Главная  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Салаирский кряж, Пихтовый гребень, Царские врата, Бердские скалы. 2006

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории Новосибирской области.

Протяженность маршрута – 1000 км.

Сроки проведения – 10-12 июня 2006

Продолжительность – 3 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – с. Лебедево – с. Легостаево – с. Новососедово – г. Линево – г. Искитим – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Маршрут в рамках маршрута выходного дня клуба Off Road Master «Салаирский кряж», руководитель маршрута – Сиваракша Вадим Германович.

 

Средство передвижения – ВАЗ 21214 (Нива)

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Водитель, механик.

2

Фоминых Анна Михайловна

Штурман, фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Салаирский кряж

Салаирский кряж – это невысокий отрог Кузнецкого Алатау Кузнецкого, Томского и отчасти Барнаульского округов. Салаирский кряж начинается в верховьях реки Нени и тянется на северо-запад, между верховьями и средним течением реки Чумыш и левым берегом реки Кондомы. Затем далее к западу он проходит между левым берегом реки Томи и степями левого берега реки Ини.

Салаирский кряж проходит вдоль реки Оби, с одной стороны, и долиной реки Берди с другой, служа как бы продолжением отрога Кангуры, отходящего от Кузнецкого Алатау в верховьях pек Лебеди и Кондомы. Длина хребта около 300 км.

К северо-западу оконечности своей он понижается, оканчиваясь целым рядом небольших сопок. Здесь находятся следующие сопки: Медвежья, Голая и другие, не поднимающиеся более 1000 и 1100 футов. Они постепенно сливается с прилегающей к кряжу волнистой местностью.

По мнению исследователя Салаира профессора Иностранцева, он заканчивается у реки Чем. В пластике Салаирского кряжа замечается резкое различие между северо-восточными, восточными, южными и юго-западными склонами. Первые обрываются крутыми обрывами на прилегающей к ним степной волнистой равнине. Здесь нередко подымается почти отвесная стена, с пологоволнообразными контурами, на высоту до 400 футов.

Над прилегающей местностью, по мере движения к Салаирскому кряжу, вдоль этих крутых склонов начинают встречаться узкие увалы. На южных и юго-западных склонах Салаирскогокряжа являются многочисленные и довольно длинные отроги, направляющиеся к западу и юго-западу. Отроги занимают на междуречных пространствах высоту, не уступающую самому кряжу.

Салаирский кряж, в среднем, имеет высоту до 1300 футов. Из вершин выделяют: Копна высотой 2100 футов, Пихтовая 1915 футов, Змеиная 1740 футов. Диабазовая сопка возвышается на 1390 футов и Белая гора в высоту составляет 1350 футов.

 

Пихтовый гребень

"Пихтовый Гребень" так называется таёжный хребет на юге Новосибирской области (НСО), отрог Салаирского кряжа, находящийся всего в сотне километров от г. Новосибирска.

Именно на Пихтовом Гребне находится высшая точка Новосибирской области гора Пихтовый Гребень. Этот не обжитый, мало посещаемый район и прилегающие к нему территории необыкновенно красивы.

Заповедными тропами, иногда дорога без троп, проходят по сибирской черновой, преимущественно, пихтовой тайге, здесь можно увидеть грандиозные скалы-останцы и подняться на высшую точку Новосибирской области (495 м над уровнем моря). Орография района сложна и разнообразна.

На маршруте нет явно выраженных открытых ориентиров, что делает путешествие более интересным, в нем повторяется обстановка, с которой столкнулись первопроходцы Сибири.

 

Царские врата

 

Бердские скалы

«Бердские скалы» - памятник природы областного значения, он создан в 2000 году решением Новосибирского областного совета депутатов. Его профиль ландшафтный, площадь - 27 гектаров. «Бердские скалы» представляют собой уникальный уголок природы Новосибирской области, как по своей эстетической ценности, так и по научной значимости. Цель образования этой охраняемой природной территории - сохранение необычной комбинации степных и лесных экосистем, насыщенных редкими видами растений и животных.

Памятник природы «Бердские скалы» расположен в Искитимском районе, примерно в 4 километрах юго-восточнее села Новососедово, на реке Бердь. Он представляет собой крутой скальный участок вдоль правого берега Берди. Ширина этого участка около 300 метров, протяженность 1,3 километра. С восточной стороны памятник природы ограничивает устье ручья Большой Ключ, впадающего в Бердь. Напротив памятника, на левом берегу Берди, расположено живописное урочище Нижние луга.

Если в Новососедово вы спросите у местных жителей, где находятся Бердские скалы, они, скорее всего, недоумённо пожмут плечами, дескать скал на Берди много, а вот если поинтересуетесь где находится Зверобой, то вам охотно объяснят дорогу. Почему это живописное место народ назвал Зеробоем не известно. Может быть оттого, что на этих скалах частенько разбивался скот, а может быть потому, что охотники когда-то загоняли здесь зверя. Трудно сказать, но как бы там ни было, во всей округе это место известно именно как Зверобой.

Грунтовая дорога от Новососедова к Зверобою идёт через лес, разветвляется, и, не зная точно путь, попасть с первого раза на скалы не так-то просто. А попасть нужно точечно, прямо к небольшой туристической стоянке, расположенной среди леса, на высоком обрывистом берегу Берди. Там есть кострище и вытоптанный пятачок, на котором можно установить палатки. Оттуда, со стоянки, с высоты птичьего полёта открывается чудесный вид на извилистую бердскую долину, более чем на 180 градусов разворачивается великолепная панорама скалистых гор, леса, реки, неба. От красоты этого места захватывает дух в любое время года. Многие опытные туристы и краеведы говорят, что Зверобой - это самое красивое место Новосибирской области. С этим трудно не согласиться. Здесь ощущается настоящая горная местность. Глядя на фотографию Бердских скал, большинство наших земляков, наверное, и не поверит, что это снято в Новосибирской области - решат, что это Горный Алтай. Но даже на Алтае далеко не все места могут соперничать по своей красоте со Зверобоем.

 

Описание маршрута

        

1 день 10 июня: г. Новосибирск – с. Лебедево – Салаирский кряж, пробег за день 300 км.

Сутра стартовав с Новосибирска и по дороге возле села Плотниково встетив остльную часть команды, спокойно по асфальту федеральной трассы М53 «Байкал», едем до села Лебедево, здесь дорога для нас заканчивается и мы уходим на Салаирский кряж в условия абсолютного бездорожья. Дорога очень быстро заканчивается, превращаясь сначала в накатанную колею, а потом и вовсе исчезает, первые трудности не заставляют себя долго ждать. Довольно скоро упираемся в болото, объехать которое возможности нет, нужно прорубаться сквозь него. Задача не из простых, особенные трудности вызывает проводка первой машины, так как на противоположном берегу помощи еще нет. В итоге, на проводку всех машин на противоположный берег у нас уходит несколько часов.

 

 

 

Места Салаирского кряжа, можно назвать заповедными, здесь врятли встретишь человека или следы его деятельности, кругом только красивая, нетронутая сибирская природа.

 

 

 

 

По траектории нашего движения поля сменяются болотами, болота непролазными лесами, так и движемся то, утопая в болотах то, прыгая через поваленные деревья в лесу то, двигаясь по полям с травой высота которой нередко превышает высоту автомобиля и двигаться приходится что называется по приборам J. В таких условиях, конечно не обходится без поломок транспортных средств, ликвидация которых также отнимает не мало времени и сил.

 

 

Определенную сложность имеет подъем на гору Пихтовый гребень, являющуюся высшей точкой Новосибирской области. Подниматься приходится довольно в крутой подъем по лесу. Нужно быть осторожным, так как если автомобиль вдруг остановится, то продолжить движение ему может оказаться уже не под силу. Зато с вершины горы открывается великолепный вид на окружающую тайгу.

 

 

На вершине кадетами установлен православный крест.

 

 

 

  

 

Спуск с горы не менее сложен, чем подъем на нее. Боковые крены и невозможность остановки машины на крутом спуске, требуют от пилотов хороших навыков управления автомобилем.

 

2 день 11 июня: Салаирский кряж – с. Легостаево, пробег за день 400 км.

В этот день нас ждали опять те же леса, те же поля…

 

 

Мы…

 

 

День разнообразил весьма экзотический подъем, дорога на котором была основательно размыта и с первого взгляда даже не верилось, что по нему можно подняться, но выбора у нас нет – отступление не наш метод. Поэтому дружно, всей командой, начинаем приводить дорогу к тому состоянию, при котором она станет пригодной для проезда нашей техники. В ход идет практически весь имеющийся инструмент: лопаты, топоры, пилы.

 

 

 

Пока сильная мужская часть команды занята восстановлением проезда, женская прекрасная половина готовит на вершине вкусный обед, для пополнения сил.

 

 

 

 

 

Победив гору, все были изрядно уставшие и измученные, подкрепление сил оказалось весьма кстати.

 

 

Тучи бабочек J

 

 

Когда-то на Салаирском крыже добывали золото, следы присутствия золотарей можно встретить и по сегодняшний день.

 

 

Вечером этого дня по плану мы должны были вернуться в Новосибирск, но судьба распорядилась с нами иначе. Уже в темени колонне на пути попался большой ручей, штурм которого продолжился в свете фар и фонариков до самой ночи.

 

 

 

 

Окончательно вымотавшись за сегодняшний день, вопрос о возвращении в цивилизацию уже не стоял, хотелось просто немного поспать.

 

3 день 12 июня: с. Легостаево – с. Новососедово – г.Новосибирск, пробег за день 300 км.

Словно в вознаграждения за перенесенные тяготы походной жизни, заключительный день оказывается экскурсионно-туристическим. Сначала посещаем место с названием «Царские врата» – это горная речушка, протекающая в окружения настоящих скал, да-да настоящих скал в Новосибирской области.

 

 

 

 

 

Далее оказывается в не менее удивительном своей красотой месте – на Бердских скалах или как местные называют его Зверобоем. Красоту этого места можно сравнивать с видами Алтайских гор, но мы то находимся всего в нескольких десятках километров от Новосибирска, на местности, которую принято считать равнинной – действительно райский уголок в НСО.

В завершении поездки групповой снимок на память, до новых встреч на маршрутах.

 

 

По возвращению домой, смываем трехдневную Салаирскую грязь в Обском море.

 

 

Категорийные участки

 

Салаирский кряж

Движения по тайге, приходится проезжать в габаритных местах между деревьев, и переезжать через поваленные деревья, там, где проезд невозможен, приходится пропиливать и прорубать дорогу. Из-за тени деревьев в лесу множество мест с сырой почвой, что определенным образом осложняет движение. Имеющиеся дороги сильно размыты дождями, глубина размывов может достигать метровой высоты. В некоторых особо сложных местах, требуется ремонт дороги, для продолжения движения необходимо засыпать глубокие разрывы и строить мостовые переправы через них.

 

Пихтовый гребень

Крутой подъем на вершину горы, в условиях таежного леса. Большие крены при движении автомобиля. Подъем осложняется сырой почвой, не просыхающей в густом лесу. При вынужденной остановке транспортного средства, снова тронуться в гору, порой оказывается невозможным и нужно либо спускаться вниз, либо выбирать другую траекторию для старта.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до трех дней.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Запас топлива на борту в 20 литров, что по расчетам составляет от 150 до 200 км. пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 3 дня автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Выводы и рекомендации

           

Для нас это можно сказать была первая поездка в условиях действительно серьезного бездорожья. Поэтому, конечно же, мы получили много нового опыта, который, несомненно, пригодится в будущем при совершении более серьезных походов. Это опыт по длительному нахождению в полностью автономных условиях, вдали от какой-либо цивилизации, когда рассчитывать можно только на собственные силы. Было сделано много выводов касательно подготовки транспортного средства и личного снаряжения, также получен опыт вождения автомобиля в условиях бездорожья и полного отсутствия каких-либо дорог.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru