Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Буготакские сопки, Карпысакский водопад, водопад Канабишка, Изылинская пещера, Киикская ГЭС. 2014

Район похода

 

Поход совершён по территории Новосибирской области.

Протяженность маршрута – 400 км.

Сроки проведения – 8-11 мая 2014

Продолжительность – 4 дня

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – п. Карпысак – п. Горный – п. Никольский – д. Боровлянка – г. Тогучин – д. Изылы – г. Тогучин – г. Киик – г. Тогучин – д. Умрева – с. Ташара – с. Мошково – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – Toyota Land Cruiser 80

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

 

2

Ситникова Анна Михайловна

Главный штурман, фотооператор, врач

3

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман

 

Общие сведения о районе похода

 

Новосибирская область и Тогучинсий район

Новосибирская область расположена в центральной части Российской Федерации на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь области составляет 178 000 кв. км или 1% территории России. Новосибирская область граничит на западе с Омской областью, на севере – с Томской областью, на востоке – с Кемеровской областью, на юге – с Алтайским краем, а на юго-западе – с Казахстаном. Максимальная протяжённость территории с севера на юг 440 км и с запада на восток – 640 км. Она заключена в пределах 75-85 градусов восточной долготы и 53-57 градусов северной широты. Границы между Новосибирской областью и соседними (Кемеровской, Томской, Омской), а также Алтайским краем и Казахстаном не имеют чётких природных рубежей. Общая протяженность границы около 2700 км, из которых 316,4 км приходится на границу с Республикой Казахстан. Современные административные границы области существуют с 1944 года. Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа. Население составляет около трёх миллионов человек.

Тогучинский район — муниципальное образование в Новосибирской области России.

Административный центр — город Тогучин.

Тогучинский район расположен на востоке Новосибирской области. Граничит с Болотнинским, Мошковским, Новосибирским, Искитимским и Маслянинским районами Новосибирской области, а также Кемеровской областью.

Территория района по данным на 2008 год — 605,8 тыс. га, в том числе сельхозугодья — 349,8 тыс. га (57,7 % всей площади). По его территории протекает одна из наиболее многоводных рек области — Иня, а также ее многочисленные притоки.

Район образован в 1932 в составе Западно-Сибирского края. В 1937 район был включён во вновь образованную Новосибирскую область.

Численность населения района на 1 января 2009 года — 64 788 человек (городское — 31 747, сельское — 33 041).

Главными промышленными предприятиями района являются: Горновский завод СЖБ — филиал ОАО "БетЭлТранс", ОАО «Каменный карьер», ОАО «Камнереченский каменный карьер», СП «Камнереченский каменный карьер» — филиал ОАО «РЖД».

Сельскохозяйственным производством занимаются 19 акционерных обществ, 5 колхозов, 2 сельскохозяйственных кооператива, 549 фермерских хозяйств. В сельском хозяйстве занято 22,2 % всех работающих. Основная специализация сельскохозяйственных предприятий — растениеводство (производство зерновых), молочно-мясное животноводство. Основными сельскохозяйственными предприятиями являются: колхоз им. Пушкина, колхоз им. Коминтерна, колхоз им. 20 съезда КПСС, ЗАО «Политотдельское», ЗАО «Завьяловское».

По территории района проходит железнодорожная магистраль «Новосибирск—Новокузнецк». Протяжённость автомобильных дорог — 643,7 км, из них с твёрдым покрытием — 638,7 км.

 

Буготакские сопки

В 70 км восточней Новосибирска, в Тогучинском районе, возле посёлка Горный находится уникальное для нашей области место – Буготакские сопки (тюрк. "буга" – бык, "таг" – гора, то есть "бык-гора"). Сопки представляют собой холмы, на 50-60 метров, возвышающиеся над местностью. Их южные склоны открытые и остепненные. Северные покрыты лесом и более пологи. Считается, что всего сопок 12, хотя число это относительно. Буготакские сопки – это украшение местной природы, среда обитания редких для Новосибирской области видов растений и насекомых. Оригинальный, необычный, в наших равнинных краях, ландшафт Буготакских сопок уже давно привлекает ученых, краеведов, любителей природы. Вот что написано о Буготакских сопках в известном путеводителе по России, изданном в начале ХХ века – "Верстах в 10-15 к северо-востоку от Карпысака расположена живописная горная группа Буготакских сопок... Всех сопок до 12, и расположены они полукольцом; высшие их точки достигают 1 280 футов над уровнем моря. С сопок Толстой и Мохнатой открываются обширнейшие, превосходные виды на окрестности. За рядом синеющих грив между прочим видна на горизонте Булантова гора в Салаирском кряже...". Сейчас любопытно читать эти строки, написанные сто лет назад. Время внесло свои коррективы. Тогда ещё не было посёлка Горный, построенного в 1952 году и сыгравшего роковую роль в судьбе сопок, – ближайшим населённым пунктом было село Карпысак. Сопка Лысая в то время называлась Толстой, а гора Улантова – Булантовой. Что касается "обширнейших, превосходных видов на окрестности", то они большей частью сохранились, хотя многое поблекло, а кое-что утеряно навсегда. Стоя на вершине одной из сопок, можно мысленным взором проследить, как на север, на многие сотни километров, до самого Ледовитого океана, простирается однообразная Западно-Сибирская равнина – бесконечные болота, низменная тайга, тундра. Обратившись затем на юг, в хорошую погоду можно разглядеть на горизонте туманные очертания горы Улантовой, относящейся к Салаирскому кряжу. Там, за синими далями, начало Алтае-Саянской горной системы. Преддверием этой обширной горной страны, как бы ее северным форпостом являются Буготакские сопки. Они как своеобразный монумент, созданный самой природой, возвышаются на границе между великой равниной и великими горами. Те, кто бывал на Алтае или в Хакассии, на сопках чувствуют пьянящий отголосок романтики больших гор и степей. Вид волнистых далей, уходящих за горизонт, свежий ветерок, колышущий перья ковыля, щебетание жаворонка, терпкий запах мелкой степной полыньки, скальные выходы и каменистые россыпи – всё это навевает воспоминания о степных просторах, о походах по горным тропам Южной Сибири.

 

Карпысакский водопад

Новосибирская область расположена на равнине, поэтому водопадов здесь очень мало, но все-таки они есть. Один из них – Карпысакский водопад. Он падает вниз с разрушенной плотины, соединенной с запрудой в месте слияния рек Буготак и Карпысак. Расстояние от Новосибирска не более 50 км, ехать нужно по Ленинск-Кузнецкой трассе, в сторону села Плотниково, и далее – до указателя на село Карпысак.

Водопад невысокий – около 5 м, а пруд возле него имеет размеры 900х300 м, в нем водятся щуки и другие промысловые рыбы, ранее здесь разводили карпов. Возле водопада оборудована зона отдыха – есть беседки, лавочки, прокат катамаранов, выделены места под мангалы, открыта туристическая база.

Вокруг водопада очень живописная местность – хвойный лес, крупные валуны вдоль берега, высокая трава. Если подняться выше, на смотровую площадку, то будет удобнее наблюдать завораживающее зрелище падающей воды. Ценители адреналина и экстремальных видов спорта любят преодолевать водопад на лодках-каяках, в свободном падении. Остальные приезжие предпочитают просто любоваться природой, рыбачить и жарить шашлыки, добираясь до Карпысакского водопада из города всего за час.

 

Изылинская пещера

Пещера Изылинская находится в Тогучинском районе Новосибирской области. Добираться можно на электричке следующей из Новосибирска в Курундус. Сойти на ОП 141 км и идти до деревни Изылы.

Переправиться через р. Иня ниже места впадения в Иню реки Изылы метров на 100. Затем нужно подняться от реки до дороги с которой видно белую скалу.

Пещера находится в скале, которую может быть не видно от реки из-за кустов. Высота скалы не более 20 метров. Вход в нижней части скалы на высоте около полутора метров от земли. Место выглядит оригинально: в чистом поле – небольшая скала (светло-серая, едва ли не белая), в скале – дыра. Вход широкий, прикрыт кустом. Наверху скалы два понора в форме стаканов – отвесные стены и круглое плоское дно, глубина ~3м, диаметр ~1.5м.

 При наличии автотранспорта можно доехать практически до входа в пещеру.

От Тогучина ехать нужно по шоссе, ведущем в село Киик и от свертка на деревню Кусково полевыми и лесными дорогами ехать до пещеры.

Вход в пещеру широкий, вначале грот, далее сужается сначала по горизонтали, затем – резко – по вертикали и через метра 4-5 разветвляется на 3 тупика. Суммарная протяженность пещеры немногим более 20 метров.

В 70-80–х годах в пещере производилась археологическая разведка.

 

Киикская ГЭС

Громкий лозунг советских времен выполнялся не менее громко и размашисто – там, куда не дотягивались провода, строились природные гидроэлектростанции. Одна из таких ГЭС расположена на реке Иня. Она конечно уже не работает, все заслонки, турбины и прочее металлическое оборудование срезано и вывезено, но осталась плотина и само здание ГЭС с зияющими отверстиями, там где когда-то стояли мощные агрегаты вырабатывающие энергию из воды, которые снабжали электричеством несколько деревень.

Предыстория такова. В 1949 году 18 колхозов Тогучинского района объединились и стали строить гидроэлектростанцию на Ине возле села Киик. В 1957 г. она вступила в строй. Мощность её была 0,75 МВт (три турбины по 250 КВт ), что вполне хватало для обеспечения окрестных сёл. Плотина образовывала водохранилище площадью около 1000 га, где разводили рыбу. Работало две рыболовецких бригады, добывалось до 300 тонн ежегодно.

Всё закончилось во время паводка 1973 г., когда в результате неграмотных действий персонала произошёл перелив через плотину с разрушением затворов и спуском водохранилища. Восстанавливать ГЭС не стали, оборудование растащили, сооружения были брошены. Но до сих пор земляной вал и бетонные конструкции находятся в удовлетворительном состоянии. Теперь там стоит сделать как минимум музей, говорят эксперты. Если включить фантазию, то можно представить как все это когда-то работало и выдавало стране электричество.

 

Описание маршрута

        

1 день 8 мая: г. Новосибирск – п. Карпысак – п. Горный – п. Никольский, пробег за день 100 км.

Выйжали из города днем раньше, чтобы завтра с утра быть на X-ой Сибирском авто-мото фестивале Игоря Куликова.

По пути к фестивальной поляне, расположенной недалеко от поселка Никольский, проезжаем мимо Карпысакского водопада, естественно не остановиться и проехать мимо водопада расположенного в нашей преимущественно равнинной области мы не можем. Сворачиваем с трасы и паркуемся можно сказать на смотровой площадке, с которой открывается вид на сам водопад, поляну для отдыхающих с местом для купания, находящуюся под водопадом и запруженное озеро в верховьях водопада, с которого собственно и вытекает вода, падающая мощным потоком вниз. Сейчас в начале весны, конечно, не самое располагающее время для водных процедур, но отдохнуть в столь живописном месте можно с пребольшим удовольствием.

 

 

 

 

 

Пока стояли у водопада, мимо проезжали машины, также едущие на предстоящий внедорожный авто-мото фестиваль, среди них и прошло несколько машин одноклубников с новосибирского клуба экстремальных автопутешествий Off Road Master.

Уже под вечер заехали непосредственно на фестивальную поляну, встретились со многими знакомыми и незнакомыми людьми из внедорожного братства Сибири. Завтра здесь начнутся основные мероприятия.

 

2 день 9 мая: п. Никольский, пробег за день 20 км.

Сегодняшний день посвящен трофи-орентированию, когда из различных экипажей из разных уголков Сибири собираются поэкипажно тройки и вместе они на время проходят заданный маршрут, по пути следования участников ожидают контрольные точки, на которых необходимо выполнить командой различные веселые задания и чем быстрее они справятся с поставленной целью, тем меньше потеряют время на «спец. участке» и тем быстрее придут к финишу. Команды формируются сознательно из ранее незнакомых или малознакомых людей, для того чтобы после всех пройденных вместе за день испытаний эти люди, может быть даже из разных городов, стали ближе и знакомее друг другу, чтобы потом при планировании дальнейших своих маршрутов круг проверенных людей с которыми можно отправиться в дальнюю дорогу для каждого из участников стал шире.

 

 

 

Вечером после напряженного дня всех ожидает зажигательная дискотека и фейерверк посвященные празднованию «Дня победы».

 

3 день 10 мая: п. Никольский, пробег за день 0 км.

Второй день фестивальной программы посвящен индивидуальному зачету каждого участника. На выбор предоставляются трассы различной категории сложности, на время как можно быстрее спортсмену предстоит пройти заранее подготовленный организаторами специальный участок. Этот день для зрителей более зрелищный, чем вчерашнее трофи-ориентирование, на котором участники соревнований разъезжались на довольно продолжительную дистанцию от места старта, сегодня же все действия происходят в непосредственной близости от базового лагеря и все можно наблюдать собственными глазами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не обходится ни один день на фестивале и без личных инициатив гостей, которые умудряются устроить шоу, засадив свои машины в не планированных организаторами местах, причем иногда им удается сделать это настолько изящно, что они умудряются собраться рядом со сбой значительную часть зрителей J.

Не много не дождавшись официального окончания X-го Сибирском авто-мото фестиваля, вечером мы решили уже покинули фестивальную поляну и выехали из п. Никольский. По пути домой, решили посетить несколько местных близлежайших достопримечательностей Тогучинского района Новосибирской области.

Первую достопримечательность нашли совсем рядом с базовым лагерем, здесь в первый день фестиваля была одна из контрольных точек трофи-ориентирования. Уникальность и загадочность сего места заключается в роднике который бьет водой прям из земли на полметра вверх – удивительное явление природы, раньше ничего подобно мы ни где не встречали. Был в нашей географии путешествий Емурлинский водопад на Алтае, вытекающий из горы, были и томские Таловские чаши наполненные водой выше уровня земли, но источника бьющего вверх над землей видеть не доводилось.

 

 

Далее первой из намеченных в нашем маршруте точек, стал еще один водопад – Канабишка, вытекающий из одноименного озера. Само озеро и водопад находятся недалеко от деревни Боровлянка.

Добирались до места напрямую по азимуту – без дорог, в одном месте даже подзастряли когда преодолевали канаву с протекающим по ней ручьем. Застряв сами выбраться не смогли: уж очень глубокая засада оказалась с очень вязким глиняным дном – пришлось разматывать лебедку. Сначала попробовали зацепиться за поваленное дерево лежащее в поле перед нами, однако попутка не увенчалась успехом, дерево оказалось легче машины, в итоге мы его подтаскиваем к себе, а автомобиль так и остается стоять в западне. Хорошо, что длины троса лебедки хватило до деревьев расположенных в небольшом леске немного в стороне от нас, и мы, зацепившись за самое близкое к нам, все же выбрались из ручья, иначе пришлось бы провести в этом увлекательном занятии по вытаскиванию машины гораздо больше времени. После преодоления препядствия нами были замечены здесь и следы других машин и даже оставленная кем-то стропа, исходя из этого, был сделан вывод, что мы только что проехали по одной из точек спец. участка фестивального маршрута J. Потеряв немного времени на преодоления спец. участка, мы продолжили искать нашу точку – водопад.

Доехав до предполагаемого места и упершись в дамбу реки вытекающей из озера Канабишка, осмотрев все рядом с дамбой и не найдя искомой цели, уже было собрались возвращаться и ехать далее на другую точку, но интуиция не подвела и заставила проехаться чуть подальше за дамбу, где и был обнаружен искомый.

 

 

Немного пообщавшись с отдыхающими здесь рыбаками, много времени терять не стали, так как уже темнело и нужно было искать место для ночевки поближе к остальным намеченным в нашем плане достопримечательностям.

 

 

4 день 11 мая: п. Никольский – д. Боровлянка – д. Изылы – г. Киик – д. Умрева – г. Новосибирск, пробег за день 280 км.

С утра встали пораньше, чтобы сегодня все успеть посмотреть и в приемлемое время вернуться в Новосибирск, отправились на поиски Изылинской пещеры. С подъездом к пещере тоже вышел небольшой казус, проехав по городу Тогучин, мы свернули направо и двигались к намеченной точке вдоль левого берега Ини. Уже почти приблизившись к ожидаемой пещере мы поняли что дорогу до нее нам преграждает небольшое препятствие в виде упомянутой выше реки J. Пришлось разворачиваться, возвращаться через Тогучин и выходить на другой берег. С другого берега ближе к нашей цели дороги закончились и непосредственно до точки пришлось пробираться сквозь чашу леса, по довольно глубоким колеям. Но наши старания не пропали даром, гора, в которой расположена искомая пещера, найдена, цель достигнута!

 

 

Сама обследуемая нами пещера оказалось парой воронок на вершине и гротом в подножье этой горы. Зато с верху открывается потрясающий вид на долину реки.

После пещеры едем на старую разрушенную Киикскую ГЭС, с поиском на сей раз приключений особых не возникло. Добравшись до плотины реки, перешли пешком по сохранившейся дамбе на другой берег, к разрушенному зданию бывшей электростанции.

 

 

 

После прогулки gо заброшенному сооружению наш путь лежит в сторону дома, но двигаться мы собираемся немного нежели приехали сюда, а именно с выходом на трассу М53, где по пути хотели заехать посмотреть на одно из старейших строений нашей области – Умревинский острог. Но найти его, даже обладая точными GPS координатами, у нас с первого раза не получилось, время уже поджимало и мы решили оставить его посещение на следующий раз, вместе с водяной мельницей расположенной в этих же краях. Через Ташару возвращаемся на федеральную трассу и едем прямым направлением на Новосибирск.

 

Категорийные участки

 

Лесные и полевые грунтовые дороги

При прохождении маршрута нужно быть готовым к наличию грунтовых, полевых и лесных дорог. В сырую погоду и после дождя, продвижение по которым может оказаться довольно проблематичным, машина может провалиться в колею или увязнуть в мягком грунте. При движении по лесной местности нужно внимательно следить за габаритами автомобиля при проезде между близко стоящими деревьями.

 

Оснащение

 

Экипажи и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования на всю продолжительность похода.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации

           

Удивительно, что не так далеко от Новосибирска, имеются различные природные достопримечательности, включая даже небольшие водопады и пещеры. Не меньший интерес вызывают и старые исторические сооружения. Можем однозначно рекомендовать данный маршрут для прекрасного отдыха в выходной день недалеко от Новосибирска.

Особых сложностей при передвижении по маршруту нет, нет и мест, куда нельзя было бы дойти в случае необходимости пешком, оставив автомобиль неподалеку. А места действительно очень красивые, расширяющие кругозор, повествующие об истории нашей области и непременно заслуживающие своего посещения.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru