Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



БАМ, озеро Байкал. 2005

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории восточной Сибири.

Протяженность маршрута – 9000 км.

Сроки проведения – 30 июля - 14 августа 2005

Продолжительность – 16 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Ачинск – г. Красноярск – г. Канск – г. Нижнеудиск – г. Тулун – г. Братск – г. Видим – г. Железногорск-Илимский – г. Усть-Кут – п. Звездный – п. Магистральный – г. Северобайкальск – с. Байкальское – г. Северобайкальск – п. Магистральный – п. Звездный – г. Усть-Кут – г. Железногорск-Илимский – г. Видим – г. Братск – г. Тулун – г. Иркутск – п. Листвянка – п. Слюдянка – г. Байкальск – г. Улан-Удэ – п. Турка – г. Баргузин – п. Турка – г. Улан-Удэ – г. Байкальск – п. Слюдянка – г. Иркутск – г. Тулун – г. Нижнеудинск – г. Канск – г. Красноярск – г. Ачинск – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Иванов Михаил Алексеевич

Штурман, повар

3

Матвеев Александр Александрович

Фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Красноярские столбы

Красноярские столбы - природный государственный заповедник, протянувшийся на 34 километра. Вся площадь заповедника составляет 4,7 тысяч гектаров в трех-четырех километрах от Красноярска на правом берегу Енисея в отрогах Восточных Саян.

Туристско-экскурсионный район Столбов составляет полторы тысяч гектаров. В уникальном природном заповеднике сохранено более 600 видов растений, 178 видов птиц, 50 видов животных и 20 видов рыб. Сами по себе Столбы - это потрясающие по красоте природные скальные образования неповторимой формы, расположенные в живописных таежных окраинах Красноярска.

 

Братское и Усть-Илимское водохранилища

Братское водохранилище — водоём, образованный на реке Ангара на территории Иркутской области [Первоначально водохранилище находилось и на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, упразднённого с 1 января 2008 года] в результате строительства Братской ГЭС, самое объёмное водохранилище мира.

Плотина на Братской ГЭС была построена в 1961 году, заполнение водохранилища закончилось в 1967 году. Площадь водной поверхности колеблется от 5426 км² до 5470 км², а объем достигает 169 км³. Средняя глубина — 31 м. [Данные из БСЭ]

Береговая линия изрезана (длина около 7400 км), в месте падения крупных рек (Ангара, Ока, Ия и др.) образовались длинные заливы. Ширина водохранища достигает 20 км.

На берегах расположены города Братск (по которому и получило название), Свирск, Усолье-Сибирское. Водохранилище широко используется для судоходства, рыболовства, сплава леса, водоснабжения.

Усть-Илимское водохранилище — водоем, образованный плотиной Усть-Илимской ГЭС на р. Ангаре. Заполнение началось в 1974. Площадь 1873 км², объём 59,4 км³, длина по р. Ангаре 300 км, по р. Илиму = 299 км, наибольшая ширина 12 км, средней глубиной 32 м, максимальной = 91 м. Уровень водохранилища колеблется в пределах 1,5 м, оно осуществляет сезонное регулирование стока.

 

БАМ

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Строительство основной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков — Северо-Муйский тоннель — был введён в эксплуатацию только в 2003 году.

 

Оз. Байкал

Почти в центре огромного материка Евразии в виде узкого голубого полумесяца находится озеро Байкал. В Байкальской горной области, окруженной со всех сторон высокими хребтами, он протянулся на 636 километров, шириною до 80 км, общей площадью – с Бельгию, с ее почти 10-миллионным населением, множеством городов и промышленных центров, шоссейных и железных дорог и т. п.

В Байкал впадает 336 постоянных рек и ручьев, при этом половину объема воды, поступающей в озеро, приносит Селенга. Из Байкала вытекает единственная река - Ангара.

Площадь водного зеркала озера – 31 470 квадратных километров. Максимальная глубина озера 1637 м, средняя - 730 м.

Для того, чтобы представить всю громадность водного тела Байкала, укажем, что реке Ангаре, ежегодно выносящей из озера 60,9 км3 воды, нужно 387 лет беспрерывной работы, чтобы осушить его чашу. При условии, конечно, что за это время в него не попадет и с его поверхности не испарится ни литра воды.

Несомненно то, что Байкал - самое глубокое озеро в мире, ближайший претендент на это звание, африканское озеро Таньганьика, отстает на целых 200 метров. На Байкале 30 островов, самый крупный - остров Ольхон.

 

Кругобайкальская железная дорога

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - один из наиболее впечатляющих участков Байкальского побережья. Здесь гений русских инженеров и рабочих, создали неповторимое творение сибирской природы, создали неповторимое творение, занимающее достойное место в списке ценностей мирового туризма.

Кругобайкальская железная дорога - особенная страница в биографии Транссибирской магистрали - самый красивый и загадочный уголок Восточно-Сибирской железной дороги. Кругобайкальская железная дорога является памятником федерального значения. Уникальность этого грандиозного сооружения заключается в том, что ни одна железная дорога в мире не обладает таким огромным количеством рукотворных объектов: 40 тоннелей, 16 галерей, 470 виадуков, мостов и водопропускных труб, около 280 подпорных стенок, и это не считая различных станционных построек, также являющихся памятниками архитектуры вековой давности. По Западному участку Кругобайкальской железной дороги транзитные поезда прекратили ездить в июле 1956 года. С тех пор эти 84 км представляют особый интерес для всех желающих увидеть чудо русской инженерной мысли и изумительный кусочек Байкала. Восточный участок от Слюдянки до Мысовой и сейчас является действующим участком Транссиба.

КБЖД сегодня называют тупиковую ветку Транссиба: Слюдянка 2 - Култук - Маритуй - Порт Байкал, протяженностью 84 км.

 

Баргузинский заповедник

Заповедник расположен на северо-восточном побережье оз. Байкал, занимая западные склоны центральной части Баргузинского хребта. С запада заповедник ограничен берегом Байкала и прилегающей трехкилометровой акваторией, на юге - примыкает к Забайкальскому национальному парку. Северная граница проходит в двух километрах южнее устья р. Шегнанда, а восточная - по главному гребню Баргузинского хребта. Протяженность территории по побережью Байкала около 100 км. Северная часть заповедника включает биосферный полигон, который по своему статусу соответствует буферной зоне международных биосферных резерватов. Площадь заповедника – 374 тыс. га, в том числе: 15 тыс. га – акватория оз. Байкал и 111 тыс. га – биосферный полигон.

 

 

Описание маршрута

        

1 день 30 июля: г. Новосибирск – Красноярские столбы – г.Красноярск, пробег за день 800 км.

По времени из Новосибирска до Красноярска получилось добраться весьма быстро по времени, дорога в большинстве случаев довольно хорошая и максимальная скорость доходила до 180 км/ч.

 

В полдень была часовая остановка на обед. А к концу дня мы уже добрались до г. Красноярска и нашли природный заповедник «Красноярские столбы». Проезд по самому заповеднику запрещен, поэтому до самих столбов пришлось идти пешком около 7 километров в гору, изрядно подустали так как торопились успеть увидеть чудо природы еще до заката.

 

 

                

 

Приехав на место парка «Красноярские столбы», дорогу нам перегородил шлагбаум, и дальнейшую часть пути нам пришлось преодолевать пешком. Дорога идет все время в гору на протяжении 6-7 километров. Столбы представляют из себя довольно крупные скалистые горы находящиеся, казалось бы, посреди равнинной местности. Настоящий Клондайк для Красноярских альпинистов, здесь неплохо можно попрактиковаться в скалолазании.

 

 

Перед обратной дорогой был удачно обнаружен родник с водой, солнце уже садилось и мы уталив жажду принялись к спуску, пора было возвращаться и искать место для ночлега. Выехали на федеральную трассу М53, миновали пост ДПС и неподалеку от него уже в потемках встали на ночлег в небольшом леску, как оказалось на утро, выбрали практически случайно очень удачное и красивое место, неподалеку было красивое озеро, картину с которым мы обнаружили только на утро следующего дня J

 

2 день 31 июля: г.Красноярск – г. Тулун – г. Братск, пробег за день 750 км.

Позавтракав, продолжаем путь, нас ждет город Братск. Снова бьем рекорды скорости, преодолели отметку в 193 км/ч. По дороге начинают встречаться военные объекты.


 

К обеду подъезжаем к Нижнеудинску. Обедаем в придорожном кафе, возле кафе стоит мотоцикл, по виду он тоже явно путешествует.

 

 

 

После Тулуна нам надо уйти с федеральной трассы Байкал и держать путь на БАМ. Дороги по-прежнему хорошие и позволяют нам держать высокий темп. Так к вечеру второго дня мы уже оказывается в Братске, на берегу Братского водохранилища. За непродолжительное время нашего путешествия мы уже успели соскучиться по воде, идем купаться. Не сказать, что берег чистый, сказывается непосредственная близость города, на берегу много мусора. После на закате начинаем готовить ужин, погода немного портиться и начинает накрапывать небольшой дождик.

 

  

 

3 день 1 августа: г. Братск – г. Железногорск-Илимский – п. Магистральный, пробег за день 490 км.

После завтрака в городе нам предстоит решить первую, вставшую перед нами проблему: у нас оказался неисправен газовый баллон, используемый для приготовления пищи, необходимо найти уплотнительное кольцо иначе мы не сможем готовить себе еду, задача оказывается не из простых. Спустя несколько часов поисков в незнакомом городе, мы наконец-то находим необходимую запасную часть и выезжаем из города. Проезжаем Братскую и  Усть-Илимскую гидроэлектростанции – это просто огромные сооружения, взгляд на них вызывает уважение к тем, кто создавал эти объекты. На стенах можно заметить «наскальные рисунки», выгравинные фигуры сохранющие память о тех кто строил эти объекты.

 

 

Но еще большими масштабами, конечно, обладает БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – ее без преувеличения можно называть стройка века. И именно сейчас, мы въезжаем на этот объект. Впереди нас ждет великая, масштабная, но так и недостроенная дорога. Железнодорожная ветка – одноколейная, функционирует, но поток железнодорожных составов весьма незначительный, в день проходят всего несколько поездов, рядом с железной дорого должна была быть и автомобильная, но достроить ее не успели.

 

 

 

Вся дорога по БАМу без покрытия, это либо в лучшем случае отсыпанная щебнем, в худшем просто разровненная грейдером глина. В дождливую погоду по такой дороге ехать очень тяжело. Местами дорога проходит вблизи гор, и для ее прокладки приходилось срезать склоны у прилегающих гор, во многих случаях дорога идет одноколейная видимо сказывается трудность прокладки. Словами трудно описать объемы работы, которую приходилось делать при прокладке БАМа, а это не просто какой-то участок, это сотни перелопаченных руками километров. Сомневаюсь, что кто-нибудь способен без восхищения вживую созерцать это «чудо света» созданное руками человека.

Вдоль дороги встречаются небольшие поселки, в которых до сих пор проживают те кто когда-то сам строил магистраль или потомки тех кто строил. Сейчас работы нет, и поселения находятся довольно в бедном и плачевном состоянии, как и люди, живущие в этих местах, на сегодняшний день они забыты и никому не нужны, хотя в свое время они самоотверженно, непокладая рук трудились на стройке, которую считалась гордостью всей страны. Наиболее крупные поселки это: Звездный и Магистральный.

 

 

Проехав более половины пути до Северобайкальска по дороге нагоняем тойоту RAV4, и только обогнав ее, пробиваем колесо. Пока производим замену, эта тойота нас догоняет и проезжает мимо. Заменив колесо и немного перекусив, продолжаем путь. В проезжаемых мимо поселка безуспешно пытаемся найти место где можем починить пробитую запаску, поиски так и не приносят успеха. Ближе к нашей конечной цели – город Северобайкальск, снова нагоняем злополучную тойоту и обогнав ее спустя некоторое время снова пробиваем колесо уже вторую запаску! Усе приехали, теперь менять нечем. Вновь наблюдаем проезжающих мимо нас попутчиков, принесших нам столько неудач. Остановив их, мы поинтересовались, нету ли у них случаем с собой колеса, которое мы можем использовать, машина у них совсем другая и ничем помочь они нам не могут. Советуют ехать оставшееся расстояние до города на ободе диска с небольшой скоростью, учитывая состояние дороги, эта идея мне кажется весьма сомнительной врятли диск доедет.

Время подходит к вечеру, у нас в запасе имеется еще автомобильная камера, но для ее установки нужно разбортовать колесо. До самой ночи пробуем выполнить эту задачу. Основная проблема отжать прикипевшую бескамерную резину от литого обода. В ход идет и кувалда, и пробуем отжимать с помощью домкрата подставляя его между машиной и резиной, но все без успешно. Когда уже совсем стемнело, решаем что «утро вечера мудреннее» готовимся к отдыху. Отгоняем машину как можно дальше на обочину вплотную к горе, ставим знак аварийной остановки. Пилот остается спать в машине. Миша и Саша уже в потемках устанавливают палатку недалеко от дороги.

Нам повезло!  Среди ночь я услышал звук приближающегося автомобиля и решил посмотреть кто проезжает мимо в надежде получить какую либо помощь. Мимо проезжал Камаз, увидев меня в машине, он остановился. Вышли, поздоровались, обрисовал сложившуюся ситуацию. Водитель Александр (дядя Саша) и его напарник вооружившись большой кувалдой и грузовыми монтажками принялись воевать с колесом. Даже, несмотря на такой серьезный инструмент, колесо сдаваться не хотело, со стороны было немного жаль литой диск, по которому долбили со всей мочи кувалдой и забивали в него монтажки. Силы были потрачены не зря, получилось разбортовать колесо и вставить в него имеющуюся камеру. В результате операции по спасению колеса не обошлось без жертв, напарник Александра повредил себе веко глаза отлетевшей монтажкой. Хочется сказать еще раз спасибо мужикам за оказанную помощь!

Немного пообщавшись. Рассказал им, что еду не один и что мои попутчики сейчас спят в палатке недалеко от дороги, на что получил ответ, что здесь много медведей и так делать не следовало. Уже на рассвете спасители продолжают свою путь, а я еду досыпать оставшиеся часы.

На утро, проснувшись, я делюсь хорошими новостями, а Саша и Миша в свою очередь рассказывают историю, произошедшую с ними ночь J

Поставив палатку и уснув. Ночью они просыпаются от шума приближающегося поезда, прожектор ярко освещает всю палатку. Мгновенный шок! Палатка на рельсах?! Спустя мгновение состав проносится мимо, совсем рядом с палаткой, как выяснилось на утро, действительно палатка стояла буквально в нескольких десятках сантиметров от железнодорожного полотна! Вот такой вот занимательный опыт, перед установкой ночлега, неплохо бы осмотреться по сторонам J

 

4 день 2 августа: п. Магистральный – г. Северобайкальск, пробег за день 100 км.

Немного отъехав от места ночлега, состояние дороги ухудшилось, появились большие булыжники. И в правду вчерашний вариант, с тем чтобы добираться до ближайшего населенного пункта на ободе диска без покрышки, успехом бы врятли бы увенчался, а вот обод бы пришел в негодность абсолютно точно.

Горы постепенно растут, доехав до Давана замечаем в одной из гор, туннель с буквой «М» как будто метро, посмеялись, по фотографировались, но тут же со стороны заинтересовавшего нас объекта появился человек в военной форме и начал нам указывать на то, чтобы мы быстро ехали с этого места, противица мы не стали и удалились. Предположение у нас было только одно что это какой-то военный объект, причем довольно секретный, если наше присутствие вызвало стол большую озабоченность.

 

 

Едем дальше, до севера Байкала нам остается совсем ничего, но вдруг навстречу видим приближающийся УАЗик, который настойчиво моргает нам фарами. Снижаем скорость, УАЗик идет практически на таран и перегораживает нам путь. С УАЗик быстро выпрыгивают двое военных с автоматами, подбегают к нашей машине с двух сторон, открывают передние двери и просят выйти из машины и предъявить документы. Саша сидит на заднем сиденье, где стекла тонированы и его сразу не замечают, но после того как один из солдат заглядывает в машину, Саши тоже приходится покинуть автомобиль.

Нам объясняют, что мы произвели съемку секретного военного объекта, да да того самого от которого нас чуть раньше отогнали, видимо передали по своим каналам связи и произвели наше задержание. Рассказывают о суровости нарушения и его последствиях. Пытаемся как-то договориться со старшим, он настаивает на полном уничтожении всех наших фото и видео материалов. Пытаемся объяснить как дороги для нас эти фотографии, человек идет нам на встречу, и мы удаляем материал выборочно. Расквитавшись с фотоаппаратом, переходим к камере, но тут возникает незадача, батарея в камере совсем села и работать она не может. Выхода нет, отдаем имеющиеся у нас видеокассеты сотрудникам, договариваемся с ними, что по приезду в Северобайкальск мы зарядим камеру и повторно встретимся с ними на въезде в город. Конечно, были некоторые переживания за оставленный видео материал, но, зная обязательность и человечность местного населения, была уверенность в том, что встретиться все же получится.

Добравшись до города, первым делом ищем место, где можно зарядить камеру. Нашли городской вокзал, где и произвели зарядку. Возвращается на въезд в город, где дожидаемся военных. Приезжают они очень пунктуально как договаривались, чистим «лишнее» видео. Теперь мы свободны! Мы на севере озера Байкал! Едем на пляж отдыхать!

 

 

 

 

Вдоволь накупавшись, решаем доехать до самой северной точки озера Байкал, докуда есть дорога. На выезде из города, на посту ДПС вышел небольшой конфликт с сотрудниками ГАИ, остановив нашу машину, я вышел из машины в том в чем был одет после купания – то есть в одних плавках, это каким-то образом оскорбило представителей власти, сначала они потребовали привести свой внешний в вид в соответствии с ихним J, потом решили досмотреть всю машину, после того как они попросили выложить все вещи из багажника, выполнять данное поручение, я отказался, вещей было много и заниматься разгрузкой/погрузкой мне совсем не хотелось, предложил им самим выполнить эту задачу, им видимо тоже не особо хотелось заниматься этим и нас отпустили.

На самом деле ситуация следующая: изначально у нас было желание вернуться по восточному берегу Байкала на юг, но прошедший участок БАМа значительно потрепал наш автомобиль, а дорога даже изначально предполагалась значительно сложнее чем была до сего момента, а места еще более безлюдные. Попробовав, свернув с дороги, проехали некоторое расстояние и поняли что задача эта нам не под силу, рисковать в одну машину за несколько тысяч километров от дома мы не решились. Возвращаться обратно по той же дороге на не хотелось, и все уже видели, и опять же потреплем машину. Второй вариант переплыть озеро на катере или барже, но после того как нашли порт и узнали цену на данную услугу, дешевле 30000 рублей никто браться за эту авантюру не хотел и этот вариант тоже отпал. Придется возвращаться той же дорогой, резину мы потрепали с нашими проколами и боковыми порезами основательно, только сейчас стало ясно, что надо было поднимать давление в колесах значительно выше штатного, тогда, по крайней мере, боковых порезов можно было бы избежать. Пытаемся найти в городе похожую по характеристикам резину, но поиски успехом не увенчаются, приходится брать то, что есть, перебортовываемся и едем искать место сегодняшнего нашего ночлега. Уточняем информацию, про сероводородные источники и пытаемся их найти. Задача оказывается не из простых и много времени уходит на поиск дороги, несколько раз останавливаем встречные автомобили, уточняя у них, путь движения, несколько раз возвращаемся, благо время у нас имеется и, в конце концов, поиски приносят успех! Целебный источник найден! Вернее тут их два: один – цивильный, курортный, с домиками для отдыха и прочими благами цивилизации – он нас не интересует, нам интересен второй – дикий.

 

 

Дикий источник оказывается весьма благоустроенным, мы даже сначала думаем остаться именно здесь на ночлег, но крупные оводы невероятных размеров и в столь же невероятном количестве, со своими жгучими укусами вносят корректировки в наши планы.

Источник состоит из нескольких ванн, наполняемых из родников. Все они разного размера, разной температуры и глубины. Не рекомендуется находится в воде более 15 минут, при постоянном посещении сероводородных ванн, это время можно увеличивать.

Накупавшись, возвращаемся к машине, на завтра у нас запланирована полудневка, все немного устали хочется немного отдохнуть на Байкале, прежде чем возвращаться.

 

5 день 3 августа: г. Северобайкальск – с. Байкальское, пробег за день 70 км.

Сегодня у нас запланирован вальяжный день, мы отдыхаем. Только выехав из города, перед нами с высока, открывается замечательный вид на озеро Байкал.

 

 

 

 

 

Дальше едем до села Байкальское, здесь находим райское место для отдыха, ужина и сна на берегу с видом на необитаемый остров. Готовим себе еде, проводим технический осмотр машины, завтра нам предстоит путь обратно по БАМу.

 

 

6 день 4 августа:с. Байкальское – г.Северобайкальск – г.Видим, пробег за день 550 км.

Осмотрев север Байкала, теперь мы собрались покорять его юг. Планы амбициозные, надеемся за день пройти 1500 км вплоть до Иркутска. Но планам было не суждено сбыться, ближе к вечеру совсем немного не доехав до Братска, уходим с трассы в кювет, попутно валя попадающиеся на пути деревья. Как потом скажут местные, из нас вышли бы неплохие работники по расчистке леса.

В общем, едем себе едем по асфальту и не сказать что и скорость большая, так под соточку, может чуток поболее, в переде левый поворот, казалось бы, не предвещающий ни какой опасности. Заходим в поворот, и тут бац вам вторая смена, прям на дуге поворота, покрытие с асфальтового сменяется на гравийное, ну далее занос на скорости под сотку, пытаемся удержать машину и снизить скорость, поветляли по гравийной дороге, но из ритмического заноса выбраться опыта не хватило. Говорю «ща вылетим», между каменными скалами справа и лесистым обрывом слева, для вылета выбирается второй вариант, и после этих слов уходим с дороги в бездну. Результат:

Вид со стороны:

 

 

Вид сзади:

 

 

Приземлились мягко J. Сами не пострадали, ни ссадин, не ушибов. Из салона видно помявшийся капот, становится понятно, что машинке все же досталось, и так просто мы не отделаемся. Принюхиваемся, чувствуем запах бензина – не к добру. Эвакуируемся – двери не открываются – заклинило. Опускаем переднее стекло и выбираемся на свободу. Осматриваем машину на предмет течи топлива. Оказывается, разорвало канистру с бензином в багажнике. Переливаем топливо в бак, оно нам еще понадобиться J. Расслабляемся, пытаясь осознать ситуацию. Машина в кювете, дорога вверху, до дома пару тысяч верст, не весело. После приведения мыслей в порядок, немного прибераемся и пытаемся найти помощь тех, кто бы нас мог вытащить с кювета, лежим мы действительно низко. Пытаемся останавливать идущих по трассе грузовиков, вскоре, сначала было не заинтересовавшийся голосующим водитель грузовика наровил проехать мимо, но после характерного жеста рукой указывающего на причину голосования остановился и готов был помочь. Удивляется, почему мы стоим «мордой» в одну сторону, хотя ехали в другую J.

Думаем, как вытаскивать машину, очень сильный боковой крен. Цепляем трос с грузовика за фаркоп, дружно придерживаем машину от переворота и потихоньку вытаскиваем ее на дорогу, даже грузовику эта задача оказывается не из простых, но оканчивается успехом. Тут же пробуем завести. Ура! Заводится! Уже хорошо. Но не едет, это плохо. Решив не задерживать спасителей, благодарим их и отпускаем. Еще раз спасибо вам ребята за эвакуацию.

 

Общие повреждения:

 

 

Более детальный осмотр выявил следующие повреждения: по мимо кузовных элементов как то: фара, поворотник, передний бампер, решетка радиатора, капот, порог, две двери, задняя стойка и стекло задней двери, все это нам ехать не мешает, но еще имеется повреждения в области внутренней гранаты, сначала мы думали на коробку, было визуально видно, что все масло из коробки ушло и мы думали что разбили корпус коробки передач, это означало, что сами мы ехать никак не может, только на буксире. Еще одно повреждение это лопнувший «краб», благо у нас он имелся в запасе, и мы его заменили, без него даже движение на буксире было бы под большим вопросом. Также досталось передней подвески с правой стороны, колесо гуляет, стучит, но двигаться вроде можно.

Место катастрофы:

 

 

 

 

Следует обратить внимание на какой высоте нам удалось содрать с деревьев кору, и сколько деревьев мы забодали. Вылетев с трассы, более тонкие деревья мы просто переломили, долетели до того дерева которое смогло нас задержать, уперлись в него бампером, далее машину развернуло против часовой стрелки и она задней дверью ударилось о рядом стоящее дерево и как на лифте спустилась с трехметровой высоты на землю.

 

Предательский поворот:

 

 

Впоследствии, долго размышляя над причинами выхода с трассы и возможных действиях, которые, могли бы предотвратить аварию, были сделаны следующие выводы:

– разные типы резины на разных осях автомобиля, значительно ухудшают прогнозируемость его поведения, до момента аварии было несколько небольших заносов, следовало уделить этому большее внимание

– накопившаяся усталость, также сыграла свою роль, доли секунды потерянные в реакции могли бы предотвратить аварийную ситуацию, а ведь мы хотели сделать остановку и отдохнуть

– не хватило опыта управления автомобилем в критической ситуации, после возвращения домой я отходил на курсы контр-аварийного и экстремального вождения, на сегодняшний день с уверенностью могу сказать, что в подобной ситуации теперь бы мог совладать с железным конем

– сама коварность поворота, где на дуге поворота резко меняется покрытие, конечно, преподносит неплохой сюрприз, если бы гравий начался до или после поворота, то мы бы даже ничего не почувствовали

 

Руками разворачиваем машину в направление Братска, и снова начинам ловить попутчиков, которые бы нас утянули до какого либо СТО, где можно было бы продефектоскопировать повреждения и поставить машину на ход. Местные нам рекомендуют возвращаться назад, мотивируя, что так будет немного ближе, но наши души рвутся ближе к дому! На сей раз, тратим гораздо больше времени на поиски людей готовых нас отбуксировать и только уже поздним вечером, нас соглашаются сопроводить до ближайшего населенного пункта. Все уставшие, нервы немного потрепаны, настроение упавшее, наша ближайшая цель теперь – город Братск, о дальнейшем путешествии пока даже не думаем. Ложимся спать до раннего утра, водитель в машине, пассажиры – в палатке неподалеку. Завтра будем пытаться добраться до Братска.

 

7 день 5 августа: г. Видим – г. Братск, пробег за день 100 км.

Утро нас не радует, тратим несколько часов на поиск буксира. Ближе к обеду, небольшой грузовичок соглашается нас выручить. Спасибо!

Тяжело ехать на буксире длительные расстояния, быстро устаешь, устают глаза, начинаются глюки. Так, ехав на буксире, увидел впереди мост с колоннами и очень долго пытался попасть между этих колонн, как оказалось колоннами были колеса грузовичка, а мостом его борт. Вот так! Вот она усталость.

Только к вечеру добираемся до Братска, ищем СТО. Все уже закрыто, решаем отложить ремонт до утра, отблагодарив, прощаемся с буксиром на въезде в город, СТО у нас прям под боком, мы даже можем сами на него завтра заехать под горочку J.

Больше событий в этот день у нас не было, мы, наконец, в цивилизации, становится спокойнее.

 

8 день 6 августа: г.Братск – г.Тулун – г.Иркутск – п.Листвянка, пробег за день 550 км.

С самого утра, с момента открытия СТО, начинаем ремонтироваться. Нашим ремонтом на сто занимается паренек, которого зовут Денис (прошу прощения, если запамятовал), СТОшники называют «Буратино», видимо это слово приклеилось за ним, за его доброту дыши и бескорыстность. Как позже выяснилось очень толковый и неравнодушный человек. Огромнейшее спасибо за всю проделанную работу! Мы доехали!

По кузову нам повезло, отделались только внешними элементами, силовая структура кузова не пострадала. С коробкой передач нам тоже повезло, оказывается, просто из нее вырвало привод. В итоге, опустошая близ лежащий магазин авто запчастей, и пару раз бегая по соседним. Помогая мастерам, по мере возможности своими силами, в машине меняется вся передняя правая часть подвески, меняется привод в сборе, ось привода просто согнуло от удара. Помимо расколотого на месте аварии краба, у нас оказывается вырванной резьба, к которой он крепится на кузове, конечно, она нарезается по новой, но доверия не внушает, мастер гарантирует только очень аккуратную дорогу до Новосибирска.

Ремонт затягивается на несколько часов. После которых, мы наконец то выезжаем из бокса своим ходом, финансы начинают петь романсы, но главное мы опять на колесах!. Нужно еще сделать развал/схождение, но не найдя его решаем отложить эту процедуру потом. И выдвигаемся с города, сначала на пляж, где умываемся, приводим в порядок машину для дальнейшей дороги, ужинаем, а после едем в сторону федеральной трассы М53, на Тулун.

Мы еще не знаем, куда поведет нас дальнейшая дорога, все зависит от состояния машины. За время поездки до Тулуна никаких сюрпризов автомобиль нам не преподнес. Стоя на развилке в Тулуне, мы демократично голосуем за наш дальнейший путь: 300 километров на лево – там юг Байкала, либо 1500 на право – домой. Игорь и Саша – Байкал, Миша – Новосибирск. Решено – путешествие продолжается.

Проезжаем Иркутск, ближе к ночи ищем место для стоянки в поселке Листвянка.

 

9 день 7 августа: п.Листвянка–ст.Байкал–ст.Култук–п.Листвянка, пробег за день 0 км.

Этот день посвящаем кругобайкальской железной дороги. Думаем, как оставить машину с разбитым стеклом: в итоге подгоняем ее стороной, где разбито стекло вплотную к стене, чтобы между стеной и машиной нельзя было протиснуться и со спокойной совестью отправляемся на экскурсионную программу. С утра на пароме переправляемся через Ангару и садимся в экскурсионный поезд.

Поезд очень аккуратный, по дороге через динамики рассказывается об истории строительства и достопримечательностях железной дороги, по которой мы движемся. Поезд идет не спеша, по дороге действительно множество инженерных сооружений: туннелей, мостов, стенок, защищающих железную дорогу от обвалов камней с гор, дорога местами одноколейная, местами есть вторая колея, но давно неиспользуемая, в ней на сегодняшний день нет необходимости, по данному пути ходят на сегодняшний день два поезда экскурсионный и местный, разъезжаются они на станциях.

По пути следования поезд делает несколько остановок, можно выйти прогуляться, походить по окрестностям.

Двигаясь на поезде учитывая его скорость, мы понимаем, что доехать до конечной п. Слюдянка и вернуться назад мы никак не успеваем, бросать машину на ночь, да еще и без стекол, желания тоже нету, интересуемся у проводницы как нам лучше поступить. Нам советуют выйти на станции Култук и пересесть на местный поезд, следующий в обратном направлении не без смысленно именуемый «Мотаня», к тому же большинство достопримечательностей кругобайкальской железной дороги, со слов проводника, находятся именно до станции Култук. Помимо основной задача «Мотании» – возить местных, билет в ней стоит гораздо дешевле, этот поезд используется как продуктовый, развозит продукты по деревням находящимся вдоль железнодорожного пути, торговля ведется прям с вагона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Послушав совета, мы сходим на станции Култук, и дожидаемся Мотани. Мотаня представляет из себя, старый поезд с парой пассажирских вагонов, опять же довольно древних и нескольких продуктовых вагонов, с которых собственно и ведется торговля. По скорости поезд идет даже чуть быстрее экскурсионного.

Вернувшись на станцию Байкал, удивляемся тому, что оказывается последний паром ушел за 15 минут до приезда поезда – идеальное расписание! Появляется перспектива ночевать на улице под открытым небом, наша машина располагается на противоположном берегу, вещей никаких мы с собой не брали. По счастливой случайности с нами в поезде приехала девушка, у которой есть знакомые на противоположном берегу, они собственно организовали для нас катер, естественно не за бесплатно, пришлось скинуться, но это лучше чем ночевать на улице. Благополучно переплываем Ангару, навстречу с нашей машинкой.

 

 

 

 

10 день 8 августа: п.Листвянка – г. Иркутск – п. Слюдянка – г. Улан-Удэ, пробег за день 500 км.

День начался с запланированного посещения байкальского музея-дельфинария, где можно увидеть чучела некоторых животных и живых нерп (байкальских тюленей) плавающих в огромных аквариумах.

 

 

 

Посетив дельфинарий, прощаемся с Иркутском и отправляемся на восточное побережье в сторону Улан-Удэ, где нас ждет местный друг Баиров Алексей.

Проезжаем серпантинные перевалы в районе Култука, с которых открывается неплохой вид на озеро.

 

 

 

Только к позднему вечеру въезжаем в город, нас встречает Алексей. Небольшая экскурсия по городу, заодно с трудом в столь позднее время находим место, где можно посидеть, пообщаться и отведать местных национальных поз (по-нашему это манты, только в них меньше лука и мясо рубленное). Позже размещаемся на ночлег, за все время поездки мы уже успели немного соскучиться по благам цивилизации: душу, мягкой постели…

 

 

 

11 день 9 августа: г. Улан-Удэ – п. Турка – п. Баргузин, пробег за день 200 км.

С утра более подробно рассматриваем достопримечательности города, а также находим, где наконец-то нам можно сделать развал-схождение, с самого Братска мы так, и не смогли выполнить эту задачу. В Улан-Удэ находится самая большая голова вождя мирового пролетариата товарища Ленина, она действительно огромна, монумент возвышается на десяток метров. Также в городе немало красивых зданий представляющих исторический и национальный интересы.

 

  

 

 

 

  

 

Перед выездом из города, еще рас наслаждаемся местными позами в национальном ресторане.

 

 

 

По дороге проезжаем поселок Турка и решив искупаться пробираемся ближе к берегу. Берег встречает нас просто фантастически райским  морским пейзажем, с настоящим морским прибоем на песчаном береге. Здесь мы хорошо провели время и не менее хорошо отдохнули, а энергетика этого места восстановила наши силы.

 

 

 

 

К вечеру подъезжаем к полуострову Святой нос, и на паромной переправе переплавляемся на сам полуостров, немного прокатившись по песчаным дорогам полуострова, с множеством луж после прошедших дождей, решаем отложить дорогу на Чивыркуйский залив до завтрашнего дня.

 

12 день 10 августа: Баргузинский заповедник и Чивыркуский залив, пробег за день 150 км.

Въезжаем в особо охраняемую заповедную зону и держим путь на Чивыркуйский залив, одной из достопримечательностей которого является богатая флора и фауна. Первое что бросается в глаза – здесь очень много птиц.

 

 

   

 

   

 

  

 

 

На паром мы опоздали, ночуем на острове, с утра надо уже возвращаться домой.

 

13 день 11 августа: п. Баргузин – г. Улан-Удэ – г. Иркутск, пробег за день 650 км.

С утра, буквально спустя несколько минут после переправы и нескольких километров от поселка Баргузин, нас ждет малоприятный сюрприз. Немного отъехав от поселка, на ухабистой дороге, замечаем странные шоркающие звуки из под переднего колеса, останавливаемся для выяснения причины. Ситуация не из хороших: из кузова автомобиля вырвало краб с тягой удерживающей колесо. Денис, производивший ремонт в Братске указывал нам на это повреждение, впрочем, он честно сказал, что до Новосибирска мы доедем, но по прямой, думаю, он даже не предполагал, что на машине после серьезного ДТП мы еще поедем покорять южное и восточное побережье Байкала. С такой неисправностью до ближайшего крупного населенного пункта мы доехать не сможем, даже с очень маленькой скоростью. Болты крепящие краб к кузову мы естественно потеряли, становится абсолютно понятно что необходим ремонт, а самое главное эти самые болты. Но не все так плохо как кажется, случись бы эта поломка на полуострове, проблем бы было куда больше.

Оставив экипаж, водитель отправляется назад пешком в поселок для выяснения ситуации с возможностью поиска необходимых деталей, в паре автомагазинов имеющихся на весь поселок нужных вещей не оказывается. В поселке был найден человек, у которого во дворе стояло несколько неисправных автомашин, включая и ВАЗ 2109, который можно было использовать как донора, пообщавшись, договорились о заимствовании болтов, правда вывернуть их удалось с большим трудом, сказывается уличное хранение. Поблагодарив человека за нужные детали, вновь пешком возвращаюсь к машине, это несколько километров и пешие прогулки уже начинают утомлять, но с обратной дорогой повезло больше – удалось поймать попутку. Доехав до машины, пробуем закрепить краб, сначала даже кажется, что это удается, но проехав буквально несколько метров его снова вырывает, становится понятно что необходим более серьезный ремонт. Благо уже известно местно где его могут оказать J Снова возвращаемся в поселок, к тому же человеку у которого выкручивали болты, но его уже не оказывается дома, приходится некоторое время ждать. Дожидаемся, объясняем ситуацию, он охотно соглашается нам помочь, в гараже имеется все необходимое оборудование. Нарезаем в кузове резьбу под более крупные болты, сами болты тоже изготавливаем на месте при помощи токарного станка, этот гараж – практически минизавод. Ремонт завершили быстро, благодарим как можем хозяина, и его сына за оказанную помощь, так необходимую нам, и уже более аккуратно продолжаем возвращение домой, ясно что запас прочности автомобиля мы уже изрядно выбрали, время поджимает и уже не хочется лишний раз рисковать какими бы то не было поломками.

Проезжаем уже знакомые нам места по побережью Байкала

 

 

 

В слюдянке нас ждет очередной сюрприз: пропадает зарядка аккумуляторной батареи. По дороге мы еще хотели заехать в поселок Аршан, от куда открывается очень хороший вид на Саяны. Но это около сотни километров в одну сторону и с неисправной системой зарядки мы даже если и доедем до Аршана вернуться от туда до Иркутска уж точно не сможем, очень жаль, но приходится прощаться с этой частью маршрута.

Запаса аккумулятора хватает тика в тику до Иркутска, въехав в город, мы буквально на последних электронах вкатываемся к первому же электрику. Он меняет нам регулятор напряжения в сборе с щеточным узлом. Отремонтировавшись, выезжаем из города. По планам нам еще очень хотелось прокатиться по острову Ольхон, но отсутствие времени и самое главное финансовой возможности, непредвиденные ремонты существенно высосали наши средства, заставляют оставить самое вкусное, на другой путешествие.

 

14 день 12 августа: г. Иркутск – г. Ачинск, пробег за день 1150 км.

Проехав некомфортный участок дороги от Тулуна до Канска, миновав Красноярск, снова начинаются проблемы с генератором. Дотянуть до Ачинска у нас не получается, встаем на трассе, начинам ловить попутки. Как все знакомо J На сей раз помочь оказывается Котовым кемеровский водитель на Камазе, сам он с Новосибирска, земляк. Дотянув нас до Ачинска, извиняется, что не может тянуть дальше, ему нужно идти по графику, а скорость с машиной на хвосте существенно меньше и мы у него и так уже отняли много времени, которое ему теперь придется наверстывать. В очередной раз благодарим доброго человека. Обратившись на СТО на въезде в город Ачинск, с прискорбием узнаем, что за имеющиеся у нас в наличии средства нам не могут оказать помощь. Вариантов у нас несколько: 1 – купить новый генератор, но средств у нас не останется даже на бензин, 2 – купить новый аккумулятор и попробовать на нем дотянуть как можно ближе к дому, но проблема та же что и в первом случае, 3 – искать попутки, которые согласятся тянуть нас еще около семиста километров в сторону дома или хотя бы до Кемерово, где уже можно будет получить помощь с Новосибирска, 4 – сразу просить помощь из дома. Посовещавшись, предварительно останавливаемся на третьем варианте.

Пробуем ловить попутки с просьбой эвакуации автомобиля до Новосибирска, но быстро понимаем безнадежность этого варианта. Меняем просьбу на предложение отбуксировать машину хотя бы на противоположный выезд из города в сторону Новосибирска, там больше концентрация нужных нам попуток Ловим буксиры. Останавливается местный на легковом автомобиле. С желанием пробует разобраться в проблемах нашего авто, в конце концов ничего не получается и он буксирует нас на выезд из города. Снова пробуем найти буксир в сторону дома, но опять безрезультатно. Время уже к ночи, понятно что ночью буксир мы тем более не найдем, принимаем решение звонить домой за помощью, к утру она должна к нам подоспеть.

Созваниваюсь с отцом, объясняю ситуацию, рассказываю где мы находимся, конечно же, он собирается и почти сразу выезжает к нам на помощь на Ниве. Мы тем временем ложимся отсыпаться, настроение у нас за сегодняшний день несколько подпортилось и эмоциональное напряжение оказывает дикую усталость на весь организм.

 

15 день 13 августа: г. Ачинск – г. Мариинск, пробег за день 200 км.

К обеду спаситель еще не приехал, связи с отцом тоже нет, так как его сотовый не подключен к роумингу. Нам остается только ждать. Нива машина не быстроходная, к тому же, как потом выяснится при встрече, тоже были некоторые технические проблемы, и для того чтобы не рисковать отец ехал с наиболее комфортной для автомобиля скоростью. Пообедав на последние деньки булочками из ближайшего супермаркета, пытаемся немного поспать перед предстоящей дорогой, все равно делать больше ничего не остается. Уже поздно вечером, дремля, замечаю боковым зрением, пронесшуюся мимо Ниву, в сумерках нас не углядели, но остановились не далеко. С отцом приехала и мама. Быстро побеседовав, решаем сразу выезжать обратно.

Меняем на машинах аккумуляторы, наш совсем севший и Нива с него завестись не может. Заводим ее с толкача пятнашкой. Далее по дороге, по мере разрядки батареи на нашей машине, Нива своим исправным генератором заряжает другую батарею, так и движемся, производя регулярные смены батарей. Сами едем на габаритах, включая свет только в крайних случаях и при проезде постов ГИБДД.

К полуночи при подъезде к Мариинску усталость берет свое, начинает клонить в сон,  задние габаритные огни Нивы слепят уставшие глаза, бороться со сном организму становится уже абсолютно не под силам. Поймав обочину, немного повиляв по дороге и стабилизировав машину, решаем больше не рисковать, один раз мы уже за это путешествие прогулялись с трассы, повторять этот фокус, больше пока желания нет, принимаем решение съехать с дороги и немного поспать.

 

16 день 14 августа: г. Мариинск – г. Новосибирск, пробег за день 500 км.

Отоспавшись, с рассветом, едем последние километры до дома, к обеду наше путешествие заканчивается в родном городе. Все сложности и неприятности ,повстречавшиеся нам на пути вскоре забудутся, в памяти останется только удивительная чистейшая природа Байкала, спокойствие и нетронутость тамошних мест, широкодушие и бескорыстность местного населения. Оставшиеся не увиденными Аршан и Ольхон, еще несколько лет будут с невообразимой силой тянуть к себе.

 

Категорийные участки

 

БАМ

Автомобильная дорога вдоль байкало-амурской магистрали на момент путешествия оставалась в недостроенном состоянии. Твердое покрытие отсутствовало, дорога представляет из себя либо глиняные насыпи, либо каменистые участки возникшие в результате срезания горной породы на уклоне. Очень ухабистая, местами гребенка. Глиняные участки после выпадения осадков превращаются практически в непреодолимые препятствия для легковых автомобилей. Движения по БАМу очень редкое, за сутки можно лишь встретить несколько проезжающих машин, скорее это будут местные грузовики.

Состояние дороги определяет низкую скорость передвижения и оказывает существенную нагрузка на трансмиссию и подвеску автомобиля. Скалистый и каменистый грунт может легко разрезать покрышку автомобиля.

 

Баргузинский заповедник

Дорога представляет собой малонакатанную грунтовку, к тому же мы попали в период дождей, и дорога местами была залита водой. Приходилось преодолевать довольно глубокие для легкового автомобиля броды. Заповедник является незаселенной местностью, при путешествии по нему рассчитывать можно только на свои силы, поддержку из вне получить будет весьма проблематично.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недель, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Дополнительный запас топлива, обеспечивающий пробег без дозаправки в пределах 700 км.

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 7 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Поскольку это было первое мое путешествия на автомобиле на столь длинные дистанции, определенно были сделаны выводы, касающиеся планирования и проведения будущих походов, требований к экипировки, как участников поездки, так и транспортного средства.

При движении по БАМу в условиях скалистого грунта и отсутствия населенных пунктов на длительном расстоянии необходимо иметь как минимум два запасных колеса. Для минимизации вероятности боковых порезов покрышек острыми гранями камней желательно увеличить давление в колесах.

При установки на автомобиль покрышек с разными характеристиками (рисунком протектора), необходимо корректировать дальнейшую скорость и темп передвижения с изменившимися характеристиками транспортного средства.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru