Район похода
Поход
совершён по территории Новосибирской, Кемеровской областей и Алтайского края.
Протяженность
маршрута – 1000 км.
Сроки
проведения – 6-9 мая 2016
Продолжительность
– 4 дня
Схема маршрута

Нитка маршрута
г.
Новосибирск – с. Лебедево – с. Журавлево – с. Красное – г. Урск – г. Гурьевск –
п. Бачатский – д. Старобачаты – г. Белово – г. Ленинск-Кузнецкий – с. Панфилово
– г. Крапивинский – п. Зелоногорский – г.
Крапивинский – г. Ленинск-Кузнецкий – г. Белово – п. Бачатский – д. Старобачаты
– п. Бачатский – г. Салаир – с. Залесово – д. Пещерка – с. Гуниха – д. Малая
Томна – п. Маслянино – г. Черепаново – г. Искитим – г. Новосибирск
Участники и экипажи
1. Средство передвижения – Subaru Leone
№
|
Ф.И.О.
|
Обязанности в коллективе
|
1
|
Ситников
Игорь Викторович
|
Руководитель,
водитель, механик
|
2
|
Ситникова
Анна Михайловна
|
Штурман,
врач, повар, фото-видео оператор
|
3
|
Ситникова
Алиса Игоревна
|
Турист
|
4
|
Ситников
Евгений Игоревич
|
Турист
|
2. Средство передвижения – Subaru
Leone
№
|
Ф.И.О.
|
Обязанности в коллективе
|
1
|
Гаруст
Юрий Владимирович
|
Водитель,
механик
|
3. Средство передвижения – Honda CR-V
№
|
Ф.И.О.
|
Обязанности в коллективе
|
1
|
Ромашкин
Владимир
|
Водитель
|
2
|
Иванов
Михаил Алексеевич
|
Штурман
|
Общие сведения о районе похода
Сибирский
авто-мото фестиваль имени Игоря Куликова
Ставший уже традиционным, авто-мото фестиваль имени Игоря
Куликова ежегодно кочует по Западной Сибири и собирает для соревнований,
общения и обмена опытом участников с многих регионов России и Казахстана.
Первый Фестиваль состоялся в мае 2005 года в Искитимской
районе НСО. Став ежегодным, Фестиваль путешествовал по разным городам Западной
Сибири и проводился в Кемерово, Омске, Томске, селе Краснозерское и в Алтайском
крае.
Сибирский авто-мото фестиваль является любительским, комбинированным
соревнованием, целями и задачами которого являются пропаганда и развитие
военно-прикладных технических видов спорта, спортивного туризма,
совершенствование мастерства вождения транспортных средств, укрепление духа
спортивной состязательности, пропаганда здорового образа жизни и экологическое
воспитание. Статус Фестиваля – официальное, открытое, любительское
соревнование.
Каждый год на Фестиваль приезжают множество экипажей
участников из таких городов, как: Новосибирск, Томск, Омск, Тюмень, Курган,
Барнаул, Бийск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск и других. Кроме
этого, в последние несколько лет в соревнованиях Фестиваля принимают участие
спортсмены из Казахстана.
Программа Фестиваля включает в себя различные любительские
соревнования по авто-мото спорту, в которых может принять участие любой
желающий при соответствии его транспортного средства техническим требованиям,
изложенным в регламентах соревнований; многочисленные конкурсы для участников и
гостей Фестиваля; развлекательные конкурсы для детей; вечерний концерт и
дискотеку.
В этом году у Фестиваля появляется новый статус, цели и
задачи. Теперь это официальные спортивные соревнования всероссийского уровня.
Участники соревнований на одной площадке смогут выполнить спортивные нормативы
от 3 спортивного разряда до Мастера Спорта России.
Одновременно с Чемпионатом Сибирского федерального округа пройдет
Чемпионат Кемеровской области и Чемпионат Беловского района. Во внедорожных
соревнованиях могут принять участие все желающие – опытные спортсмены и
начинающие.
Проведение подобных мероприятий благотворно влияет на
воспитание подрастающего поколения, способствует росту заинтересованности
молодежи техническими видами спорта, активным и здоровым образом жизни.
Крапивинская
ГЭС
Идея
строительства Крапивинского гидроузла под Томском была оформлена в 1968
постановлением Совмина СССР. Строительные работы начались в 1975.
В 1989, на
волне протестного экологического движения, поддержанного широкими слоями
населения, строительство гидроузла было остановлено. В 1993 это решение было
закреплено актом Государственной экологической экспертизы. К этому времени
готовность сооружений гидроузла составляла 60-70% (до пуска первых
энергетических агрегатов оставалось не более 2,5 лет.), в ложе водохранилища
было вырублено 42 тыс. га леса, переселено более 3000 чел. из 20 сел. Гидроузел
был просто брошен, консервации сооружений не проводилось.
В последующие
годы состояние сооружений гидроузла ухудшалось. Оборудование частично
разворовано. Неоднократно поднимался вопрос о достройке гидроузла. Но
дальнейшая судьба гидроузла не определена до сих пор.
Планируемая
мощность ГЭС - 300 МВт, среднегодовая выработка - 1,89 млрд кВт·ч. В здании ГЭС
должно быть установлено 3 гидроагрегата мощностью по 100 МВт, работающих при
напоре 45 м. Возможно увеличение мощности ГЭС до 375 МВт, среднегодовой
выработки до 2,5 млрд кВт/ч при напоре 58 м. Высота насыпной плотины - 52 м.
Напорные сооружения ГЭС должны были образовать крупное Крапивинское
водохранилище объёмом 11,7 куб. км.
Для строительства
гидроузла и водохранилища был построен поселок (существует до сих пор).
Водопад
«Пещерка»
"Пещерский"
водопад расположен недалеко от села Пещерка. Водопад имеет рукотворное
происхождение и своим появлением обязан прокладке автотрассы Алтай — Кузбасс.
Тогда-то в ходе взрывных работ для добычи гравия и щебня, использовавшихся при
отсыпке дороги, и возникла нынешняя районная достопримечательность. Высота
водопада порядка 10 метров, ширина в летнее время года составляет порядка 5, а
весной — 10 м. По своей живописности, пещерский водопад если и уступает своим
горно-алтайским собратьям, то не намного. Отличительной чертой его является то,
что он относительно теплый. Связано это с тем, что его питает пруд,
образовавшийся в результате затопления в ходе карьерных работ долины реки.
Летом вода в нём достаточно хорошо прогревается. Поэтому температура воды в
водопаде — весьма комфортная. Впечатляет и окружающий ландшафт.
Ниже водопада
русло реки резко сужается, а берега становятся достаточно высокими и отвесными.
Все это создает такое впечатление, будто находишься в своеобразном каньоне.
Усиливает эффект окружающая реку черневая тайга, травы, выше человеческого
роста и полифония красок произрастающих здесь цветов. В пруду водится много
рыбы (карп, карась, сазан, линь, щука), что привлекает в эту местность
любителей рыбной ловли. Однако необходимо иметь ввиду, что рыбалка на пруду —
платная. Относительно недавно появилась здесь и некоторая инфраструктура,
включая возможность переночевать в деревянных домиках, которые сдаются в
аренду, попариться в бане. Гостям турбазы, решившим искупаться в пруду, следует
учитывать, что он достаточно глубокий (от 3 до 14 метров). Так что следует
проявлять осторожность, особенно неопытным пловцам. К минусам здешнего отдыха
можно отнести большое количество кровососущих насекомых, так что приезжающим
гостям следует запастись соответствующими мазями и репеллентами.
Описание маршрута
1 день 6 мая: г. Новосибирск – с. Журавлево
– г. Урск – г. Гурьевск – д. Старобачаты, пробег за день 290 км.
Так как 6 мая
день рабочий, а регистрация участников фестиваля и начало стартов намечалось на
завтра уже с самого утра, то единого старта как такового из Новосибирска
назначено не было. Кого не держала работа поехали в обед, часть людей поехала
после работы в 19:00, часть выдвинулась еще позже и догоняла. Мы сами к
назначенным семи часам не успели и из города выехали только в восемь вечера.
Когда выезжали из города по рации услышали своих коллег из клуба Off Road Master, у них возникли
некоторые технические проблемы – на одной из машин еще в городе срезало рулевой
вал, убедившись в том, что помощь ребятам не нужна и они сами справятся с ликвидацией
поломки, поехали по трассе в надежде что успеем догнать основную колонну,
стартовавшую в семь, в районе Журавлево, где они собирались подкрепиться, но
планы планами, а реальность внесла свои коррективы, по дороге перед кафе
встретили Гриднева Сергея «Скромного», бортовой номер 11, у которого на его
Крузамоге (автомобиль с кузовом Toyota Land Cruiser
80 на шасси Mersedes-Benz Unimog) возникла проблема с
охлаждением двигателя, антифриз выкипал и приходилось постоянно останавливаться
и подливать свежей водички дабы не перегреть двигатель. В результате наша
скорость движения по трассе упала до 50, максимум до 80 км/ч, похоронив все
надежды догнать впереди идущих, ночь обещала быть длинной J.
Проехав село
Красное свернули с трассы на прямое направление на Гурьевск, тем временем на
улице уже полностью стемнело. В районе города Урск, немного сбились с пути,
вернее хотели срезать и проехать прямой дорогой, но она привела в тупик. Нас
встретил заросший лес, конечно теоритически можно было взять его штурмом, но
ночное трофи на этот раз было не самой целью, поэтому решили, что быстрее будет
развернуться и найти другую более проезжабельную дорогу, ведь завтра выходить
на старт и хотелось еще хоть немного, но поспать перед предстоящими
состязаниями.
До лагеря
фестиваля добрались лишь глубокой ночью, прошли необходимую регистрацию, нас
встретили товарищи одноклубники и проводили на нашу поляну, хоть ее не пришлось
искать впотьмах. Быстро расставили палатки и пошли отдыхать.
2 день 7 мая: д. Старобачаты – г. Ленинск-Кузнецкий
– г. Крапивинский – п. Зеленогорский, пробег за день 185 км.
С утра была
небольшая неразбериха с регистрацией и допуском на трассы. Но к обеду мы таки
вышли на участок трофи-ориентирования. Надо сказать, что трасса была совсем не
из простых, нам удалось найти только две точки из 10, причем на машинах
максимум, что было взято – 6, остальное было уделом квадроциклистов.
К четырем
часам дня начал накрапывать дождик кабы намекая, что пора выбираться с трассы,
а то здесь можно прилипнуть и на долго. Выбрались до замечательной поляны на
берегу местной реки, где устроили себе хороший полноценный обед. Подкрепившись,
поехали в лагерь дождаться своих товарищей с более экстремальной трассы,
приехали они довольно уставшие и от дальнейшей экскурсионной программы
отказались. Мы же двумя машинами двинули с фестивальной поляны в сторону
Ленинск-Кузнецкого и далее на Крапивинский гидроузел, на недостроенную
заброшенную гидро-электро станцию на реке Томь.
Дорога
оказалась весьма хорошей, лишь последние километры после поселка Зеленогорский
оказались весьма подубитой бетонкой, со встречающимися ямами различной глубины
и калибра. Но в целом почти две сотни километров пролетели быстро и еще
засветло мы добрались к намеченной цели – Крапивинской ГЭС, с первого взгляда
сооружение поражало своим величием и масштабностью.
Здесь нас
ждала незабываемая по остроте ощущений прогулка по тридцатисантиметровому
швеллеру плотины на высоте более чем полсотни метров над землей или над водой,
с потрясающим обзором окружающих окрестностей, с видом на реку с высоты
птичьего полета.









Излазив всю
плотину вдоль и поперек, после прогулки когда уже начинало смеркаться и мы
спустились к подножью плотины, где решили встать на ночлег, а завтра с самого
утра стартовать в обратную дорогу, чтобы успеть на фестиваль к началу программы
соревнований в личном зачете. На берегу реки нашли душевное место, раздобыли
дровишек для костра, обустроили лагерь, приготовили пищу и прекрасно провели
оставшийся вечер.
3 день 8 мая: п. Зеленогорский – г. Ленинск-Кузнецкий
– г. Белово – д. Старобачаты, пробег за день 185 км.
Встав рано
утром с рассветом, быстро и оперативно собрались, ведь терять время нам было
просто нельзя, нужно было успевать вернуться на фестивальную поляну к началу
программы спортивных мероприятий. Однако не отказали себе в удовольствии
съездить на другой берег, куда вчера ходили пешком по самой плотине, а также
посетили Калашное болото расположенное чуть дальше походу движения и с чистой
совестью двинулись в обратную дорогу. Не смогли и устоять и от местной
достопримечательности – детских городков в поселке Зеленогорский, сделанных
видимо жителями собственноручно из подручных материалов, по крайней мере,
раньше нам ничего подобного видеть не представлялось возможным.






Сделав
последнюю остановку для фотосессии перед стелой при въезде в поселок, на всех
парусах мчим на фестивальную поляну.

Успеваем в
аккурат во время, при подъезде к поляне в радиостанцию становится слышно, что
движуха и суматоха в лагере вот-вот началась! Быстро заявляемся на трассы и
успешно откатываем приготовленную для нас программу.




К большому
сожалению, награждение мы пропустили, так как из-за внезапно испортившейся
погоды и начавшегося дождя его перенесли на пораньше от намеченного ранее срока,
но видимо всех предупредить так и не смогли. Сегодняшний вечер отличался
меньшей комфортностью, постоянно лил дождь, поэтому спать легли довольно рано.
4 день 9 мая: д. Старобачаты – г. Салаир – с. Залесово – п. Маслянино – г. Новосибирск,
пробег за день 340 км.
Ночью дождь
сменился снегом и утром нас встретила настоящая зима! Палатки были просто
завалены снегом, кругом был только белоснежный ковер из свежего снега!



Быстро
позавтракали и также быстро собрались в дорогу домой. Возвращаться было принято
решение по Алтае-Кузбасской трассе через водопад Пещерка с выходом на
Маслянино. Дорожка обещала быть веселой: весенние полевые дороги предвещали
достойное продолжение фестивальной программы в последний выходной день.
Через город
Салаир вышли на довольно хорошую и незагруженную трассу до села Залесово,
недалеко от которого находится очень живописный рукотворный Пещерский водопад,
ни в чем не уступающий по красоте и величию своим алтайским коллегам.



А далее нас
ждала веселая короткая дорожка с Алтайского края в Новосибирскую область.
Сначала были раскисшие полевые дороги, потом они дополнились веселыми лужицами
разного размера и глубины, начался лес и уже под конец дороги, на последнем
довольно крутом и затяжном спуске, когда можно сказать до цивилизации
оставались считанные метры, мы угодили в очень хорошую промоину, из которой
впоследствии выковыривались часа полтора, даже умудрились порвать кевларовый
трос на лебедке.











Оказавшись на
свободе, прежде всего, отметили это дело стаканом чая и небольшим перекусом.
Впереди нас ждал еще один небольшой, но коварный брод с глинистыми берегами,
который мы успешно преодолели и дальше до самого Новосибирска, нас сопровождала
дорога без приключений. Приехали еще засветло, остановились за постом ДПС при
въезде в город, поделились последними впечатлениями о прошедших выходных,
попрощались и отправились уже каждый по своим домам разгружаться и готовиться к
трудовым будням.
Категорийные участки
Дорога: село Красное – город Гурьевск
При съезде с
междугородней трассы возле сале Красное на прямое направление на город
Гурьевск, минуя проезд города Ленинск-Кузнецкий, движение происходило по
небольшим грунтовым и полевым дорогам в ночное время. Множество направлений
иногда вызывало трудности с ориентированием на местности, очень выручало
наличие спутниковой навигации, однако даже она иногда не спасала, когда дорога,
в конце концов, упиралась в тупиковые направления и приходилось разворачиваться
и искать другие пути проезда.
Крапивинская ГЭС и урочище Калашное
болото
После поселка
Зеленогорский путь к Крапивинской ГЭС проходит по ненаселенной старой разбитой
бетонной дороге изобилующей различными ямами, ближе к самой ГЭС дорога и вовсе
становится щебеночной. Если продолжить движение дальше, то приходится двигаться
уже по урочищу Калашное болото по грунтовой дороге в окружении леса и
многочисленных болот по сторонам от дороги.
Дорога: село Залесово – поселок
Маслянино
Прямые дороги
из Заринского района Алтайского края в Новосибирскую область на село Маслянино,
минуя федеральную трассу М52, проходят по полям, что вызывает определенные
трудности при навигации по ним. Также в условиях весны, все полевые дороги
размыты и представляют собой просто грязное месиво чернозема с лужами различного
размера и глубины; движение по которым иногда бывает весьма проблематичным.
Редкие деревья, лишь иногда попадающиеся в полях, существенно ограничивают
возможности использования лебедки для самовытаскивания автомобиля, так как
цеплять трос зачастую оказывается просто не за что. На спусках и подъемах не
редки глубокие промоины, зачастую просто не возможные для преодоления и
вынуждающие искать пути объезда, в то время как в условиях леса движение
требует определенной осторожности, так как существует довольно большая
вероятность повредить автомобиль при маневрировании в габаритных местах между
стволами деревьев. Отсутствующие мосты на некоторых реках требуют для их
преодоления движения прямо вброд.
Оснащение
Экипажи и транспортные средства
были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели,
по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.
Подготовка транспортных средств:
– Увеличен дорожный просвет автомобиля
– Уязвимые места и детали
трансмиссии дополнительно защищены
– Автомобиль укомплектован
расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации
практически всех возможных случаев поломок
– Имеется спутниковая навигация
Подготовка экипажей:
– Запас продуктов и воды для приготовления
пищи, включая сухой паек, на 4 дня автономного пребывания
– Личное бивуачное снаряжение
– Набор карт местности
Выводы и рекомендации
На этот раз
нам, спустя десять лет с момента проведения II-го фестиваля в 2006 году, удалось полноценно поучаствовать в
программе ежегодного уже XII-го
сибирского авто-мото фестиваля имени Игоря Куликова, основателя новосибирского
клуба экстремальных путешествий Off Road Master и куратора становления целого внедорожного направления
образовавшегося по всей Сибири.
После ночной
заброски на место проведения мероприятий, в первый день соревнований после
проезда трассы трофи-ориентирования, мы решили прикоснуться к истории, посетив
одну из заброшенных строек века – Крапивинский гидроузел, который произвел на
нас неизгладимое впечатление своей мощью и масштабностью.
Вернувшись на
второй день на фестивальную поляну, приняли участие в программе соревнований уже
в личном зачете.
По окончанию
фестиваля возвращались домой «короткой», но живописной дорогой через Алтайский
край и Маслянинский район НСО. По пути посетили одну из местных
достопримечательностей – рукотворный водопад «Пещерка», ни в чем не уступающий
по своей красоте и величию другим алтайским водопадам. При движении в сторону
дома нам пришлось успешно преодолеть несколько довольно серьезных препятствий,
подготовленных нам природой и весенней погодой, была и дорога изобилующая
грязью с многочисленными лужами, и преодоление промоин разрушивших дороги, и
движение вброд по рекам с отсутствующими мостами.
В
целом поездка получилось весьма насыщенной и событийной. Сопровождающая погода
побаловала нас всеми временами года: и жаркими летним солнцем, и дождливыми
весенними денечками, и пасмурной осенью и даже выпавшим с утра свежим зимним
снегом.