Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Каракольские и Голубые озера. 2012

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории Республики Алтай.

Протяженность маршрута – 1200 км.

Сроки проведения – 2-5 ноября 2012

Продолжительность – 4 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – Nissan Terrano

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, врач, повар, фото-видео оператор

3

Ситникова Алиса Игоревна

Турист

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Алтай (от монгольского Алтын - золотой) - это самая высокая область Сибири и вообще Азии. Алтайская горная страна содержит систему хребтов, которые вытянуты с запада на восток. Наибольшей своей высоты хребты достигают в Катунско-Чуйской степи, где находится гора Белуха. (4506 метров) - вершина Алтая. На пиках многих гор лежат вечные снега, с перевалов спускаются древние ледники. Общая площадь оледенения на Алтае составляет около 800 квадратных километров, а количество ледников превышает 900. В последние годы <благодаря> глобальному потеплению и другим необратимым природным и климатическим процессам площадь снегов и льдов Алтайских гор стремительно уменьшается. Для тех, кто ходит в горы уже много лет это заметно невооруженным глазом.

Для местного рельефа характерны ледниковые озера, моренные валы, ледниковые террасы. Что касается Северо и Южно-Чуйских хребтов, то для них характерны крутые, местами отвесные скалы, узкие труднопроходимые долины с многочисленными прижимами и острые как бритва гребни. Для Катунского же хребта характерны более пологие местности, где значительно больше растительности, а вершины гребней, хоть и немного выше (в общей сложности), но положе. Горный Алтай отличается так же разнообразием почв. Здесь существуют практически все типы почв умеренной зоны земного шара.

Еще более разнообразны на Алтае растительность и животный мир. По богатству растительных видов Горный Алтай опережает все соседние с ним районы, а так же и многие другие горные области мира: здесь встречается более 1850 видов растений, это в два с лишним раза больше чем на всей Западно-Сибирской низменности. Леса зелеными уступами покрывают склоны гор. Особое место занимают кедры. Кедр - это символическое для гор Алтая дерево. Выше границы леса простираются альпийские и субальпийские луга, постепенно переходящие в тундру. Сказочное впечатление производят альпийские цветники со всех сторон окруженные снегами.

Весьма удаленный от Тихого и Атлантического океанов, Алтай имеет все характерные черты континентального климата: длинная и, порой, очень холодная зима, короткое, но жаркое лето. Например в северной части Телецкого озера годовая амплитуда колебаний температур составляет целых 82 градуса. То есть можно предположить, что зимой там температура опускается до -40 градусов, а летом поднимается до +40.

Алтай является водосбором для всех рек Запада Сибири. Со склонов гор берут начало тысячи мелких речушек и ручейков, которые затем сливаются в мощные горные потоки, такие как Чуя и Катунь. Алтай это край не только стремительных рек, но и голубых озер, многочисленных водопадов. Распространенные здесь так называемые висячие долины образуют водопады. Наиболее крупных из них насчитывается более 70. Это водопады Текелю (более 60 метров), Кок-кель, Рассыпной, Мультинские водопады и др. Алтайские озера очень живописны, наиболее популярное среди туристов - Телецкое озеро. В Катунском хребте располагаются живописные озера Тальмень, Кучерлинское, Аккемское. Часто посещают туристы Каракольские озера, которые поднимаются цепочкой до высоты 2000 метров. Очень красивое озеро Шавло, где снежные вершины Красавица и Сказка высотой около 4000 метров возвышаются над ним, создавая незабываемую панораму. Выше перечислены только самые популярные озера, на самом деле на Алтае их тысячи, и есть, поверьте мне, озера гораздо красивее и живописнее Телецкого и Шавлы, просто они находятся в трудноступных местностях и простой <турист-матрасник> до них не доберется. Как правило, большая часть таких небольших озер не занесены на карту и даже не имеют своего названия.

Основная магистраль Горного Алтая - Чуйский тракт. Протяженность его больше 600 километров. Трасса проходит по горным ущельям, пересекает множество бурных рек, серпантином вьется через перевалы. Два особенно запоминающихся перевала - это Семинский и Чике-Таман.

К поэтическим строкам многих известных людей про Алтай остается только добавить, что здесь путешественников встречает не только щедрая на краски природа, но и радушный прием. Этот край давно уже стал обетованной страной туристов, и каждое лето туристские базы в самых живописных уголках края голубых гор гостеприимно раскрывают свои двери. Чуйский тракт позволяет добираться к исходным пунктам маршрутов, ведущих в самые заповедные и удаленные районы, а разнообразие природно-климатических зон делает путешествие интересным, как в познавательном, так и в спортивном отношении. Если вам хочется размять мускулы, закалить тело, испытать силы в борьбе с трудностями, наконец, вы хотите умножить ваш спортивный багаж - приезжайте в Горный Алтай.

 

Река Катунь

Катунь является самой крупной рекой Горного Алтая. Название реки связывают с алтайским словом "кадын" - "хозяйка, госпожа". Начинается Катунь на южных склонах массива горы Белуха, из ледника Геблера. В верховье река делает большую петлю вокруг западной части Катунского хребта (так называемую Катунскую подкову), пересекает котловину Уймонской степи, а после впадения реки Аргут принимает северное направление.

В верхнем, а местами и в среднем течении река носит горный характер, в нижнем течении она выходит на равнину. Питание Катуни в теплое время зависит в основном от таяния снега и ледников, поэтому температура воды редко поднимается выше 15°С. А период половодья, начинающийся в мае, продолжается на протяжении всех летних месяцев. Многочисленные ручьи и реки, стекающие с горных хребтов, образуют около 30 притоков длиной 50 км и более. Основными из них являются реки Чуя, Кокса, Кураган, Кучерла, Аккем, Аргут, Урсул, Кадрин, Сумульта, Сема, Майма, Иша.

  Для рек катунского бассейна характерны узкие долины, с крутыми, иногда отвесными, склонами. Днища долин и русла рек заполнены валунами и галечником, очень) часты выходы коренных пород, образующих множество порогов и водопадов. Мощнейший из притоков Катуни река Аргут имеет протяженность 236 км. Выше впадения реки Карагем, Аргут, прорываясь сквозь горные теснины образует чрезвычайно красивый каскад порогов Карагемский прорыв.

В долине Катуни видны следы аккумулятивной деятельности рек в виде многочисленных террасовых ступеней, самые высокие из которых, близ села Иня, поднимаются над урезом реки более чем на 200 м.

 

Голубые озера

Одно из чудес Республики Алтай - «голубые озера», расположенные на территории Чемальского района, на левом берегу Катуни.

Они появились около 25 тысяч лет назад, до этого на территории Алтайских гор располагалось Курайское море.

Сейчас «Глаза Катуни» представляют собой два или три (в зависимости от уровня воды в Катуни) небольших (общая площадь 400 квадратных метров) достаточно глубоких озера (до 17 метров).

Озёра имеют изумительный бирюзовый цвет.

Озера появляются осенью при малом уровне воды в Катуни и существуют озерами всю зиму. Озера питают родники, и вода в озерах подергивается ледком только при температуре воздуха ниже -30. В зимнее время температура воды в них около 9 градусов по Цельсию. Весной полноводная Катунь заполняет озера, которые становятся рукавом реки, огибающим небольшой остров. Вода в озерах изумительного бирюзового цвета. У маленького озера рядом с островом один берег составляет каменная глыба, уходящая обрывом вертикально вниз метра на два, здесь можно даже нырнуть. Наибольшая глубина озера — 8 метров.

 

Каракольские озера

Каракольские озера — это группа из семи живописных высокогорных озер, расположенных на западном склоне хребта Иолго, который является водоразделом рек Бия и Катунь. Это место, где берет начало речка Тура, впадающая в Каракол, который, в свою очередь, вливает свои воды в реку Элекмонар — приток Катуни. Расстояние до Каракольских озер от села Элекмонар — около 30 км. Автомобильной дороги до самых озер нет, на автотранспорте с высокой проходимостью часть пути можно проехать по каменистой дороге, идущей вдоль реки Элекмонар по живописному горному ущелью. Последние 5-7 километров — подъем в гору по тропе.

Каракольские озера имеют ледниково-тектоническое происхождение. Котловины озер расположены на ступенях гигантской каровой лестницы. Самое нижнее озеро находится на высоте около 1800 метров над уровнем моря, самое верхнее — почти 2100 м. Размер озер уменьшается с увеличением высоты, также как и температура воды в них. Самое большое озеро длиной 440 м и шириной 350 м имеет площадь около 12 га. Благодаря значительному перепаду высот, система Каракольских озер охватывает широкий спектр природно-климатических зон. Нижние озера окружены массивами горной кедровой тайги, выше уровня леса деревья уступают место альпийским лугам с широким разнообразием цветов, а для окрестностей небольших верхних озер характерен растительный и животный мир высокогорной тундры.

Озера соединены друг с другом ручьями и находятся друг от друга на расстояниях 300-800 метров. Совершить пешее восхождение от нижнего озера до верхнего можно за пару часов. Вода в озерах холодная и прозрачная, водной растительности практически нет, также как и рыбы, так что с рыбалкой там глухо. В районе Каракольских озер протекает много ручьев и речушек с красивыми водопадами.

С 1996 года комплекс Каракольских озер имеет статус Памятника Природы Горного Алтая с заповедно-рекреационным режимом посещения. Более того, в последние годы за этим даже начинают следить. Встать палаточным лагерем можно не везде, а только в отведенных для этого местах. Можно также разместиться на турбазе “Каракольские озера”, расположенной возле одного из нижних озер. К озерам организуются экскурсии с туристических комплексов Чемальского района, многие маршруты конных туров по отрогам хребта Иолго не обходятся без посещения этого озерного комплекса.

 

Описание маршрута

        

1 день 2 ноября: г. Новосибирск – г. Бийск – г. Горно-Алтайск, пробег за день 500 км.

Наверное, это одна из наших самых неопределенных поездок, до самого выезда не было понятно, сможем ли мы поехать или нет. Виной тому стал забарахливший стартер на машине, а на автомате с нерабочим стартером соваться куда-либо по меньшей мере не разумно, в отличии от механической коробки с толкача его не заведешь, если сломается совсем получив в итоге обездвиженное транспортное средство и много проблем в придачу к нему.

К тому же у нашего попутчика, с которым мы договаривались выезжать из города, тоже приключились проблемы с машиной – ступичные подшипники, поломка тоже что ни на есть самая серьезная, с которой в дорогу не поедешь, так и не смогли до выезда ему починить коня. Мы же успели найти и поставить контрактный стартер на нашу машину, сумели экстренно подготовиться и собраться к поездке, и в пятницу пришлось нам выдвигаться в дорогу одним.

Но не все так плохо, перед самым выездом найти компанию получилось среди Барнаульских велосипедистов, которые также на выходные собирались подняться на Каракольские озера двумя машинами: Деликой и Витарой, с минимальной подготовкой. С ними и договорились встретиться с утра на Алтае и вместе уже штурмовать озера.

Выехали из Новосибирска поздно, в восемь часов вечера, ужин устроили на границе Новосибирской области и Алтайского края – реке Чумыш. Подкрепившись рванули до Алтая, на ночлег встали недалего за Горно-Алтайском.

 

2 день 3 ноября: г. Горно-Алтайск –  г. Усть-Сема, пробег за день 50 км.

Проснулись также поздно, как и выехали J, ближе к обеду, зато в каком замечательном месте – на берегу Катуни! Созвонились с велосипедистами, оказывается, они тоже промешкались с утра и им еще ехать до нас час-полтора, договорившись о месте и времени встречи, собираем завтрак и устраиваем первую фотосессию в столь замечательном месте!

 

 

 

С ребятами встречаемся уже после обеда, около магазина в Манжерке, где они пополняют запасы провизии на предстоящий поход, мы же тем временем знакомимся с новой многочисленной компанией. Пытаемся наладить связь между рациями, но не получается – передача есть, приема нет. Приходится поделиться одной из раций с экипажем Делики, он будет связующим звеном между нами и Витарой, передавая информацию через себя.

Так как время уже много, штурм озер, чтобы не рубиться ночью, решаем оставить на завтрашний день, а пока светло провести время на великолепном осеннем Алтае, совершив прогулку по берегу Катуни через Камышлинский водопад и съездить на одно из самых очаровательных мест этого района – Голубые озера.

Доехав до Усть-Семы, высаживаем часть людей, которые дальше пойдут через Камышлинский водопад по берегу Катуни, мы же их заберем чуть выше по течению реки, сначала пригнав туда машины, потом выйдя к ним навстречу.

 

 

Прогулка по берегу получилась просто замечательная, красивые виды, живая река. После прогулки устраиваем небольшой перекус, в качестве общественного стола выступает капот нашей машины.

 

 

По дороге выявляется небольшая поломка – на Делике обрывает тросик газа, вынуждены остановиться и затратить некоторое время на ремонт. Вроде починились, но не на долго, вскоре тросик опять обрывает, на этот раз решаем использовать взятый с собой велосипед в качестве донора тросика для машины J. Получилось! Работает, не ломается J.

 

 

 

Однако тем временем уже темнеет и нам нужно спешить еще засветло добраться до Голубых озер, а ребятам еще и найти ночлег, мы же планируем ночевать на природе в машине.

В Аскате останавливаемся узнать про жилье, но безуспешно, решив больше не терять время пока еще светло, едем к озерам. Дорога проходит по лесу, и весьма непростая, так как встречаются глубокие колеи, да и множество развилок обязывает постоянно выбирать наиболее удачное направление движения.

 

 

Уже вечером, но еще засветло мы таки добираемся до этой жемчужины Алтая – Голубых озер. Действительно красиво, может, конечно, немного меньше красок, чем ранней осенью, но все равно безумно красиво! Ребята по телефону определяются с местом ночлега, мы же твердо решаем остаться здесь, чтобы утром при нормальном свете еще разок прогуляться по этому удивительному месту.

Попрощавшись с нашими новыми знакомыми до завтра, и договорившись о времени и месте встрече на завтрашнее утро в Элекмонаре, перед подъемом на Каракольские озера, располагаемся на приготовление ужина и отдых.

 

 

3 день 4 ноября: г. Усть-Сема – Каракольские озера, пробег за день 100 км.

С утра позавтракав, идем на утреннюю прогулку по Голубым озерам, конечно не без фотосессии. В обед встречаемся в Элекмонаре, заправляем машины под полные баки, и движемся в сторону Каракольских озер. Сначала дорога едет вдоль реки Элекмонар.  Дорога довольно сложная с глубокими колеями, с большими валунами на дороге которые приходится внимательно разглядывать и объезжать во избежание повреждения автомобиля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После дорога поднимается по реке Каракол. Начинают встречаться множество бродов, а временами и вовсе приходится двигаться прямо по руслу реки. Дополнительную сложность оказывает уже местами сформировавшийся лед, который сильно мешает выезду из бродов и который приходится разламывать и убирать мешающие проезду льдины с дороги.

 

 

 

Дальше начинается, пожалуй, самый трудный участок – крутой подъем по лесному массиву. На дороге множество камней, колеи от грузовой техники, сама дорога уже застыла, со снегом, очень скользкая. Приходится брать подъемы ходом. Чем выше, тем больше снега, самостоятельно тронуться уже становиться проблематично и приходится прибегать к помощи лебедки. Серьезных проблем также добавляют боковые уклоны и крены, на которых машину просто стаскивает с дороги в снег, из которого без лебедки на дорогу выбраться уже не представляется возможным.

Ехать пытались пока окончательно не стемнело, до самих озер не поднялись всего лишь каких-то несколько сотен метров – начался равнинный участок без леса, но с большим боковым уклоном, на котором машину стаскивает в сторону, разворачивает, а лебедиться уже как бы и не зачто. Поняв, что при таких условиях, за приемлемое время мы этот участок не осилим, становимся на ночлег, спустившись немного вниз до наиболее комфортного для стоянки места.

Здесь разводим костер, ставим жариться шашлычок, ну и конечно такой вечер не без коньячка! J

Ночью пошел снег…

 

4 день 5 ноября: Каракольские озера – г. Горно-Алтайск – г. Новосибирск, пробег за день 550 км.

К утру снега выпало с полметра, наши вчерашние следы уже еле различимы, а снег все валит и валит. Вот так за одну ночь на Алтай пришла настоящая зима. В таких условиях принимаем решение отказаться от прогулки до озер, к тому же все равно видимость практически никакая и врятли что получиться там увидеть. Принимает решение экстренно и как можно быстрее спускать вниз, пока дорогу и наши следы окончательно не завалило, понятно, что с каждой прошедшей минутой простоя наш путь вниз становиться все сложнее и сложнее.

 

 

 

 

 

 

Спустились за несколько часов, правда, немного сбившись с дороги, но все равно в итоге вышли на ту дорогу, по которой приехали. На душе уже спокойно, с этой точки мы точно выберемся до дома, готовим обед, ставим горячий чай и ждем остальных ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время уже вечер а нам еще предстоит пару часов тяжелой дороги до асфальта и потом несколько сотен километров до дома. На асфальт выбирается уже когда стемнело. Останавливаемся на ужин в кафе в Усть-Семе. Подкрепившись, в ночь отправляемся в путь в сторону дома.

Обстановка на трассе тоже не из простых: сильный гололед не дает расслабиться не на миг, постоянно держит в напряжении. Плюсом к этому плохая видимость в условиях метели, все это конечно сказывается на общую скорость передвижения, которая существенно падает, в сравнении с обычными условиями.

Домой приезжаем уже среди ночи, пару часов на сон, и нужно приступать к рабочим будням, но поездка и сказочный зимний Алтай останутся в память на долгое время…

 

Категорийные участки

 

Голубые озера

Лесная дорога с глубокими размокшими колеями. Из-за частого леса приходится выполнять сложные маневры рядом с растущими деревьями. Дополнительную сложность добавляет трудность ориентации в лесном массиве.

 

Каракольские озера

Дорога с глубокими колеями и большими камнями на проезжей части, которые приходится внимательно разглядывать и аккуратно объезжать.

Также по дороге встречается множество бродов, некоторые из них довольно глубокие с сильным течением. Дополнительную сложность в это время года обеспечивает застывшая вода, лед приходится прорубать, он также создает дополнительную трудность при выезде из брода на берег. Временами приходится двигаться на машинах прямо по руслу реки.

Подъем к озерам происходит в лесном массиве с очень большим уклоном и серьезными боковыми кренами, в таких условиях нужно быть предельно внимательным, ошибки могут обернуться трагедией. Поваленные деревья в случаях, когда через них нельзя проехать, приходится либо объезжать, либо распиливать и убирать с проезда.

За ночь перед спуском выпало до полуметра снега, в таких условиях препятствия в виде камней стало трудно разглядывать, даже свои вчерашние следы не было видно под свежим снегом, приходилось спускаться, что называется на ощупь. Также машину на скользкой дороге постоянно норовило куда-нибудь стащить, после чего приходилось предпринимать не малые усилия для ее высвобождения из засады.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Дополнительный запас топлива на борту

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 5 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации          

 

Гонный Алтай поздней осенью абсолютно не предсказуем, за одну ночь окружающая обстановка в горах может смениться с поздней осени до настоящей зимы. В таких условиях нужно быть готовым к подобным ситуациям, иметь транспортное средство с соответствующей подготовкой для различных погодных условий. Также необходимо иметь расширенный запас продуктов, так как в таких условиях выход с маршрута в срок может оказаться невозможным.

Движение по трассе в межсезонье перед зимой, также довольно сложное, дорога очень скользкая и скорость, требует максимальной концентрации как водителя так и штурмана, скорость передвижения в таких условиях существенно падает.

Первый снег на Алтае особенно красив, чувствуешь себя попавшим словно в какую-то зимнюю сказку, с которой никак не хочется расставаться.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru