Район
похода
Поход
совершён по территории Новосибирской области.
Протяженность
маршрута – 500 км.
Сроки
проведения – 25 апреля 2020
Продолжительность
– 1 день
Схема
маршрута

Нитка
маршрута
г.
Новосибирск – г. Искитим – г. Черепаново – г. Маслянино – с. Суенга – д. Петени
– с. Суенга – г. Маслянино – г. Черепаново – г. Искитим – г. Новосибирск
Участники
и экипажи
Средство
передвижения – Subaru Leone
№
|
Ф.И.О.
|
Обязанности
в коллективе
|
1
|
Ситников
Игорь Викторович
|
Руководитель, водитель,
механик
|
2
|
Ситникова
Анна Михайловна
|
Главный штурман, фотовидео-оператор,
врач
|
3
|
Ситникова
Алиса Игоревна
|
Штурман
|
4
|
Ситников
Евгений Игоревич
|
Турист
|
5
|
Ситникова
Алина Игоревна
|
Турист
|
6
|
Иванов
Михаил Алексеевич
|
Штурман
|
Общие
сведения о районе похода
Новосибирская область
Новосибирская область расположена в центральной части
Российской Федерации на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь области
составляет 178 000 кв. км или 1% территории России. Новосибирская область
граничит на западе с Омской областью, на севере – с Томской областью, на
востоке – с Кемеровской областью, на юге – с Алтайским краем, а на юго-западе –
с Казахстаном. Максимальная протяжённость территории с севера на юг 440 км и с
запада на восток – 640 км. Она заключена в пределах 75-85 градусов восточной
долготы и 53-57 градусов северной широты. Границы между Новосибирской областью
и соседними (Кемеровской, Томской, Омской), а также Алтайским краем и
Казахстаном не имеют чётких природных рубежей. Общая протяженность границы
около 2700 км, из которых 316,4 км приходится на границу с Республикой
Казахстан. Современные административные границы области существуют с 1944 года.
Новосибирская область входит в состав Сибирского федерального округа. Население
составляет около трёх миллионов человек.
Маслянинский район
Посёлок Маслянино – центр Маслянинского района
Новосибирской области, расположен на реке Бердь в 68 км от железнодорожной
станции Черепаново и в 176 км от Новосибирска.
Маслянино основано в 1644 году посреди сибирской тайги в
месте впадения реки Барсучиха в Бердь. Своё название село получило от масла
шелковичного льна, который исстари выращивался крестьянами на участках,
отвоёванных у тайги. В 1896 году в селе была построена церковь. Маслянино
дважды в своей истории выгорало практически полностью: в начале и конце XIX века.
Несмотря на это, Маслянино стало центром Маслянинской волости Барнаульского
уезда Томской губернии. Основной приток населения до революции происходил за
счёт переселенцев из Вятской, Смоленской и других центральных губерний России.
90% населения занималось сельским хозяйством, отдельные кустари выделывали
кожи, гнали деготь и смолу, изготавливали дуги, сани и телеги.
Маслянинский район не зря называют «маленькой Швейцарией».
Здесь удивительно красивые места, дивная природа, которую невозможно не
полюбить. Удивительно красива река Бердь. Причудливо извивается между горными
массивами покрытыми то пихтово-осиновыми высокотравными лесами, то
осиново-березовыми рощами, вырвавшись на равнину, река попадает в сосновые
ленточные боры. Подъезжая к Маслянино, невозможно не обратить внимание на
живописный пруд справа от Черепановской трассы, в 4 км от райцентра. Это одно
из самых живописных мест Новосибирской области, природная красота которого
полностью сотворена руками человека. На противоположной стороне пруда в лесу
можно увидеть аккуратные здания парка отдыха «Стрелинский», в едином
архитектурном ансамбле напоминающие уютный дружелюбный замок.
Маслянинский район – клондайк области, единственный в
области район, где ведется добыча золота. На Егорьевском карьере «Запсибзолота»
заняты жители сел Егорьевское и Новолушниково. Золото Маслянинского района –
одно из самых высокопробных в России.
Сегодня Маслянино является одним из самых красивых и
благоустроенных районных центров Новосибирской области.
Салаирский кряж
Салаирский кряж – это невысокий отрог Кузнецкого Алатау
Кузнецкого, Томского и отчасти Барнаульского округов. Салаирский кряж
начинается в верховьях реки Нени и тянется на северо-запад, между верховьями и
средним течением реки Чумыш и левым берегом реки Кондомы. Затем далее к западу
он проходит между левым берегом реки Томи и степями левого берега реки Ини.
Салаирский кряж проходит вдоль реки Оби, с одной стороны, и
долиной реки Берди с другой, служа как бы продолжением отрога Кангуры,
отходящего от Кузнецкого Алатау в верховьях pек Лебеди и Кондомы. Длина хребта
около 300 км.
К северо-западу оконечности своей он понижается,
оканчиваясь целым рядом небольших сопок. Здесь находятся следующие сопки:
Медвежья, Голая и другие, не поднимающиеся более 1000 и 1100 футов. Они
постепенно сливается с прилегающей к кряжу волнистой местностью.
По мнению исследователя Салаира профессора Иностранцева, он
заканчивается у реки Чем. В пластике Салаирского кряжа замечается резкое
различие между северо-восточными, восточными, южными и юго-западными склонами.
Первые обрываются крутыми обрывами на прилегающей к ним степной волнистой
равнине. Здесь нередко подымается почти отвесная стена, с пологоволнообразными
контурами, на высоту до 400 футов.
Над прилегающей местностью, по мере движения к Салаирскому
кряжу, вдоль этих крутых склонов начинают встречаться узкие увалы. На южных и
юго-западных склонах Салаирскогокряжа являются многочисленные и довольно
длинные отроги, направляющиеся к западу и юго-западу. Отроги занимают на
междуречных пространствах высоту, не уступающую самому кряжу.
Салаирский кряж, в среднем, имеет высоту до 1300 футов. Из
вершин выделяют: Копна высотой 2100 футов, Пихтовая 1915 футов, Змеиная 1740
футов. Диабазовая сопка возвышается на 1390 футов и Белая гора в высоту
составляет 1350 футов.
Описание
маршрута
1 день 25.05., вс: г.
Новосибирск – г. Маслянино – д. Петени – г. Новосибирск, пробег за день 100 км.
С дома
стартуем с утра пораньше, для того чтобы максимально использовать еще не такой
большой как летом световой день. Правда сказать, мы увлеклись и промахнулись
мимо поворота с федеральной трассы М52 на Черепаново и чуть ли не умотали на
Алтай вместо Маслянино, но довольно быстро опомнились и вернулись к изначально
намеченному маршруту 😊.
При подъезде к
Маслянино, замечаем еще замерзшее, скованное льдом и очень живописное озеро, на
котором и делаем первую остановку, для того чтобы немного размяться с дороги и
сделать первые снимки.

Далее хотели посетить
так называемый Перебор, находящийся возле слияния рек Берди и Елбань. Он представляет
из себя остатки старой и уже почти разрушенной ГЭС с живописными перекатами
реки, которую он преграждает. И мы почти доехали до места, причем по довольно
разбитой дороге, но уткнулись в ворота, заграждающие дальнейший проезд, теперь
это частная охраняемая природная зона и так просто к достопримечательности не
подобраться ☹.
Приходится смериться с очередной частной собственностью и двигаться дальше.
Между Мамоново
и Маслянино, еще по дороге сюда, мы заприметили довольно уютный и красивый
парк, теперь же решаем сделать в нем остановку и немного погулять на улице,
если уж на реке побывать не удалось.

Вдоволь
нагулявшись, движемся дальше через Суенгу к заброшенному мраморному карьеру
Петени. Съехав с дороги и преодолев несколько препятствий в виде еще не
растаявших сугробов снега, оказываемся на месте, где запланировано чаепитие.
Дети с тем временем с большим удовольствие исследуют остатки карьера и огромные
глыбы разноцветного мрамора. Место действительно очень красивое и можно
провести здесь гораздо больше времени, но у нас в маршруте еще запланирована
остановка на Суенгинских водопадах, насладившись вдоволь карьером, отправляемся
к ним.
Добравшись до
места, обнаруживаем что спуск к воде просто еще завален не растаявшим снегом и
видимо мы первые кто будет в этом году пробивать дорогу к берегу 😊. Немного
рискованное занятие, учитывая, что обратно предстоит подъем, но в несколько
заходов, накатывая себе дорогу на обратный выезд, мы все же спускаемся на
берег, где обустраиваемся на довольно уютной полянке для дальнейшего
культурного отдыха 😊.
Гуляем по берегу, наслаждаемся волнами и шумом горной реки, разжигаем костер,
готовим ужин.


Время пролетает
быстро, начинает темнеть и нам пора собираться домой. Подъем на удивление
преодолеваем довольно легко с первого раза, сказывается настоящий полный привод
😊, и
оказавшись на свободе, уже без приключений едем до Новосибирска.
Категорийные
участки
Лесные
и полевые дороги
Проезд по
проселочным, лесным и полевым дорогам в межсезонье, ранней весной, когда еще
местами лежит снег представляет определенные сложности ввиду того, что дороги
могут оказаться заболоченными, скользкими и вязкими, на них возможны промоины.
В лесу могут оказаться завалы еще никем не убранных поваленных за зиму веток и
деревьев.
Оснащение
Экипаж и транспортное средство
были полностью подготовлены для автономного существования на всю
продолжительность похода.
Подготовка транспортного
средства:
– Увеличен дорожный просвет автомобиля
– Уязвимые места и детали
трансмиссии дополнительно защищены
– Автомобиль укомплектован
расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации
практически всех возможных случаев поломок
– Имеется спутниковая навигация
– Дополнительный запас топлива на борту
Подготовка экипажа:
– Запас продуктов и воды для
приготовления пищи, включая сухой паек, для автономного существования на
протяжении всего маршрута
– Расширенная медицинская аптечка
– Набор карт местности
Выводы
и рекомендации
Первая в этом
году, открывающая начинающийся летний сезон, и очередная из уже множества поездок
в Маслянинский район и на Салаирский кряж, богатые на красивейшие достопримечательности
Новосибирской области. На этот раз мы ехали просто отдохнуть в душевных местах,
а именно побывать в заброшенном мраморном карьере Петени и посидеть на
Суенгинских водопадах, насладившись единением с природой.
Данные места
смело можем рекомендовать в качестве возможности прекрасно провести время в
выходные дни неподалеку от Новосибирска.