Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Тропа Тюнгур-Иня. 2008

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории республики Алтай.

Протяженность маршрута – 1500 км.

Сроки проведения – 11-13 июля 2008

Продолжительность – 3 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Барнаул – г. Горно-Алтайск – с. Иня – с. Инегень – р. Кахнахта – с. Инегень – с. Иня – г. Горно-Алтайск – г. Барнаул – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, врач

3

Клещенок Михаил Сергеевич

Вело-механик

4

Минаева Марина Александровна

Фотооператор

 

Общие сведения о районе похода

 

Тропа «Тюнгур-Иня»

Тропа Тюнгур-Иня, известная так же как "Катуньская тропа", много лет считается классикой российского мототуризма. Прорубленная на десятки километров в скале над бушующей Катунью, тропа использовалась в советское время в качестве скотогонного пути из Монголии. В некоторых местах сохранились укрепленные обрывы и выложенные из камней перила.

После второй мировой, пленные немцы под руководством некоего инженера рубили в 30-60-градусном склоне, так называемую "копанную дорогу" на высоте примерно 300 метров над уровнем реки, чтобы соединить Чуйский тракт и Усть-Коксинский район автомобильным сообщением. Однако госкомиссия приняла решение расстрелять инженера руководившего стройкой, поскольку "копанная дорога" даже сразу после постройки была слишком экстремальна для движения автомобилей.

С тех пор прошло 60 лет. Рубленные полки над бурлящими порогами Катуни местами обвалились, а "копанная дорога" осыпалась так, что сейчас пригодна лишь для коней.

Были проекты сделать из тропы автодорогу и ее даже успели нанести на автомобильные атласы. Но эти планы не сбылись. Многие заезжие автомобилисты зарились на "короткий" путь от Чуйского тракта до Тюнгура, но тщетно…

Тюнгур - стартовая точка для большинства покорителей горы Белуха (4506м - высочайшая точка горного Алтая), от Тюнгура стартуют водные маршруты по сложнейшим порогам Катунской трубы. Тропа Тюнгур-Иня считается маршрутом высшей категории сложности для вело и мото туристов. Этот маршрут хорошо известен и любим туристами со всей России и Европы, и не зря. Эти места по праву считаются одними из самых живописных на Алтае.

 

Описание маршрута

        

0 день: подготовка

Особо следует отметить подготовку к данной поезде. Задача требующая разрешения следующая: имеется 4 велосипедиста естественно с четырьмя велосипедами и одна машина ВАЗ 2115, требуется доставить всех велосипедистов за 750 километров от Новосибирска и через два дня вернуть их обратно в город. Трудно представляя упаковку автомобиля при таком багаже, прорабатываем различные варианты: пробуем найти еще одного человека с машиной, который бы за наш счет съездил на пару дней на Алтай, отвез бы часть команды, подождал нас и вернул обратно домой. В этом случае также бы решалась проблема с оставлением нашей «пятнашкой», так как если мы поедем одни, то придется бросать машину в довольно неблагополучном районе Алтая. Попутно пытаемся решить вопрос с местом, где можно будет разместиться и которое находится как можно ближе к точке нашего старта. Стопроцентно подходящее для нас местечко – это спортивный комплекс на Семинском перевале, но далековато по расстоянию почти 150 километров до точки старта, фатальный расклад для велосипедиста, время прибытия на точку старта почти целый день – при таком раскладе однозначно не успеваем. Если будет вторая машина, то проблему решить удастся – часть велосипедистов загрузится в машину, а часть могла бы ехать на буксире, при таком движении и время бы эти 150 километров заняли не так много и силы бы остались сэкономленными. Второе место это поселок Тюнгур, с другой стороны тропы. Но при этом варианте смущает тот факт, что расстояние до него больше чем до Ини, да и дорога похуже, плюс ко всему этому и находится он в пограничной зоне. То есть нужно либо делать заранее документы на пропуск в пограничную зону, либо опять таки терять его при оформлении на месте, в любом случае, на отдых перед маршрутом у нас совсем не останется времени, и этот вариант соответственно отпадает.

К моменту выезда из Новосибирска, вторую машину мы так и не нашли. Вариант остается один грузиться всем в легковушку и ехать до талово, то есть до последнего более-менее населенного пункта, коим является село Иня и там уже выбирать место, где лучше будет оставить машину, чтобы к нашему возвращению она осталась в целости и сохранности.

За несколько дней перед выездом тренируемся в загрузке автомобиля: нужно чтобы и вещи все вошли и велосипеды и четыре человека! Велосипеды естественно разбираем и ищем наиболее подходящие места в автомобиле для различных частей велосипедов. В принципе вроде получилось: четыре человека и четыре велосипеда в машине!

 

 

 

Правда в момент тренировок повреждаем два из четырех велосипедов: у одного отламываем клипсу, которая держит петуха, на втором оказывается, запутана цепь, которую после нескольких часов попыток мы так и не сумели распутать, так и не поняв, как она могла так перевернуться.

Но для устранения неисправностей время у нас есть. Хорошо, что все это случается дома при подготовке, а не по приезду на маршрут почти за тысячу километров от дома. Учитывая совершенные ошибки, ремонтируем поврежденную технику, докупаем запасные части для велосипедов, а при следующей загрузке связываем цепи с рамой во избежание их запутывания.

 

1 день  11 июля: г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск – c. Иня, пробег за день 750 км.

Из Новосибирска выехали после рабочего дня, в шесть часов вечера. По нашему плану тропу «Тюнгур-Иня» мы должны были пройти за один световой день, планы конечно амбициозные, особенно учитывая тот факт, что опыта в велосипедных путешествиях у нас совсем практически нет. Это около сотни километров – неплохая дистанция для дневного пробега даже для опытных велосипедистов.

По нашему плану прибыть в село Иня хотябы к двум часам ночи, чтобы хоть немного выспаться перед велосипедной частью маршрута, а выезжать на маршрут нам нужно было рано, так как маршрут предполагался очень длительный и сложный. Но как мы не торопились, время нас опережало, в районе Усть-Семы мы были только за полночь, в Иню приехали ближе к рассвету. На наше счастье в селе оказалась гостиница, в которой можно остановиться и оставить машину под присмотром. Спать легли только к четырем часа утра L.

 

  

 

2 день 12 июля: с. Иня – с. Инегень – р. Казнахта – с. Иня, пробег за день 70 км.

Планируемый подъем с шести утра перенесся на восемь, а по факту получился в девять, плюсом к тому, час на сборку велосипедов. В общем, время уже 10 часов, солнце высоко, а мы еще в Ине L.

Движемся несколько километров по федеральной трассе, но теперь уже на велосипедах, после сворачиваем на право и после довольно крутого и затяжного спуска перебираемся на другой берег Катуни по навесному мосту.

 

 

 

Дорога до Инегеня проходит вдоль берега Катуни.

 

 

 

На право пойдешь… на лево пойдешь… мы идем прямо

 

 

 

Осторожно! Чистый воздух окрыляет…

 

 

 

После крутого и очень затяжного спуска, по которому было очень приятно катиться вниз, но также не приятно на обратном пути будет забираться наверх, оказывается в деревне Инегень. Предупрежденные о неприветливом отношении местного населения ко всяческим туристам, поселок проходим ходом. За поселком пополняем запасы питьевой воды и выходим непосредственно на знаменитую тропу «Тюнгур-Иня».

Видимо немного неправильно выбрав направление, оказываемся на вершине громадной горы. Перед нами почти отвесный спуск на десятки, если не сотни метров вниз. В низу протекает небольшая река, пытаемся по картам определить, что это за речушка, ведь двигаться мы должны вдоль могучей Катуни. Как потом выясняется, мы находимся на столько высоко, что отсюда Катунь кажется всего лишь небольшой речушкой, выдает ее конечно же неповторимый бирюзовый цвет воды. Решаем не терять время на возвращение назад, и начинаем опасный спуск.

 

  

 

Не обходится и без падений:

 

 

 

Спустившись примерно на половину, взору открывается следующий вид, становится понятно, что под нами именно Катунь

 

 

 

Осознав этот факт, радуемся как дети, что теперь хоть представляем, где находимся J

 

 

 

 

 

Тропа проходим прямо по краю пропасти

 

 

 

 

 

 

 

Небольшая передышка на фотосесию…

 

 

 

 

 

Мост на тропе, построенный новосибирскими автоэкстремалами Off Road Master в 2006 году при прохождении этой тропы впервые на автомобилях.

 

 

 

Дальше тропа спускается в высокогорные луга

 

 

 

Местами на тропе еще сохранилась, отсыпка, уберегающая от срыва в пропасть

 

 

 

Доехав до перевала ведущего к броду реки Казнахта, оцениваем время и принимаем решение. Варианта два: первый – биться до Тюнгура, там искать какой-либо ночлег, а на следующий день рано с утра возвращаться в Иню на маршрутках или попутках за автомобилем, либо второй – возвращаться назад в Иню на велосипедах. Большинством голосов принимаем второй вариант. Немного отдышавшись и перекусив, начинаем возвращение…

К Инегени уже подъезжаем когда начинает смеркаться, да еще и жизнь усложнил начавшийся дождик, стало прохладно, дорога скользкая, с пути опять сбились и пришлось лезти по оврагам. Саму Инегень обходим краем, дабы не попасться местным жителям, за Инегенью нас ждет просто дикий подъем в гору.

 

 

 

Впрочем, Мишке он покоряется, он единственный из нас кто сумел заехать в него.

Подъемчик нас вымотал и на его вершине приходится устроить небольшой привал для восстановления сил.

В Иню приезжаем уже вечером, закупаемся продуктами в местном магазине и идем в нашу гостиницу отдыхать.

 

3 день 13 июля: с. Иня – г. Горно-Алтайск – г. Новосибирск, пробег за день 750 км.

После вчерашнего трудного дня, решили отоспаться и особо не торопиться до дома. У нас впереди целый день, поэтому спешить особо некуда.

По дороге делаем остановку на Чике-тамане.

 

 

 

 

 

С самого села Иня, ищем место, где можно было искупаться, раньше неплохое местечко было недалеко от самой Ини, перед перевалом Чике-Таман, где Катунь отходит от трассы, но его откупили очередные хозяева, растаскивающие Алтай по частям, вход теперь на частную собственность невозможен, пришлось ехать так и не освежившись за Усть-Сему.

 

 

 

Не все, а точнее только Игорь, решились искупаться в холодных водах горной Катуни. Под Бийском делаем еще одну остановку на бывших котлованах, на которых сейчас располагается пляж «Бирюзовая Катунь», место неплохое, чистое, вода прозрачное, народу правда довольно много, несмотря на плату за посещение этого места, сказывается непосредственная близость города.

Заезжаем к Мишиным родителям в Бийск, очень вкусно ужинаем и к ночи добираемся без происшествий до дома.

 

Категорийные участки

 

Тропа «Тюнгур-Иня»

Тропа представляет собой узкую тропинку, проходящую вдоль берега Катуни по крутому склону, местами на высоте нескольких сотен метров над рекой. На тропе встречаются несколько сложных горных перевалов, также требуется преодолевать несколько бродов.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до трех дней.

 

Подготовка транспортного средства:

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 3 дней автономного пребывания

– Набор карт местности и легенда маршрута

 

Выводы и рекомендации          

 

Это был наш первый вело-маршрут за пределами Новосибирска. Поэтому в данной поезде было приобретено много нового опыта касательно будущих вело-маршрутов, это и загрузка транспортно средства, и велосипедная экипировка и новые требования к расчету времени.

К сожалению, время в этой поездки как то пролетало у нас с неимоверной скорость и на машине ехали гораздо дольше запланировано, да и на велосипедах тоже не укладывались в график, поэтому у не взяли весь намеченный маршрут, хотя надеялись на это до последнего. Но, даже учитывая наши несбывшиеся планы, поездка все равно понравилась, да с трудно себе даже представить, как может, не понравится время проведенной в неописуемой по красоте краях Алтая.

А тропу придется добивать в следующий раз J.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru