Главная  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Монголия (пустыня Гоби, Хармен Цав), Байкал (пер. Хамар-Дабан, Аршан, о. Ольхон). 2008

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе третей категории сложности

по Монголии

совершённому с 05.09.2008 по 22.09.2008

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 0-38-08

 

 

Руководитель: Игорь Ситников

630126, Новосибирск, ул. Выборная, д. 107, кв. 34

тел: 8-913-902-42-72    e-mail: SiTravels@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008

 

 

Содержание

 

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                   1

 Содержание                                                                                                          2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                               3

2.      Участники и экипажи                                                                                      4

3.      Общие сведения о районе похода                                                                 5-6

4.      Цели путешествия                                                                                            7

5.      Планируемый график движения                                                                     7

6.      Описание маршрута (фактический график движения)                              8-43

7.      Выводы и рекомендации                                                                                44

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                                45

9.      Категорийные участки                             .                                                        46

10.  Оснащение                                                                                                          47

11.  Фотоотчет                                                                                                           48


Нитка маршрута

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

 

г. Новосибирск – п.п. Ташанта – г. Тсагааннур – оз. Толбо – г. Кховд – оз. Кхар Ус – г. Алтайг. Баянхонгор – оз. Орог – СеврейХармен Цав – г. Нойон – г. Даланзадгадг. Булган – г.Сайхан Овоо – г. Арвайхер – г. Каракум – г. Уланбатор – п. Кяхта – оз. Гисинноеп. Бабушкино. Ольхон – г. Иркутск – г. Красноярск – г. Новосибирск


Участники

 

 

Ф.И.О.

 

Место жительства

Дата рождения

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

г. Новосибирск,

 Выборная 107-34

18.11.1979.

Руководитель, первый пилот

2

Фоминых Анна Михайловна

г. Новосибирск, Лазарева 28а-1

12.06.1980

Штурман, второй пилот

 

Экипажи

 

Автомобиль

Участники

Обязанности

1

ВАЗ-21214

(Нива)

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, первый пилот, механик

Фоминых Анна Михайловна

Штурман, второй пилот, врач, повар


Район похода

 

Поход совершён по территории Монголии и восточной Сибири.

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 0-38-08.

Вид туризма

Категории сложности

протяжённость

продолжительность

 

Сроки проведения

авто

3

6500 км

17 дней

c 06.09.2008 по 22.09.2008

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.

По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья: Китай и Монголия, и ближнего зарубежья – Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации – республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.

Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой.

Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.

Преобладающий рельеф местности – горный. Республика Алтай полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами.

Западная Монголия и Монгольский Алтай

 Монгольский Алтай – отроги тянь-шаньских гор на западе страны самые высокие в Монголии.

 Практически всю территорию Баян уулгийского аймага, расположенного на самом западе страны, занимают горы Монгольского Алтая с вершинами выше 3000-4000 м.

 По Монгольскому Алтаю проходит мировой водораздел: на юго-западном склоне берет начало р. Иртыш, принадлежащая бассейну Северного Ледовитого океана, а на противоположном склоне берет начало р. Ховд, несущая свои воды в бессточные озера Центральной Азии. В долинах среди гор располагаются живописные озера – Толбо нуур (на высоте 2079 м), Хотон нуур (на высоте 2083 м), Даян нуур (на высоте 2232 м) и др. Горные реки стекают с гор в котловину Больших озер в восточном направлении.

Южная Монголия и Пустыня Гоби

 Гоби – одна из величайших пустынь мира. Гоби растянулась огромной дугой на 1600 км – от северного Китая до юго-восточной Монголии. Пустыня занимает площадь 1,5 млн км2, равную Аляске. Пустынные районы на протяжении вот уже 65 млн лет остаются практически безводными и неизменными. За столь долгое время свирепые ветры выдули тонны песка с поверхности и обнажили кости доисторических динозавров. Эта естественная граница обитаемого мира и сегодня остается чистой от присутствия человека, лишь на короткое время, как правило, ограниченное запасом воды сюда проникают редкие научные экспедиции и неутомимые путешественники.

Вся южная часть Монголии и северные провинции Китая заняты пустыней Гоби (около одной трети территории Монголии). Само название в переводе с монгольского языка означает пустынную, безводную и бесплодную местность. С древних времен эта местность была известна под именем пустыня Шамо. Пустыня Гоби – это самое таинственное и самое малонаселенное место мира.

Плотность населения в Южногобийском аймаге Монголии – 0,28 чел/км2.
 Пустыня Гоби, поднятая над уровнем моря на высоту около 1000-2000 метров, является самым резко-континентальным местом на планете. Температура воздуха летом поднимается здесь до плюс 40 С, а зимой опускается до минус 40 С. Понятие Гоби включает в себя, как говорят монголы, тридцать три Гоби разных по климату и облику местности. Ландшафт Заалтайской, Джунгарской (Зуунгарской), Восточно-Монгольской Гоби разнообразен, это не только безводная и бесплодная местность с песчаной равниной и высокими холмистыми барханами. Большую ее часть занимают обширные степные равнины с весенним разноцветьем, живописные скалистые горы, глинистые и каменистые гамады, обширные котловины с редкими оазисами, мелкосопочники, солончаки, такыры, высохшие гравийные сайры и протяженные зеленые саксауловые рощи. В Гоби мало песков, барханные пески занимают только 3 % ее территории, зато глинистые и каменистые пустыни – гамады – занимают огромные площади. Несмотря на засушливый климат, в пустыне встречаются кристально чистые водные источники и богатый животный мир. В изобилии здесь водятся редкие в мире горные бараны-архары, куланы, сайгаки, дзерены и джейраны.

Восточная Монголия

Восточная Монголия, более равнинная в природном отношении, чем центральная или западная часть страны. Автомобильная дорога идет по Восточно-Монгольской равнине, где часами можно наблюдать ровную однообразную поверхность. Равнины Восточной Монголии, лежащие на высоте от 600 до 1700 м над уровнем моря, по своему рельефу не однотипны.

Саяны и перевал Хамар-Дабан

Хамар-Дабан — древнейший массив планеты, протянувшийся с запада на восток более чем на 350 км, образующий горную страну на юге Байкала. Расположен на территории Иркутской области и Бурятии. Часто хребты Хамар-Дабана являются так же их административной границей. По берегу Байкала параллельно Хамар-Дабану проходит ВСЖД.

Северная часть Хамар-Дабана является самым влажным местом в Прибайкалье (около 1200 мм осадков в год) и отличается богатой растительностью, в южной, преобладает тундровая растительность. Леса — большей частью хвойные, встречается реликтовые аннском леса, берёза, на большых высотах альпийские луга, кедровый аннско и карликовая берёза.

Оз. Байкал и о. Ольхон

Остров Ольхон — крупнейший остров озера Байкал. Длина — 71 км, ширина — до 12 км, площадь — 730 км². С северо-западным берегом озера образует мелководный пролив Малое море, Ольхонские ворота. Недалеко от внешней стороны Ольхона — глубочайшее место Байкала (1637 метров).

На Ольхоне встречается всё многообразие ландшафтов байкальской природы: здесь есть и степь с глубоко вдающимимся в сушу и хорошо прогреваемыми летом заливами, совсем «прибалтийские» песчаные пляжи с дюнами, холмами и хвойными рощами лиственниц вдоль берега, и густые леса с участками реликтового ельника, и суровые мраморные скалы, украшенные густыми красными мхами.


Цели путешествия:

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация нового маршрута

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в Чемпионатах Сибири и России

 

Планируемый график движения

 

 6 сентября  09:00-24:00 1000км  г. Новосибирск – п. Ташанта

 7 сентября  09:00-12:00    0 км.   Переход границы

                     12:00-20:00  130 км. п.п. Ташанта – г. Тсагааннур – оз. Толбо

 8 сентября  10:00-18:00  150 км. оз. Толбо – г. Кховд – оз. Кхар Ус (озеро с остравами)

 9 сентября  10:00-22:00   400 км. оз. Кхар Ус – г. Алтай

10 сентября  08:00-22:00  340 км. г. Алтай – г. Баянхонгор

11 сентября  10:00-18:00  120 км. г. Баянхонгор – оз. Орог (барханы)

12 сентября  08:00-20:00  200 км. оз. Орог – Севрей (самые высокие барханы, вулкан)

13 сентября  12:00-20:00  130 км. Севрей – Хармен Цав (нэмэгэтинская впадина)

14 сентября  12:00-18:00  120 км. Хармен Цав – г. Нойон

15 сентября  10:00-23:00  280 км. г. Нойон – г. Даланзадгад – г. Булган (обрывы)

16 сентября  10:00-22:00  260 км. г. Булган – г.Сайхан Овоо – г. Арвайхер

17 сентября  08:00-16:00  130 км. г. Арвайхер – г. Каракум

18 сентября 08:00-16:00  260 км. г. Каракум – г. Уланбатор

                     22:00-02:00  280 км. г. Уланбатор – граница

19 сентября 09:00-12:00      0 км. переход границы

                     12:00-14:00   100км   п. Кяхта – оз. Гисинное

                     14:00-20:00     72км   оз. Гисинное – п. Бабушкин

                     20:00-02:00  300км    п. Бабушкин – г. Иркутск

20 сентября 08:00-22:00  400км    г. Иркутск, п. Аршан, о. Ольхон

21 сентября 10:00-22:00  1000км  г. Иркутск – г. Красноярск

22 сентября 22:00-08:00  800км    г. Красноярск – г. Новосибирск


Описание маршрута (фактический график движения)

 

1 день 05.09., пт: г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск – с. Иня, пробег за день 700 км.

В 13:10 старт из Новосибирска, 24:00 ночлег в палатке близ села Иня.

 

2 день 06.09., сб: с. Иня  – г. Тсагааннур – оз. Толбо, пробег за день 300 км.

7:00 подъем, 11-12:30 прохождение границы Ташанта – Цагааннуур. Обмен денег на тугрики у сотрудника таможни, как потом выяснилось, по достаточно выгодному курсу (1:45, позже меняли 1:43), стали миллионерами и отправились в незнакомую страну. Первое знакомство с жителями Монголии – рядом с границей все ждут подарки, дети приветствуют Hello! И протягивают руки для гостинцев. Взрослые монголы ведут себя очень навязчиво, стараются что-нибудь выгадать для себя: пока ненадолго остановились, подбежали дети, получили по ранетке и также быстро убежали довольные, тут же подошел взрослый монгол, который знал несколько русских слов, вот диалог: «Это что?» «Канистра» «А с чем?» «С водой» «Продай» «Нет, вода нужна в дороге» «А-а, а вот это для глаз (указывая на солнечные очки)» «Ага, от солнца» «Подари мне» и т.п. подробно изучая содержимое багажа. Стало страшно, что все растащат до конца поездки…Дальше такого попрошайничества, к нашему счастью, не наблюдалось.

 

 

Подъем на высоту 2950м, где шел снег с дождем. Совершенно случайно на спуске заметили асфальт, который через некоторое время закончился и уже долго не встречался. Дороги с гребенкой, едем со скоростью 20-30 км/ч, стараемся беречь машину. Стали понимать, что значить ехать по направлению – накатанных дорог очень много, нужно знать, куда ехать. GPS здесь – лучший проводник, т.к. русский практически никто не знает, в одном поселке остановились, спросить дорогу, еле отвязались от монгола, который хотел сесть с нами в машину.

Засветло доехали до озера Толбо, укрылись от ветра и монголов за горой. Встали в 19:00. Приготовили горячий ужин. Прохладно, сильный ветер.

Отбой в 21:00 (потемнело после захода солнца в 20:00). Всю ночь горланили лебеди, которые обитали на небольшом озерце.

 

3 день 07.09., вс: оз. Толбо – г. Кховд – оз. Кхар Ус, пробег за день 150 км.

Подъем в 6:00. Завтрак с горячим чаем. Небольшая фотосессия (всегда красиво на восходе и закате солнца). В 7:30 отправились на юг, где, надеемся, будет теплее. Едем 20-40 км/час, выбирая лучшие дороги в нашем направлении. Высота 2168м.

 

 

Обед с видом на озеро с многочисленными островами Хаар-Ус-Нуур (подъезжать к нему не стали), недалеко паслись красивые верблюды.

Стоянка на ночлег за холмом, стало потеплее, но ветер все же был. Развели костер из саксаула – хорошо, ярко и долго горит и греет.

 

 

Отбой в 21:00.

Достопримечательности пока кончились (в виде озер), предстоит 2 дня пути по степям, среди горных хребтов. Все чаще стали встречаться верблюды – корабли пустыни – гордые и самые приветливые животные – пока проезжаешь мимо них – они провожают тебя внимательным взглядом. 

 

 

4 день 08.09.,пн: оз. Кхар Ус – г. Алтай, пробег за день 400 км.

Подъем в 5:30, уже светало. Ночью было прохладно. Сделали вывод, что в пустыне скорее можно замерзнуть, чем умереть от жары и жажды.

Завтрак. Выезд в 6:30.

 

 

Утром заблудились, потеряли 1,5 часа. После населенного пункта выехали почти в нужном направлении, но затем дорога пошла с другой стороны от хребта, пришлось возвращаться. В населенных пунктах дети носят школьную форму темно-синего цвета.

Дорога местами напоминает стиральную доску, по которой можно ехать только 10 км/ч. И в таких местах не было альтернативных более ровных дорог. Вывод дня: 40 км/ч – это просто супер скорость!

 

 

Во время обеда отключился GPS – он есть батарею быстрее, чем она заряжается, какое-то время не включался. Дали зарядиться, к счастью, все обошлось, а то так бы и остались жить в Монголии. Без GPS там делать нечего. Остановили 2 встречки, чтобы подтвердить правильность направления – русским языком владеют только женщины. Включился GPS, едем дальше.

 

 

По дороге встретилось очень большое обо – их часто сооружают на перекрестках и перевалах, это место, вокруг которого нужно обойти 3 раза по кругу и положить какое-нибудь приношение (раньше приносили в жертву животных, позже отменили жертвоприношение с кровью и стали ложить крупу, сыр и другие продукты), на одной из сторон обо есть камень-алтарь, на который произносится молитва. Чуть позже встретилась свежая туша взрослого верблюда, которого раздирали стервятники. Жалко, красивое животное. Но по всей Монголии встречалось большое количество скелетов верблюдов – такова суровая правда жизни в пустыне Гоби.

 

 

До города Алтай не доехали ок. 50км. Ночуем в степи, но без ветра! Днем запаслись дровами из саксаула, сварили уху, у костра тепло и хорошо.

Первый вечер без ветра. Высота 1400м. Отбой в 21:00.

 

5 день 09.09.,вт: г. Алтай – г. Баянхонгор, пробег за день 350 км.

Проснулись в 5:00, не дожидаясь будильника от дубака. Палатка покрылась инеем, развели костер, чтобы немного согреться, завтрак и быстрее в путь.

Выезд в 6:30.

 

 

 

 

 

 

Перед городом Алтай был перевал, на котором помогли двум  экипажам. У грузовика кончился бензин. Ни слова по-русски, но поняли друг друга, даже немного познакомились, была семейная пара (почти наши ровесники 27 и 30 лет), угостили нас 2 арбузами, мы их конфетами, сигаретами и яблоком. Залили им 10 литров бензина, а денег у них рассчитаться не оказалось J предложили подождать, пока односельчанин сгоняет до их поселка, мы отказались – надо ехать, взяли сколько было и поехали дальше. Встретился мотоциклист, который не мог открутить гайку, чтобы снять колесо, дали попользоваться ключом, все открутили и поехали дальше.

До Баянхонгора много накатанных дорог, целая долина дорог – выбирай любую. Чтобы переночевать в городе, в гостинице, едем 2 час в темное время суток – «ночное трофи». Начались дороги, по которым можно ехать 40-60 км/ч.

 

 

 

Легко нашли гостиницу, в холле крупно написано Reception но ни английским, ни русским никто не владеет. Объясняемся жестами, что нам нужно поспать, принять душ и поесть. Показали комнату, уютно, есть душ, но когда разместились, обнаружили, что в душе только холодная вода, пришлось закалятся. Пошли в местный ресторан, поели баранину. Одна из сотрудниц ресторана понимала русский, но не говорила. Попросили что-то нам порекомендовать выбрать, так как названия блюд нам ни о чем не говорили, она посоветовала, спросили – Это вкусно? Помотала головой «Нет» и посоветовала другое. Вобщем, похихикали над нами, но накормили супом-пюре и вторым с бараниной. Итого гостиница нам обошлась за 12000 тугриков или 200р / чел  и ужин за 100 р/чел.

Холодный душ, отбой в 23:00.

 

6 день 10.09.,ср: г. Баянхонгор – оз. Орог, пробег за день 120 км.

Встали в 7:00 вместо планируемого 5:30. Проспали J

Хорошо доехали до г.Богд. Начались первые южные достопримечательности: озеро Орог, песчаные барханы и падь в горах.

Издалека увидели пески, прямой дороги до них не было, пришлось рубиться напрямую через кусты, траву и кочки. Этот участок травы был покосом, встретились монголы, угостили нас соленым сыром. Доехали до песков – около десятка небольших барханов с довольно плотным песком.

 

 

 

 

 

 

Стали искать падь, поставили точку на GPS. Первая попытка доехать до нее закончилась поездкой в гору на хорошую высоту, откуда открылся очень красивый вид сверху на озеро. Сделали там обед. Спустились с горы и поехали вдоль хребта по направлению к точке, сначала ехали по радиусу, потом вышли на дорогу, которая нас привела прямо к пади. Впечатляющий вид – огромные камни в расщелине горы, среди которых протекает небольшая горная река (весной, видимо, здесь все заполняется водой).

Горные развалы, которые образовались в результате землетрясения и должны быть на протяжении всего хребта, решили не искать – точных координат не было, а так не увидели ничего такого. Нас ждут другие красивые места. Остановились, чтобы сориентироваться по карте, подошел взрослый монгол – угостили сигаретами, пообщались откуда и куда, т.к он немного знал русский.

 

 

 

 

 

 

Заправились в Богде А-76 (лучше ничего не было). Через час солнце село, но мы решили еще немного проехать. Заблудились в песках с высокими кустами, дорога, по которой начали движение просто кончилась. GPS нас снова спас – поехали перпендикулярно направлению в поиске дороги. Выехали на дорогу, остановились на ночлег у столбика ЛЭП, недалеко от дороги. Тепло, без сильного ветра.

Отбой в 21:00.

 

7 день 11.09.,чт: оз. Орог – Севрей, пробег за день 200 км.

Подъем в 6:00. Завтрак. К чаю присоединился монгол-пастух с упрямой лошадью, которая не хотела к нам подъезжать близко, ему пришлось слезть и привезти ее под узцы. Угостили чаем, печеньем и сигаретами. Пообщаться не смогли, только жестами и названиями населенных пунктов откуда и куда едем. Фото на память и снова в путь.

 

 

 

 

Дальше дорога нас увела в сторону. Во время не нашли нужного свертка (думали дорога пойдет как нам надо, а она ушла в сторону), стали возвращаться обратно. На горизонте всегда имелся недосигаемый вулкан вокруг которого мы ездили по радиусу. Свертков нужных нам,  так и не нашли. Решили рубиться напрямик перпендикулярно всем дорогам. Такая стратегия помогла найти нужную нам дорогу. Как такое может быть: свертков нет, а дальше дороги хорошо накатаны – это так и осталось для на загадкой. Напрямик рубиться сложно – кусты и многочисленный сайры значительно усложняют путь. Дорога все же пролегает более легкими путями. Впервые увидели отчетливый мираж воды, до него едешь едешь а он остается на горизонте. Страшновато оказаться в пустыни одному и пешком! Недосягаямый вулкан так и остался в стороне. Долгое время ехали по дороге среди пустыни: все горы с горизонтов ушли, остался только песок, саксаул, и другая небольшая растительность. Доехали до конца дороги по карте которая у нас имелась. Теперь стали орентироваться только на точки. Вот тут и началось: дорога в песках кончилась, стали искать, ездить в разных направлениях, чуть незафачились в вязких песках. Впервые стало действительно страшно. Там машин не проезжает почти вообще, видели вдалеке пыль от одной, а куда она уехала – непонятно. Кончился бензин в баке, первая заправка из резерва. Пересмотр взглядов на расход топлива. Теперь главное доехать до людей чтобы не остаться в пустыни. Стали видны пески Хонгор Элс, туда мы и направляемся, а точнее к турбазе, для которой у нас есть точка. Кое как нашли турбазу – ехали до нее кругами в том числе через те самые пески. На турбазе познакомились с официантом Пуху и местным монголом, которые нам ответили на вопросы о поездке в Хармен Цав и другие интересные для нас места. Общались на английском языке.

 

 

 

Ужин ресторане. Ночлег вблиз турбазы, Отбой в 23:00.

 

8 день 12.09.,пт: Севрей – Хармен Цав – п. Гурван-Тэс, пробег за день 150 км.

Подъем в 5:00. Чай. Общение с директором туристической фирмы. Рассказал о съемках документального фильма о песках, которые продолжались уже 10 дней, в съемочной группе французы, немцы. Фильм будет готов через 3 года. В год на тур базу приезжает около 1600 туристов с Европы. В последнее время русских становится больше, но не такое значительное. Фотосесия в песках на восходе солнца. В 7:00 выезд в сторону Хармен-Цав. Нашли первую точку – наскальные рисунки, а дальше началась езда зигзагом в поисках Нэмэгатинской впадины. Ехали без обеда до 17:00. Намотали 200 км вместо 100 км. Нашли обо у родника – это была одна из точек-ориентиров (северо-восточная), т.к. GPS-точки самой впадины не было. Как выяснилось на следующий день, мы почти доехали до оазиса. Недалеко показался белый Land Rover, но нас не заметил и упылил вдаль, догнать его не представлялось возможным. Близился закат и мы решили возвращаться в сторону Гурвантеса, чтобы наутро найти проводника для поездки в Хармен Цав.

 

 

 

 

 

 

 

Доехали до города и поднялись к отвесной скале, где и устроились на ночлег (15 км от города).

 

 

Заметка дня: GPS показывает странный масштаб – в 2-3 раза меньше реального расстояния.

Отбой в 23:00.

 

9 день 13.09.,сб: п. Гурван-Тэс – Хармен Цав – п. Гурван-Тэс, пробег за день 150 км.

Подъем в 6:00. Завтрак. Заправка в городе А-92! Решили про проводника спросить в магазине. К счастью, дочь хозяев магазина, куда мы заехали, хорошо знала русский язык и смогла быть хорошим переводчиком. Общались по телефону, мы объяснили, чего хотим. Ждали около часа, зато нашли нам дедушку – очень хорошего знатока этих мест. Я села в кузов между канистр и втроем поехали, а точнее – полетели в долгожданный Хармен Цав. На каждой развилке дедушка не задумываясь указывал нужное направление. Дорога действительно оказалось сложной, сами бы могли не найти даже с GPS – иногда дорогу было вообще трудно увидеть… За 3 часа доехали: Хармен Цав – это чудо, даже как-то чувствуешь себя особенно! Территория каньонов очень большая, раз в 20-30 больше аналогичного чуда в Казахстане. Внизу виднеются деревца, высота перепада составляет метров 20-25, видели несколько джипов с другой стороны каньона, внизу видели чью-то палатку, позавидовали, решили как-нибудь тоже сюда приехать, чтобы пожить недельку-другую. Пьем чай, любуемся красотой Хармен Цав, едим арбузик. Проводник нам рисует на листочке динозавра – в этом месте самые богатые раскопки динозавров, скелет одного даже нашли целиком и сейчас он находится в музее Уланбатара. Проводник предлагает вернуться в поселок другой дорогой, как раз через оазис и родник. Обсуждаем возможность доехать до Ногон Цав (потрескавшаяся земля без единой растительности), но понимаем, что путь будет сложным из-за песчаной дороги и можем не успеть, отказываемся от этой поездки. Спускаемся вниз Хармен Цав, немного проехались по дну каньона и выезжаем на другую сторону. Здесь дорога становится более песчаной, едем на пониженной передаче, ветер дует в спину машины, что затрудняет процесс охлаждения двигателя, начинает ползти температура, останавливаемся несколько раз для охлаждения. Потеряли резиновые прокладки для багажника, начал стучать по крыше, быстро решаем проблему – в ход пошла крышка от чашки для микроволновки – удачное открытие, которое потом стали применять для всех ножек багажника. Доехали до оазиса – поразила своей высотой трава, которая там буйно растет. Вокруг пустыня, а там настоящий оазис, да еще и с финиками – маленькие конечно (раза в 3 меньше обычных), но вкус настоящий! Едем дальше, заезжаем на родник, где были вчера, только с более верхней точки, отсюда красивый вид.

 

 

 

 

 

 

 

 

В город вернулись в 19:00. Нашу вчерашнюю скалу не нашли!!! Остановились где-то рядом на ночлег, очень устали – потратили зря 1.5 часа а поиск.

Отбой в 23:00.

 

10 день 14.09.,вс: п. Гурван-Тэс – г. Нойон – г. Даланзадгад, пробег за день 250 км.

Подъем в 7:00. Отоспались, прибрались в машине. Самое сложно – позади! На юге остался только вулкан Ноен, который ждет нас сегодня.

Выезд в 9:00 через Гурвантес, чтобы заправиться в дорогу. Игорь блеснул знанием монгольского языка: «Зов Зам Ноен, Даланзадгад?» Заправщик показал направление, вышли на накатанную дорогу, но GPS сразу началось отклонение, решили немного проехать, вдруг дорога идет по другой траектории, но приведет все равно в Ноён, других дорог здесь быть не должно. Остановили встречку, выяснилось, что эта дорога ведет на Богд и Арвахеер, откуда мы приехали. Потеряли 1 час времени, возвращаемся обратно и ищем дорогу по GPS – проезжаем мимо нашей скалы, у которой ночевали в первую ночь. Вулкан был рядом с дорогой, легко его нашли, поднялись на самый верх, на котором было сооружено большое обо. Красивый обзор на долину во все стороны, фото на память. Берем с собой несколько камушков из застывшей лавы в качестве сувениров.

 

 

 

 

 

Я пробила колесо и не сразу это поняла – дорога была гравийная, по которой машина легко уходила в занос на поворотах, поэтому большой разницы не почувстововала. Звук появился, но подумали на глушак. Колесо восстановлению не подлежит, остались без основной запаски (есть еще одна, но другого размера).

 

 

К ночи доехали до пади Елын-Ам и там встали на ночлег.

Отбой в 23:00.

 

11 день 15.09.,пн: г. Даланзадгад – г. Булган – г.Сайхан Овоо, пробег за день 150 км.

Подъем в 5:00. Проехали шлагбаум, пока не было сторожил и сборщиков дани, доехали докуда было возможно проехать на машине (даже чуть дальше положенного) и пошли пешком искать лед. Падь Алтын-Ам находится в расщелине гор, там течет речка и есть место, где круглый год лежит лед. GPS не стали брать с собой, идти вроде было недалеко, тропинка натоптанная, а зря не взяли, - в поисках льда прошли 7 км вместо 2км. На обратном пути встретись туристы-американцы с гидом, который нам сказал, что с недавнего времени лед стал таять в июле. Купили сувенир – мышка-хомячок, которых там водится очень много, и вернулись к машине. Прогулка заняла часа 3.

 

 

 

 

 

Все кто мог высказали свое недовольство по поводу того, что мы заехали за камушки, один монгол даже кинул в машинку камень, подпортил настроение, поэтому мы выехали с этой пади без оплаты и даже совесть не мучила.

Заправка в Даландазгаде. Печать для маршрутной книги в шикарном отеле.

Держим путь на песчаные обрывы, подробной карты нет, дороги в реальности и на картах перестали совпадать, едем по направлению. Новый принцип передвижения: едешь по дороге, которую мы видим на карте GPS, в реальности едем просто по полю, через какое-то время появляется дорога в реальности. Загадка монгольских дорог разгадана! J Песчаные обрывы – игрушечный образ Хармен Цава, покупаем сувениры, пьем чай, едем дальше.

 

 

Перекусили провод зарядника GPS – замотали изолентой, работает.

Дорога хорошая, едем 50-60 км / час, я не замечаю один из очередных сайров и слишком поздно начинаю тормозить. В результате удара слетает багажник, есть небольшие повреждения крыши кузова, одна ножка багажника надломилась. Хорошо, что багажник не долетел до лобовика! Закрепили, поехали дальше. С этого момента багажник стал хуже держаться, чаще останавливались, чтобы поправить крепления. Теперь нельзя прокалывать колеса и попадать в ямки!

 

 

Доехали до места рядом с песчаными пирамидами. Отбой в 23:00.

 

12 день 16.09.,вт: г.Сайхан Овоо – г. Арвайхер – п. Хужирт, пробег за день 200 км.

Подъем в 7:00, по плану – 5:00 (опять проспали J. Обнаружили поломку – не работает зарядное устройство, как Игорь выяснил – не работает кнопка «вкл». Пришлось разобрать устройство, найти неисправность, замкнул контакты напрямую, все работает УРА!

Быстро доехали до пирамид и до монгольской стены.

 

 

 

 

 

Выезжаем в Богд, чтобы оттуда рвануть в Арвахеер.

Поднялся сильный ветер с песком. На ямке подпрыгнули, слетел багажник, пришлось в песчаную бурю его прикручивать. Все в песке – глаза, волосы. Ветер очень сильный – Игорь не смог догнать паралоновую прокладку от инструментов. В туалет в такую погоду ходить нельзя, особенно девочкам J

Еще раз слетел багажник чуть дальше, хорошо, что там ветер уже был без песка.

Чуть не слетели с дороги на крутом склоне – дорога уходила вправо, посередине дороге была хорошая трещина. Игорь вырулил – не перевернулись, но хорошо тряхнуло и снова сорвался багажник. Разбортовали колесо, чтобы отрезать резину от камеры для крепления верхнего башажника.

 

 

 

 

После Арвахеера держим направление на водопад, едем по проселочной дороге, которая то и дело терялась, 60 км ехали 3 часа. Позже обнаружили, что до поселка Хужирт, рядом с которым водопад, есть асфальтированная дорога от Арвахеера. Было обидно J Доехали до Хужирта. Отбой в 22:00.

 

13 день 17.09.,ср: п. Хужирт – г. Каракум – г. Уланбатор, пробег за день 350 км.

Подъем в 5:30, ночью было холодно, вся трава и палатка в инее, за боротом минусовая температура. Пьем чай и едем к водопаду по GPS. Пастух, который к нам подъехал утром, подсказал, что ехать около 10-15 км. Выезд в 7:00. Искали водопад вдоль реки, как было описано в путеводителе и по ближайшим притокам. Местные жители знают это место по их названию (кодовое слово при общении с монголами), показывают только направление, куда ехать, а как именно доехать и сколько км сказать не могут. В итоге на GPS нарисовалась интересная картинка из нашего трека, похожая на мягкое место на теле человека, и мы поняли, что водопада здесь нет J Потратили 3 час на это и поехали в Хархорин. Почти сразу после въезда в город виден самый древний монастырь. Очень красивые буддийские храмы! Купили монгольские шахматы и книгу с профессиональными фотографиями на память.

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее – едем по асфальту до стелы Артура, которая огорожена, но дверь, к счастью, открыта.

 

 

 

 

ДТП на дороге – встретились упрямые коровы, которые даже не шолохнулись, когда мы к ним подъехали, решили их объехать – съехали , а при подъеме на дорогу вывесили машину, вывешивание не прошло бесследно – стало подтекать масло, не сильно, но все же течь…

Поехали к развалинам крепости, долго искали дорогу, ехали не по ней, согласно GPS, а по руслу реки, кстати, сама дорога и напоминала извилистое русло реки… Крепость понравилась своей кладкой – прочная, простоит как минимум еще сотню лет. Там встретили закат.

 

 

 

 

 

 

После крепости обнаружили асфальтированную дорогу – мимо пронесся автомобиль на большой скорости и без пыли! Было приятно вновь ехать по асфальту. Хотели заехать на пески недалеко от Уланбатара, но переиграли план – дорога оказалась очень плохой – асфальт на основной дороге кончился после города Лунэ, пришлось ехать по полю накатанных проселочных дорог. Все едут хаотично, требуют их пропустить, если встречаемся на одной дороге. Попытки выезда на главную – неуспешны – асфальта по-прежнему нет. Наконец-то появился снова асфальт, едем на хорошей скорости, и врезаемся в дорожный знак посередине дороги (без светоотражающей краски, заметили в последний момент), который разлетелся в разные стороны, едем дальше и через какое-то время километров через 10-15 видим, настойчиво нам моргает дальним встречка, машина у нас груженая и фары немного светят вверх, показываю ему что еду на ближнем, неуспокаивается. Разъехались, но что-то как-то тревожно, всеже что-то он хотел, приспускаем газ и вскоре видим что стеной стоит дорожная техника полностью перегородив проезжую часть, «жесть» одним словом. Разворачиваемся, предупреждаем следующего встречного. Снова пришлось съехать на объездную дорогу. От такой дорожки немного начало трясти. Дорога до Уланбатара заняла 5-6 часов вместо 2 положенных. Въезжаем в город наконец-то, проезжаем пост ДПС, в нас чуть не въехала встречная машина. Игорь свернул на обочину, чтобы уйти от удара – пронесло! Стало еще страшнее! На светофорах в городе никто не останавливается. Мы в шоке. На красный прижимаемся как можно правее к обочине, чтобы не мешать местным проезжать на запрещающий сигнал. Выезжаем скорее из города в сторону парка, чтобы остановиться на тур. Базе на ночлег. Уже 3 часа ночи, все сторожа спят, только третья попытка увенчалась успехом – разбудили сторожа, встретила администратор, которая хорошо говорила по-русски, разместились в юрте, натопили печь, приняли почти горячий душ, поели доширак и отбой до утра – жизнь налаживается! J Отбой в 4:00 утра.

 

 

 

14 день 18.09.,чт: г. Уланбатор – граница, пробег за день 300 км.

Подъем в 9:00. Тепло, выспались. Игорь выправил диск колеса кувалдой – загнулся видимо от удара камня, чуть не разбортовалось колесо. Долил масло в задний мост (900г. Из 1300г вместимости). Завтрак в юрте. Поехали искать парк. Оказалось, что парк расположен вдоль дороги – разные скалы по обе стороны дороги, которые напоминают фигуры животных и людей. Доехали до конца дороги, и на обратном пути стали разглядывать скалы. Нашли человека, читающего книгу, черепаху, спящего динозавра. На территории одной базы увидели коллекцию динозавров, но ворота были закрыты и никого не было в сторожке. Решили перелезть через забор, чтобы подойти ближе к каменным животным. Не пожалели – классные большие фигуры. Мимо проезжающие машины притормаживали, видя нас, но т.к. зайти не могли ехали дальше. С чувством выполненного долга перелазим обратно, и тут подходит охранник данной базы, который куда-то отлучался. Очень взволнован, даже перепуган, ни русский, ни английский не знает, мы попытались объяснить, что ничего плохого не делали, спросили, сколько заплатить – на капоте пальцем нарисовал двойной тариф (ок. 200р), заплатили и поехали дальше. Мы, конечно, тоже поволновались, но все обошлось без тюрьмы J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Около 12:00 выдвинулись в Уланбатар за покупками. Решили припарковать машину и пойти пешком по улице, где согласно путеводителю, было большое количество сувенирных лавочек. Но эта улица оказалась улицей ресторанов. Долго шли, уже стали уставать, наконец-то ближе к ЦУМу стали попадаться сувенирные магазины. Встал вопрос выбора подарков, потратили все оставшиеся тугрики, даже взяли доллары из резерва. Не зная режима работы магазинов за 30 минут сбегали до машины, машина оказалась достаточно далеко – даже GPS потребовался. Вобщем, шопинг дело нелегкое. Позже с чувством выполненного долго пошли отмечать завершение поездки в Монголии в ресторан. Наелись до отвала за 1000 руб. на двоих. Все было очень вкусно, даже десерт не смогли съесть!

Впечатления о городе: ездят все хаотично, постоянно сигналят, пешеходов давят, иногда пешеходы сами наглеют и продолжают переходить дорогу на красный свет, гаишников не уважают: свистнул одному, тот даже не остановился. При перестроении поворотники не включают, а только сигналят, чтобы пропустили, 90% машин побито.

 

 

 

Итого по Монголии:

Пройдено 5273 км вместо 2800 км запланированных за 12 дней путешествия.

Запад и юг понравился больше востока в плане людей и видов.

Выехали в 22:00 из города в сторону Кяхты. По дороге видели перевертыша, остановились, помощь не нужна, все живы, здоровы. Чуть дальше стоял ГАИшник, остановились, чтобы сказать ему о происшествии. Сказал, что уже знает, попросил документы на проверку, сказал, что запаска на верхнем багажнике не положена, штраф нужно платить, заплатили 5 баксов и в шоке поехали долой быстрее с этого города. В 4:00 встали на небольшой ночлег до 6:00, немного не доезжая до пограничного поселка. Пока ехали на поляну, завалились одним колесом в большую яму, подняли машину хай-джеком, подложили Санд-трек точнее выполняющую его роль обычную доску (не зря всю дорогу везли) и выехали.

 

15 день 19.09.,пт: п. Кяхта – пер. Хамар-Дабан – п. Култук, пробег за день 400 км.

В 6:00 подъем. Упаковали подарки, Игорь выправил погнутый диск, проверил масло в мосту и поехали до границы. В 6:30 встали в очередь (было машин 15, местное время 8:30, граница работает с 9:00 до 18:00).

Границу проходили долго – до 12:30. Досконально проверяют местных жителей Кяхты – они могут ездить в Монголию 1 раз в месяц, но при этом есть ограничение по вывозу товаров с Монголии, все одевали на себя по 10 и больше штанов, что еле передвигались, чтобы декларировать меньше товара.

После границы поехали через перевал Хамар-Дабан. Сначал дорога была очень даже хорошая, увидели большое озеро, дальше дорога стала ухудшаться, была фачная переправа через реку вброд, но нашли старый мост. Дальше пошла горно-лесная дорога с камнями и водой – ехали вдоль реки, через ручейки. Нигде не встряли, но были интересные моменты. После воды машина начала скрипеть – видимо, монгольский песок размок, думали встанем на экстренный ремонт, но так как явной причины не обнаружили, решили ехать дальше. Позже скрежет прошел сам по себе.

 

 

До темноты выезжали с перевала. Под конец дорога стала размытой, с большими ямами, т.к. по ней весной разливается река. Выехали в Бабушкино ок. 21:00, купили омуля, поужинали и поехали в сторону Аршана. Я смогла проехать только 2 часа – глаза закрывались. Игорь продолжил ехать. Ночлег в 2:00. На траве спать мягко!

 

16 день 20.09.,сб: п. Култук – п. Аршан – о. Ольхон, пробег за день 400 км.

Подъем в 6:00. Приехали в Аршан в 9:00 – красивый вид на Саяны. Покушали почти настоящие мясные позы и поехали обратно. Теперь в сторону острова Ольхон.

Проехали Иркутск, движение насыщенное, улицы узкие, водители шустрые. Дальше – хорошая дорога с небольшой транспортной нагрузкой. Ехать приятно по осеннему золотисто-красному байкальскому району! Вечером – переправа на Ольхон на пароме. Ночлег на базе в одной из деревень острова с банькой. Отбой в 20:00.

 

17 день 21.09.,вс: о. Ольхон – г. Иркутск – г. Тайшет, пробег за день 800 км.

Подъем в 6:00. Доехали до северного мыса острова Ольхон. Байкал мрачный, в тучах, с сильным ветром. Несколько последних фотографий и назад.

 

 

 

 

 

 

Теперь едем домой!

Ночлег перед Каннском «У Петра». Отбой в 2:00.

 

18 день 22.09.,пн: г. Тайшет – г. Красноярск – г. Новосибирск, пробег за день 1000 км.

Подъем в 7:00. Едем дальше, никаких ЧП не происходило больше.

В Новосибирск приехали в 2:00 ночи. Банька, ужин и отбой с последующим отсыпанием до обеда следующего дня!

 

Выводы и рекомендации

           

 

Однозначно можно сказать – путешествие  удалось! Конечно хотелось бы посмотреть еще больше, но сроки поджимали, по факту получилось очень динамичное движение за 17 дней было фактически пройдено около 9000 километров в условиях пересеченной местности, а это в среднем более 500 км за сутки.

Ориентироваться в монгольских степях без автоматических средств навигации (GPS) очень проблематично, поэтому если нету навыка пользования бумажными картами и компасом, группе лучше иметь помимо рабочего и запасной прибор спутниковой навигации.

Климат в Монголии резкоконтинентальный, суточные перепады температур доходят до 50 градусов, днем может быть жара под 40, а утром за бортом минусовая температура. Теплые вещи в подобных походах должны иметься у каждого участника, если планируются ночевки в палатках, то необходимо рассчитывать на минусовые температуры ночью.

Что касается дорог, то основная сложность заключается в выбитости дороги, гребенки протяженность которой может достигать сотен километров, что конечно оказывает очень значительный нагрузку на ходовку и подвеску автомобиля. Заключение можно сделать следующее: не злоупотреблять в таких местах скоростью, лучше ехать весь день со скоростью 20 км/ч, чем разложить машину в безлюдном месте. Помощь в Монголии ждать не откуда, нужно рассчитывать только на свои силы, сервиса в этой стране как такового нету и оказать какую либо техническую помощь врятли кто сможет. Хотя местное население весьма дружелюбно и отзывчиво, всегда готово оказать поддержку чем могут, однако может возникнуть трудность с языковым барьером, по-русски говорит очень незначительная часть пожилого населения и в подавляющем большинстве очень плохо, среди молодежи русский язык не распространен, среди молодых изредка можно встретить англоговорящих и то только в крупных городах – центрах аймаков.

Несомненно самый сложный участок маршрута это пустыня Гоби. Место это абсолютно не населенное с очень пересеченной песчаной местностью и прежде чем решится к передвижению, нужно быть полностью уверенным в своих силах, техническом состоянии средств передвижения и возможности автономного существования, а также иметь как можно больший запас питьевой воды и топлива.

 


Схема движения


 

Категорийные участки

 

Монгольский Алтай

Очень неровная дорога, гребенка или стиральная доска – подходящие определения. Местами скорость передвижения 10 км/ч, выше 30 практически не поднимается. Пройти 300 км за сутки при таком графике очень хороший результат. Огромная нагрузка на трансмиссию и подвеску автомобиля.

 

Пустыня Гоби, Хармен-Цав

Расстояние от ближайшего населенного пункта около 150 км. Очень пересеченная местность – пустыня с зыбкими песками, зарослями саксаула, песчаными обрывами. Очень трудно ориентироваться на местности. Днем очень жарко и знойно. Двигатель машины перегревается от таких температур, расход топлива песках огромен. Из средств оснащения автомобиля лебедка практически бесполезна, так как найти или соорудить якорь врятли удастся, а вот на случай застревания сэндтреки (трапы) могут оказаться весьма полезными.

 

Перевал Хамар-Дабан

Перевал от п. Кахты через озеро Гусиное в поселок Бабушкин минуя г. Улан-Удэ. Старая заброшенная узкая горная дорога, местами заваленная деревьями (наличие бензопилы не окажется напрасным) и камнями. По дороге имеется несколько серьезных бродов, старые мосты через реки и ручьи местами развалены и непригодны для проезда по ним.


Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до двух недель.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Имеется возможность быстрого обесточивания транспортного средства

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту в 100 литров, что по расчетам составляет от 700 до 1000 км. пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 14 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Прививки от клещевого энцефалита у всех участников маршрута

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса


Фотоотчет

 

Прилагается в виде фотографий и DVD диска.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru