Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Якутия-Колыма-Магадан. 2014

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе третей категории сложности

по Колыме

совершённому с 1.08.2014 по 27.08.2014

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 07-158-14

 

 

Руководитель: Игорь Ситников

630126, Новосибирск, ул. Выборная, д. 107 кв. 34

тел: 8-913-902-42-72  e-mail: SiTravels@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

2014


Содержание

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                    1

 Содержание                                                                                                           2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                               3

2.      Участники и экипажи                                                                                      3

3.      Общие сведения о районе похода                                                                  4-9

4.      Цели путешествия                                                                                            10

5.      График движения                                                                                             10

6.      Описание маршрута                                                                                         11-68

7.      Выводы и рекомендации                                                                                 69

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                               70

9.      Категорийные участки                             .                                                       71

10.  Оснащение                                                                                                         72

11.  Фотоотчет                                                                                                          72


Нитка маршрута

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

г. Новосибирск – г. Красноярск – г. Иркутск – г. Улан-Удэ – г. Чита – г. Тында – г. Алдан – г. Якутск – г. Кюбюме – г. Усть-Нера – г. Кадыкчан – п. Эльген – п. Синегорье – г. Сеймчан – п. Атка – г. Магадан – п. Ола – г. Усть-Омчуг – г. Кадыкчан – г. Усть-Нера – г. Кюбюме – п. Оймякон – г. Кюбюме – с. Качикатцы – г. Алдан – г. Тында – г. Чита – г. Улан-Удэ – с. Сухая – п. Листвянка – г. Красноярск – г. Новосибирск

 

Участники

 

Ф.И.О.

 

Место жительства

Дата рождения

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

г. Новосибирск,

 Выборная 107-34

18.11.1979

Руководитель, пилот, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

г. Новосибирск, Выборная 107-34

12.06.1980

Штурман, фото-видео оператор, врач

3

Ситникова Алиса Игоревна

г. Новосибирск, Выборная 107-34

23.01.2009

Штурман

 

Экипажи

 

Автомобиль

Участники

Обязанности

1

Toyota Land Cruiser 80

Ситников Игорь Викторович

 

 

 

 

 

Руководитель, пилот, механик

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, фотовидео-оператор, врач, повар

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман


Район похода

 

Поход совершён по республики Якутия и Магаданской области.

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 07-158-14.

Вид туризма

Категории сложности

Протяжённость

Продолжительность

 

Сроки проведения

Авто

3

15300 км

27 дней

  с 1.08.2014

по 27.08.2014

 

Общие сведения о районе похода

 

Озеро Байкал

Почти в центре огромного материка Евразии в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, он протянулся на 636 километров, шириною до 80 км, общей площадью – с Бельгию, с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог и т. п.

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река Ангара.

Площадь водного зеркала озера – 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя – 730 м.

Для того, чтобы представить всю громадность водного тела Байкала, укажем, что реке Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 км3 воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу. При условии, конечно, что за это время в него не попадет и с его поверхности не испарится ни литра воды.

Несомненно то, что Байкал – самое глубокое озеро в мире, ближайший претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный остров Ольхон.

 

Якутия

Якутия — земля необычайно живописных и удивительных мест. Ее северная природа, такая красивая, стихийная, суровая и тонкая одновременно, вдохновляет художников и поэтов. Якутия поражает красотой природы, самобытностью и богатством культуры, необыкновенно добрыми, интересными и гостеприимными людьми, оставляя неизгладимые впечатления и желание вновь посетить этот край. Якутия — одно из самых удивительных мест на карте России. Здесь переплетаются между собой народные традиции и передовые технологии. Ученые считают экосистему Якутии бесценным богатством человечества, истинной сокровищницей для будущих поколений.

Республика Саха (Якутия) — одна из крупнейших республик Российской Федерации с территорией свыше 3-х млн. км2, а это около 1/6 части России. В ее пределах расположены три часовых пояса. Это одна из наименее освоенных человеком территорий. Огромные пространства очень трудны для освоения, поэтому здесь так много нетронутых мест, интересных для посещения. Древняя земля Олонхо славится поразительной красотой суровой северной природы, разнообразием изумительных пейзажей — неприступными горами, могучими реками, густыми лесами, цветущими долинами, бескрайней тундрой, своеобразным животным и растительным миром.

2/3 территории республики покрыто горами с ярко выраженным альпийским рельефом. Якутия — это огромный полигон для геологов, ботаников, орнитологов, археологов и других специалистов и любителей. Якутия широко известна и как хранилище несметных богатств: здесь находятся крупнейшие в мире месторождения полезных ископаемых — алмазов, нефти, газа, золота, угля. Компании «Алмазы России — Саха» принадлежит 25% мировой добычи алмазов, среди которых значительную часть составляют минералы, представляющие ювелирный интерес.

Якутия — одно из тех редких мест на планете, где сохранилась первозданная чистота природы и удивительное разнообразие флоры и фауны. Северную тундру покрывают мох и ягель, здесь растут карликовые березки. В тайге произрастают сосна, ель, лиственница, кедр, береза и осина. Цветы на севере отличаются ярким, сочным цветом, а ягоды — насыщенным вкусом. Привольно чувствуют себя обитатели бескрайних просторов — лось, лисица, соболь, росомаха, белый и бурый медведи, морж, северный олень, снежный баран. В республике встречаются около 250 видов птиц. В тундре обитают такие редкие птицы, как стерх (белый журавль), канадский журавль, гагара, белый гусь, беркут, орлан-белохвост. На арктическом побережье шумят птичьи базары. Природа республики охраняется в Олёкминском и Усть-Ленском заповедниках.

 

Ленские столбы

Ленские столбы — это уникальный природный заповедник, расположенный в Якутии на реке Лена. Местные жители частенько в летнее время года выезжают на Ленские столбы на теплоходах или катерах (если такие имеются у них лично). Отправиться в этот круиз можно лишь летом по воде, зимой же – такой путь довольно экстремальный, также по реке, но уже на машине.

Ленские столбы – величайшее чудо природы, это своего рода каменный лес, почти такой же, как и столбы Улинъюань в Китае. Эти величественные скалы, высота которых достигает 200-300 метров, раскинулись по берегу реки Лены в длину на протяжении 80 км.

Вблизи некоторые колонны, скалы, столбы напоминают то какую-то диковинную зверюшку, то дракона, а некоторым фантазерам видятся даже древние разрушенные стены замка.

На скалах, которые возвышаются по берегу реки, можно обнаружить наскальные рисунки, сделанные древними местными жителями красной и желтой краской. Изображения различны, но в большинстве своем это животные, люди и письмена.

История появления этого якутского чуда природы своими корнями уходит глубоко в древность. Когда-то в кембрийском периоде (примерно 540 млн. лет назад) над Оймуранским барьерным рифом было не очень глубокое теплое море и там, на дне моря образовались карбонатные осадки. За все прошедшее время по причине движения тектонических плит, эта местность возвысилась на 200 метров, и в результате этого появились глубокие зоны разломов, и это стало началом врезания рек, тогда же и образовалась река Лена с крутыми отвесными берегами, которые называются — Ленские столбы.

 

Полюса холода

Полюсы холода − районы земного шара с наиболее низкими зарегистрированными температурами на данном полушарии. Также понятие «Полюс холода» может быть использовано для названия региона с наиболее низкой температурой на всей планете.

Южным полюсом является станция «Восток», расположенная в Восточной Антарктиде. 21 июля 1983 года там было зарегистрировано −89,2 C, что, без учета дополнительных факторов, является самой низкой температурой воздуха на поверхности Земли.

Северный полюс холода. Существует несколько мнений о его точном месторасположении. В настоящее время основными претендентами являются два города Якутии: Верхоянск и Оймякон.

Верхоянск – 15 января 1885 года Коваликом С. Ф. была зафиксирована температура −67,8 C. Противниками Верхоянска этот довод оспаривается на основании того, что в Оймяконе в то время измерения температуры ещё не проводились. Это возражение опровергается повторным фиксированием в феврале 1933 года такой же температуры.

Оймякон, точнее, местность Томтор Оймяконского улуса. В феврале 1933 года была зарегистрирована температура −67,7 C, что выше минимальной температуры в Верхоянске на 0,1 °C.

Существует информация, что в 1924 года академиком С. В. Обручевым, соместно с К. А. Салищевым была зафиксирована температура −71,2 C, то есть самая низкая для северного полушария. Однако, так как документальное подтверждение подлинности замеров отсутствует, официально они не признаны.

По другим данным, рекордной считается температура, зарегистрированная в 1938 году −77,8 C. На основании этого делается вывод, что Оймякон — самое холодное место на планете, так как, хотя на «Востоке» и была отмечена самая низкая температура, но станция расположена на высоте 3488 м над уровнем моря, и, если привести оба температурных показателя к уровню моря, абсолютным чемпионом будет признан Оймякон.

Сторонники Оймякона доказывают свою правоту также тем, что «абсолютные годовые минимумы ниже, чем в Верхоянске в среднем на 3,5 °C».

Тем не менее, в СНиП 23-01-99 «Строительная климатология» с учетом изменений с 1 января 2003 года абсолютный минимум температур для Верхоянска и Оймякона принят одинаковым и равным −68 C.

 

Колыма

Колымский тракт — одна из самых уникальных дорог на нашей планете. Официально ее называют федеральной трассой «Колыма». Самая необычная трасса в мире начинается в Магадане и заканчивается в Якутске. Она проходит через так называемый полюс холода, который расположен в районе поселка Томтор. Длина Колымского тракта составляет почти две тысячи километров.

Дорога представляет собой грунтовку, проходящую и по равнине, и по горам. Колымский тракт может похвастаться самым небольшим движением транспорта в отличие от городов центральной части России. Двигаясь по этой трассе, вы столкнетесь с необычайной, практически сказочной чистотой природы и прозрачностью рек и озер.

На трассе есть два места, где путь можно продолжить только с помощью переправы. В Якутске через реку Лену, а в Хандыге через реку Алдан. Летом через реки переправляются на паромах, а зимой прямо по льду. Весной и осенью переправы не работают вообще. В последние годы тракт немного удлинили за счет строительства нового участка, проходящего через Усть-Неру.

В здешних местах необычайно суровый климат, а местные жители, которым приходится жить в таких тяжелых условиях, отличаются большим радушием и гостеприимством, они обязательно приходят на помощь всем путникам, попавшим в беду. Если у вас возникнут какие-либо проблемы в пути, то любая проезжающая мимо машина, всегда остановится и окажет вам необходимую помощь, правда машины проезжают по этому тракту крайне редко. Вам всегда будут рады в любом поселке, предоставят ночлег и никогда не попросят за это денег. Для местных жителей каждый новый человек — это источник новой информации.

Начало Колымского тракта – это северная часть города Якутск. Продолжается тракт на правом берегу Лены, поэтому вам придется переплыть через реку на пароме летом, а зимой преодолеть так называемый ледовый мост через реку. Поразительным является то, что этот ледовый мост длиной более двенадцати километров обладает необыкновенной грузоподъемностью – тридцать тонн!

После переправы через Лену находится поселок Нижний Бестях, откуда далее путь будет уже лежать по твердой земле. Здесь тракт проходит вначале через сосновый бор, а затем через лиственные леса. На полях встречаются толстые и мохнатые пасущиеся лошади, которые ведут себя как олени, откапывая ногами старую траву и съедая ее, потому что здесь очень тонкий снежный покров. Пастухи наведываются к ним редко, раз в три-четыре дня, чтобы проверить, все ли нормально.

Трасса поражает и даже пугает своей пустынностью. За неделю здесь может проехать одна машина, и то не всегда, особенно зимой. С одной стороны на фоне городских пробок это, конечно же, просто замечательно, но с другой очень опасно. Если на пустом тракте, да еще при морозе в 50-60 градусов, поломается машина, то в ожидании помощи вы можете просто погибнуть от холода. Местное население любит рассказывать жуткие истории о том, как попавших вдали от леса в беду водителей не всегда спасают даже костры, которые они разжигают из покрышек, бортов и самих своих машин, если не удается найти сухих дров. Вдоль трассы везде встречаются обгоревшие до основания машины, причем порой сгоревшие машины можно увидеть чаще, чем целые проезжающие. И неизвестно, вовремя ли подоспела помощь к их владельцам или нет.

Не только пустота Колымского тракта удивляет путников, но и огромное количество пыли. Причем, если летом пыльный столб еще как-то можно объяснить, то совершенно непонятно, откуда она берется зимой при морозе в сорок градусов. От пыли просто не продохнешь, и ехать приходится, ориентируясь на приборы даже в дневное время.

Следующим крупным населенным пунктом на Колымском тракте является Хандыга. В сталинские времена Колымский тракт начинался именно с этого места. Весь транспорт с магаданских и колымских приисков доходил до Хандыги, а затем грузился на паромы, которые плыли до Усть-Кута.

После Хандыги дорога становится гораздо хуже и пустыннее, но далее следует граница цивилизации здешних мест — это село Теплый Ключ.

Интересна горная часть трассы после поселка Развилка. В этом месте горы как бы сжимают тракт между собой. Одной из достопримечательностей здесь можно считать Чертовы ворота. В этих воротах трасса словно пытается протиснуться между двух остроконечных скал. В районе Чертовых ворот очень часто случаются аварии. И такое опасное место здесь не одно. Они даже имеют собственные названия. Например, Черное, Желтое, Заячья петля — опасный горный серпантин, и даже Ласточкино гнездо, где, если верить народным преданиям, сидел пулеметчик, расстреливавший убегающих из лагерей заключенных.

Далее после водораздела начинается полюс холода Оймяконское нагорье, причем этот полюс является не какой-то точкой, а целой областью. Центром этого полюса считается въезд в село Томтор. Здесь даже установили по этому поводу две металлические стелы, на которых указаны рекорды низких для северного полушария температур, зафиксированных в этом месте. На второй, более новой стеле написано -71 градус Цельсия!

Славится Колымский тракт и удивительными местами. Через 140 километров после Хандыги вы попадете в волшебный лес. Непосвященный человек подумает, что оказался в сказке. Деревья в этом лесу увешаны десятками тысяч амулетов и разноцветными тряпочками. Это место для якутов считается священным и называется Шаман-деревом. Все проезжающие мимо обязательно останавливаются около дерева и приносят дань местным божествам, оставляя на его ветках какую-нибудь дорогую для себя вещь. Даже самый воинственный материалист, проезжая по одному из опаснейших трактов в мире, пожалуй, попросит защиты у потустороннего. Кроме Шаман-дерева в этом лесу есть еще одна достопримечательность — ручеек, который никогда не замерзает, даже в самый сильный мороз. Говорят, что вода в этом ручейке очень вкусная и сохраняется не один месяц. Каково же происхождение этого источника, почему он не замерзает? Ответа на этот вопрос пока дать никто не может.

На Колымском тракте расположено немало озер, но некоторые из них отличаются своими странностями и загадками. Например, говорят, что озера Красное, Лабынкыр и Ворота являются местами обитания каких-то хищных чудовищ.

Первым на пути из Якутска располагается озеро Красное, которое очень заметно, потому что оно располагается метрах в двух-трех от трассы. Длина озера около трех километров, ширина около километра, а глубина метров сто, но местные жители утверждают, что в некоторых местах озеро «бездонно». Говорят, что немало свидетелей наблюдало на озере неведомое хищное животное, которое, возможно, скрывается в каких-то других водоемах, а в Красное заплывает через гроты и подземные ходы. Странным является и состав воды на дне Красного озера. Если в озеро опустить металлический предмет, а затем через небольшой промежуток времени вытащить, то окажется, что он покрыт неестественно толстым слоем ржавчины.

Далее по трассе идет озеро Лабынкыр, которое считается самым большим и известным на Колымском тракте, и практически рядом с ним озеро Ворота. Эти озера расположены на километровой высоте над уровнем моря и имеют глубину около 60 метров. Они славятся своими загадками. Утверждают, что в Лабынкыре живет некое громадное реликтовое животное. Причем в конце прошлого века здесь были проведены исследования эхолотом, которые доказали, что рассказы рыбаков отнюдь не сказки и легенды, и в толщах вод озера Лабынкыр и в самом деле обитает огромное живое существо. Однако исследователям не удалось пока ответить на вопрос о том, что это за существо, то ли чудовище, похожее на Лохнесское, то ли какая-то рыба-хищница, подвергшаяся мутациям, то ли что-то еще. Ответа ждут от следующей запланированной экспедиции.

Недалеко от Магадана находится еще одно странное озеро, которое называют Мертвым. Странность озера заключается в том, что как утверждает местное население, озеро безжизненно. Тут не водятся ни рыбы, ни птицы. И даже присутствие рядом с озером навевает на всех какой-то неописуемый страх и желание поскорее уйти подальше. Причин этого непонятного явления исследователи так и не обнаружили.

 

Охотское море

Ламское море (от эвенкийского лам — море), Камчатское море, полузамкнутое море в северо-западной части Тихого океана, ограниченное восточным побережьем материка Азия от мыса Лазарева до устья реки Пенжины, полуостровом Камчатка, островами Курильскими, Хоккайдо и Сахалин. Омывает побережья СССР и Японии (о. Хоккайдо). С Тихим океаном соединяется через Курильские проливы, с Японским морем — через проливы Невельского и Лаперуза. Протяжённость с севера на юг – 2445 км, наибольшая ширина 1407 км. Площадь 1583 тыс. км2, средний объём воды 1365 тыс. км3, средняя глубина 177 м, наибольшая — 3372 м (Курильская котловина).

Береговая линия изрезана слабо, длина её 10460 км. Наиболее крупные заливы: Шелихова (с Гижигинской и Пенжинской губами), Сахалинский, Удская губа, Тауйская губа, Академии и другие. У юго-восточного берега острова Сахалин — заливы Анива и Терпения. Большая часть северных, северо-западных и северо-восточных берегов возвышенна, скалиста. В устьевых участках крупных рек, а также на западе Камчатки, в северной части Сахалина и Хоккайдо берега преимущественно низменные. Почти все острова: Шантарские, Завьялова, Спафарьева, Ямские и другие— расположены у берегов, и только острова Ионы — в открытом море. В Охотское море впадают крупные реки: Амур, Уда, Охота, Гижига, Пенжина.

 

Магадан

Магадан — город и порт на северо-востоке России, административный центр Магаданской области. С 1931 до середины 50-х годов — административный центр треста «Дальстрой». Расположен на берегах бухты Нагаева и бухты Гертнера Охотского моря. Население — 112,2 тысяч человек (по данным на 2007 год).

Посёлок Магадан на месте города был основан в 1929 году, городом стал с 1939 года, с 1954 года — областной центр Магаданской области. В 1930—1934 годах был центром Охотско-Эвенского национального округа.

Магадан — экономический, научный и культурный центр области. В городе производят горное оборудование, находятся предприятия по переработке рыбы, машиностроительные заводы и иные промышленные предприятия. Крупнейший на Северо-Востоке России порт работает круглогодично (с декабря по май — ледовая проводка).

В 56 км от города есть международный аэропорт «Магадан» (Сокол). От Магадана через основные посёлки области проходит Колымская трасса, соединяющая область с Якутией. Часть трассы на территории Якутии не достроена, поэтому связь с «большой землёй» отсутствует. Железной дороги в Магадане нет.

Магадан — центр туризма и отдыха, на территории города расположен ряд санаториев, горнолыжная база, крупные гостиниц, строится крупный туристический комплекс «Марчекан».

После катастрофического (на треть) уменьшения численности населения Магадана в 90-е годы началась стабилизация демографической обстановки, и наметился небольшой рост числа жителей. Положительная динамика прироста во многом обеспечивается притоком населения из области; иногородних приезжих привлекают высокие заработные платы и относительно развитая инфраструктура города.


Цели путешествия

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация нового маршрута

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в чемпионатах Сибири и России

 

График движения

 

1 августа 500км г. Новосибирск – г. Мариинск

2 августа 900км г. Мариинск – г. Красноярск – г. Нижнеудинск

3 августа 1150км г. Нижнеудинск – г. Иркутск – г. Петровск-Забайкальский

4 августа 1050км г. Петровск-Забайкальский – г. Чита – г. Могоча

5 августа 750км г. Могоча – г.Тында – г. Чульман

6 августа 600км г. Чульман – г. Алдан – с. Качикатцы

7 августа 300км с. Качикатцы – г. Якутск

8 августа 100км г. Якутск

9 августа 500км г. Якутск – п. Чурапча – п. Теплый ключ

10 августа 500км п. Теплый ключ– г. Кюбюме – г. Усть-Нера

11 августа 600км г. Усть-Нера – г. Кадыкчан – п. Эльген

12 августа 400км п. Эльген – п. Синегорье – г. Сеймчан – г. Усть-Среднекан

13 августа 650км г. Усть-Среднекан – п. Атка – г. Магадан

14 августа 0км г. Магадан

15 августа 50км г. Магадан – п. Ола

16 августа 550км п. Ола – г. Усть-Омчуг – г. Кадыкчан

17 августа 650км г. Кадыкчан – г. Усть-Нера – г. Кюбюме – п. Ючегей

18 августа 300км п. Ючегей – п. Оймякон – г. Кюбюме

19 августа 600км г. Кюбюме – п. Хандыга – п. Чурапча

20 августа 250км п. Чурапча – с. Качикатцы

21 августа 700км с. Качикатцы – г. Алдан – г. Нерюнгри

22 августа 800км г. Нерюнгри – г. Тында – г. Могоча

23 августа 700км г. Могоча – г. Чита – г. Улан-Удэ

24 августа 170км г. Улан-Удэ – с. Сухая

25 августа 530км с. Сухая – п. Листвянка

26 августа 900км п. Листвянка – г. Канск

27 августа 1100км г. Канск – г. Новосибирск


Описание маршрута

 

1 день 1.08., пт: г. Новосибирск – г. Мариинск, пробег за день 500 км.

После завершения рабочей недели и решения других всевозможных вопросов выехали из города только в восемь часов вечера. Сегодня успели доехать только до Мариинска и в два ночи рухнули спать.

 

2 день 2.08., сб: г. Мариинск – г. Нижнеудинск, пробег за день 900 км.

Подъем в 5:00. Сразу старт чтобы успеть приехать с утра в Красноярск к открытию парка флоры и фауны «Роев ручей», где нам бы хотелось, прежде всего, своими глазами увидеть настоящих живых пингвинов. Но по факту нас даже больше впечатлил аква-террариум, где находилось множество различных порой весьма диковинных существ: крокодильчики и акулы, удавы и змеи разного размера, много красивых ящеров, один напомнил Алисе друга Рапунцель – Паскаля, у одной особенно понравилось свободное вращение зрачка по всей сферической поверхности глаза. Также увидели жирафов, зебр, павлинов, львов, лемуров, северных оленей с ворсистыми огромными рогами, кабанов, волков и других животных. Словно посетили разные края мира – Африку, Америку, холодные северные края... Хорошее настроение создает продуманный парк, много мест для прогулок, есть даже китайский сад-бансай. От новосибирского зоопарка отличается меньшим количеством экспонатов, но более интересными видами и чередованием с парковыми зонами с красивыми посадками цветов и деревьев, просторными вольерами для животных. В общем, название отражает действительность – это именно парк с богатой коллекцией различных представителей фауны, а не зоопарк с наставленными друг на друга клетками. Отдохнули хорошо, пару часов пролетели совсем незаметно...

 

 

 

 

При выезде из Красноярска попали в небольшое ДТП без последствий: стоя в пробке на очередном светофоре при загорании зеленого сигнала и начале движения, нас подрезает стоявшая рядом легковушка и ударяется своим колесом в наше, задев себе попутно боковое зеркало, свои действия водитель объяснил тем, что он же включил поворотник!, который мы со своей высокой посадкой видеть то даже не могли, лицезрея когда стояли разве что его крышу, ну да ладно, главное без последствий и без потери времени, вышли огляделись что повреждений нет, да поехали дальше.

После заправки в Канске, машина начинает сильно тупить, по сути, едет только на холостых. Грешим на качество залитого топлива, но продолжаем движение на восток в сторону Иркутска, где уже думаем делать диагностику топливной и турбины.

Отбой за Нижнеудинском опять в два часа ночи.

 

3 день 3.08., вс: г. Нижнеудинск – г. Петровск-Забайкальский, пробег за день 1150 км.

Подъем в 4:00. Продолжаем движение в сторону Иркутска. Неисправности с машиной позже сами проходят видимо дело все же в топливе после заправке в Канске.

В обед здороваемся с Байкалом в Култуке, кушаем омуля горячего копчения, ням-ням. Дождик не дает завершить романтичную трапезу с видом на Байкал, пьем чай в машине. По байкальской трассе идет масштабная реконструкция, видимо, будет расширение, правда сейчас это создает значительные затруднения, при выезде с Култука стоим в пробке, навстречу огромнейшая пробка, растянувшаяся на несколько километров почти от Слюдянки. Алиса учит буквы. Дождливо.

К обеду погода становится солнечной и мы не упускаем возможности искупаться в Байкале. Пробираемся на берег, устраиваем обед с омулем, на этот раз холодного копчения :), купаемся, водичка прохладная, но вполне терпимая, прогрелся уже Байкал... Алиса впечатлилась красотой природы и стала рисовать картину, чтобы ее запечатлеть и вспоминать дома.

 

 

 

 

При выезде качаем переднее правое колесо. Едем до часу ночи. В процессе езды замечаем, что машина сложнее рулится, списываем на разбитую дорогу... до Читы остается еще 550 км.

 

4 день 4.08., пн: г. Петровск-Забайкальский – г. Могоча, пробег за день 1050 км.

Подъем в четыре утра. Продолжаем движение. В семь утра обнаруживаем поломку – на правом переднем колесе посрезало шпильки поворотного кулака, разбило сальник полуоси и с моста выбежало масло. До Читы еще 200 километров, придется вставать на ремонт. Ремонт переднего моста в Чите становится для нас уже традицией, в прошлом году здесь мы восстанавливались после прохождения БАМа. В следующий раз будем планировать ремонт в Чите сразу :-). Звоним Семену Шифрину, оказывается он сам в экспедиции и сейчас находится в Магадане ждет погрузки на корабль, передает нас другу для заботы. Встаем на ремонт. Аня с Алисой гуляют, Игорь участвует в ремонте. На ремонт ушел практически весь день. Только в семь часов вечера продолжаем путь, едем до полуночи пока у Ани не кончились семечки :-), не доехали километров 150 до Могочи.

 

5 день 5.08., вт: г. Могоча – г. Чульман, пробег за день 750 км.

Подъем, уже традиционно, в четыре утра. Едем до Сковородино и дальше уходим на Якутск. В полдень встаем на завтрак-обед (далее по всему отчету, если не оговорено обратное, жить мы будем по новосибирскому времени, дабы не заниматься путаницей с разными часовыми поясами, коих на нашем маршруте предостаточно). Здесь полным ходом идет грандиозное строительство автотрассы. Насыпается много грунта, делается значительный подъем трассы иногда даже над уровнем леса, чтобы выровнять плоскость дороги на ее протяжении.

 

 

 

В 15:00 (по нск) проезжаем Тынду. Протягиваем шпильки, и не зря – уже успели разболтаться на кочкастой дороге. Стела БАМа в Тынде и в скорее заезжаем на территорию Якутии, обзорная площадка с видом на железную дорогу, проложенную внизу по тайге.

 

 

 

 

 

Проезжаем Иенгру, здесь расположен музей ивенков, который мы хотели посетить по пути, оказывается уже закрытым, решаем не ждать завтра и продолжить путь, оставив сею достопримечательность на возвращение домой.

Едем до Чульмана на горячие источники Нахот. Путь нам преградила река с разрушенным мостом, в брод брать не стали – не затем приехали за несколько тысяч километров. Ужин на берегу, у воды жутко холодно, чувствуется север, на ночлег уезжаем подальше от воды. Отбой в десять вечера.

 

6 день 6.08., ср: г. Чульман – с. Качикатцы, пробег за день 600 км.

Стартуем в четыре утра. Едем до реки Амги, красивое место для стоянки, где устраиваем себе небольшой отдых. Полноценно питаемся, купаемся, приводим себя и машину в порядок.

 

 

Едем до Качикатцов. Узнаем обстановку с паромами, для переправы на другой берег Лены к Якутску. Завтра нам надо попасть на одну из основных достопримечательностей Якутии – Ленские скалы. Сегодня же, находим ледник, но оказывается уже поздно – работает до девяти по местному, чтобы не терять время едем искать следующую достопримечательность озеро Курулуур с каскадами водопадов. В ночи в свете фар среди леса поиски не увенчаются успехом. Поздний ужин и отбой в 23:00 посреди тайги.

 

7 день 7.08., чт: с. Качикатцы – г. Якутск, пробег за день 300 км.

Подъем в 4:00. С помощью подсказки проезжающего мимо нашего ночлега грузовика, находим озеро, однако не везет нам: случилось ЧП, на территории нашли тело и сегодня весь день на месте будут работать МЧС и водолазы. Жалко. Как и в музеи ивенков, придется попытаться заехать сюда на обратном пути с Магадана и постараться организовать здесь ночлег.

Дальше по плану у нас посещение скал Туруй-хаиа и ледника. Скалы решили оставить на обратное посещение вместе с озером, так как они расположены неподалеку друг от друга в одном районе. Ледник Булуус посетили, довольно красивое место. Достопримечателен он тем, что существует он в своем собственном микроклимате, который может существенно отличаться от климата окружающего.

 

 

 

 

 

  

 

Около двух часов грузимся на паром. Знали бы, приготовили бы обед, а то вроде бы вот-вот отправляемся, а на самом деле ждали полной загрузки баржи, потом еще перетасовка машин пошла... Переплыли реку только в обед. Лена – очень широкая река, даже встречаются большие песчаные острова посреди реки.

 

 

 

После переправы едем в сторону Ленских столбов. Путь усложняется сначала плохой разбитой дорогой, потом начинаются каменистые объездами и заболоченные участки по лесу и на последок дорога идет прямо по берегу. Существует возможность альтернативной заброски к скалам на лодке или на теплоходе с Якутска, но стоимость данного варианта не совсем бюджетная, а в случае с теплоходом такой вариант еще оборачивается и  большими затратами по времени. Лодок в каждой деревне стоит на берегу очень много, но ехать недорого не хотят. А за 7,5-8 тысяч мы лучше сами за рулем проедем несколько десятков километров. Учитывая состояние дороги, До Ленских столбов добрались уже только к вечеру, красивое величественное место на великой сибирской реке. Сами скалы расположены на противоположном берегу, но из прекрасно видно как говорится во весь рост, несмотря на небольшой туман по реке. Некоторый дискомфорт вносит просто дикая мошкара, искусала все что можно, различные репелленты помогали лишь на короткое время. Опять подкрутили шпильки, помыли окна, фары, Аня приготовила ужин, он же обед и он же завтрак :-). Искупались, покушали и в обратный путь от этих кровожадных...

 

 

 

 

На обратном пути останавливаемся у столбов поменьше, но расположенных на нашем берегу, чтобы полазить и пофотографироваться. Алиса за короткое мгновение забирается настолько высоко, что удивляет даже папу, не говоря уже о маме :-). Обошлось пока без валерьянки :-).

 

 

 

 

 

К полуночи добираемся до Якутска. На ночлег встаем за несколько кидлометров до города. Отбой в час ночи, по местному можно считать раннее утро J.

 

8 день 8.08., пт: г. Якутск, пробег за день 100 км.

Ранний подъем в 5:00. Дневка в Якутске!

Глаза еле открываются после вчерашнего пробега со столбов, но понимаем, что сегодня дорог каждый час дневки, таки встаем. Алиса встает со слезами, отвыкла рано вставать в садик за лето :-).

Осмотр Якутска начинаем с Царства вечной мерзлоты. Спешили, рано вставали, приехали к 10:00, а они только с 11:00 начинают работать... Пьем чай, завтракаем и тут приезжает целый автобус на экскурсию, еле успеваем включиться в число счастливчиков и раньше открытия начать экскурсию, иначе пришлось бы ждать окончания их экскурсии... Выдают утепленную накидку, сами оделись тепло, но при этом за 30-40 минут нахождения в пещере умудряемся промерзнуть, после выхода отогреваемся на ярком солнце минут 10. Само Царство мерзлоты, представляет собой пещеру в горе, где благодаря вечной мерзлоте сразу же после входа, нас окружают стены покрытые причудливой изморозью, образовавшейся от паров дыхания человека. Внутри пещеры представлено множество различных композиции из чистейшего льда с разноцветной подсветкой, все очень масштабно и красиво! Время пролетело совсем незаметно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее по маршруту у нас следует Институт мерзлотоведения. На вахте сидит не очень приветливая женщина, которая сначала попросила ознакомиться с прейскурантом на услуги, не веря в то, что нас стоимость не остановит, и только потом начала звонить с вопросом об экскурсии. За ее спиной стоял почти весь ассортимент Амвей, что довольно странно для помещения СО РАН.... Приехали, оказывается они ждут большое начальство. Даже к этому случаю включили струйки фонтана для мамонта при входе :-), могли бы постоянно это делать, жарко же мамонтенку летом :-). Все же нашли помощника экскурсовода Марину якутской внешности, которая должна была нам все быстренько до приезда начальства показать-расказать.

 

 

Спускаемся в подвал, в вечную мерзлоту. Тут находится замерзшее тело найденного в вечное мерзлоте Мамонтенка Димы. Также в музее представлены и другие экспонаты, экскурсовод дает много интересной информации, нам даже дали подержать в руках настоящую кость зуба мамонта. Также у экскурсовода интересуемся как живет на севере местное население: 1-комнатная квартира в Якутске стоит 3,5 млн. рублей, сопоставимо с московской недвижимостью, однако средние зарплаты простых работников находятся в районе 20-40 тысяч рублей. Вегетативный сезон длится всего 90 дней, но при этом умудряются все успевать выращивать, даже арбузы. Вечная мерзлота своим таянием помогает увлажнять почву жарким летом, дожди здесь не часты. Дома строят без фундаментов на сваях, сваи забивают глубоко, метров на 20, трубы теплоцентрали и канализации также прокладывают над поверхностью земли, дополнительно их утепляя.

 

 

 

Шахта Шергина глубиной более 100 метров. Оказалась закрытой на замок. Заветный ключ хранится в институте мерзлотоведения, вообще-то шахта используется для научных целей и туда не пускают любопытных. Сначала шахту рыли как колодец для того чтобы достигнуть подземной воды, но найти ее так и не удалось, в глубине была только вечная мерзлота. Позже была установлена мощность мерзлоты для этой местности, она составляет около 200 метров!

 

 

 

Музей мамонта, встретил нас информацией, что все сотрудники сейчас находятся на раскопках L. Что ж, посещаем только этнографический, в котором нас встречает тоже мамонт. Музей быта, одежды, орудий труда, упряжи. Случайно пристраиваемся к проходящей для иностранцев экскурсии. Алиса впечатлилась рассказом экскурсовода о том, как погибла одна девушка, выходя замуж перед свадьбой: она нарядилась как подобает во все традиционные украшения и ее олень тоже был наряжен в непривычные для него побрякушки и когда она спускалась с него, ее нога зацепилась, а олень напугался и понесся сломя голову, в результате чего девушка погибла.... Еще несколько раз за день Алиса вспоминала эту трагичную историю.

Взяли билеты в якутскую сокровищницу. Пока коротали время до начала, прогулялись по старому городу, красивые здания, в прекрасном состоянии видимо отреставрированные и поддерживаемые должным образом. Во время прогулки запаслись хлебом, который пекут при местной церкви, уж очень вкусный, множество сортов на любой вкус и продавец такая талантливая, что хочется скупить весь прилавок. Побывали на местной свадьбе. Не забыли и про подарочки. Алиса при вручении подвески-мамонтенка шепнула на ушко: "я теперь всегда буду помнить это место".

 

 

 

 

 

 

 

 

Сокровищница – режимный объект, вход по ранее приобретенным билетам, тщательный личный досмотр, все личные вещи в камеру хранения, фото и видео съемка не возможны. Очень богатая экспозиция золото, алмазы, слитки, самородки и камни, драгоценные изделия. Не менее интересный рассказ экскурсовода обо всем представленном богатстве. Остались впечатлены!

На последок остались небольшие хлопоты в городе в виде покупки масла для железного коня, заправка топливом, возможно, последняя цивильная.

Ужин перед прощанием со столицей Якутии, решили устроить в этнографическом комплексе. Немного ошиблись с комплексом, было довольно уютно. Национальные строения, юрты, живые олени и другие животные, предметы быта и старины. Правда саму еду пришлось ждать ооочень долго да и в результате принесли холодное мясо :-(! Это единственное огорчение за прошедший день.

 

 

 

 

 

 

 

После ужина перед отъездом поднялись на близлежащую гору. С вершины весь город как на ладони. Хорошая прогулка перед сном. Алиса, конечно же, быстро засыпает в машине после активной дневки.

 

 

 

 

 

Торопимся на паром. В 19:30 (22:30 местного) успеваем заехать последней машиной на последний паром. Позади осталась огромная очередь фур и менее удачливых желающих перебраться через Лену... Плывем очень долго, около двух часов, за это время наступает ночь, спим. Движемся по трассе в сторону Магадана в поисках места для ночевки, в свете фар находим озеро, выглядит неплохо, утром разберемся J.

 

9 день 9.08., сб: г. Якутск – п. Теплый ключ, пробег за день 500 км.

Отсыпной день подъем аж в 5:20.

Купаемся на озере, на котором ночевали, помылись, поели.

По Колыме на дороге временами встречаются различные памятники и постаметны.

 

 

Алдан – крупная полноводная река, переплываем как и Лену часа за два и оказываемся в Хандыге. Расписания паромов как такового нет, загружают плотно под завязку, пока паром полностью не загрузиться – не поплывет.

 

 

 

 

 

 

В Хандыге смотрим интересное здание детского центра в виде летающей тарелки. Состояние поселка производит впечатление заброшенного места. Именно отсюда когда-то начиналось строительство колымской трассы.

 

 

 

 

 

На колымской трассе встречаем брошенные машины, эвакуация со здешних мест неразумна, только ремонт.

К полуночи приезжаем в теплый ключ.

 

10 день 10.08., вс: п. Теплый ключ – г. Усть-Нера, пробег за день 500 км.

Расслабились, просыпаемся только в 6:30 (полдевятого по местному). Устраиваем завтрак и едем искать музей магаданской трассы, который естественно вчера в полночь уже не работал :-) Нам прямо везет с культурной программой – музей на ремонте, уже традиционно для этой поездке, оставляем на обратный путь J.

Сегодня дорога проходит по прижимам: Ласточкино гнездо, Желтый, Черный и Заячья петля. На одном из прижимов (черном) встретили соотечественника Камерзана уже возвращающегося с Магадана. Останавливаемся, недолго общаемся, узнаем, что старая колымская трасса затоплена. После затяжных дождей в магаданской области многие мосты оказались разрушенными, дороги затопленными, в самом Магадане вода даже смыла некоторые памятники, оказавшиеся на ее пути. Принимаем решение немного развернуть наш маршрут в обратном направлении: заходить в Магадан по новой трассе, а обратно уже, ожидая, что вода спадет, надеется на возвращение по старой части дороги или хотя бы на возможность радиальных заходов на нее. И здесь, так же как и на Лене, идет масштабная работа по реконструкции дороги, те же прижимы расширяют. Мы еще успеваем проехать по черному прижиму, забегая вперед, обратно уже поедем по новой дороге, проходящей по горе выше старого прижима, гораздо более широкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Попили чай на красивом озере недалеко от трассы, правда было очень много мошки, но в водичке все же освежились. Продолжили движение, вокруг везде нас окружают болота, будь то горы, леса или поля. Здесь действительно идеальные места для заключения, отсюда никуда не сбежишь: зимой снег и лютые морозы, летом кругом тайга и сплошные топи.

 

 

 

 

 

За Усть-Нерой доходим до тысячного километра трассы, решаем здесь устроить ужин с костром на берегу небольшой речки. После Усть-Неры разница с Новосибирском уже 5 часов до этого было 3. Солнце на севере, когда светит конечно J, яркое и жаркое, но как только садится, становится жутко холодно, от земли прямо тянет ледяной мерзлотой, спим только у машине (за всю поездку палатку ставили только раз). Иногда даже в августе в низинах встречается снег.

Белые ночи! Приехали только стемнело, пока готовили ужин, уже начался рассвет, мечта путешественника – можно двигаться и лицезреть окружающую местность просто круглосуточно без остановок J! Отбой в 22:00.

 

11 день 11.08., пн: г. Усть-Нера – п. Эльген, пробег за день 600 км.

Старт в 3:00. Идем по прижимам и полочкам вдоль Неры. В Усть-Нере не заправлялись пытаясь сэкономить на топливе, по имеющийся информации оно здесь самое дорогое, так как везут его с Магадана. Не получилось – в Артыке заправка не работала и пришлось тянуть на остатках топлива до Сусумана, где заправляемся по той же дорогущей цене в 52 рубля за литр, дороже чем евро литр!, да в стране добывающей и торгующей нефтью!

 

 

 

По ходу движения нам часто встречаются поселки находящиеся в полуразрушенном состоянии.

 

 

 

На дороге к Сусуману заезжаем в заброшенный город-призрак Кадыкчан. Кадыкчан в переводе с эвенского языка – долина смерти (немного жутковатое название..., но при этом никак не связанное с тем, что поселок, носивший его, в свое время был местом дислокации одного из Колымских лагерей ГУЛАГа). Такое страшное название от того, что в этой долине есть подземные озёра, которые порой прорываются на поверхность, в неожиданном месте, в нежданный час! Существует еще другая версия: когда-то давно из земли в этой местности выделялось большое количество углекислого газа, который из-за более высокой плотности по сравнению с воздухом концентрировался в нескольких десятках сантиметров от земли. Как известно, это газ не очень пригоден для процесса дыхания белковых тел. Поэтому все, что ниже 50 см, здесь не приживалось, проще сказать — умирало.

В городе много сохранившихся домов, школа, кинотеатр, больница, магазин... Внутри помещений присутствуют еще сохранившиеся вещи: книги, предметы обихода, различная техника, в гаражах даже встречаются старые брошенные машины. В центре разрушенная при покидании города еще местными жителями голова Ленина. Здесь можно снять какой-нибудь фильм ужасов, например, как остался здесь ребенок, вырос, а теперь является здесь хозяином и не любит просто так отпускать любопытных туристов с фотиками… J. Ане было немного жутковато гулять по заброшенному городу, от предложения пообедать здесь решительно отказалась... редко такое бывает... J.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дороге в устьях рек много изрытой драгами территории – золоторудники старые и действующие. Работает техника, возможно, перемывают повторно или уже используют на щебень для строительства дорог.

 

 

 

 

В Ягодном посещаем частный музей ГУЛУГа, здесь собрана история в фотографиях и экспонатах с этих мест.

 

 

 

При попытке проехать на озере Джека Лондона и озеро Танцующих хариусов нас встречает разрушенный мост через реку, уровень воды и сильное течение в реке не оставляют никаких шансов пересечь ее в брод. На другом берегу стоит бензовоз, видимо не первый день, наверное, ждет, когда уровень воды в реке спадет, чтобы можно было через нее перебраться обратно. Ограничиваемся обедом на берегу и держим курс дальше на Штурмовой и Эльген.

 

 

 

В Штурмовом ничего интересного не нашли, немного покружив по поселку, покидаем его. В Эльген приезжаем уже затемно и сразу отбой, утром попробуем что-нибудь вокруг разглядеть.

 

12 день 12.08., вт: п. Эльген – г. Усть-Среднекан, пробег за день 400 км.

Подъем в 3:00. С утра строяния старого лагеря в Эльгене к большому сожалению не нашли, но сильно расстраиваться не стали, будут у нас еще впереди различные достопримечательности и строения ГУЛАГа.

На трассу возвращаемся вдоль Колымы по прижимам – очень красиво.

 

 

 

 

 

Дальше едем к энергетическому сердцу Магаданской области – на Синегорье к Колымской ГЭС. Путь к самой плотине преграждает шлагбаум – ГЭС режимный объект, ничего не поделаешь, после нескольких снимков плотины, решаем подняться через перевал на верх плотины.  Живописный не изъезженный перевал, пробираемся через заросли и камни, сначала к вершине, затем немного спускаемся в низ к воде. Чудесное спокойное место для отдыха, завтракаем и купаемся в водохранилище.

 

 

 

 

 

 

 

После отдыха держим путь на Сеймчан и Чапаев по Среднеканскому тракту. Проезжаем через недавно построенную Усть-Среднеканскую ГЭЭ ей всего пять лет. После Сеймчана начинается настоящая глушь, встретить здесь кого-либо уже практически не возможно, старые гулаговские лагеря уже давно не фунциклируют, а в самих поселках уже давно никто не живет.

 

 

 

 

Добравшись до Чапаева, нашему взору предстает – одноименная фабрика правда расположена она на другом берегу реки, в силу уровня и течения воды ни переехать, ни перейти которую не представляется возможным. Но это нисколько ни мешает наблюдать прекрасно сохранившееся строение времен ГУЛАГа, где когда-то кипела работа, здесь заключенные добывали олово.

 

 

 

Пьем чай на берегу Сеймчана с видом на фабрику. До фабрики им. Лазо, расположенного неподалеку, доехать не получается разрушенные мосты, глубокие броды, размытая и заросшая дорога преграждают путь.

 

 

К семи вечера возвращаемся на Усть-Среднеканскую ГЭС. Готовим ужин и ложимся на отдых. Отбой 20:00.

 

13 день 13.08., ср: г. Усть-Среднекан – г. Магадан, пробег за день 650 км.

Подъем – 3:00. Продолжаем движение по Среднеканскому тракту, по пути встречается множество бродов и глубоких луж, в итоге упираемся в разрушенный мост через реку Среднекан, река большая полноводная, брод не представляется возможным. Приходится возвращаться в Усть-среднекан, выходить на колымскую трассу и заходить на Аннушку с другой стороны. Дорога до Аннушки весьма разбитая, решив не мочить машину в броде через реку проезжаем по разрушенному мосту. На одноименной с поселком речке завтракаем, принимаем холодный душ в бодрящей горной водице и берем курс на лагерь Днепровский.

 

 

 

 

 

 

Опять очередной казус с топливом в Стрелке его не оказалось, а резерв мы вылили вчера на Чапаеве, в итоге приходится делать лишний крюк в сто километров до Атки, где заправляемся уже по 43 рубля за литр.

 

 

ДОРОГА

Дорога к Магадану

От берега Алдана

От Хандыги поселка

Струится змейкой звонкой.

Сначала напрямую,

До гор, потом в "тугую"

Идет игра вслепую

Рискуя и рискуя!

Подъемы, перевалы,

Прижимы и мосты,

Цепляясь черодою,

Ведут игру с судьбою.

То волнами стремится,

То начинает злиться

Идет напропалую

Под песню "Аллилуя"

Суровая зимою,

В снегах покрытых мглою.

Считают километры

Лишь наледи и ветры!

Ошибок не прощая

И трусам не спуская,

Судьбы несет кривая,

То третья, то вторая.

И так до Магадана,

С коробки до кардана,

Ревмя ревут машины,

Выплевывая шины!

Баллоны вы, баллоны,

Тяжелые как стоны.

Романтика со всхлипами,

Аллеями и "липами"!

Вот кто-то не вписался,

И след его остался

С обрыва напрямую,

А там внизу прервался!

Судьба, поставив точки,

Отметила концы -

Ведь памятник на трассе

Обычен, как мосты!

@Павел Бланка

 

При возвращении с заправки в старый лагерь ГУЛАГа Днепровский и после него посещение горячих источников Талая и озера Гранд не суждено было сбыться. На спуске с перевала «Дедушкина лысина» в повороте машину тянет на гравии прямо, потом кидает в занос из которого выйти у нас не получается, в итоге слетаем с дороги, ложимся на бок, кувыркаемся через крышу, по воле случая, делаем оборот через себя и приземляемся на колеса. Сами не пострадали, машина сильно покорежена по кузовщине, хотя технически вроде исправна, мосты на месте, двигатель заводится. Наверное, некоторую роль в случившимся происшествии сыграл и психологический фактор: почти доехали до конечной цели, дороги уже стали лучше, впереди ждет отдых на курорте Талая, расслабились…

Приходим после случившегося в себя, собираем вещи по кювету, меняем разувшееся при падении колесо, приводим автомобиль в состояние для дальнейшего движения, малоприятная ситуация за почти 8000 километров от дома. Добраться до Магадана нам помогает остановившейся дальнобойщик Игорь, который развозит топливо по артелям старателей. Анютка с Алисой пересаживаются к нему в фуру, так как ехать на машине без стекол (включая ветровое), еще тот экстрим, чувствуешь себя мотоциклистом без шлема, обдувает холодный ветер, вся пыль с дороги летит в машину, а при приближении к морю еще и увеличивается влажность воздуха, становится прохладно, хорошо, что хоть дождь сверху не поливает. Добираемся к вечеру до Магадана, где нас уже встречают джиперы магаданского клуба Норд-трофи, с которыми мы успели созвониться пока ехали по дороге к городу. Первая помощь, которая нам нужна это стоянка для машины под крышей, чтобы салон не залило дождями, хоть под навесом, хоть в гараже. Стоянку для машины находим на территории базы, где работает Татьяна (Тигра), сами на ночь определяемся в квартиру к Николаю. Быстро приводим себя в порядок, умываемся, ужинаем и поздний отбой после тяжелого дня около полуночи по местному. Завтра нас ожидает не менее тяжелый день, нужно приводить машину в состояние способное после аварии продолжить путь домой длиной почти в 8000 километров.

 

14 день 14.08., чт: г. Магадан, пробег за день 0 км.

В девять по местному подъем, дома в Новосибирске еще 4 утра.

Утром нас встречает руководитель клуба  Норд-трофи Филипп Колесников (Фил), он и будет заниматься с нами всеми предстоящими хлопотами, коих совсем не мало, за что ему, конечно же, громадный респект и просто большое человеческое спасибо!

 

 

 

Первым делом делаем колесо которое разбортовалось при аварии и еще одно которое как выяснилось, пробили позднее во время движения. Параллельно Аня с Алисой едут в медпункт для обследования: у Алисы подозрение на легкое сотрясение, нужно несколько дней покоя перед дорогой домой, как раз время на приведение машины в порядок. Конечно же, заезжаем на море, куда собственно и ехали – перед нами Ногайская бухта.

 

 

 

 

Далее занимаемся небольшой костоправкой машины – задача, прежде всего, чтобы можно было вставить лобовик, открыть капот и бак, ну и чтобы кузов хоть немного поровнее стал J. Состояние нашей машины здесь большого удивления у местных не вызывает, в этих краях случившееся не является чем-то неординарным. Тут же прибираем кучу разбросанных после переворота по все машине вещей и делаем текущее ТО автомобилю. За приведение машины в подобающий вид, ребята с нас не взяли ни копейки, помогли просто так от души – спасибо!

Далее уже вечером отдаем машину на вставку лобовика, к утру обещают сделать. Небольшая передышка после нон-стопа – отбой в десять по местному.

 

15 день 15.08., пт: г. Магадан – п. Ола, пробег за день 50 км.

Подъем в девять утра по местному. К десяти нам уже поставили лобовик и нам остается только обклеить машину сбоку скотчем. После чего остаются уже сущие пустяки в виде еще одного шиномонтажа, замены масла в двигателе, заправки топливом в обратную дорогу вместе с резервом, аптеки и закупки дополнительного скотча на всякий случай. Благодарим за оказанную помощь Филиппа, на память о себе оставляем в подарок небольшой презент.

Немного упомянем о самом Магадане. Город прибрежный и в нем много чаек, их голос практически никогда не умолкает, удивили размеры пернатых – раза в два крупнее хорошей курицы. Доходы населения здесь средние – зарплата около 40-45 тысяч рублей. Стоимость жилья выше, чем у нас – 3-х комнатная квартира в Магадане стоит 4-4.5 млн. Просто космические цены на свежие овощи и фрукты: так, к примеру, огурцы обходятся летом в 500 рублей, а зимой цена на них дотягивает до всех 900. Много народу занимается обслуживанием старателей работающих на артелях.

Ну что же, починились, пора продолжать нашу культурную программу. Начнем с осмотра достопримечательностей Магадана, первым в нашем списке значится – Узел памяти, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне.

 

 

 

 

 

Далее наш путь лежит на обзорную площадку города и монумент Маски скорби. У подножья маски камнями выложены названия основных гулаговских лагерей, а также символы различных религий говорящие нам о том, что Колыма стала домом для многих людей вне зависимости от вероисповедания и социального статуса. Внутри монумента типичная для гулаговских времен камера одиночка, с необходимым набором вещей заключенного. Здесь же снова встречаемся с русским географическим обществом с Москвы, ранее мы уже пересекались в ягодном, не упуская возможности, присоединяемся к экскурсии о маске, интересно узнать о замысле Эрнста неизвестного.

 

 

 

  

 

  

 

  

 

  

 

Самолет, который стоял на реке в городе, смыло при недавнем наводнении из-за обильных осадков. Еще один памятник автомобилю найти не сумели.

Окончив осмотр города, мы едем в сторону Охотского моря на Олу, на берег, куда когда-то, кажется, не так давно высадилась экспедиция Билибина, собственно открывшая эти края. Конечно не упускаем возможности искупаться в Охотском море, наслаждаемся окружающими видами, обедаем.

 

 

  

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дальше нас встречает и провожает к себе на дачу интересная местная джип-леди Тигра – Балыкова Татьяна. Здесь в нашем распоряжении оказывается уютным трехэтажный домик с баней, шампанским и праздничный ужином. Отсыпон перед дальней и тяжелой дорогой домой.

Дочь Тани – Настя делает Ани и Алисе долгоиграющий маникюр – шеллак, чтобы они красивые как подобает настоящим леди доехали до дома. Таня угощает нас различными вкусняшками: мороженное, сок, шоколадные шарики, персики... Сама торопится на рыбалку, общаемся немного, но очень интересно и душевно. Таня рассказывает о своем стиле жизни, мастер карате киокушинкай, дарит нам журнал с своими воспитанниками. Одно время была парализована, был стимул зайти в горы, не быть овощем и она это сделала. Позвали в джиперский клуб, живет наслаждаясь общением, интересными событиями. Вырастила двух дочерей и с 30-ти лет началась активность: джипы, рыбалка... Даже с мужем пришлось развестись, так у него к этому времени жизненный запал поугас и появилось желание вести более спокойный размеренный образ жизни... 30 августа у Тани будет юбилей – 40 лет. Всего 40, а столько всего успела: детей вырастила, дачу построила, является наставником у ребятишек по карате, держит совместный с бывшим мужем бизнес по грузоперевозкам, который делить после расставания не стали, до сих пор работают вместе, помогая друг другу и при всем при этом сама успевает вести активный образ жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По полученной информации от местных джиперов, дорога на Днепровский лагерь, куда нам не суждено было попасть, весьма сложна для прохождения в одну машину, а старая Колыма так и вообще на сегодняшний день стала темой для отдельной экспедиции, также не реально доехать до горячих источников расположенных на западном побережье Охотского моря.

Спать легли не поздно, надо отдыхать перед непростой дорогой домой. Отбой в 19:00.

 

16 день 16.08., сб: п. Ола – г. Кадыкчан, пробег за день 550 км.

Подъем в пять утра, пару часов на сборы и в путь дорогу. Выдвинуться смогли  в восемь утра по нашему времени (уже за полдень в Магадане).

В обратный путь пошли дорогой по западной части Магаданской области через Усть-Омчуг и живописные прижимы Гаврюша и Лашкалах. Места здесь будут покрасивши, чем на восточной федеральной трассе, дорога поуже, повороты покруче, горы и перевалы повыше, трафик движения много меньше, чем на основной магистрали. Посетить лагерь-рудник Бутугычаг и сделать небольшое колечко через перевал «Подумай» и через женскую зону не получилось, после паводка положение с дорогами не известно, да и мы не в том состоянии сейчас находимся чтобы совершать подвиги, едем присматриваемся к поведению автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

Небольшой вечерний перекус на вершине перевала Лашкалах. Стало прохладно, поднялся ветер и начал моросить дождик, вынудив нас поспешить с приемом пищи.

 

 

 

Западную трассу прошли, на старую Колыму, по совету магаданских друзей соваться не стали.

Отбой в 20:00 недалеко за Кадыкчаном.

 

17 день 17.08., вс: г. Кадыкчан – п. Ючегей, пробег за день 650 км.

Подъем в 3:30. Завтрак на берегу реки Аркагала под прижимом. Проехали новый участок трассы через Усть-Неру. Несмотря на все наши злополучные приключения, мы твердо решаем продолжить маршрут и идти на полюса холода по старой Колыме. В Кюбюме поворот на Оймякон встречает нас дорожной техникой на мосту. Узнаем, что проезд открыт, нужно только подождать пока уйдет строительная техника. Пьем чай. Зеленый свет. По пути, как нам сказали, смыло несколько мостов, но броды вроде проезжабельные.

По пути проезжаем красивое горное озеро Улу, на котором просто фотографируемся, так как чай уже попили на мосту в Кюбюме – тьма комаров. Проезжая мимо другого, также останавливаемся для того чтобы отснять пару живописных кадров, внизу у озера Аня видит медведей. Ни то от испуга, ни то от восхищения, еще не сделав кадр, в растерянности бежит к машине, чтобы позвать нас с Алисой, но медведи тем временем уже ушли, жалко конечно. Видимо это были мамаша с детенышем, разного размера и окраса, шли медленно, посмотрели на Аню и пошли дальше по своим делам. Было вполне безопасно, Аня стояла у дороги, проходящей по холму над озером, а само озеро находилось гораздо ниже по уровню.

 

 

 

 

 

Дорога по участку старой Колымы ведущая на Томтор и Оймякон, не такая ровная и широкая, как новая трасса, местами одноколейная: встречаются камни и броды, едем медленно, под вечер устали, дойти смогли только до Ючегея – поселка коренных жителей-оленеводов. Отбой рано и без ужина в семь.

 

 

 

18 день 18.08., пн: п. Ючегей – г. Кюбюме, пробег за день 300 км.

Отоспались до четырех утра и продолжили путь к полюсам холода. В Томторе на полюсе холода, где зарегистрирована самая низкая температура в -71.2 градуса, а сам перепад температур в этих районах составляет более 100 градусов, посетили ледяную пещеру – резиденцию сурового деда мороза властелина холода – Чысхаана. Резиденция находится внутри горы на самом въезде в поселок. Внутри похожа, на Царство вечной мерзлоты, которое мы ранее видели в Якутске, но здесь как-то более масштабно и еще более естественно, экспонатов побольше и в целом все выглядит немного красивее, чем в Якутске. Сюда к якутскому Деду Морозу в начале весны на слет приезжают деды морозы со всех уголков мира, для каждого имеется собственная комната в ледяном царстве.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

  

 

  

 

После экскурсионной программы по ледяному царству не помешает и подкрепиться. Добравшись до моста через реку Куйдусун, обнаруживаем, что он находится в разрушенном состоянии, недавно во время затяжных дождей прошедших в регионе, у него смыло одну из опор и пролеты моста завались. Перебраться по нему теперь могут разве что только мотоциклы. Прогулявшись по мосту пешком, обнаруживаем в кустах на противоположном берегу оставленные машины, не успевшие перебраться через реку и теперь оказавшиеся отрезанными от цивилизации с обеих сторон старой колымской дороги. Проезд в брод сейчас также невозможен, уровень воды высок, течение сильное, может быть, после того как вода спадет, они смогут выбраться из ловушки в которой оказались.

 

 

 

 

 

На обед встаем на берегу реки рядом с мостом. Пока готовится обед, принимаем холодные ванны, наверное, самые холодные за поездку, как-никак на полюсе холода же находимся. На мосту наблюдаем постоянный кипишь: то уазик храбрится переехать, то мотоцикл перевозит груз какой-то, В общем, жизнь местных кипит.

 

 

 

Подкрепившись, поехали в сторону Оймякона, дорога здесь совсем не езженная, проходит по насыпи вокруг окружающих болот. Местами некоторые участки оказываются заболоченными, по пути следования встречаются множество глубоких луж и бродов. Игорь получает удовольствие от дороги, а Аня с Алисой периодически прыгают на заднем сидении...

В Оймяконе находим стелу полюса холода и обелиск товарища Обручева. Вообще самая низкая температура -89.2 зарегистрирована на Земле в Южном полушарии, на антарктической станции «Восток», но там нет постоянных поселений и расположена она на высоте 3488 м над уровнем моря. Долгое время полюсом холода, где проживают живут люди считался город Верхоянск, в то время сведений о температурах в Томторе и Оймяконе еще просто не было. Лишь с освоением золотоносности колымских мест Обручевым в поселке Оймякон зарегистрировали самую низкую температуру в -71.2 градуса, которая долгое время самым низким показателем для заселенных мест на планете. Однако позже когда наблюдения стали вестись и в соседнем Томторе выяснилось, что абсолютные годовые минимумы здесь ниже, чем в Оймяконе, и следовательно Томтор можно по полному праву считать полюсом холода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь нам предстоит долгое возвращение по ухабистой дороге обратно на основную колымскую трассу. На  ночлег планируем встать как раз на перекрестке с новой Колымой. По дороге обратно надеемся еще раз увидеть мишек на озере, но проезжаем его уже слишком поздно для вечерних прогулок медвежат. Знакомые броды и разрушенные мосты, которые встречали нас в начале дороге по пути сюда, проходим уже ночью в свете фар – экстрим J!

Отбой в 20:00, на основной трассе недалеко за Кюбюме.

 

19 день 19.08., вт: г. Кюбюме – п. Чурапча, пробег за день 600 км.

Движение продолжили с 4 утра. Снова проходим по прижимам и перевалам. Черный прижим проезжаем уже по новой дороге, исторический момент :-),  старого узкого с крутыми поворотами уже больше не будет. Много техники на дороге, активно работают. Небольшой отдых от дороги и завтрак проходит на берегу горной реки Хандыги прямо под прижимом ласточкино гнездо.

 

 

 

 

 

 

На пути с Магадана посетили все же музей колымской трассы Теплом ключе.

В Хандыге, у нас остался не осмотренным памятный столб начала колымской трассы – 0 километр, но после долгих расспросов местных жителей о сей достопримечательности, оказалось, что они сочли его не нужным и просто тупо столбик выкорчевали и выбросили, лишив себя и нас этой исторической достопримечательности. Паромная переправа через Алдан занимает у нас целых шесть часов.

 

 

 

 

 

Отбой за Чурапчей недалеко от трасы в 22:30, до Качикатцов и Курулуура сил доехать не хватило.

 

20 день 20.08., ср: п. Чурапча – с. Качикатцы, пробег за день 250 км.

Встали в 6:00. Добираемся до водопадов на реке Курулуур где устраиваем дневку, набираемся сил и прибираемся перед дальней дорогой домой. Место очень красивое, небольшие причудливые скалистые берега обрываются в бурлящую речку, народу совсем немного, отличное место для того чтобы расслабиться и спокойно провести время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алиса находит в лесу третьего зайчика, на этот раз, в отличии от прошлогодней БАМовской беляшки или белянки J, бело-коричневого, чему очень рада, ну и особо голову не ломая назвать его решили по месту встречи – Курулуур.

 

21 день 21.08., чт: с. Качикатцы – г. Нерюнгри, пробег за день 700 км.

Отсыпаться сильно не стали, нужно успеть засветло в музей ивенков в Иенгру – подъем в 5:00, скорый завтрак под начинающимся дождем и в путь-дорогу. Некоторое время потеряли на поиск обзорной площадки Кердем, но в итоге так ее и не нашли, плакат с видами есть, но никто из местных ничего толком подсказать не может. Еще раз убеждаемся в том, что местные совсем не знают достопримечательностей своих мест.

Недалеко от Качикатцов на берегу Лены находится один из тукуланов (в переводе с эвенкийского языка тукулан означает пески), но для того чтобы добраться до него требуется преодолеть несколько километров серьезного бездорожья, по направлению без дорог, конечно совершить сей подвиг учитывая состояние нашей техники мы не в состоянии, остается только утешаться тем, что некоторое подобие местных песков-барханов мы уже видели, когда пересекали Лену на пароме.

На обеденный час встаем на уже знакомом и полюбившемся нам месте на Амге. Успевая переделать все обеденные дела, убегаем от догоняющего нас дождя, здесь он и остается, больше не преследуя нас.

Отбой в 23:00 за Нерюнгри.

 

22 день 22.08., пт: г. Нерюнгри – г. Могоча, пробег за день 800 км.

Подъем в 6:00. День начинается с экскурсии по музею ивенков в Иенгре. Правда, к сожалению, основную экспозицию посмотреть не получилось, но мини экспозицией остались довольны.

Если в Якутии до Тынды идут работы по ремонту дорог и покрытию их асфальтом, то после начинается период строительства новых дорог. Строят их высоко по отношению к земле, где-то на уровне вершин деревьев. Если здесь слететь с дороги, это будет фатальная ошибка, гораздо с более серьезными последствиями, чем на дороге, проходящей в уровень с землей. А так конечно красиво – едешь по вершинкам тайги, аж дух захватывает.

 

 

Ну вот уже и пересекаем границу с Амурским краем, прощай Север, прощай Якутия, все ближе к дому....

Жара на улице стоит, как в разгаре лета. Мечтаем искупаться, и мечты сбываются: при выезде на федеральную трассу Амур находим, кажется, идеальное место для отдыха – река Уркан. Проводим здесь аж часа 4, вдоволь отдыхаем, купаемся, фотографируемся, объедаемся ухой с салатом, персиками, давно не было такого изобилия, животы в шоке J...

 

 

 

 

 

Отбой в 23:00 после Могочи примерно за 500 км до Читы.

 

23 день 23.08., сб: г. Могоча – г. Улан-Удэ, пробег за день 700 км.

Старт в 4:30. Перед Читой завтрак – утренний чай. Ближе к Улан-Удэ обед в небольшой придорожной кафешке с местной национальной кухней, не можем удержаться – берем позы.

Отбой в 20:00 на берегу великой сибирской реки Селенги.

 

24 день 24.08., вс: г. Улан-Удэ – с. Сухая, пробег за день 170 км.

Отоспались, сегодня у нас дневка! Проснулись в 8:00.

Шикарный завтрак в кафе-ресторане селенга.

 

 

 

 

 

 

 

От нашего друга проживающего в Улан-Удэ узнали, что песчаные пляжи Турка уже несколько лет как огорожены забором и являются частной собственностью, посещение теперь только за деньги. Он же и предложил нам отправиться в район села Сухая, это нам даже лучше, так как село расположено по пути в сторону нашего дома. Позже долго искали хорошее место на Байкале в районе села сухая, тут также уже при подъезде к Байкалу весь берег огорожен и платный, само село некое зарождение туристического клондайка по типу Листвянки, даже пришлось взять глубокий брод через реку, но в итоге справились и нашли великолепную косу прямо по берегу Байкала, где и встали на дневку и ночлег. Отдохнули прекрасно, поужинали, вечерний костер и сон под шум прибоя – романтика, что может быть лучше!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отбой примерно в 21:00.

 

25 день 25.08., пн: с. Сухая – п. Листвянка, пробег за день 530 км.

Глаза открыли в 5:00. Едем в Листвянку в нерпинарий. Рано встали, спешили, но как оказалось напрасно, к нашему сожалению, у него сегодня выходной. Придется ждать до завтра. Опять с большим трудом только к шести вечера по местному, находим место на берегу ангары свободное от застройки базами. Сперва находим болотистый берег, но со второго раза удача прямо улыбается нам, и мы встаем на чудесной живописной лесной поляне на берегу Ангары с прекрасным видом на реку. Иногда к нашему берегу причаливают туристы на катамаранах с соседней базы, расположенной неподалеку от нас через залив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода в истоке Ангары в непосредственной близости с Байкалом очень прозрачная и очень холодная. Купаемся, отдыхаем. Собираем в лесу дрова для вечернего огромного костра с искрами. На базе отдыха сегодня дискотека, вместо шума волн, засыпаем под музыку. Сегодня первый раз за всю поездку мы ставим палатку, ночью было довольно прохладно и мы решаем дальше спать в машине.

Отбой в 22:00.

 

26 день 26.08., вт: п. Листвянка – г. Канск, пробег за день 900 км.

В 6:30 завтракаем и едем в нерпинарий. Здесь наслаждаемся красивым шоу Лоры и Тито, к сожалению фото и видеосъемка здесь запрещены, поэтому поделиться увиденным не можем. Китайские туристы торгуются на сувенирных лавках, как принято у них дома, одна туристка умиляется видом нашей Алисы в тельняшке в обнимку с новой нерпочкой :-).

 

 

 

 

Приятно было проехать красивый город Иркутск: много старинных в хорошем состоянии домов, нет высотных однотипных застроек, жители города даже скинулись на статую на набережной основателям города. Много цветов, огромные клумбы, оранжевые заборчики по главным улицам города, все очень красиво и со вкусом, у многих зданий свои символы: к примеру, здание суда украшает символ правосудия, высотой с рост человека. Впечатление гораздо более приятное, чем от серого и безликого родного Новосибирска. Тем не менее, до дома, куда мы устремлены, впереди остается еще почти 2000 километров.

Довольно поздний отбой в 1:30.

 

27 день 27.08., ср: г. Канск – г. Новосибирск, пробег за день 1100 км.

Подъем в 6:00. Сегодня был только обед, на небольшой речушки между Красноярском и Канском. Реки уже не чистые, вода не прозрачная, берега грязные, чувствуется возвращение в «цивилизацию».

Домой на дачу прибыли к одиннадцати вечера, немного раньше запланированного срока, затопили баньку и отметили окончание очередного маршрута.


Выводы и рекомендации

 

Честно сказать ожидали от Колымы и Якутии много меньшего, по факту были поражены величественность и масштабностью этих без преувеличения сказочных мест. Эта поездка стала одной из самых красивых и насыщенных в нашей биографии, по полученным впечатлениям пройденный маршрут можно поставить на один уровень с такими маршрутами как путешествие по Монголии или Средней Азии.

Относительная оторванность здешних мест от цивилизации позволила сохранить в нетронутом человеком состоянии первозданную природу севера, с чистейшими горными реками несущими в себе кристально прозрачную воду. Не берем, конечно, в расчет остатки от деятельности золотодобытчиков изрывших своей деятельностью множество колымских рек. Сегодня люди здесь также продолжают жить по большому счету за счет добычи недр, либо за счет обслуживания тех, кто добывает. Хотя нельзя не отметить и значимые вложения в инфраструктуру этого района, такие как обустройство и поддержание в должном состоянии трасс Лены и Колымы, связывающих этот регион с остальной частью России, строительства крупных ГЭС на территории Магаданской области, масштабы проделываемой работы, уведенные воочию, просто потрясают своей масштабностью и заслуживают глубочайшего уважения.

Конечно, за время своего путешествия мы посетили множество достопримечательностей расположенных в здешних местах, как сотворенных природой, так и сделанных человеком: Ленские столбы, ледники, полюса холода, якутская сокровищница, Усть-Среднеканская и Колымская гидроэлектростанции, старые заброшенные гулаговские лагеря, видели остатки вымерших мамонтов, побывали в музеях, прошли по многочисленным горным прижимам и перевалам, пересекли по пути своего следования крупнейшие реки России, ну и конечно же мы увидели Нагайскую бухту на Охотском море и колымские тракты!

Для путешествия по Якутии, Колыме и Магаданской области лучше выбирать летний сезон, на севере в это время года светит солнце и не холодно, большим бонусом для путешественника окажутся белые ночи, закат сразу же сменяется рассветом и можно наслаждаться окружающей обстановкой круглые сутки на пролет.

Однозначно можем рекомендовать данный район для посещения, всем кто неравнодушен к величественной первозданной и нетронутой природе, тем – кто любит горы, тем – кому интересна история России.


Схема движения

 

 


Категорийные участки

 

Якутия

Протяженная гравийная дорога без асфальтового покрытия в несколько сотен километров, в сырую погоду покрытие дороги становится скользким, что может существенно осложнить движение. Населенные пункты по пути следования удалены на значительных расстояниях. Во время движения приходится пересекать реки с помощью паромных переправ, при этом на ожидание паромов тратится значительная часть времени.

 

Колыма

Колымская трасса вообще не имеет асфальтовых участков, может быть за исключением центральных улиц в некоторых поселках, которых на самой трассе небольшое количество. Почти 2000 километров от Якутска до Магадана – гравийная дорога различного качества. По трассе встречаются серьезные горные перевалы и опасные прижимы, движение по которым нужно осуществлять с особой осторожностью. После паводка 2014 года на трассе не редко можно встретить разрушенные водой мосты, некоторые крупные реки с сильным течением приходится пересекать в брод. Участки старой Колымы не редко проходят по болотистой местности. Старые тракты гулаговских времен уже долгое время технически не поддерживаются, дороги часто заросшие, мосты разрушены или отсутствуют совсем. В некоторых бывших поселках уже давно нет совсем никакой жизни. В таких местах остается надеяться только на собственную автономность и возможность справится собственными силами с любыми возникающими в путешествии трудностями.


Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до месяца.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту в 160 литров, что по расчетам составляет от 1000 км. пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 30 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Прививки от клещевого энцефалита у всех участников маршрута

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Фотоотчет

 

Фото и видео материалы прилагаются в электронном виде.

 

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru