Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео

Кавказ - Тропами горцев между морей. 2021

Район похода

 

Поход совершён по территории Северного Кавказа.

Протяженность маршрута – 12800 км.

Сроки проведения – 5 - 27 июня 2021

Продолжительность – 23 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Омск – г. Ишим – г. Челябинск – г. Уфа – г. Сызрань – г. Саратов – г. Волгоград – г. Элиста – г. Махачкала – г. Дербент – г. Кумух – п. Хунзах – г. Грозный – г. Владикавказ – г. Нальчик – г. Пятигорск – г. Кисловодск – г. Карачаевск – Эльбрус – г. Домбай – г. Архыз – г. Туапсе – г. Краснодар – г. Ростов-на-Дону – г. Волгоград – г. Саратов – г. Самара – г. Уфа – г. Челябинск – г. Ишим – г. Омск – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – Subaru Leone

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Главный штурман, врач, видеооператор

3

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман, фотограф

4

Ситников Евгений Игоревич

Турист

5

Ситникова Алина Игоревна

Турист

 

График движения

 

5 июня 1400км г. Новосибирск – г. Омск – г. Ишим – г. Курган

6 июня 1500км г. Курган – г. Челябинск – г. Уфа – г. Сызрань – г. Балаково

7 июня 1500км г. Балаково – г. Саратов – г. Волгоград – г. Элиста – г. Махачкала

8 июня 200км г. Махачкала – г. Дербент

9 июня 500км г. Дербент – г. Кумух – г. Гуниб – п. Хунзах – г. Кизилюрт

10 июня 400км г. Кизилюрт – г. Грозный – г. Владикавказ – г. Мизур – г. Алагир

11 июня 400км г. Алагир – с. Чикола – п. Стур-Дигора – с. Верхняя Балкария – п. Безенги

12 июня 300км п. Безенги – с. Бабугент – г. Нальчик – п. Булунгу – г. Былым

13 июня 300км п. Былым – г. Тырныауз – п. Терскол – г. Баксан – г. Нальчик – г. Баксан

14 июня 300км г. Баксан – п. Былым – г. Тырныауз – п. Терскол – г. Баксан – д. Малка

15 июня 200км д. Малка – п. Хабаз – д. Кичмалка – д. Хасаут – Бермамыт

16 июня 200км Бермамыт – г. Учкекен – г. Кисловодск – п. Кичи-Балык – Джилы-Су

17 июня 250км Джилы-Су – п. Верхняя Мара – г. Карачаевск – с. Теберда – п. Домбай

18 июня 50км п. Домбай – Алибек – п. Домбай – Чучхурский водопад – п. Домбай

19 июня 400км п. Домбай – г. Карачаевск – п. Эльбрусский – п. Хурзук – с. Архыз

20 июня 400км с. Архыз – д. Зеленчукская – д. Лесо-Кяфар – г. Псебай – д. Даховская

21 июня 50км д. Даховская – п. Мезмай

22 июня 250км п. Мезмай – п. Гуамка – г. Апшеронск – г. Туапсе – п. Джубга

23 июня 0км п. Джубга

24 июня 900км п. Джубга – г. Краснодар – г. Ростов-на-Дону – г. Волгоград

25 июня 1100км г. Волгоград – г. Саратов – г. Самара – г. Октябрьский

26 июня 1200км г. Октябрьский – г. Уфа – г. Челябинск – г. Курган – г. Ишим

27 июня 1000км г. Ишим – г. Омск – г. Новосибирск

 

Общие сведения о районе похода

 

Северный Кавказ

Северный Кавказ — это сочетание равнинных и горных ландшафтов, влажных субтропиков и сухих степей. Большего разнообразия природы в нашей стране нет.

Северный Кавказ — это самая южная часть российской территории. По гребням Главного (или Водораздельного) Кавказского хребта проходит граница Российской Федерации со странами Закавказья.

На огромном пространстве между Черным и Каспийским морями, от Таманского до Апшеронского полуострова расположились величественные горы Большого Кавказа. От Русской равнины Кавказ отделен Кумо-Манычской впадиной, на месте которой в далеком прошлом существовал пролив, соединявший Черноморский и Каспийский морские бассейны. В состав Кавказа входят Предкавказье, Большой Кавказ и Закавказье. Самая высокая часть — Большой Кавказ. Здесь находятся высочайшие вершины России — двуглавый Эльбрус и Казбек. К России относятся лишь Предкавказье и северные склоны Большого Кавказа.

Кавказ — молодая горная система, образовавшаяся в период альпийской складчатости. Колебания земной коры сопровождались изгибами земных пластов, их растяжениями, разломами и разрывами. По образовавшимся трещинам с больших глубин на поверхность изливалась магма. Процесс горообразования еще не завершен. На Кавказе находится множество неактивных вулканов, но считать их потухшими нельзя; нередки в этих краях и землетрясения. Благодаря вулканической деятельности в Кавказском регионе образовалось много рудных месторождений. В центральной части Большого Кавказа добывают полиметаллические руды, вольфрам, медь, ртуть, молибден. В Предкавказье находятся крупные месторождения нефти и газа. В горах и предгорьях Северного Кавказа открыто много минеральных источников, близ которых создавались курорты, получившие всемирную известность: Кисловодск, Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Мацеста. Источники разнообразны по химическому составу и температуре, а их вода помогает при различных заболеваниях.

Северный Кавказ — это область, расположенная на границе умеренного и субтропического поясов. Широтная поясность сменяется здесь вертикальной зональностью. К природе этой территории применим эпитет «самый-самый».

Благодаря географическому положению климат Северного Кавказа мягкий и теплый, на равнинах лето продолжается от 4 до 6 месяцев, а зима длится два-три месяца, при этом столбик термометра редко опускается ниже отметки +10С. Обилие тепла и света позволяет растениям развиваться в течение 8-10 месяцев, поэтому здесь можно получать два урожая в год. В горах климат совсем другой: выпадает больше осадков, температура воздуха с высотой уменьшается, а на высоте 3800 м проходит граница вечных льдов. Самые крупные реки Кавказа — Кубань, Терек, Егорлык и Калаус — питаются водой от таяния снега и ледников. Богатство Кавказа — в его плодородных черноземных и каштановых почвах, которые используются под сады, ягодники, виноградники, цитрусовые, рисовые и чайные плантации. В горах Большого Кавказа отчетливо выражена высотная поясность. Нижний пояс занимают широколиственные леса, выше располагаются заросли бука, которые с высотой переходят сначала в смешанные, а потом в елово-пихтовые леса. За ними следуют субальпийские луга с зарослями кавказского рододендрона, сменяющиеся низкотравными альпийскими лугами. Выше лежит зона снежников и ледников. Северный Кавказ — самый многонациональный район России. Еще до нашей эры по его равнинам кочевали скифы. В горах жили многочисленные оседлые племена. Приходили сюда греки и гунны, монголы и половцы, адыги и аланы, хазары и меоты. Славяне впервые появились здесь в IX веке н.э. Настоящая русская колонизация началась в конце XV века. Продвижение России на юг было длительным и кровопролитным. Только во второй половине XIX века в результате почти 50-летней Кавказской войны Северный Кавказ был присоединен к России. Исторические обиды и современные противоречия между народами приводили и приводят к конфликтам, поэтому Северный Кавказ остается болезненной точкой на карте России.

 

Каспий

Территорию России омывают 12 морей. Одно из них – Каспийское. Его часто называют озером, хоть оно и считается морем. Оказывается, оно действительно больше похоже на озеро и только по размерам напоминает море.

Общая площадь Каспийского моря составляет 3 626 000 квадратных километров. Оно протекает между Европой и Азией, омывая берега пяти стран. Из-за различий в климатических условиях и многим другим особенностям, Каспийское море делят на три неравномерные части. Есть Северный, Средний и Южный Каспий.

На его территории моря есть больше 50 островов разных размеров, большое количество заливов и шесть сравнительно больших полуостровов. Также в море впадают около 130 небольших рек и Волга.

По какому признаку можно определить море? У него обязательно есть проливы, соединяющие с океаном. Как мы знаем, Каспий – бессточный водоем. В него стекает множество рек, но ни один из них не соединяет с океаном. Соленость Каспия составляет около 13‰. Это очень низкий показатель для моря. Каспий считается слабосоленым. Это одно из оснований полагать, что Каспий – озеро.

Что из себя представляет озеро? Это закрытый водоем, который "питается" только речными водами. Это описание полностью соответствует Каспию. Также это единственное море, на которое не распространяются международные морские законы. Каспий принадлежит всем странам, берега которых омывает. Он принадлежит этим странам в соответствии с береговой линией.

По основным признакам и географическим законам, Каспий нельзя считать морем.

Несмотря на все внешние признаки большого озера, Каспий в документах называется морем. В первую очередь это связано с размером водоема.

3 626 000 квадратных километров – через-чур большие цифры для размера озера. Ведь даже озеро Байкал, площадь которого составляет всего лишь 560 000 квадратных километров, местные жители "любя" называют морем.

Вторая причина – охват территорий. В мире нет озера, чьи воды омывают берега пяти стран.

И, наконец, третья причина – структура дна. Оно имеет океанический тип. Исследователи-географы считают, что это связано с тем, что Каспий когда-то был соединен со Средиземным морем. Также размеры островов в море не соответствуют размерам островов в озере.

 

Черное море

Россию омывает четырнадцать морей. Самое известное из всех – Черное море. Но, не всегда оно называлось Черным. У него было несколько названий. Например, в Древней Греции Черное море называли Понтом Эвксинским, что означает «гостеприимное море».

Однако древние греки не сразу так ласково назвали Черное море. Сначала, когда они только прибыли на побережье, и столкнулись с племенами, жившими здесь, Черное море стало для них негостеприимным.

Они его назвали Понтом Аксинским. Легенды говорят, что племена тавров, населявших тогда берега Черного моря, были чрезвычайно свирепы: они приносили в жертву своим богам всех пришлых людей. Но море не может отвечать за тех, кто на нем живет. И позже, древние греки переименовали негостеприимное море в гостеприимное.

Встречается еще несколько старых названий Черного моря. Это и Сугдеское море, в честь процветавшего города Сугдеи (нынешний Саадак), и Хазарское море, в честь хазар. Во времена Древней Руси, в летописях Черное море называлось Русским, предположительно потому, что киевский князь, воевавший с хазарами, побывал на его берегах. Итальянцы, же, которые владели некоторыми небольшими портами на побережье в средние века, называли море Понтским.

Откуда же взялось название Черное море? Существует несколько версий. Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное.

Одна из турецких легенд гласит: в Черном море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Когда море волнуется, оно становится темным, и даже черным.

Если не вникать в легенды, а почитать работы ученых о происхождении названия Черное море, то существует несколько гипотез. Первая из них связана с тем, что турки много веков покорявшие берега Черного моря, находили на них яростное сопротивление местных племен – черкесов, адыгов и других. Поэтому они назвали море Караден-гиз, т. е. негостеприимным, Черным.

Вторая гипотеза отсылает нас к Магеллану. Магеллан попал в море во время шторма, а во всех морях в шторм вода темнеет. По первому впечатлению и закрепилось название моря.

Следующая версия основана на том, что в глубинах Черного моря много сероводорода, который окрашивает металлические предметы в черный цвет. У древних мореплавателей окрашивались якоря, от чего они и дали морю название черное море.

И ещё немало существует версий. Например, одна из них приписывает это название черным водорослям, которые становятся черными, попадая на берег после шторма.

Скифы были воинствующим народом, поэтому основной смысл их жизни составляли захваты территорий, грабежи чужих земель. Они одними из первых осваивали кавказские горы, совершая военные походы в Среднюю Азию. Им приписывают первенство в названии Кавказских гор, что означает белоснежные.

Еще до нашей эры на берегах Черного моря появились первые поселения греков. В основном греки населяли берега Крымского полуострова. До наших дней дошли названия городов, произошедшие от греческих названий. Например Ялта, от греческого слова ялос, берег. Или город Алупка, в котором тоже в те времена было греческое поселение, которое называлось Алопекс, что означает лисица. Евпатория, была названа греками в честь царя Евпатора, Феодосия, в переводе с греческого означает богом данная.

Вообще, греки оставили много свидетельств своего пребывания на берегах Черного моря. С падением римской империи греки перестали заселять Черное море. Ушло в прошлое и греческое название. Наступили средние века и название Черное море укрепилось в мире.

Далее, пару веков на Черном море селились итальянцы. Они купили у татарских ханов право на колонизацию некоторых районов побережья, для того чтобы заниматься работорговлей и ростовщичеством. Итальянцы переименовали города: Феодосию в Кафу, Анапу в Мапу и т. д. Но их названия не прижились.

С 15 века на Черном море господствуют турки. Они заселяют все берега Черного моря, и Крымские и кавказские. Так же как и другие, турки брали в плен местное население, грабили города. Все притеснения народов Кавказа турками привели к тому, что они попросили защиты у русского царя. С конца 18 века русские укрепляются на Черном море. Шли кровопролитные войны за выход к Черному морю. Но окончательно закрепиться Россия смогла лишь после подписания Кучук-Кайнарджийского мирного договора, по условиям которого Россия могла держать свой флот на Черном море.

 

Описание маршрута

        

1 день 5.06., сб: г. Новосибирск – г. Омск – г. Ишим – г. Курган, пробег за день 1400 км.

В семь утра выезжаем из дома. Утро в Новосибирске дождливое.

Едем весь день, питаясь яблоками 😊.

Отъезжая от Новосибирска под вечер теплеет и распогоживается.

После Ишима в восемь вечера встаем на ужин в одном из полей. Тепло, хорошо.

Подкрепившись, продолжаем путь. Местами начинаются ремонты дорог, приходится стоять .

В два ночи, выбравшись за Курган, встаем на ночлег.

Отступление касательно времени, в последующем рассказе время будет указываться Новосибирское, если не оговорено обратное, так нам было проще жить, не заморачиваясь с переводами стрелок. К тому же, как оказалось, местное световое время (без учета перевода часов) во время нашего путешествия очень комфортно сочеталось с Новосибирским. На югах, по сравнению с нашим временным раскладом, рассвет посреди ночи и закат часов в семь и полная темень в восемь – это обычный распорядок дня.

 

2 день 6.06., вс: г. Курган – г. Челябинск – г. Уфа – г. Сызрань – г. Балаково, пробег за день 1500 км.

Немного поспав, уже в шесть утра продолжаем маршрут.

Вскоре проезжаем Уральские горы, затем останавливаемся на обед на берегу одной из рек.

Едем до девяти вечера, после Самары останавливаемся на скромный ужин: консервы, бутерброды, чай.

Во время перекуса замечаем неприятность – порванный пыльник переднего привода. Пока решаем ехать с таким, так как в ночь менять его точно не хочется.

Сегодняшнее движение продолжается до четырех утра. Свою роль сыграла разбитая в хлам дорога до Балаково в купе с сильными туманами ночью и утром. Впрочем, остановились мы лишь тогда, когда туман был такой, что просто ничего видно не было даже в нескольких метрах от машины! Тратить время на движение в таких условиях уже было не разумно, поэтому свернули чуток с дороги и тут и уснули 😊.

 

3 день 7.06., пн: г. Балаково – г. Саратов – г. Волгоград – г. Элиста – г. Махачкала, пробег за день 1500 км.

Четыре часа на сон и в восемь утра старт.

 

 

 

Завтрак ровно в полдень по Новосибирску. Ло Волгограда остается примерно три сотни километров. Планируем за сегодня пройти оставшиеся 1200 км до Каспийского моря. Без дани хранителям дорожного движения, республику Калмыкию пройти не удалось. Выехав на один из перекрестков и уйдя на лево, по их мнению, мы рано повернули, заехав якобы на встречную полосу на самом перекрестке. Доводы, что на перекрестке нет встречек, особо не подействовали, в том отношении, что меня учить не надо я протокол выпишу, а вы судье потом объясняйте.

 

 

 

 

 

В полночь возле Кизляра ужинаем в кафе «Теремок». Отведали национальное блюдо – «Чуду», это как грузинская хачапури и местные пельмени, все оказалось очень вкусным!, к тому же еще и быстро приготовленным, что совсем немаловажно для нас.

Намеченный план доехать сегодня до моря во что бы то ни стало мы конечно осуществили, правда на часах – шесть утра 😊. На сон остается совсем немного – пару часов.

 

4 день 8.06., вт: г. Махачкала – г. Дербент, пробег за день 200 км.

В восемь утра остается совсем немного чтобы доехать до Дербента, откуда, собственно, и начнется наш маршрут по кавказским достопримечательностям. Но сначала нужно решить затянувшийся вопрос с порванным пыльником, который проехал в таком состоянии уже почти две тысячи километров, да и немного отдохнуть на Каспийском море от затяжного трассового пробега лишним совсем не будет.

Находим место на берегу, недалеко от первой плановой достопримечательности – экраноплана «Лунь», где и располагаемся на предстоящую дневку.

 

 

 

 

Разбив лагерь, машина отправляется в город на замену пыльника. Однако найти автомастерскую оказалось не так просто, как хотелось бы, в Дербенте не так много мастерских и большинство из них либо заняты, либо работают по записи и ждут своих клиентов. Но и некоторый плюс в продолжительных поисках тоже был – удалось посмотреть практически весь город, особенно впечатлила его старая колоритная часть.

Потратив достаточно много времени и благодаря расспросам местного населения в итоге СТО было найдено и машина подлатана. Также в городе пополнили истощавшие за время заброски запасы воды.

Уложиться со всеми накопившимися техническими вопросами удалось к пяти вечера (по Новосибирску) по-местному еще самый разгар дня и самое время теперь хорошенько отоспаться и отдохнуть.

 

 

 

Купаемся, отсыпаемся, готовим нормальную пищу. Погода стоит отличная: тепло, но палящее солнце прикрывают тучи на небе. Свободное время позволяет подробно в деталях ознакомиться с пришвартованным практически рядом с палаткой экранопланом. Не часто приходится купаться в море рядом с самолетом 😊.

Одним словом, дневка удалась, от дороги отдохнули – дети просят ехать дальше! 😊

Довольно ранний отбой в палатке в десять часов вечера.

 

5 день 9.06., ср: г. Дербент – г. Кумух – г. Гуниб – п. Хунзах – г. Кизилюрт, пробег за день 500 км.

Ранний подъем, после хорошего отдыха, в четыре утра с восходом солнца.

От моря веет прохладой, завтракаем вчерашним оставшимся супом и чаем с пряниками, собираемся и уже в шесть утра держим путь в Кавказские горы.

Перед большим автономным пробегом по горным дорогам и перевалам заправляемся, но уже только за наличку.

Предстоящий путь пролегает прямо средь Кавказских гор: через Касумкент, Ричу и Кули на Кумух и далее уже по более цивилизованным дорогам на Гергебиль и Гуниб.

 

 

Наслаждаемся окружающими высокогорными пейзажами. К шести вечера подъезжаем к следующей запланированной в маршруте точке – Салтинскому водопаду.

 

 

 

Этот подземный водопад располагается в узком каньоне одноименной реки Салтинка, путь к нему пролегает через Салтинскую теснину, пройдя через которую оказываешься словно в большом зале, окруженном со всех сторон каменными породами. Сверху сквозь небольшой свободное пространство пытаются пробиться солнечные лучи. Место несомненно очень необычное и живописное, вот только наполняемостью водой нам не свезло, ее просто не было, видимо из-за засушливой погоды или ранней весны, обычно в это время года ее должно быть явно побольше.

 

 

Недалеко от водопада расположено древнее заброшенное поселение Гамсутль, которое мы также планировали посетить. Отыскав дорогу и подобравшись практически к заветному месту, от затеи пришлось отказаться, ввиду того, что для достижения конечной цели предстоял пеший подъем в несколько километров. Достаточным для такого восхождения временем мы, к сожалению, не располагали, а ломать спланированный график движения из-за данной достопримечательности не хотелось, да и к тому же старые заброшенные поселения мы уже успели сегодня лицезреть, когда пробирались сюда через горы. Приходится насладиться видами Гамсутля через бинокль и отправиться к следующему водопаду на нашем пути – Тобот.

Проголодавшись к концу дня, по дороге собираемся сделать небольшой перекус и забираемся на одну из гор с которой открываются обзорные виды на низ лежащие долины. Здесь и подкрепляемся колбаской с чаем, внезапно, как и обчно и происходит в горах, начинается дождик, что немного беспокоит, как мы будем спускаться с этой обзорной площадке по мокрой траве.

 

 

 

 

Чтобы попасть к Тоботу, приходится преодолеть довольно сложный и затяжной грунтовый подъем по горному серпантину, поднявшись по которому на вершину перевала, нам открывается высокогорный поселок и внезапная цивилизация 😊.

Буквально в последние минуты до наступления полной темноты, сопровождающейся ливневым дождем с сильным ветром, таки успеваем отыскать и посмотреть сам водопад.

 

 

 

После завершенной мисси, ужинаем в одном из кафе поселка: пицца + коктейли.

Но наши приключения с завершением ужина не заканчиваются. Нужно двигаться дальше по графику и маршруту в сторону Грозного. Ночной вариант короткой дороги через Ботлих, после некоторых неуспешных блужданий в попытке найти заезд на эту самую короткую дорогу пришлось оставить и всю ночь – до шести утра, пилить по трассе альтернативным и более цивилизованным маршрутом. Так к утру доехали до Кизилюрта.

 

6 день 10.06., чт: г. Кизилюрт – г. Грозный – г. Владикавказ – Фиагдонское ущелье – г. Алагир, пробег за день 400 км.

Покидая Дагестан, едем через Чечню и Владикавказ в Северную Осетию. Достопримечательности Чеченской республики были изучены нами ранее в одной из прошлых поездок, именно поэтому в это раз мы пропускаем этот край в своем маршруте.

В час дня останавливаемся в кафе на завтрак, решили начать приобщаться к местной кухне – осетинский мясной пирог, наслаждение горячей водой в туалете 😊.

Впереди нас ждут Мидаграбинские водопады, путь к которым пролегает по Куртатинскому ущелью. По пути в горах встречаются заброшенные туннели, оставшиеся, наверное, от старой дороги.

 

 

Здесь же получаем первую поломку автомобиля – кипим на подъеме. Приходится остановиться, под остыть и заправить радиатор водой. Пробуем продолжить движение, получается не на долго, опять та же проблема, виной злоключений оказывается развалившаяся пробка сброса давления, после замены которой температурный режим двигателя встает в норму.

До водопада ведет гравийная дорога. Проезжаем пограничную заставу, ведь водопады расположены практически на самой границе с Грузией, до сопредельной стороны остается всего несколько километров.

В долину с гор спадают потоки семи водопадов, увидели мы их все, дошли до самого последнего. Высота и мощь водопадов поражает и с водой в отличии от Дагестана здесь проблем нет.

 

 

 

 

 

 

 

После прогулки традиционный перекус чаем с колбаской и пополнение запасов питьевой воды, которой тут в изобилии. Немного прибираемся в машине, протираем стекла для лучшего обзора на окружающие красоты.

Дальше короткая дорога через очередной перевал 😊. Забираемся по довольно крутому подъему, после того как забрались на вершину горы, дорога как-то внезапно закончилась. Впереди крутой спуск, на который мы уже свалились, путь назад выглядит очень проблематичным, так как уровень уклона не позволяет развернуть автомобиль и совсем не факт, что хватит у авто мощи выгребсти обратно в гору. Приходится сваливаться вниз по горе уже практически без дороги! Уровень уклона такой, что временами машину на тормозах с заблокированными колесами тащит вскользь вниз по уклону словно санки. В общем, экстрима на сегодня мы получили, но зато какие виды! Впереди замечаем какие-то строения, огороженные основательным каменным забором. Строим варианты что с ними делать в случае, если объезда не будет, обратно у нас дороги уже нет, придется разбирать 😊.

 

 

Спустившись со склона, оказываемся в городе мертвых, старом и местами разрушенном временем, некоторые склепы оказываются открыты так что скелеты лежат практически на поверхности.

 

 

 

 

В итоге вышли на наезженную гравийку в районе поселка Фазикау. И напрямую с Куртатинского выходив в Фиагдонское ущелье, где останавливаемся для изучения Дзивгисской наскальной крепости.

 

 

Основная стена крепости это и есть сторона скалы, в которой она непосредственно расположена. То есть, сторону скалы укрепили, а внутри проделали различные ходы с бойницами, получилось этакое естественное природное оборонительное сооружение, довольно интересная идея.

 

 

Недалеко от крепости находится теснина реки Фиагдон, узкая щель в скалах пробитая мощным потоком воды.

 

 

 

Далее опять же короткой дорогой с Фиагдонского ущелья пробиваемся в сторону Мизура и Алагирского ущелья.

Прямо на трассе замечаем огроменного всадника верхом на своем коне – памятник Уастырджи – масштабность удивляет.

 

 

Тем временем уже темнеет, а в горах этот процесс наступления ночи стремителен, поэтому мы спускаемся чуть ниже в сторону Алагира, к равнинам, где вероятность найти ровное место для ночлега гораздо выше, чем в ущельях горной местности.

Разводим костер, ужинаем, отбой в два ночи.

 

7 день 11.06., пт: г. Алагир – г. Дигора – с. Чикола – п. Стур-Дигора – с. Старый Черек – с. Бабугент – с. Верхняя Балкария – п. Безенги, пробег за день 400 км.

Подъем в восемь утра, можно сказать даже было время на выспаться 😊.

На улице тепло, готовим кашку на завтрак, собираем клубнику на поляне.

Начинает накрапывать дождик, затем усиливается и заставляет нас начать движение к следующему кавказскому водопаду – Галдоридон.

В очередной раз сократив путь между ущельями проехав от Алагирского ущелья напрямую через горы оказываемся в Дигорском, по которому и движемся практически до самого водопада. Когда по карте уже остается сравнительно не большое расстояние, дорогу преграждает шлагбаум с информацией о запрете дальнейшего движения. К счастью, сам шлагбаум оказывается открыт, и мы на свой страх и риск проезжаем, чем экономим себе массу времени на подъем.

 

 

Дальше дорога для машины начинается весьма непростая: большие уклоны, серпантины, каменные осыпи. По пути проезжаем еще несколько интересных точек и смотровых площадок, более подробно их изучать будем на обратном пути.

Миновав водопад пробуем забраться выше с целью лицезреть долину с высоты перевала, но уклон оказывается не под силу автомобилю, хотя, казалось бы, полный привод, пониженный ряд, да еще и турбина, но горы оказываются все же сильнее. Приходится аккуратно спускаться задним ходом обратно к водопаду, колеса проскальзывают на гравии при таком существенном уклоне, в общем страшновато 😊.

После спуска на безопасную площадку у подножья водопада, пробуем дойти пешком до туда куда не смогли проехать на машине. При подъеме замечаем блокпост пограничников, до самой границы с Грузией, всего несколько километров, решаем их не тревожить, учитывая, что мы не совсем по правилам здесь очутились.

Опять спускаемся к водопаду, фотографируемся и в обратный путь по непростой горной дороге, представляющей из себя полку на склоне горы.

 

 

 

 

 

 

 

При спуске осматриваем прочие пропущенные во время подъема к водопаду достопримечательности.

 

 

Спустившись вниз, покидая Аланию, дальше едем в следующее Черекское ущелье, по которому поднимаемся в горы Балкарии. Сопровождают нас потрясающая окружающая природа, напоминающая виды из Аватара.

 

 

 

 

В очередной раз, подобравшись непосредственно к границе, приходится развернуться и перебираться в следующее ущелье – Безенгинское. По которому мы движемся до самого альплагеря, расположенного опять же практически на грузинской границе, всего около пяти километров отделяют нас от другой страны.

Погода портится, накрапывает дождь, начинает темнеть и холодать, вокруг одни камни – очень проблематично найти нормальное местечко для ночевки. Решаем остановиться в лагере альпинистов, расположились в одном из домиков. Расположившись, готовим на ужин суп харчо с тушенкой, практически в цивильных условиях, удалось даже постираться.

 

 

И опять порванный пыльник привода . Что делать, для того чтобы не тратить драгоценное световое время, приходится заняться ночным ремонтом, отоспались же сегодня 😊. Победно завершив большое дело, тем самым обезопасив себя от более больших проблем с автомобилем, отбой в два ночи.

 

8 день 12.06., сб: п. Безенги – с. Бабугент – г. Нальчик – п. Булунгу – п. Хушто-Сырт – г. Былым, пробег за день 300 км.

Несмотря на ночной вынужденный ремонт, с просыпанием никаких поблажек, подъем, как и было запланировано в восемь. Утро встречает нас завораживающим розовым рассветом, заливающим снежные вершины окружающих кавказских гор. Светает здесь также быстро, как и темнеет.

На завтрак гречка с тушенкой и овощной салат.

Затем – прогулка по тропе идущей по хребту горы практически до ледника. После чего покидаем это славное местечко.

 

 

 

 

 

 

 

 

По дороге замечаем съезд в сторону крепости, расположенной на возвышенности противоположного берега реки. Подбираемся по ближе, перед нами старинный замок Жабо-Кала.

 

 

 

 

 

 

Полазив по остаткам разрушенной крепости и полюбовавшись видами с высоты, путь лежит дальше через Нальчик въезжаем в следующее ущелье Кавказских гор – Чегемское.

Сначала ущелье нас встречает первым водопадом «Девичья коса», расположенным недалеко от поселка Нижний Чегем. Чегемское ущелье – это некий туристический клондайк Кавказа, по сравнению с местами в которых мы были до сих пор, народу тут что называется не протолкнуться и упасть не где, видимо свою роль оказывает относительно простая доступность этого места в купе с разрекламированностью.

 

 

 

 

После, еще немного проехав, оказываемся у основного комплекса Чегемских водопадов, стекающих множеством струй со склонов гор.

 

 

 

За водопадами начинается не менее знаменитая, чем сами водопады, Чегемская теснина, дорогу здесь с обеих сторон сковывают горы, оставляя на несколько километров лишь узкий проезд между скал. Опять же толпы народу, базарная торговля, где мы не удержались и запаслись очень вкусными кавказскими специями, чурчхелой разнообразных вкусов и купили немного подарков детям.

 

 

 

На противоположном берегу реки Чегем можно заприметить очень узкую расщелину в скалах, называемую Медвежьим Ухом, то тут из-за обилия туристов даже сфотографироваться нормально не смогли .

Тут же, в одном из придорожных кафе, подкрепились шашлыком из баранины, хычинами с картофелем и сыром, и домашним виноградным соком.

После обеда, миновав теснину и продвигаясь далее по ущелью, проехали Эльтюбю и Булунгу, добравшись до туристической базы Башиль, расположенной в непосредственной пятикилометровой близости от грузинской стороны, завершили ознакомление с этим ущельем и обратной дорогой двинулись в сторону главной вершины Кавказа и самой высокой горы в Европе – Эльбруса, высота которого составляет 5642 метра.

И снова, мы конечно же нашли короткую дорогу, ведущую из Чегемского ущелья через горные хребты к Баксанскому ущелью и Эльбрусу, тем самым сэкономив себе более сотни километров пробега. Преодолевая препятствия горных грунтовок, обнаруживаем довольно серьезную неисправность в виде загнутой задней левой стойки. Пружина подвески изогнувшись вместе со стойкой начинает долбить шток амортизатора, что совсем есть не хорошо, ведь если сломается амортизатор на стойке, то, по сути, мы получим обездвиженной транспортное средство с провалившимся и заклиненным в арке колесом. Плюсом к тому прогоревший спереди в районе «штанов» глушитель с которого начинает сечь выхлопными газами. Снижаем темп движения, пытаемся беречь автомобиль от лишних ударов подвески. Время в пути увеличивается и солнце уже начинает садиться. Понимая, что до заветной вершины мы сегодня уже вряд ли доберемся, а если и доберемся, то в темноте уже ничего не увидим, принимаем решение остановиться на ночлег в тиши гор, до того, как спустимся в Баксанское ущелье на трассу, ведущую к Эльбрусу и место, надо сказать, нашли очень даже неплохое: птички поют, вода журчит, на улице очень тепло.

Запасаемся водой, накрываем праздничный стол, в закромах есть бутылочка вина припасенная на Анин день рождения и чурчхела, приобретенная сегодня на Чегемских водопадах.

Романтичный вечер заканчивается дольно ранним отбоем.

 

9 день 13.06., вс: п. Былым – г. Тырныауз – п. Терскол – г. Баксан – г. Нальчик – г. Баксан, пробег за день 300 км.

Встаем по графику в восемь утра.

Утро довольно прохладное. Традиционный завтрак и сборы, отъезд в десять.

До Эльбруса остается всего около сотни километров.

Но с начала пробуем найти проезд к находящемуся рядом с Эльбрусом красивому и большому водопаду «Девичьи косы». Дорогу находим, но путь преграждает шлагбаум, объясняют нам, что экологическая тропа и путь до водопада возможен лишь пешком, а это путь на несколько километров в гору. Ввиду ограниченности по времени, такой вариант для нас оказывается неприемлем.

Подъезжаем ближе к горе, на поляну Азау, откуда идем в небольшую радиальную вылазку уже к другому одноименному с поляной водопаду, до него оказывается не так далеко, как до «Девичьих кос».

 

 

 

Погода не радует, стоит большая облачность, но несмотря на это, все же поднимаемся на подъемнике на Эльбрус, не даром же приехали сюда. Канатная дорога забрасывает нас на высоту 3850 метров выше моря. На горе идет снег, обзора нет совсем, видимость составляет лишь несколько метров. Надеясь на переменчивость погоды в горах, коротаем время в одном из кафе на вершине: традиционные хычины с вкуснейшим чаем на местных кавказских травах. Погода не меняется, приходится спускаться вниз. На соседнюю вершину Чегета, с которой открывается обзор на сам Эльбрус, подниматься смысла при такой видимости тоже нет.

 

 

Продолжаем дальнейший намеченный маршрут. В планах у нас значится подъехать к Эльбрусу еще и с северной стороны (сейчас мы находимся с восточной) и расслабиться там в горячих нарзанах Джилы-су.

Но сначала, располагая высвободившимся из-за плохой погоды временем, решаем не терять его попусту, а использовать с пользой: думаем починить загнутую стойку. Так мы сможем увеличить скорость нашего передвижения и предотвратить более серьезные поломки. Впереди по ходу движения два крупных города Баксан и Нальчик. В первом ничего похожего на станцию ремонта автомобилей обнаружить не удалось, едем в столицу Кабардино-Балкарии – Нальчик.

Оказавшись в городе, интересуемся у таксиста, где можно починиться, он рекомендует нам автосервис. Довольно быстро находим его в незнакомом городе. Работники неохотно соглашаются лишь попробовать выправить стойку с помощью кувалды, без гарантий на то, что при этой операции она не развалится совсем. Вроде получилось.

Немного возвращаемся по трассе к месту предполагаемой ночевки. На заправке обнаруживаем что выправке стойке не помогла и ее опять согнуло, видимо металл уже стал мягким и совсем не держит нагрузку, даже на ровных асфальтовых дорогах. Получается проблема не решена и требует дальнейший более серьезный ремонт. Заправившись, снова возвращаемся в Нальчик. СТО, где правили стойку, оказывается уже закрытым, но тут же нам рекомендуют место, где можно произвести сварочные работы и усилить крепление злополучной стойки. Уже как в своем городе, легко ориентируясь, находим рекомендованную гаражную мастерскую. Снимаем запчасть, усиливаем укосинами, обвариваем, выглядит надежно. Замечаем, что вторая стойка тоже уже немного подогнута, но ее решаем пока не трогать, самые плохие дороги у нас уже позади, а кустарный ремонт все же не лучший вариант, хотя зачастую необходим как единственно возможное средство.

Начинается сильный ливень, от которого мы уезжаем в сторону Баксана, где встаем в поле на ночевку. Ужин и не такой поздний отбой всего лишь час ночи 😊.

 

11 день 14.06., пн: г. Баксан – п. Былым – г. Тырныауз – п. Терскол – г. Баксан – д. Малка, пробег за день 300 км.

Обычный подъем в восемь утра. На улице чистейшее небо и прекрасный вид на вершины Эльбруса, озаренные ранними солнечными лучами. Любуемся этой красотой в бинокль, не долго раздумывая и учитывая, что погодные условия просто подарок для нас, решаем вернуться снова к подъемникам Эльбруса и увидеть то, что вчера нам из-за плохой видимости не удалось.

 

 

Снова отмотав более сотни километров, сначала поднимаемся на соседнюю с Эльбрусом гору Чегет, именно с ней открывается прекрасный вид на сам Эльбрус со стороны. Виды с вершины на высоте более трех тысяч метров впечатляют, весь Кавказский хребет во главе с главной вершиной хребет как на ладони.

 

 

 

 

 

 

После посещения Чегета, перемещаемся к эльбрусским подъемникам. На стоянке возле вершины обнаруживаем очередную на этот раз куда более серьезную неисправность – течь антифриза, но пока не до конца понятно откуда именно: прокладки клапанных крышек, помпа? На данный момент решаем ничего не делать, а пока позволяет погода насладится тем, за чем сюда вернулись, к тому же двигатель машины как раз хорошенько остынет и будем после этого уже смотреть и разбираться что же теперь стряслось.

Поднявшись на Эльбрус, много сил уходит на фотосессии, фотографировать оказывается довольно не просто, яркое высокогорное солнце просто обжигает не защищенные во время съемки глаза. Дети устают от игры в снежки. Окончив познавательную программу, заказываем столь полюбившийся нам вчера чай и садимся за столик прямо на улице на краю обрыва с потрясающими видами на великие горы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спустившись к автомобилю, нужно заняться выяснением случившейся неисправности и последующим ремонтом. После выяснения места течи антифриза, причиной оказался лопнувший шланг охлаждения турбины. Сложность заключается в том, чтобы подлезть к нему нужно снять эту турбину с двигателя, что есть совсем не простое и затратное по времени занятие. Используем альтернативный путь – каким-то чудом разогнув все мешающее получается подобраться к самому шлангу и набросить на него хомут, благо лопнул он чуть ниже трубки, на которую одевается. Опускаем хомут и зажимаем шланг выше старого крепления, не очень надежно, но работоспособно и для ремонта в полевых условиях вполне приемлемо. Заливаемся водой, запасного антифриза у нас уже давно нет, потратили, когда из-за неисправной пробки кипели на подъемах в перевалы. Проверяем что течь устранена и с чувством выполненной непростой работы еще раз пробуем пробиться пока еще есть световое время на водопад «Девичьи косы», проезд до которого вчера нам был перекрыт шлагбаумом, но виды с подъемника на него нас настолько впечатлили, что не попробовать прорваться в очередной раз к нему мы не могли.

На это раз охрана у шлагбаума уже другая и говорит, что скоро смена закончится и можно будет проехать, вечером на маршруте уже не так много людей. У нас в свою очередь появляется некоторое свободное время на перекус в одном из кафе у подножья Эльбруса. Ужинаем традиционными блюдами и возвращаемся к тропе ведущей к водопаду.

Проезжаем ворота и начинаем подъем. Наверное, это была самая сложная дорога на нашем маршруте, несколько километров дались так тяжело, что водитель за рулем автомобиля вспотел. Крутой уклон, остановиться на котором попросту нельзя, так как после остановки тронуться уже не получиться, поэтому приходится весь подъем брать что называется ходом. А подъем представляет из себя узкую полку на склоне гор со множеством крупных камней, объехать которые из-за узкости тропы возможности зачастую нет. С одной стороны от машины горный прижим с другой очень глубокая пропасть. Но зато какие виды вокруг 😊.

Водопад действительно оказывается масштабным и очень красивым, с гор падаем множество струй образующих сплошную стену водного потока, однозначно не зря страдали.

 

 

 

 

 

 

 

Спуск оказался не многим легче подъема. Со сбросом высоты попали в густейшее облако, видимость несколько метров перед капотом.

Вернувшись на дорогу, когда уже начало темнеть, снова проезжаем Былым и Баксан – места наших прежних ночевок, доезжаем до реки Малка, где располагаемся на ночлег, время уже много, а впереди ожидает очередной короткий проезд из Баксанского в Малкинское ущелье, простирающееся вдоль. Отбой в два ночи, ночевка в машине, для того чтобы иметь возможность рано стартануть и нагнать график движения.

 

12 день 15.06., вт: д. Малка – п. Хабаз – д. Кичмалка – д. Хасаут – Бермамыт, пробег за день 200 км.

Стартуем с восьми утра и к десяти часам доезжаем до обвала дороги ведущий к водопаду Гедмыш, ее смыло оползнем, теперь перед нами овраг, который на автомобиле никак не преодолеть.

Просыпаемся, завтракаем и собираемся в радиальный пеший поход к водопаду. Прогулка получилась довольно продолжительной три часа туда и два обратно. Водопад довольно необычный, падающий прямо с вершины скалы несколькими потоками, правда, как и в случае с дагестанскими, воды в нем не хватало, в сезон полноводья думается зрелище здесь куда более впечатляющее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После водопада и возвращения к машине, дальнейший наш путь проходил через Кичималку, в следующее соседнее с Баксанским ущелье Кавказских гор – Малкинское.

Преодолев «короткую» дорогу, сначала оказываемся на плато Шаджатмаз, спустившись с которого попадаем в Долину нарзанов, славящейся множеством своих разнообразных минеральных водам. Здесь имеется и еще одна не менее интересная достопримечательность – старый брошенный замок. Уделяем время и тому и другому.

 

 

 

 

Ночевать же планируем на вершине плато Бермамыт с обзорными видами на окружающие горы и сам Эльбрус. Из нескольких вариантов подъемов на плато выбираем самый интересный, но в тоже время и сложный путь через Хасаут, с последующим крутым подъемом по горной дороге на само плато.

Перед подъемом знакомимся с попутчиками с Ярославля – Андреем и Машей на «патриоте», также ищущими проезд на Бермамыт. Далее вместе с ними и продолжаем подъем. По пути встречаются заболоченные и размытые места, а также разбитые каменистые участки дороги. Основную же сложность представляет последний этап очень крутого каменистого подъема на вершину плато, который автомобиль еле вывозит даже на пониженной. Повезло что не было спускающихся встречек, иначе совсем не понятно, как с ними разъезжаться и как потом трогаться или спускаться вниз по узкой полке горного подъема с глубоким обрывом с одной стороны и высокой скалой с другой.

 

 

 

 

Поднявшись на плато нас накрывает не то туманом, не то облаком, видимость резко падает до нескольких метров. Дальнейшее передвижение по плату, имеющему по своим сторонам крутые и высокие обрывы с гор, становится очень опасным. Судя по всему, быстро туман рассеиваться не собирается, и мы начинаем располагаться на ночлег, найдя прекрасную ровную поляну на вершине, ставим палатку, готовим ужин.

Уже поздно вечером, перед закатом туман рассеивается и нам открывается вид на вершины Эльбруса. Ужиная с таким прекрасным видом и завершаем сегодняшний день. Отбой на сон в час ночи.

 

13 день 16.06., ср: Бермамыт – г. Учкекен – г. Кисловодск – п. Кичи-Балык – Джилы-Су, пробег за день 200 км.

Восьмичасовой подъем. Живописный рассвет на фоне кавказких гор.

После завтрака, объезжаем все плато по периметру любуясь очаровывающими видами повсюду окружающих горных вершин.

 

 

 

 

 

 

 

 

Находим главные достопримечательности Бермамыта: амфитеатр и скалы Два Монаха.

 

 

 

 

 

Спускаемся с плато другой противоположной подъему дорогой опять в сторону севера. Этот путь оказывается существенно проще чем наш подъем с южной стороны. Однако при этом получаем еще одну неисправность автомобиля: вентилятор принудительного охлаждения радиатора начал издавать дикий визг, походу накрылись подшипники в крыльчатке, приходится его отключить, что неизбежно вызывает дополнительную нагрузку на температурный режим двигателя. Для того чтобы снизить влияние этого негативного эффекта, связанного с перегревом, приоткрываем капот подкладывая под него свободную полторашку, так получается создать некое подобие воздухозаборника направляющего встречный воздушный поток на дополнительное охлаждение двигателя.

В окрестностях плата есть и другие достопримечательности которые нелишним будет заодно посетить. Делаем несколько попыток отыскать путь на водопады и пещеры Гришкиной балки, но потеряв достаточно много времени, решаем эту затею оставить.

Через Учкекен доезжаем до комплекса других водопадов – Медовых. Небольшой перекус перед прогулкой. Данные водопады облагорожены, посещение платное. Сами водопады оказались довольно интересными и полноводными.

 

 

 

 

 

После посещения водопадов делая крюк по хорошим дорога через Кисловодск и Кичи-Балык объезжаем плато Бермамыт следуя через плато Шаджатмаз и оказываемся опять во вчерашней Долине нарзанов. Далее наш путь пролегает по Малкинскому ущелью к термальным источникам Джилы-Су.

Дорога поднимается на вершину высокогорного хребта, красивые завораживающие виды вокруг. Приближаясь к гребню, с противоположной стороны внезапно пришел сильный порывистый ветер такой силы, что с лихвой положил наш приоткрытый капот на лобовик. Повезло что стекло осталось целым, хотя сам капот и пострадал немного выгнувшись. Получив урок, дополнительно страхуем его от открывания привязывая веревкой.

 

 

Добравшись практически до источников, упираемся в очередной шлагбаум, оказывается их время посещения ограничено и сегодня его остается уже совсем не много. Сами источники в данный момент не работают, так как разрушены и частично засыпаны обвалом, а ведь была надежда устроить на них помывку .

Оставив экскурсионную программу посещения источников и множества водопадов долины на завтрашний день, встаем на недалеко расположенной цветущей поляне. Эта красивая поляна эта оказалась частной территорией для выпаса скота, хозяин просит покинуть поляну утром, что никак не конфликтует с нашими планами.

 

 

Поужинали и легли спать легли вовремя – в десять часов. Ночью был сильнейший дождь с ураганным ветром. Палатка ходила ходуном и практически складывалась.

 

14 день 17.06., чт: Джилы-Су – п. Верхняя Мара – г. Карачаевск – с. Теберда – п. Домбай, пробег за день 250 км.

Только в девять утра осмеливаемся выйти из убежища на улицу. Дождь вроде поутих, а ветер так и не планирует успокаиваться. Утренний перекус в машине, за бортом ветер просто валит с ног и снова начинается дождь.

Когда погода немного налаживается, снова через шлагбаум едем на источники и водопады. Первым делом оказываемся среди замков лавовых камней или драконьев зубов.

 

 

 

 

 

 

 

Затем исследуем несколько водопадов, расположенных в долине Джилы-Су: Султан, Кызыл-Су, Эмир, Каракая-Су; к каждому из них протоптана тропа.

 

 

 

 

 

Последний водопад находится чуть по одаль от остальных, когда доезжаем до него, замечаем, что к нему по тропе собирается идти толпа привезенных газелью туристов. Совсем не хочется толкаться на природе среди народу, лучше немного переждать и провести время с пользой. Готовим обед, немного отдыхаем от насыщенного прогулками дня. Погода же тем временем налаживается, ветер стихает, выглядывает солнце, даже становится жарко.

 

 

 

 

 

 

 

Изучив все памятные места и вдоволь налазившись по горным тропам в окрестностях Джилы-Су отправляемся далее на запад в сторону Домбая, покидая Малкинской ущелье и плавно перемещаясь из Кабардино-Балкарии в Карачаево-Черкесию.

Путь к Домбаю проходит по дороге Гоначхирского ущелья. Сам поселок располагается в приграничной территорий правда уже не с грузинской, а с абхазской стороной, тут до сопредельного государства остается всего несколько километров. Добраться до него получается лишь к ночи. Проезжая весь поселок в поисках ночлега, заодно делаем небольшую разведку с целью разузнать подходы к Алибеку, на который у нас на завтра намечен маршрут. Только в полночь заселяемся в один из отелей с баней – «Белые ночи». Правда баню в этот день уже приготовить не получается, заказываем банные процедура на завтрашний вечер. Скоро впереди нас ждет длинная обратная дорога домой, неплохо было бы перед финальным этапом поездки немного восстановить свои силы.

Оказавшись в цивилизации, на ужин поедаем шашлыки в ресторане «Кристалл», сидя за столиком прямо на берегу реки. Наевшись, возвращаемся в гостиницу, горячий душ и сон в мягкой уютной постельке 😊.

 

15 день 18.06., пт: п. Домбай – Алибек – п. Домбай – Чучхурский водопад – п. Домбай, пробег за день 50 км.

Отсыпаемся, подъем в девять утра для того, чтобы успеть нормально позавтракать и приехать к открытию проезда в национальный парк Алибека.

При въезде нас предупреждают что доступна только тропа до Алибекского водопада, а к самому леднику дороги нет, так как с гор сошел сель и разрушил проход и мосты. Двигаемся до куда можем, затем оставляем машину и начинаем пеший маршрут по Алибекскому ущелью Домбая.

 

 

 

 

 

Сначала идем к водопаду, заходя в приграничную с Абхазией территорию, граница сопредельного государства расположена в менее чем пяти километрах от нас. Пройдя мимо кладбища альпинистам, поразмыслив о вечном, неплохо натоптанная тропа, проходящая по горной тайге, выводит нас к цели, в целом путь до водопада дался легко и не вызвал у нас каких-либо проблем. Сам водопад не разочаровал – высокий, мощный, полноводный. Так же отсюда открывается неплохой вид на весь Алибекский ледник.

 

 

 

Немного передохнув от пройденного пути, сначала возвращаемся по тропе немного назад, а затем пробуем все же пробраться на тропу, ведущую к леднику и моренному озеру, которая как нам обещали старожилы парка разрушена. Немного пройдя и преодолев несколько небольших переправ через горные речушки, выходим к оползню. В долину с гор сошла большая масса снега, перемешанного с горной породой сметя на своем пути таежные деревья и весь этот завал оказывается перед нами. Преодолеваем снежное препятствие с поваленными деревьями, находим выход на старую тропу, по которой удается пройти еще некоторое расстояние; затем оказываемся у довольно серьезного брода переправы через который нет. Посещение ледника не является нашей основной целью в маршруте, а сложная переправа через довольно большую и бурную горную реку, после которой мы наверняка окажемся все мокрые, в наши планы никак не входит, хотя при желании в дальнейшем продвижении не было ничего невозможного, мы завершаем ознакомление с Алибекским ущельем, не спеша возвращаясь к автомобилю.

 

 

 

Вернувшись снова в поселок Домбай, проезжаем через него и выходим в другое ущелье – Домбай-Ульген. В нем расположен еще один водопад – Чучхурский. Проезд по ущелью здесь немного сложнее чем по Альбеку, сопровождается существенным набором высоты и каменистой горной дорогой. Добравшись до поляны, здесь так же, как и в случае с предыдущим водопадом, дальнейший путь возможен только пешком.

Подкрепляемся перед предстоящим пешим маршрутом.

 

 

 

Тропа, как и дорога оказывается несколько сложнее утренней, круто набирает высоту забираясь на вершину горы, с которой и бьет мощным потоком Чучхурский водопад, имеющий несколько каскадов.

 

 

 

 

 

Поднявшись на самый верх, взору открывается панорамный вид окружающих гор и хребтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обратный путь решаем проделать немного по-другому более пологому склону горы, правда в процессе спуска в один из моментов теряем тропу и приходится пробираться напрямую по горе к реке вдоль которой совершали подъем, но так или иначе в конце концов успешно спускаемся на стартовую поляну.

Можно было бы прогуляться еще в сторону Птышского ледника, но попавшиеся на встречу пограничники предупредили что без специальных разрешений этого делать нельзя. Тропа ведущая к леднику выходит прямиком на перевал, за которым уже другая страна – Абхазия.

Завершив программу сегодняшнего дня, возвращаемся в отель, где нас ждет баня и полюбившийся по вчерашнему ужину ресторан «Кристалл». На ужин заказываем набор национальных мясных блюд: печеночная колбаса, вяленое мясо, колбаса из потрохов и что-то еще, а также оказавшиеся в столь цивильном месте очень вкусными хычины.

 

 

 

Правда, у младшей Алины силы закончились, как только она оказалась в машине, уснув она проспала и ресторанный ужин, видимо хорошо выгулялась 😊.

После насыщенных пешек радиалок, ужина в ресторане, постирушек и бани, сегодня ранний отбой в девять часов вечера.

 

16 день 19.06., сб: п. Домбай – г. Карачаевск – п. Эльбрусский – п. Хурзук – г. Карачаевск – с. Архыз, пробег за день 400 км.

Девятичасовой подъем. Сборы, сегодня мы покидаем нашу комфортную гостиницу. Полностью собраться в дорогу и завершить все утренние дела удалось только к пол первому.

Сегодня у нас менее трудозатратный день – канатные дороги Домбая. Погода благоприятствует – солнечно и тепло. Поднявшись на подъемнике на вершину горы, не отказали себе в удовольствии покачаться на высокогорных качелях, очень не обычный и захватывающий дух эффект когда летя на качели пролетаешь над нижестоящей пропастью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На данный момент располагаемое время и график позволяют нам совершить выход еще чуть выше на соседствующую с подъемниками вершину, с которой открывается еще лучший обзор на горные хребты Кавказа во главе с двуглавым Эльбрусом.

 

 

 

 

 

 

 

При восхождении нам также посчастливилось увидеть на склоне горы джейранов и даже запечатлеть их на фотографиях.

 

 

На обратном возвращении к месту посадки на подъемники, приходится немного задержаться и вернуться обратно, практически совершив второй подъем, из-за того, что Алина обронила Женькиного мягкого ежика, а расставаться с ним совсем не хотелось.

Резюмируя посещение Домбая, можно отметить то, что несмотря на довольно хороший сервис в поселке, на вершине Домбай заметно уступает соседнему Эльбрусу по уровню, веет какими-то, видимо оставшимися с советских времен, особенностями: не обустроенностью, нерасторопностью, стремлением нажиться на туристах при отсутствии должного уровня комфорта, да и высоты и виды здесь уже не такие завораживающие как на белоснежном Эльбрусе, горы понемногу начинают отступать.

Из не посещенного в локации Домбая остаются Софруджинские водопады, находящиеся в ущелье Аманауз практически на границе с Абхазией, плотный график движения к большому сожалению не позволяет уделить им время.

Чуть отъехав от Домбая, сворачиваем в сторону Клухорского перевала за которым пролегает путь в Абхазию. Встретив оказавшийся на пути блокпост пограничников, приходится развернуться, отказавшись от посещения водопада, находящегося уже в запретной для посещения зоне. Купаемся в бодрящем горном родниковом озере, не забыв про обеденный чай с печеньками и кукурузой.

Окончательно покидая Домбай перед Карачаевском и плановым Архызом, совершаем еще один радиальный выезд на западную сторону Эльбруса по старой Военно-Сухумской дороге в ущелье реки Кубань. Продвигаясь через поселки Эльбрусский, Учкулан и Хурзук и уперевшись в конечном итоге в очередной туристический лагерь с погранзаставой в приграничной с сопредельной с Абхазией территории, свою миссию изучения района Эльбруса со всех сторон, кроме южной грузинской, считаем выполненной. Бонусом к нашей прогулке стала встреча с яками, пасущимися на поле.

Возвращаемся в Карачаевск и покидая Гоначхирское ущелье, направляемся в сторону Архыза. В поселении оказываемся только перед наступлением сумерек, далее по плану у нас идет заброска на Софийские водопады по одноименному ущелью, но продолжать дальнейшее движение по горной дороге на сегодняшний день уже не разумно и мы становимся на ночлег на берегу бурной и шумной реки Зеленчук, являющейся притоком реки Кубань, вдоль которой мы сегодня уже путешествовали, совершая радиалку к западному склону Эльбруса.

 

 

 

Оперативно приготавливаем ужин и в десять часов ложимся спать.

 

17 день 20.06., вс: с. Архыз – д. Зеленчукская – д. Лесо-Кяфар – п. Уруп – г. Псебай – п. Мостовой – д. Даховская, пробег за день 400 км.

Шум горной реки прямо под боком расслабляет и словно уговаривает поспать еще, но надо свершать дела, подъем как обычно в восемь часов. Свежее прохладное бодрящее утро. Готовим завтрак.

В десять часов продолжаем незаконченный вчера путь по горному ущелью на Софийский водопад, ледник и озера. Доехав до водопада, до которого остается что называется рукой подать, любуемся им и ледником с которого он вытекает. К Софийским озерам решаем не подниматься так как их тоже видно довольно хорошо, а поход до них по времени выйдет довольно затратным учитывая движение в гору с постоянным набором высоты.

 

 

Возвращаемся в Архыз и ищем подъемники. Оказывается, что основная самая высокая канатная дорога «Северное сияние», поднимающая на высоту 2839 метров летом не работает. Доступна лишь канатка «Млечный путь» с высотой 2240 метров. После Эльбруса и Домбая, предложение выглядит совсем скудновато. Да и вообще горы здесь уже скорее не горы, а предгорья, масштабность начинает мельчать. Тратиться на билеты уже не хочется, учитывая, что должных впечатлений мы уже не получим, отказываемся от подъемов на гору. Немного возвращаемся по трассе от Архыза и вместо подъемников сами забираемся по перевалу на высоту 2100 метров к астрофизической обсерватории РАН, с которой открываются виды не хуже, чем в Архызе. В обсерватории предлагаются экскурсии, но в телескоп на них посмотреть не дают, при таком раскладе не видим смысла в этом мероприятии, нам кажется, что просто экскурсия с исторической справкой – это несколько скучновато. Комплекс со старыми христианскими храмами, который был перед подъемом также решаем оставить без внимания, на фотографиях они нас не сильно впечатлили. Вместо этого устраиваем себе обед, горячими свежеприготовленными хычинами 😊.

 

 

В окрестностях Архыза стоило бы еще уделить время посещению дольменов – древних культовых сооружений, сложенных из больших камней. Дорога к ним ведет сначала гравийная, а потом и вовсе заканчивается. Пешком остается идти несколько километров поднимаясь в гору. Хоть и место это считается местом силы, как бы это парадоксально не звучало, но сил на его посещение у нас не остается, а может мы просто уже подустали и насытились кавказскими достопримечательностями. Как бы то ни было, находясь практически рядом с местом силы, вместо посещения дольменов, решаем набраться сил устроив водные процедуры в горной реке Кяфар, воды которой действительно помогают восстановить бодрость.

Еще в этом районе имеется пещера «Южный слон» и интересное место голубого каньона Рожкао, но оба эти места сложны для посещения с маленькими детьми, да и временной ресурс нам уже не позволяет их посетить.

Завершая наше путешествие, двигаемся в сторону Гуамского ущелья, где напоследок имеется еще несколько любопытных достопримечательностей.

Покинув Карачаево-Черкесию на ночлег, встаем уже в Адыгейском лесу, не далеко от трассы, легкий супчик на ужин и отбой в десять часов.

 

18 день 21.06., пн: д. Даховская – п. Мезмай, пробег за день 50 км.

Подъем снова в восемь утра, завтрак. В десять часов продолжаем движение до Азишской пещеры, до которой вчера чуток не доехали. На месте оказываемся чуть раньше положенного, досыпаем в машине дожидаясь открытия входа.

Пещера оказалась не такая большая, как мы предполагали изначально, но довольно необычная, в ней даже протекает подземная река, экскурсия по подземелью была также вполне интересной.

 

 

 

 

 

 

 

После посещения пещеры приходится преодолеть короткую дорогу через горный перевал к Мезмаю, для того чтобы не делать довольно большой крюк. Путь оказывается каменистым, встречаются лужи и размытые участки, но со всеми препятствиями мы в итоге успешно справляемся. Оказавшись в поселке, первым делом ищем, где можно было бы перекусить. Однако найти что-либо в отдаленном от цивилизации месте оказывается очень проблематичным. В итоге, совершив несколько почетных кругов по поселку, останавливаемся, кажется у единственного имеющегося в нем магазина. Утоляем разгулявшийся голод выпечкой и мороженным. Здесь же к нашей удаче узнаем информацию по нашему дальнейшему маршруту.

Подкрепившись и набравшись сил, совершаем пеший радиальный выход на Орлиную полку. Путь оказывается продолжительным с набором высоты. На самой полке с боку оказывается глубокий обрыв в пропасть, так что, находясь здесь приходится соблюдать максимальную осторожность, но сопровождающие потрясающие виды с высока на горы оправдывают все. Пьем чай на высоте орлиных гнезд 😊.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спустившись со скал и вернувшись в поселок Мезмай, до наступления сумерек у нас остается еще немного времени, которое мы посвящаем еще одной небольшой пешей радиалке на водопад Исиченко, находящейся не так далеко от поселка, так что до наступления темноты мы должны успеть вернуться.

Путь до водопада проходит в тайге по склону очень живописного Курджипского ущелья по дну которого протекает река. Сам же водопад вытекает из одноименной пещеры, что действительно оказывается очень необычным и редким явлением.

 

 

 

 

 

 

 

Вернувшись с похода к автомобилю, пока еще окончательно не стемнело, пополняем запасы питьевой воды и находясь в поселке приобретаем пару десятков домашних куриных яичек, тут же заодно запасаемся травяным чаем и грецкими орехами.

Немного отъехав от поселка на поляне, находящейся на вершине перевала, располагаемся на ночлег.

Ужин свежеприобретенными яичками и дошираком с консервированной сайрой.

Сегодня поздний отбой, на часах час ночи.

 

19 день 22.06., вт: п. Мезмай – п. Гуамка – д. Нижегородская – г. Апшеронск – г. Туапсе – п. Джубга, пробег за день 250 км.

Несмотря на вчерашний запоздалый отбой, подъем по графику – в восемь часов утра.

На завтрак заварное картофельною пюре с тушенкой и овощами.

Двигаясь через Нижегородскую, держим путь на Гуамку и еще очередное одно из красивейших ущелий Кавказа – Гуамское.

По ущелью можно даже проехаться на паровозике, но в этот день у него оказывается выходной, приходится топать ножками. Кругом красота: узкий проход с отвесными скалами по обоим сторонам, еле проникающий в узкую щель ущелья свет, внизу бежит бурная горная река Курджипс.

 

 

 

 

 

 

 

 

Доходим до конечной станции поезда, тут же расположено кафе. Помимо красот самого ущелья здесь в окрестностях есть еще одна достопримечательность – Монахова пещера, но тропа ведущая к ней находится на противоположном берегу. Сделать это можно с помощью платной навесной переправы, правда сегодня у нею так же, как и у поезда оказывается выходной. Поэтому пересекать горную реку приходится в брод, благо уровень воды позволяет это сделать. При высокой воде такой поступок может оказаться смертельно опасным. Игорь сначала в одиночку проходит брод исследуя уровень его опасности. По результатам разведки, переход выглядит вполне себе реалистичным. Переносим детей на себе, им здесь глубоко, течение для их веса сильное, да и лучше лишний раз не мокнуть. После брода начинается малохоженая таежная тропа, несколько раз сбиваемся с пути. Подъемы очень крутые и скользкие. Но мы не сдаемся и наши усилия оказываются не напрасными и мы достигаем цели. Вход в пещеру расположен прямо за потоком воды, падающей с водопада. В столь красивом месте, с чувством выполненного долга, отдыхаем и подкрепляемся горячим чаем.

 

 

 

 

 

После перекуса, возвращаемся обратно к железной дороге. Спуск из-за крутых уклонов оказывается не менее трудным, чем подъем. Вернувшись в Гуамское ущелье еще немного прогуливаемся до моста и ущелья каньона Сухая балка. Этот каньон считается очень опасным и труднопроходимым, без специального снаряжения и должной подготовки проход по нему может оказаться смертельно опасным, идти здесь приходится в распор между отвесными скалами, когда под тобой бежит стремительным потоком горная река, соответственно с ребятишками пройти по нему не представляется возможным.

Оказавшись тем самым в центре ущелья, дальше уже не идем, так как основные красоты мы уже успели лицезреть, пора собираться в обратную дорогу.

К моменту возвращения из ущелья к стоянке, на которой находится наша машина начинает накрапывать дождик. Как только вышли из ущелья и оказались на стоянке с неба просто обрушивается сильнейший ливень. Вода очень быстро заполняет все кругом, тропинки превращаются в реки. Укрываемся под навесом одой из местных торговых лавок, заодно прикупив колбасы из конины, адыгейский сыр и фруктовый щербет. Все это оказалось впоследствии очень вкусным! Можно только догадываться о том, как бы мы спускались с крутых склонов горы Монаховой пещеры, а еще более интересным было бы как мы брали бы обратно брод со столь стремительно поднявшимся уровнем воды. Одним словом, можно сказать, что нам сегодня крупно повезло.

Даже движение по хорошо асфальтированной дороге при сплошной стене ливня оказалось проблематичным. Колеса просто пробуксовывали, рассекая поток воды на дорожном полотне и даже полный привод хоть и помогал, но чувствовалось что движение для машины было не простым, плюс к этому еще практически нулевая видимость.

Выбравшись из природной стихии проезжая через Апшеронск, конечно же мы не могли себе отказать, будучи примерно в сотни километров от моря, заехать на него покупаться и хорошенько отдохнуть перед длительным возвращением домой. Едем в Туапсе!

Оказавшись вечером в городе первым делом, ищем заправку. К нашему удивлению в городе их оказывается совсем не много. Также закупаемся овощами и фруктами, вином на предстоящую морскую дневку. Хотели сменить еще масло в двигателе на обратную дорогу, но не нашли свободного места, где это можно было бы сделать оперативно, оставляем решение этого вопроса на потом.

Пытаемся найти спуск к морю. Делаем несколько пробных заездов, но понимаем, что спуститься к воде не получается. Тем временем уже окончательно темнеет и поиски берега во тьме оказываются еще сложнее. Пока окончательно совсем не стемнело, останавливаемся на обочине вдоль трассы на ужин. Пьем чай с вкусной колбаской купленной в Гуамском ущелье и щербетом. Немного поднимают, упавшее из-за неудачных поисков места, настроение светлячки, летающие в воздухе словно искры костра, выглядит это загадочно и романтично. Надеемся все же отыскать выход к воде и увидеть светящийся планктон.

Лишь только подъезжая к Джубге, уже в полной темноте и ориентируясь по высоте на навигаторе, отмечаем, что мы находимся практически на уровне моря, делаем остановку как раз рядом с автокемпингом в котором и удается разместиться. Со стоянкой нам сегодня тоже повезло, народу не много, стоим прямо на берегу моря, имеется навес от солнца. Принимаем решение остаться здесь на две ночи, на завтрашнюю полноценную дневку и на нормальный сон перед обратной дорогой домой.

Решив организационные вопросы первым делом идем купаться и смотреть планктон, но его практически не видно из-за мутной воды . Пока покупались, пока разместились и поставили палатку, пока приготовили ужин и поели, отбой у нас получился очень поздний, но благо завтра нам никуда рано вставать и торопиться не надо – дневка. Ночью идет дождь, но он нам не страшен да и находимся мы под навесом.

 

20 день 23.06., ср: п. Джубга, пробег за день 0 км.

Поздний подъем, позволяем себе хорошенько выспаться и отдохнуть.

Весь день отдыхаем, купаемся, загораем, стираемся, едим фрукты.

 

 

 

Погода благоприятствует, на небе немного облачно, тем самым облака защищают нас от обжигающе палящего южного солнца и не позволяют коже обгореть, тем не менее даже за день стояния на море, загар приобретаем что называется красивый по-настоящему южный.

 

21 день 24.06., чт: п. Джубга – г. Краснодар – г. Ростов-на-Дону – г. Волгоград, пробег за день 900 км.

Девятичасовой подъем.

Собираемся в дорогу. Напоследок накупываемся в море.

Выезжаем в одиннадцать часов в сторону Краснодара и Ростова-на-Дону. Краснодар пролетели, масло удалось сменить только в пригороде Ростова.

Двигаясь далее по трассе, делаем остановку на одной из кубанских ярмарок фруктов, закупаемся овощами и фруктами на всю обратную дорогу.

На обед делаем остановку под мостом на реке коричневого цвета, кушаем фрукты и купаемся.

Остановка на ночлег в половине второго ночи, после выезда из Волгограда. Чай с колбаской и отбой.

 

22 день 25.06., пт: г. Волгоград – г. Саратов – г. Самара – г. Октябрьский, пробег за день 1100 км.

Подъем полдесятого утра.

Завтрак тушенкой с лапшой и салатом.

Проезжаем Баскунчанскую пещеру. Мы уже были ранее в районе озер Эльтон и Баскунчак, но про пещеру тогда ничего не знали и соответственно не посетили, сейчас ее тоже приходится проезжать мимо, хотя она казалось бы совсем рядом, но нам уже пора домой, свободного времени на ее посещения нет.

Где-то уже за Саратовом, на трассе с педали слетает тросик газа. Приходится останавливаться на вынужденный ремонт, когда на улице самое пекло и терять драгоценной время, хорошо все же что не поехали к Баскунчанской пещере. Также во время проведения ремонта опять обнаружили порванный пыльник , наверное, машинка начинает уставать от такого масштабного пробега. Запасных пыльников и смазки у нас сейчас уже не осталось, поэтому откладываем ремонт как минимум до Сызрани где это все можно будет купить и найти место для ремонта.

После непредвиденного ремонта на изнуряющей жаре, срочно ищем место, где можно охладиться. Находим только один вариант. К сожалению, в этом единственном варианте, вода оказывается грязновата да еще и купаться приходится вместе с коровами 😊. Чувствуем, что мы покинули девственные природные места и все ближе и ближе к цивилизации, наши купания становятся все хуже и хуже.

Из-за потерянного на ремонт времени, приходится нагонять график двигаясь ночью. Останавливаемся на небольшой сон только в четыре утра находясь где-то между Самарой и Уфой.

 

23 день 26.06., сб: г. Октябрьский – г. Уфа – г. Челябинск – г. Курган – г. Ишим, пробег за день 1200 км.

Пару часов на сон и продолжаем движение.

О посещении еще двух пещер в Башкортостане, изначально намеченных в нашем маршруте: Аскинской и Каповой, приходится забыть, для того чтобы успеть домой к понедельнику. Кушать уже стараемся также в кафе и тоже только для того, чтобы не тратить драгоценное время на приготовление пищи.

Сегодня нам к большому сожалению даже не удается найти место для обеденного купания, кругом начался какой-то болотный край, вода вроде бы и есть, но подобраться к ней не получается из-за заросших берегов.

Запчасти и смазку для пыльника мы купили, во время вечернего перекуса, заглядываем под машину, снимаем поврежденный пыльник. При этом обнаруживаем, что смазка в приводе еще есть, не вся разлетелась, а до дома остается уже не так много, судя по всему, должен доехать, оставляем старый поврежденный пыльник тем самым экономя дефицитное для нас время на ремонте.

Погода начинает меняться, температура падать, в полной мере ощущаем приближение к дому 😊.

В процессе движения замечаем повышенную дымность выхлопа, тут уже дело гораздо посерьезнее чем с пыльниками и тросиками. Останавливаемся, проверяем уровень масла – ушло, доливаем. В итоге к выхлопу получаем еще и жор масла, в пределах литра на тысячу километров. Это явно серьезная неисправность двигателя, но благо до дома остается совсем не много должны дотянуть 😊. С этого момента скорость нашего передвижения несколько снижается, начинам беречь автомобиль, стараясь не нагружать двигатель резкими нагрузками. Когда едем, дымим как паровоз, для того чтобы не смущать и не травить водителей и пассажиров соседних машин, приходится глушиться при каждой остановке, на каждом светофоре. Позже, уже дома при диагностике автомобиля выяснилось, что с двигателем все в порядке, это хорошо, развалилась турбина и хлестала через себя маслом.

Стоянка опять только ближе к утру, в четыре часа ночи перед Ишимом.

 

24 день 27.06., вс: г. Ишим – г. Омск – г. Новосибирск, пробег за день 1000 км.

Три часа на сон и в семь утра продолжаем движение. С недосыпу забыли включить фары, из-за чего в городе нас останавливают полицейские – отделались предупреждением за не пристегнутый ремень и также получили замечание за почти лысую резину, больше напоминающие болидные слики, чем некогда внедорожный вариант 😊.

Больше ничего интересного и необычного в этот день с нами не происходило. Обед в кафе, больше напоминающим столовую после Омска и ужин в месте получше ближе к родному Новосибирску.

Дома оказались только в одиннадцать часов вечера, завершив очередное увлекательное и познавательное путешествие.

 

Категорийные участки

 

Высокогорные дороги и перевалы

Значительная часть маршрута проходила в горном регионе гор Кавказа. Множество дорого были в лучшем случае гравийными или же представляли из себя просто немного расчищенную горную породу. Часто на пути попадались большие камни, требующие очень аккуратного и внимательного движения. Зачастую дополнительную сложность и опасность представляла очень узкая ширина для проезда, ограниченная с одной стороны скалой, а с другой пропастью.

Отдельно стоит отметить значительные высоты с разряженным горным воздухом и предельно допустимыми уклонами и кренами, которые с большим трудом давались автомобилю. Иногда в горах попадались заболоченные и размытые участки дороги на верховых болотах.

 

Автономность

Основная часть маршрута, по кавказскому региону, проходила в малонаселенных горных районах. Зачастую до цивилизации и людей было несколько десятков, а то и сотен километров. В таких условиях нужно быть готовым к полной автономности и рассчитывать в случае чего только на свои имеющиеся силы.

 

Длительность маршрута

Большой пробег, составляющий более десяти тысяч километров, за сравнительно небольшой по времени промежуток, всего в три недели. В совокупности эти факторы обусловили в целом довольно напряженный ритм и график движения. Также длительность и сложность маршрута сказалась на транспортном средстве, возникающие поломки дополнительно усугубляли ситуацию.

 

Погодные условия

Погодные условия в гористой местности всегда не предсказуемы, погода может смениться мгновенно, нередки туманы или облачность на высоте. Также нужно учитывать такую особенность, как быстрое наступление полной темноты, после начала сумерек. Движение в условиях слабой освещенности и видимости приносит дополнительные сложности и риски в передвижение.

 

Оснащение

 

Экипажи и транспортные средства были полностью подготовлены для автономного существования на всю продолжительность похода.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Дополнительный запас топлива на борту

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования на протяжении всего маршрута

– Расширенная медицинская аптечка

– Теплая и непромокаемая одежда

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Несмотря на довольно ограниченный временными рамками маршрут, особенно с учетом требующегося времени на заброску и выброску. Поездка получилась очень насыщенная и богатая на достопримечательности и красивые места. Почти все из изначально намеченного в планах нам удалось посетить.

Преодолев расстояние в половину страны из родной Сибири, наш основной маршрут начиная с Каспийского моря и вплоть до Черного, проходил прямо посреди Кавказских гор. В ходе движения были посещены все кавказские республики и практически каждое крупное ущелье в горах Кавказа.

Мы побывали на снежных горных вершинах Эльбруса, Чегета и Домбая; насладили мощными потоками горных рек и водопадов, глубокими и живописными ущельями, потрясающими обзорными видами с вершин гор и плато; не остались без внимания и культурные достопримечательности: разнообразные древние крепости, источники, памятники, стелы и конечно же местная кухня. То, что к нашему сожалению, из-за плотного и напряженного графика движения, увидеть в этот раз не удалось, посетим как-нибудь позже.

Несколько в этой поездке напрягали различные возникающие поломки транспортного средства, но в целом все их удавалось оперативно разрешать.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2021
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru