе приключения продолжаются. Сначала, казалось бы, все шло как обычно, на границу приехали ночью, народу никого, прошли паспортный контроль, но когда пришла очередь досмотра транспортного средства, началась новая серия нашего общения с казахскими правоохранительными органами. Досматривали нас более чем тщательно, перетряхнули весь багаж, облазили весь салон, попросили открыть моторный отсек и проверили его на предмет вложений, дальше простучали весь кузов автомобиля и потолок с обшивкой в салоне, в общем, уделили нам максимум внимания. Далее последовал диалог о наркотиках, есть ли они у нас с собой, рассказы о том, что на этом неплохо можно заработать, на что мы естественно ответили, что этот бизнес нас не интересует, и мы, путешествуя, преследуем совсем иные цели. Спустя некоторое время мы поняли, чем объяснялось столь высокое внимание к нашим персонам при прохождении границы, действительно, наверное, немного необычно сочетается наш отдых на Иссык-Куле за почти четыре тысячи километров на дорогу туда/обратно с имеющимися в нашем распоряжении четырьмя днями. Такая скорая поездка, наверное, действительно больше характерна для наркокурьеров, чем для путешественников.

Отъехав совсем недалеко от пограничного поста, на скорости пропускаем крутой поворот. Поняв, что пытаться войти в поворот уже поздно, отправляем машину под прямым углом с трассы, заодно выбирая траекторию с расчетом попадания в промежуток между оградительными столбиками, чтобы на них не напороться, не поцарапать машину и не разбить об них бампер. Вылетаем с трассы в поле, благо все обходится удачно и для нас и для машины, повреждений нет, хотя прыгнули мы примерно с метровой высоты на очень приличной скорости. Усталость дает о себе знать, - скорость передвижения падает, понимая, что к завтрашнему утру рабочего понедельника мы в Новосибирск все равно с таким темпом передвижения не попадаем, принимаем решение немного поспать, и с утра выдвигаться в сторону дома.

 

6 день 16 июня: г. Алейск – г. Барнаул – г. Новосибирск, пробег за день 500 км.

К обеду, уже без каких-либо приключений доезжаем до дома. Очередное путешествие закончено. Абсолютно точно, это была самая событийная и насыщенная всевозможными приключениями, как приятными, так и не очень, поездка из всех совершенных нами ранее.

 

Категорийные участки

 

Национальный парк Алтын-Емель

Автомобильная дорога по парку представляет собой малонаезженную отсыпанную мелким гравием поверхность. Местами попадаются низменности и небольшие бугорки, на которых машину может раскачивать, и при проседании можно изрядно поскрести днищем. Из-за мелкого гравия, повороты становятся скользкими, и на большой скорости машину может заносить. В целом по парку можно передвигаться на довольно неплохой скорости. При подъезде в горам Актау дорога как таковая теряется, и остаются только направления по песчаной пустынной поверхности, здесь скорость передвижения заметно падает.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Дополнительный запас топлива в объеме 20 литров

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Данное путешествие, помимо посещения достопримечательностей Казахстана и Киргизстана, включало в себе некоторый эксперимент. На данном маршруте был опробован плотный, круглосуточный график движения на автомобиле с участием двух водителей.  Практически за четыре с небольшим дня пути было покрыто расстояние в 6200 километров, и это с учетом отдыха и осмотра местных достопримечательностей. Движение происходило беспрерывно, круглосуточно, водители по ходу движения периодически менялись: кто-то рулил, кто-то отсыпался. В целом такой график движения показал право на существование, было установлено, что при таком режиме езды становится возможным покрытие расстояний до 2000 километров за день. Правда следует признать, что к концу нашего путешествия столь напряженный график дал о себе знать накопившейся за время поездки усталостью, требующей по истечению нескольких напряженных дней хорошего качественного отдыха для восстановления сил организма.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru