Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Пер. Теплый ключ, плато Укок, Ороктойский пер., вдп. Бельтиртуюк. 2009

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе третей категории сложности по

Республике Алтай, плато Укок

совершённому с 30.05.2009 по 08.06.2009

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 07-81-09

 

 

Руководитель: Игорь Ситников

630126, Новосибирск, ул. Выборная, 107-34

тел: 8-913-902-4272.   mail: SitnikovIV@wsr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

 

Содержание

 

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                    1

 Содержание                                                                                                          2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                               3

2.      Участники и экипажи                                                                                      4

3.      Общие сведения о районе похода                                                                  7

4.      Цель путешествия                                                                                            8

5.      Планируемый график движения                                                                     9

6.      Описание маршрута (фактический график движения)                              10-16

7.      Выводы и рекомендации                                                                                16

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                                17

9.      Категорийные участки                             .                                                        18

10.  Оснащение                                                                                                          19

11.  Фотоотчет краткий (печатный)                                                                        20

12.  Фотоотчет полный DVD          


 

 

Нитка маршрута

 

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

 

г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск ­– г. Акташ – с. Кош-Агач – с. Беляши – c. Кош-Агач – г. Акташ ­­­­– п. Ороктой ­­– с. Куюс – с. Чемал – г. Горно-Алтайск – г. Новосибирск


Участники

 

 

Ф.И.О.

 

Место жительства

Дата рождения

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

г. Новосибирск,

 Выборная 107-34

18.11.1979

руководитель экспедиции, главный штурман, пилот

2

Овсянников Игорь Валентинович

г. Новосибирск, ул. Переездная д. 64 кв. 130

21.08.1964

пилот

3

Ивайкина Ольга Геннадьевна

г. Новосибирск, ул. Жуковкого д. 106 кв. 176

27.02.1979

штурман

4

Трубина Галина Владимировна

г. Новосибирск, ул. Лесосечная д. 2 кв. 216

18.11.1984

штурман

5

Чесноков Александр Владимирович

г. Новосибирск, ул. Овражная д. 6 кв. 117

02.10.1973

пилот

6

Аверьянов Максим Викторович

г. Кемерово, пр. Ленинградский д. 45 кв. 97

18.12.1979

штурман

7

Паулов Роман Сергеевич

11октября 1982, г. Новосибирск

11.10.1982

пилот

8

Ольга

 

 

штурман, фоторепортер

9

Клоков Андрей Витальевич

г. Новосибирск, ул. Рельсовая д. 5 кв. 122

07.09.1960

пилот

10

Клоков Кирилл Андреевич

г. Новосибирск, ул. Рельсовая д. 5 кв. 122

16.11.1986

штурман

11

Юрцев Павел Александрович

г. Томск, ул. Красноармейская д. 16 кв. 252

25.01.1973

пилот

12

Гордеев Дмитрий Владимирович

г. Томск, ул. Беригина д. 6 кв. 12

28.04.1973

штурман

13

Наумов Василий Андреевич

Иркутская область г. Ангарск, ул. Фестивальная д. 8а кв. 6

31.07.1982

пилот, радиосвязист, механик

14

Алимов Валентин Сергеевич

г. Томск, ул. Ив.Черных, д. 26 корп. 1 кв. 16

17.12.1987

штурман

15

Коростелев Борис Евгеньевич

г. Горно-Алтайск, пр-т Коммунистический, д. 158 кв. 16

10.10.1971

пилот

16

Коростелев Андрей Евгеньевич

 

 

штурман, врач

17

Венчиков Антон Леонидович

Республика Алтай, Чемальский район, с. Эликманар, ул Подгорная, д. 15

21.11.1966

пилот

18

Венчикова Олеся Николаевна

Новосибирская область, Новосибирский район, станция Крахаль, ул. Шоссейная, д. 4а

09.12.1969

штурман


Экипажи

 

Автомобиль

Участники

Обязанности

1

ВАЗ-21214

(Нива)

Ситников Игорь Викторович

Руководитель экспедиции, главный штурман, пилот

2

Suzuki Escudo

Овсянников Игорь Валетнинович

Ивайкина Ольга Генадьевна

Трубина Галина Владимировна

Пилот

 

Штурман

Штурман

3

Toyota Land Cruiser 100

Чесноков Александр Владимирович

Аверьянов Максим Викторович

Пилот

 

Штурман

4

Mitsubishi Pajero

Паулов Роман Сергеевич

Ольга

Пилот

Штурман, фоторепортер

5

Toyota Hilux Surf 130

Клоков Андрей Витальевич

Клоков Кирилл Андреевич

Пилот

Штурман

6

Mitsubishi L200

Юрцев Павел Александрович

Гордеев Дмитрий Владимирович

Пилот

 

Штурман

7

Mitsubishi Pajero

Наумов Василий Андреевич

 

Алимов Валентин Сергеевич

Пилот, радиосвязист, механик

Штурман

8

Toyota Land Cruiser Prado

Коростелев Борис Евгеньевич

Коростелев Андрей Евгеньевич

Пилот

 

Штурман, врач

9

Suzuki Escudo

Венчиков Антон Леонидович

Венчикова Олеся Николаевна

Пилот

 

Штурман


Район похода

 

Поход совершён по территории Республики Алтай.

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 07-81-09.

Вид туризма

Категории сложности

протяжённость

продолжительность

 

Сроки проведения

Авто

3

2500 км

10 дней

  с 30.05.2009

по 08.06.2009

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.

По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья: Китай и Монголия, и ближнего зарубежья – Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации – республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.

Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой.

Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.

Преобладающий рельеф местности – горный. Республика Алтай полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами.

 

Плато Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай.

Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от неё тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии.

 

Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название «принцесса Укока».

В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай. Этот газопровод конфликтует с находящимся на плато Укок природным парком «Зона покоя Укок».

 

 

Цель путешествия:

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация нового маршрута

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в Чемпионатах Сибири и России


Планируемый график движения

 

 

30 мая 12:00-20:00 500км  г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск – с. Усть-Сема

31 мая 10:00-20:00 400км  с. Усть-Сема – г. Акташ

1 июня 10:00-22:00 235км  г. Акташ – с. Кош-Агач – оз. КаракольНур – с. Беляши

2 июня 10:00­-18:00  35км  с. Беляши – Аргут-Коксу – с. Беляши

3 июня 10:00-20:00  50км  с.Беляши – брод – пер. Бугумуиз – пер. Карсулу

4 июня 10:00-20:00  65км  пер. Карсулу – п/з Арамджи – пер. Канас

5 июня 10:00-20:00  65км  пер. Канас – п/з Арамджи ­– пер. Теплый ключ

6 июня 10:00-18:00 200км пер. Теплый ключ – п. Мухор-Тархата – с. Кош-Агач

7 июня 10:00-20:00 400 км с. КошАгач – с. Онгудай – п. Ороктой – п. Куюс

8 июня 10:00-18:00 500 км п. Куюс – г. Новосибирск


Описание маршрута (фактический график движения)

 

Этого ж ни в каком салоне не купишь

 

Города прекрасны – когда проезжаешь мимо

 

- Я не в силах предугадать твой будущий путь, - произнёс Элронд, -  и  не знаю, как ты доберешься до  Мордора... Всего  вас  будет  девять  Хранителей   -  ровно  столько  же,  сколько Призраков-назгулов.

(здесь и далее отрывки из «Властелина колец»)

 

Плато Укок, расположено в Республике Алтай, на высоте 2500 м, на границе России, Казахстана, Китая и Монголии.

 

Июньская экспедиция новосибирского клуба экстремальных автопутешествий «OffRoad Master» на Укок была в некотором роде экспериментом. Целью было не только посетить само плато, а попытка проехать к нему в столь раннее время года по бездорожью.

 

Девять экипажей из Новосибирска и Томска вернулись домой через девять дней – совсем как девять хранителей из «Властелина колец» - они тоже попытались преодолеть брод и пройти через гору...

 

День первый 30 мая. Новосибирск – Черемшанка, 6 часов в пути, пробег 500 км.

 

В 12 часов на площадке у главной новосибирской библиотеки Ситниковым Игорем (он же Si, он же 28-й) был объявлен старт команде, в этот же миг включились фонтаны, народ возликовал.

 

 

 

Город явно провожал нас торжественно: фонтанами, колокольным звоном, отличной погодой, но очевидно вселенная посчитала, что не стоит забывать о предстоящих трудностях. На Искитиме что-то застучало в колесе у Mitsubishi Montero. Остановились, ничего не нашли, проехали, стучать перестало, но тут же пробило колесо у Toyota Surf. Он вернулся в Новосибирск менять колесо и догнал нас только на следующее утро.

 

 

На первой ночёвке я окунулась в размышления о том, чем отличается автотуризм от пешего. «После дневного перехода болит не всё тело, а только пятая точка. А если случится ливень или потоп, например, то можно просто залезть в машину», - думала я, сидя на креслице перед костром. На газовой горелке грелся чайник, у кого-то с собой оказался припасён душ, микроволновая печь... мужики покуривали кальян, подкидывая в костёр купленные в городе поленья... Беспредельных запасов еды в машинах хватило бы наверное на месяц. А вот пешие туристы вешают всё по граммам, строго рассчитывая меню на каждый день. Плов в первый день братья Коростылевы сготовили просто офигенный. Я думаю, что секрет в том, что в нём было о-очень много баранины и морковки с луком.

штурман экипажа Mitsubishi Pajero – Ольга

 

День второй 31 мая. Черемшанка – Акташ, 10 часов в пути, пробег 350 км.

 

Мы едем в Акташ. По трассе догоняем автомобиль Honda CRV, двигающуюся со скоростью 10 км/ч. Знаки запрещают обгон и минут 15 мы едем за ней...

– А что будет, если я его обойду справа по обочине? – спрашивает Игорь из Escudo по рации.

– Две тысячи рублей это стоит, - отвечает Алск.

Вобщем, мы так и не поняли сего поведения Хонды, то ли нас действительно вынуждали нарушить ПДД: совершив выезд на встречную полосу или обгон справа, то ли просто действительно машина была неисправна и не могла даже съехать на обочину.

Вторая ночёвка в Акташе – в лесу стооолько дров, просто всюду дрова, ходим по ним, жжём их, дрова лежат кучами и врассыпную... как продукты в супермаркете.

 

День третий 1 июня. Акташ – Кош-Агач – брод на Джазаторе, пробег 200 км.

 

Наутро третьего дня девушки-штурманы Escudo, щурясь от утреннего солнышка, мечтательно произнесли:

– Это ведь была самая холодная ночь?

– Это была самая тёплая ночь! Не считая предыдущей, – уточнил Андрей – профессиональный врач, который накануне рассказал нам, что клеща из человека нужно выкручивать против часовой стрелки щипцами – так эффективней.

Температура сна падала с повышением высоты на протяжении нашего похода: 17, 12, 1, 0°С.

Получение заранее заказанных пропусков в приграничную зону заняло полчаса, правда, пришлось подождать до 10 утра, пока пограничники начнут работу.

Документы получены, едем.

28-й обращается к колонне по рации:

– Напоминаю, что цель нашей экспедиции ­– посмотреть красивые места и вернуться живыми, поэтому бережём машины, лучше лишний раз забуксовать, чем что-то оторвать.

Последний крупный населённый пункт перед плато Укок – Кош-Агач. Посёлок сразу поражает обилием новых иномарок и повсеместными «тарелками» на деревянных избушках. Напротив базарчика стоит Хаммер. Это местный скотовод продал 50 яков и купил себе такую вот машинку. Кош-Агач – казахский посёлок в республике Алтай. В магазинах продают баурсаки, на улицах казахская речь. Здесь даже степь и горы уже не те – они тоже казахские: с пронизывающим ветром и белой травой. В такой атмосфере не хватает звуков домбры.

Посёлок богат за счёт приграничной торговли, к тому же это северный район и зарплаты здесь в два раза выше, чем обычно. В полях зимой почти нет снега, поэтому здесь кайфово заниматься скотоводством. Кони, яки, барашки, коровы – все подряд пасутся на огромных горных полях с бело-зелёной травой – и летом и зимой.

В Кош-агаче получаем разрешения на посещения самого плато Укок, дирекция парка оказалась весьма гостеприимной одарив нас подарками  и мы отправляемся в путь – нас ждут великие дела!

 

   

 

 

Из города выезжаем немного не в том направлении, что в последствии оборачивается блужданием по лабиринтам оросительных каналов и первыми бродами через них.

 

 

 

 

 

По дороге к ночной стоянке ищем брод на Аллаколь, чтобы оценить его сложность, но в последствии все местные уверяют нас что сам перевал Аллаколь нам не взять из-за большого количества снега высотой с пару метров и настойчиво отправляют на перевал Бугумуиз. Доехав до брода ведущего на перевал Бугумуиз, разбиваем базовый лагерь.

 

День четвёртый 2 июня. Брод – Беляши – река Коксу – брод, пробег 100 км.

 

На утро вода в броде поднялась на 10см!

Экипаж Alsk на TLC10 и штурман-врач Андрей решают сегодня сделать для себя дневку, пообещав наловить рыбы и накормить всю колонну по возвращении вечером ухой.

 

 

По дороге на слияние рек Аргут и Коксу, в рацию кто-то спросил и 28-й ответил:

– Конечная цель нашего путешествия сегодня какая?

– Пока дорога есть – едем.

В Джазаторе нам необходимо отметиться у пограничников, появляется проблема, с теми кто остался в базовом лагере, так как пропуск в приграничную территорию у нас коллективный, то присутствовать и отметиться должны все, а у нас по факту отсутствует одна машина и три человека, ссылаемся на поломку автомобиля и производимый ремонт отсутствующими в команде людьми.

В деревне Беляши (она же Джазатор) продают пирожки, домашний творог, молоко и 80-й бензин. Всем этим мы затарились, кто сколько мог и поехали дальше.

Решив все вопросы с пограничниками, выдвигаемся на слияние рек Аргут (тот же Джазатор после слияния с несколькими притоками) и Коксу. По дороге нас ждет великая степь – Самаха.

 

 

Доехав до цели, два штурмана – Антон и Валентин – решили проверить забродни и поведение себя в потоке горной реки. Оказалось, что нелёгкое это дело – переходить реку.

Оценив силу горного течения и немного поразмышляв над тем, что нас ждет завтра при преодолении еще более серьезного брода, возвращаемся назад в базовый лагерь.

 

  

 

По дороге подбираем местного языка (девушку идущую в Джазатор), по ее словам вода в реке поднялась высоко, но обещает, что к утру уровень спадет.

 

День пятый 3 июня. Брод – брод – брод (7 часов!) – Тёплый ключ, 6 часов в пути, пробег 100 км.

 

- Нам  надо пробраться  к Азанулбизару, - объявил Гэндальф, когда  гном замолчал.  -  Поднявшись на перевал  через Багровые Ворота - так именуют его западный склон, - спустимся по Черноречному Каскаду в долину. Там вы увидите озеро Зеркальное...

(Властелин колец)

 

Всю ночь шел дождь и вода в реке не то что не спала, а поднялась еще на 15-20см!, плюс 10 см днем ранее, вобщем на следующее солнечное утро Джазатор предстал перед нами совсем другим, чем мы его увидели в первый день: сильный, могучий, камушки, на которых умывались в первый день, были уже под водой.

Но отступать перед стихией, не попробовав ее преодолеть, не в наших традициях. Не вся команда верит в успех предстоящей авантюры – но, ни смотря, ни на что и вопреки всякому здравому смыслу колонна начинает подготовку к предстоящему штурму брода.

Первыми в бой пошли штурмана. Сначала течение унесло нашего врача Андрея, потом штурмана Паджерика Валентина. Конечно они предварительно были обвязаны крепкими верёвками и были вытянуты на берег. Убедившись, что пешим реку вброд не взять, решили больше не рисковать штурманами, а порисковать сразу машинами.

 

 

 

Первый сложный выбор для руководителя, который, впрочем, был еще оговорен предыдущим вечером: кто первый? Главная задача переправить одну машину, с остальными по практике должно быть проще. Из трех сильных машин, имеющихся в команде, два паджеро и митсубиси L200, честь первопроходца достается наиболее опытному экипажу Василия и Валентина из Томска на Паджеро.

Страхуем машину 50-ти метровым канатом, чтобы на случай возникновения проблем вытащить их машину назад.

 

  

 

Перед стартом Василий грустно взглянул на паджерика и задумчиво произнёс:

– Единственное, чего жалко будет, так это то, что своими руками в нём сделано. Это ж ни в каком салоне не купишь...

Добравшись до другого берега, Вася и Валя сразу стали мокрыми и замерзшими. Но это только начало водных процедур для них, в холодной воде штурман Василий провел еще около часа!!! оборудуя переправу для остальных машин. За что хочется ему сказать отдельное большое Спасибо!

После успешного переезда первой машины на противоположный берег начинаем думать над организацией переправы для остальных, наиболее активно стратегию разрабатывает Чесноков Александр на TLC100.

50-ити метровый канат растягивается как струна между двумя машинами: 38-ым паджеро на противоположном берегу и TLC100 на этом, этот канат будет являться основной страховкой для переправляющихся.

Далее задача выглядит следующим образом: 38-й на противоположном берегу должен страховать переправляющихся своей лебедкой, но лебедку надо как – то передать на этот берег!? Сцепляем все имеющийся у нас на берегу стропы и спускаем их вниз по течению 38-ому, предварительно зацепив их за основной канат, чтобы не уплыли. Течением натягивает стропы поперек реки и спускаются они очень не охотно, а удержать их тяжело даже всем членам команды, но задача выполняется успешно. И мы обратно вытягиваем эти стропы с противоположного берега уже вместе с лебедкой 38-ого!

Но длины лебедки не хватает на всю ширину реки, она 30 метров! а трос, натянутый между берегами, 50!

Выбираем, кто пойдет следующий вброд. Тяжелую машину переправили, остается вопрос с легкими – это основная проблема. Руководитель решает пускать свою машину – Ниву – хватит рисковать чужими машинами, пора подставлять своего коня J

Загоняем как можно дальше в воду ниву, чтобы убрать как можно больше строп между нивой и лебедкой 38-го на противоположном берегу. Остается две стропы, а это 16-20 метров, которые впоследствии и сыграют с нами злую шутку.

Для того, чтобы передавать трос последующим экипажам и для страховки самого переправляющегося с этого берега привязываем к хвосту машины все имеющиеся стропы, после переправы к ним нужно будет привязать лебедку страхующего паджеро, чтобы снова передать ее на этот берег для следующего, кто будет переправляться.

Помимо этого привязываем хвост нивы через шаклы к основному страхующему канату. При движении машины эта стропа должна передвигаться вместе с машиной и на непредвиденный случай стать основной и главной страховкой.

Ну все готово! В путь! Игорь взял себе в штурманы Кирилла из экипажа сурфа, а также для экипажа Pajero приготовили термос с горячим чаем и бутербродами. Нива пошла! Но...  глубина оказалось слишком большой для нивы и ее понесло течением, скорость сматывания лебедки страхующего паджеро также оказалась медленнее течения и морду машины понесло по течению, зад повис на страхующем тросе, некоторое время машина оставалась работающей, но сильное течение намывало в выхлопную трубу все больше и больше воды и, в конце концов, у машины уже не хватило мощности чтобы справится с водной стихией – заглохли. Тем временем вода в салон прибывала и вскоре пришлось обесточить всю электронику, включая радиостанции. Экипаж остался на заглушенной машине посреди реки без связи! Выбрались из салона на капот машины, но кричать тоже не сильно помогает – шум реки заглушает передаваемую информацию, больше общались на жестах.

 

 

 

 

 

 

Сначала решаем тянуть машину вперед, но лебедка у страхующего 38-го уже полностью смотана и нива висит, на тех самых двух дополнительных стропах, длины которых не хватило для лебедки.

Пытаемся отмотать лебедку у нивы, отцеплять крюк из под машины в столь бурной и сильной реке, - задача не из тривиальных, малейшая ошибка – поскользнулся, сорвался, уплыл!  Достав лебедку, мы понимаем, что передать ее на берег мы тоже не можем – сильно далеко. Все это продолжалось в течение 10-15 минут. Принимается решение эвакуировать ниву назад, но вытянуть ее не получается, вытягивающую машину сносит в реку, она буксует и зарывается в грунт. Подгоняем еще одну машину на берег, и уже двумя машинами спасаем утопленника.

Вытащив машину на берег, бегло осматриваем ее техническое состояние. Вода попала в цилиндры, хотя в масле ее нет. Выливаем воду из цилиндров, завести машину не получается.

 

 

 

Принимается решение не рисковать остальными членами команды и в надежде на то, что мы заедем на плато через перевал Теплый ключ, отдается команда на возвращение 38-го с того берега, он также страхуется основной страховкой и двумя машинами на этом берегу. Красиво взял брод! Вода была по самый верх лобового стекла, а-ля подводная лодка, правда рыбу в салон поймать не удалось J

 

 

 

Ниву отбуксировали до подъема к перевалу Тёплый ключ, где мы и заночевали в досчатых домиках с буржуйками.

На утро мной и Ромкой (экипаж Montero) был обнаружен душ нехитрым путём – мы просто пошли вдоль железной трубы с водой из тёплого ключа и набрели на сооружение, напоминающее домик. Заглянув туда, я обрадовалась, потому что из трубы била струя воды 16°С. Правда холодный ветер и температура воздуха близкая к нулю, всячески мешали получению удовольствия от принятия душа, но было обалденно.

штурман экипажа Mitsubishi Pajero – Ольга

 

День шестой 4 июня. Тёплый ключ – Кош-Агач – Тёплый ключ, 5 часов в пути, пробег 200 км.

 

-  Ты прав, - озабоченно отозвался Гэндальф и достал из кармана кожаную баклагу. - Пусть каждый отхлебнет по одному  глотку,  -  сказал  он, передав баклагу  Боромиру.  -  Это  необычайно  живительный  напиток  -  здравур   - драгоценный дар Имладриса. Напиток  не  только  согрел  окоченевшего Фродо, но и прогнал его недавние страхи. Остальные Хранители тоже оживились.

 

На 6-й день попытка взять перевал, сразу закончилась срезанной у 28-го гранатой, порвало именно ось привода, учитывая особенности строения передней ступицы, машина оказалась полностью обездвиженной. В любом случае был необходим ремонт.

 

 

 

Prado и Montero вместе с 28-м поехали в Кош-Агач за запчастями. Запчасти удалось найти не сразу, но поиски увенчались успехом. А в это время к нам с Ромкой подошёл местный джигит и золотыми зубами стал по-доброму смеяться и говорить, что не проедем мы на Укок. Оказалось, что он знает биографию всего нашего путешествия с подробностями. Казахи очень гостеприимны, а их баурсаки и чай с молоком очень вкусны...

 

 

 

 

 

 

 

Вернувшись в лагерь к полуночи, было принято решение, что машины мы не бросаем и будем ремонтировать и спускать Ниву вниз в базовый лагерь. На ремонт машины отправились Игорь, экипаж Babay и 38-ой Василий. К двум часам ночи заменили привод и ступицу, но горы явно не хотели нас отпускать. Сев за руль нивы командир обнаружил, что закусило штатную противоугонку: руль заблокирован, ключ в замке не поворачивается. Пробовали несколько метров протащить машину на буксире, но это ничего не дало. Итог: зубило, кувалда, монтировки. Нужно снять замок зажигания, по возможности не повредив контактную группу. С задачей справились к 4 часам утра, правда, перепутали провода, в результате чего впоследствии спалили стартер.

 

День седьмой 5 июня. Взятие Тёплого ключа, 7 часов, пробег 50 км.

 

Вечером, пока их спутники  ели, Арагорн с Гэндальфом отошли в сторону и принялись  вполголоса о чем-то совещаться,  посматривая  на глыбу  Багрового Рога. Его крутые  скалистые  склоны  были бесплодно  голыми  и  угрюмыми,  а вершина терялась  в  тяжелых тучах.  Очень  неприветливо  выглядел  перевал!

 

На седьмой день, в 11.11 час мы, все починенные, выехали наконец-то на перевал. Через два часа, преодолев 6 км подъёма по каменистой дороге, мы остановились и засуетились, потому что остальную дорогу дух Укока скрыл от нас глубоким снегом – по пояс глубиной и с километр длиной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На разведку вышли руководитель и Роман. Разведка заняла примерно около часа. Снега много глубина местами более полуметра. И опять же мы ехали сюда не для того чтобы разворачиваться, только увидев трудность. Решение – рубиться!

 

 

  

 

На этот раз стратегия была выбрана следующей: в бои идут два экипажа Роман и 38-ой, остальные и штурмана, и пилоты помогают им. Одна машина пробивается вперед пока есть возможность, вторая вытаскивает ее назад, штурмана прокапывают дальнейшую дорогу и снова первая машина пробует пробиться и т.д…

Спустя пару часов рубилова через снежную дорогу кто-то спросил и кто-то ответил:

– А есть ли смысл по этой дороге рубиться?

– Нет, смысла нет никакого, но весело...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спустя 5 часов рубилова (преодолели около 5 % снежного покрова) промокшая и уставшая команда собралась за горячим ужином, после которого всё проделанное уже не казалось таким весёлым, по расчетам на преодоление этого участка нам нужна как минимум неделя, вся команда совершила пеший выход на вершину перевала откуда открывается просто великолепный вид сверху на плато Укок, которое на сей раз нас к себе не пустило. Позже после фотосессии на фоне белоглавых вершин колонна двинулась вниз, дабы на завтра искать другой путь. Немного даже верилось, что этот путь есть.

 

День восьмой 6 июня. Поиски дороги на плато Укок, Кош-Агач – старый Чике-Таман – Курата,  14 часов в пути, пробег 500 км.

 

- Так и есть, - сказал Гэндальф. - Ворота не открываются. Теперь у  нас одна дорога  -  домой. 

 

На следующий день 28-й подъехал к местному Уралу, из которого навстречу ему вышли два мужичка, работающих на руднике (у подножья Тёплого ключа добывали до недавнего времени молибден и вольфрам).

28-й начал спрашивать было про путь на Укок, но его «верный конь» Нива покатился по склону вниз. Недолго думая 28-й подбежал к «коню» и подложил под колесо камушек, одновременно заканчивая задавать свой вопрос. Мужычки переглянулись и заметили:

– Ух-ты, не только у нас такой ручник.

Потом они сказали, что дорога какая-то вроде и есть, но по ней даже в августе на Урале тяжело проехать. Ну, мы же не лыком шиты, надо всё увидеть своими глазами. Поехали - и увидели. Дорога была нормальная, но через полчаса  упёрлась в снежную шапку, кончающуюся неизвестно через сколько километров. Пришлось делать финальный групповой снимок с флагами и ехать в сторону дома, потому как по плану маршрут сегодня как раз должен был подойти к концу.

 

 

Вот тут-то все и поняли, что ехать-то домой...

Горы Укока заворожили, заколдовали, забрали сердца – сразу стало ясно, что города и посёлки прекрасны, когда проезжаешь мимо. Что плов вкусен потому, что приготовлен на месте, куда ты в ближайшее время не вернёшься, что в рубилове не обязательно взять брод, но обязательно понять, кто ты есть в сложной ситуации...

Все поняли, что скоро станут печальными, расставшись с этими горами – и четыре экипажа из девяти решили поехать на Актру, к ледниковой вершине и новым трудным дорогам.

Остальные двинулись домой по маршруту  - через перевалы старый Чике-Таман и Ороктой.

 

 

Прошли еще засветло старый Чике-Таман, перед Семинским свернули с трассы на Ороктой. Уже в темени искали дорогу, после того, как вышли на направление, стали искать место для ночной стоянки, нашли неплохое на берегу реки. Последний костер, задушевные разговоры – завтра мы расстанемся до новых маршрутов.

 

 

 

День девятый 7 июня. Курата – Ороктой – Чемал – Новосибирск, 15 час в пути, пробег 500 км.

 

Ехали мы, ехали, стало темнеть. По рации прозвучал короткий диалог:

– 28-й Борису: свет включи.

– А у 28-го света нету...

Фары отказались работать после потопа. Но когда совсем стемнело, одна фара всё же заработала. С одной фарой 28-го остановил экипаж ДПС и потребовали ответа:

– Почему едете с одной фарой?

– Да что там фара? У меня ещё стартер не работает, если  заглохну, - то не заведусь, зеркал заднего вида нет, да и лобовик по дороге расхлестали...

– Ого. Это что произошло-то?

– Да вот, утопил машинку на Укоке...

После такого развёрнутого ответа сотрудники ДПС отпустили 28-го восвояси... И мы поехали домой.

Где всё оказалось совершенно странным: спокойно ходящие по асфальтным улицам люди в костюмах и платьях, прямоугольные дома, отсутствие ветра и белоглавых гор... запах цивилизации... Всё это тааак скучно!

 

Нам, конечно же,  не удалось совершить все задуманное, но самое главное – мы глубже познали себя, мы нашли новых друзей и попутчиков для совершения дальнейших путешествий, уверен, что экипажи еще не раз встретятся уже на других маршрутах, а бесценный опыт, приобретенный здесь, поможет нам преодолевать новые трудности…  до встречи…

Off Road Master Club, г. Новосибирск

Ситников Игорь, он же 28-й, он же Si

 

Выводы и рекомендации

           

Однозначно можно сказать – путешествие  удалось! Мы нашли новых друзей, приобрели новые навыки и опыт. Конечно, жаль что Укок решил нас в этот раз не пускать к себе, но с самого начала путешествия была некоторая доля авантюризма, ведь плато в эти календарные дни мы наверное штурмовали впервые.

Одним из сложнейших препядствий для нас стал, конечно же, брод через Джазатор. Ни у кого в команде ранее не было практике преодоления подобных бродов с такой скоростью течения. Однако мы не отступили и провели все же одну машину на противоположный берег! При подготовке к прохождению брода, нами несомненно был получен очень ценный опыт, который пригодится в дальнейших путешествиях, возможно приняв во внимание ошибки которые мы неволей допустили в этот раз, следующий подобный брод пройдет не пара машин, а вся команда. Также можно сделать выводы, что команде явно не хватало водно-спасательного снаряжения, такого как: спас-жилеты, веревки для обвязки людей, единстенное, что у нас было заранее припасено для брода – это страховочный 50-ти метровый канат, и комплекты гидрокостюмов.

Вторым основным препядствием для нас, конечно же, стал снег, встретившийся нам на вершине перевала «Теплый ключ». И если его еще можно как-то пробивать под горку или хотя бы по прямой, то задача ехать по метровым сугробам в гору становится практически невыполнимой и здесь вывод только один либо рассчитывать время и копать, копать и еще раз копать, либо возникла мысль о приобретении в качестве группового оборудования портативной снегоуборочной машины.

 


Схема движения

      – планируемый маршрут

      – фактический пройденный маршрут


Категорийные участки

 

Брод через р. Джазатор на перевал Бугумуиз

Очень сложный брод для данного времени года, уровень воды около метра, плюс к этому очень сильное течение. Даже перейти пешим нам его не получилось, однако фактически одну машину нам все же перевести на противоположный берег удалось, что несомненно можно считать победой все команды. Для переводы более слабых машин была выработана достаточно сложная стратегия, описание которой можно посмотреть в тексте выше, что несомненно дополнило запас опыта и знаний каждого члена команды.

 

Вершина перевала «Теплый ключ»

Подъем на перевал осложняют крупные камни, но основная сложность для нас находилось на самом пике перевала, который был занесен снегом. Высота сугробов достигала метра. Здесь также была выработана некоторая стратегия преодоления подобных препядствий, но время нам не позволяло довести начатое дело до конца, пришлось отступать.

 

Перевал Ороктой

Дорога на данном перевале без покрытия, в не сухую погоду, которая нас и сопровождала на данном участке пути. Дорога становится скользкой, машину стаскивает в накатанные ранее колеи. На спуске с перевала встречаются участки с запредельными боковыми кренами, для их прохождения приходится отвешивать высокие машины во избежании переворота.


Оснащение

 

Все экипаж и транспортные средства были полностью подготовлены для автономного существования в срок до 10 дней.

 

Подготовка транспортных средств:

– Увеличен дорожный просвет автомобилей

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборники выведены на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На части автомобилей установлена стационарная лебедка

– Имеется возможность быстрого обесточивания транспортного средства

– Колонна укомплектована расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту каждого экипажа, по расчетам обеспечивающий до 500 километров автономного пробега, в условиях тяжелого бездорожья

 

Подготовка экипажей:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 10 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса


Фотоотчет

 

Прилагается в виде фотографий и DVD диска.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru