Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  События  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Футбольная школа - Юный чемпион

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Тувинское кольцо, Ивановские озера. 2011

Район похода

Район похода

 

Поход совершён по территории Республик Тувы и Хакасии.

Протяженность маршрута – 4650 км.

Сроки проведения – 8-13 июня 2011

Продолжительность – 6 дней

 

Схема маршрута

 

 

Нитка маршрута

 

г. Новосибирск – г. Кемерово – г. Мариинск – г. Ачинск – с. Назарово – с. Копьево – г. Шира – г. Абакан – пер. Спящий Саян – г. Туран – г. Кызыл – п. Дерзиг-Аксы – г. Кызыл – с. Самагалтай – г. Эрзин – с. Самагалтай – п. Бай-Хаак – г. Кызыл – г. Шагонар – г. Ак-Довурак – г. Кызыл-Мажалык – г. Ак-Довурак – пер. Саянский – г. Абаза – г. Абакан – г. Шира – с. Копьево – п. Приисковый – с. Копьево – с. Назарово – г. Ачинск – г. Мариинск – г. Кемерово – г. Новосибирск

 

Участники и экипажи

 

Средство передвижения – ВАЗ 2115

Ф.И.О.

 

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, водитель, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, врач, повар

3

Ситникова Алиса Игоревна

Турист

 

Общие сведения о районе похода

 

Саяны

Саяны — общее название для двух горных систем на юге Сибири.

Различают Западный Саян (длина 600 км, высота до 3976 метров — Монгун-Тайга, являющаяся вершиной одноимённого хребта — высочайшая вершина Восточной Сибири, впрочем, чаще этот хребет не относят к Саянам, а выделяют в отдельную горную систему - горы Тувы), состоящие из выровненных и островерхих хребтов, разделённых межгорными котловинами, и Восточный Саян (длина около 1000 км, высота до 3491 м, гора Мунку-Сардык) с типичными среднегорными хребтами, несущими современные ледники. Реки относятся к бассейну Енисея. На склонах преобладает горная тайга, переходящая в горную тундру.

Западные Саяны юго-западной частью граничат с Алтаем. Главный хребет их — Водораздельный Саянский Хребет с высшей точкой — горой Кызыл-Тайга (3121 м). Хребты Западного Саяна характеризуются крутыми склонами, изрезанностью рельефа, обширными площадями каменных россыпей. Высота хребтов на западе не превышает 2500-3000 м, к востоку снижается до 2000 м.

Восточные Саяны тянутся практически под прямым углом к Западным. Хребты их образуют систему «белогорий» (Майское, Канское) и «белков», получивших свое название из-за нетающих круглый год снегов на вершинах. В центральной части, в верховьях рек Казыр и Кизир несколько хребтов образуют «узел» с высшей точкой — пиком Грандиозный (2982 м). На юго-востоке расположены самые высокие и труднодоступные хребты - Большой Саян, Тункинские Гольцы, Китойские Гольцы, Кропоткина. Высшая точка Восточных Саян — Мунку-Сардык (3491 м.) находится в хребте Большой Саян. Между хребтами Саян находятся более десятка котловин различных размеров и глубины, самая знаменитая из которых — Абакано-Минусинская котловина, известная своими археологическими памятниками. Стоит отметить большое количество водопадов.

Почти везде в Саянах преобладают темнохвойные таёжные елово-кедрово-пихтовые леса, поднимающиеся в западной и центральной частях до высот 1500—1800 м и более; светлые лиственично-кедровые леса образуют верхнюю границу леса на высотах 2000—2500 м. Высокогорные ландшафты, расположенные выше границы леса, отличаются суровой и продолжительной зимой, коротким и прохладным летом, сильными ветрами. Здесь преобладают как резко изрезанный, вычлененный рельеф, так и выровненые водораздельные пространства, покрытые кустарничковой и мохово-лишайниковой тундрой, чередующейся с обширными каменными розсыпями почти без растительности. В более увлажненых районах развиты субальпийские кустарники и луга, местами высокотравные. Из ягод по речным долинам растут красная и чёрная смородина, черника, брусника, земляника, голубика, малина.

Животный мир так же богат, как и растительный. Встречаются многочисленные звериные тропы. В тайге и горах можно увидеть марала, лося, кабаргу, белку, бурундука, зайца. Из птиц наиболее многочислены кедровка, сойка, часто слышны дятел, клёст, щура, глухарь, куропатка, рябчик. В реках водится хариус сибирский, ленок, много тайменя. Типичные представители кровососущих — комары, мошка, овод — здесь немногочисленны, а в хорошо продуваемых речных долинах их нет. Реки Саян имеют смешаное снего-дождевое питание, доступны для сплава с июня по сентябрь. Все реки относятся к бассейну Енисея. Истоками Енисея являются горные реки Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). Бий-Хем считается главным истоком Енисея. Начинается он в восточном Саяне, недалеко от пика Топографов. Река очень красивая и проходит по практически ненаселенным местам Восточной Сибири. Его длина - 600 км. Второй исток Енисея — Ка-Хем имеет длину около 500 км, и берёт начало на территории Монголии. Таёжный ландшафт, обилие горных речушек, водопадов, озер и поражающих своей красотой мест, почти нетронутая дикая природа, относительная простота туристических маршрутов — эти причины привлекают к Саянам внимание все большего числа любителей активного отдыха. В Саянах расположены два уникальных заповедника дикой природы: Саяно-Шушенский в Западных и Столбы в Восточных Саянах.

 

Енисей

Енисей — крупнейшая река России. По площади бассейна он занимает седьмое место в мире и второе в стране (после бассейна Оби). По длине Енисей уступает только Оби Лене, но превосходит их по годовому стоку.

Енисей — одна из крупнейших рек России. Образован слиянием двух рек — Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей) — в непосредственной близости от г. Кызыла. Именно с этого места начинается собственно Енисей. Его длина от места слияния и до устья равна 3487 км, если же считать от истоков Большого Енисея, то она составит 4102 км.

Истоками Енисея являются реки Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей). Бий-Хем начинается из высокогорного озера Кара-Балык. Его длина 605 км. Второй исток Енисея — Каа-Хем длиной 563 км образуется слиянием двух рек — Балактыг-Хема и Шишхид-гол, которая берет начало на территории Монголии.

Площадь водосбора Енисея 2580 тыс. км , она уступает только Оби (почти 3 млн км ). Бассейн Енисея в 2 раза больше бассейна Волги, в 5 раз — Днепра и в 9 раз — Невы. Его протяженность с севера на юг более 3000 км, ширина — 1600 км.

Бассейн Енисея асимметричен: территория, простирающаяся справа от реки, в 5 раз больше левой. Его наиболее крупные притоки — Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска, которые дают свыше половины всего стока, впадают в Енисей с правого берега. Левобережных притоков мало и они небольшие. Из них наиболее крупные — Абакан, Сым, Елогуй и Турухан.

Енисей по праву считают наиболее глубокой рекой в стране. Большие глубины позволяют морским судам подниматься по Енисею почти на 1000 км. На протяжении свыше 2000 км от устья Енисей сохраняет значительную глубину, которая колеблется от 9 м на фарватере (район впадения Ангары) до 49 м в губе. Макси­мальные глубины зафиксированы на ямах у Осиновских порогов — 66 м и в дельте — 65—70 м.

До устья Ангары на протяжении почти 1400 км ширина Енисея не превышает 500—700 м. После слияния с Ангарой, которая здесь почти в 3 раза шире Енисея, ширина реки сразу же увеличивается до 2,5 км. Все последующие притоки — сначала Подкаменная, затем Нижняя Тунгуска и следом Турухан и Курейка — расширяют русло Енисея до 3—5 км.

Енисей — быстрая, порожистая река. Для него характерны большие скорости течения вследствие большого уклона русла реки. В верховьях реки они особенно значительны и в летнее время составляют 2—2,5 м/с. В районе Казачинского порога река сужива­ется до полукилометра, скорость течения достигает скорости гор­ного потока — 5—7 м/с. По мере продвижения к устью скорости течения снижаются. После принятия Нижней Тунгуски ширина Енисея увеличивается до 3—5 км. Уклон русла невелик, поэтому течение здесь плавное и не превышает 0,24—0,25 м/с. В дельте и губе скорость течения продолжает падать и снижается до мини­мума. Более того, под влиянием сильных нагонных ветров и осо­бенно во время приливов течение здесь принимает обратное на­правление. Максимальные скорости течения наблюдаются в паво­док, а минимальные — зимой, в подледный период.

 

Байбунский перевал (Спящий Саян)

Буйбинский перевал (по наименованию реки Буйба, протекающей по южному склону перевала) находится в Енисейской правобережной части Западного Саяна.

Через перевал проходит автомобильная дорога федерального значения М-54 Красноярск – Цаган-Тогой, связывающая Красноярский край, республику Хакасия и республику Тыва. Участок этой дороги между Абаканом и Кызылом, проходящий через Буйбинский перевал, называется Усинским трактом – по имени реки Ус, протекающей на южных склонах Западного Саяна.

При движении со стороны Красноярска – Абакана последний населённый пункт перед перевалом – посёлок Танзыбей. После него дорога проходит в предгорьях Саян, пересекая по мостам небольшие речки. Одна из них - Кебеж – вскоре становится постоянной спутницей и бежит буквально в нескольких метрах левее дороги. Примерно до 575 км набора высоты практически нет, подъёмы чередуются со спусками. Однако вдали то и дело показываются вершины Саян, справа к дороге подступают горы.

Вскоре дорога круто заворачивает влево, и начинается подъём, высота набирается довольно быстро.

При подъёме, слева, на высоте более 1000 м, находится небольшая смотровая площадка, которая отчасти используется как перевалочная база стройматериалов. Одно из деревьев, которое ещё несколько лет назад росло совершенно спокойно, теперь обвешано разнообразными ленточками, среди которых выделяются буддистские флаги с мантрами.

Вскоре после проезда смотровой площадки впереди виден въезд в противолавинную галерею (под «полку»), которая находится на прорубленном крутом горном склоне, и прикрывает дорогу от камнепада. Левую сторону галереи поддерживают колонны, не закрывая виды противоположных склонов Саян.

После выезда из-под «полки» и небольшого подъёма слева видны большой деревянный крест, памятник и деревянная часовенка. На этом месте 28 апреля 2002 года упал вертолёт, в котором находились трое членов экипажа и 17 пассажиров – глава администрации Красноярского края, генерал Лебедь Александр Иванович, сотрудники администрации и журналисты. Вертолёт летел на открытие новой горнолыжной трассы, но в условиях плохой видимости (туман) задел лопастями провода ЛЭП и упал недалеко от дороги. Погибло 8 человек, в том числе и генерал Лебедь.

Подъём заканчивается на Ойском озере (справа от дороги), верхней точке Буйбинского перевала (высота около 1400 м, расстояние от Красноярска - 606 км). Дальше следует небольшой спуск и подъём, на несколько меньшую высоту. В этом месте правый поворот ведёт на горнолыжную базу "Горная Оя", чуть дальше - придорожное кафе.

Это, пожалуй, самое живописное место Буйбинского перевала. Отсюда отлично виден Спящий Саян – легендарный хранитель здешних мест. Этот горный массив – часть хребта Ергаки - возвышается над Саянской тайгой слева от дороги. Отчётливо видно профиль огромного человека, спокойно лежащего на спине со скрещенными на груди руками.

В сотне метров от кафе ниже по трассе, слева, стоит заметно покосившийся столб линии электропередач, провода от которого тянутся вниз вдоль крутого склона. Зимой это место старта лыжников и сноубордистов. Скатившись несколько сот метров отсюда вдоль (или между) столбов ЛЭП, можно финишировать у моста, по которому автодорога после крутого и извилистого спуска с перевала пересекает речку Буйба (Тормозаковский мост). Сюда же спускается автомобиль, на котором после завершения спуска можно снова подняться наверх, и продолжить катание.

А от Тормозаковского моста теперь уже Буйба некоторое время будет бежать параллельно дороге в нескольких метрах справа. Потом горы слева начинают сглаживаться, и Буйба перебегает налево, в освободившуюся долину, продолжая сопутствовать дороге, ведущей в Тыву.

 

Перевал Саянский (Сотый)

На границе Хакасии и Тувы установлена новая стела “Сотый перевал”. Она указывает направления и содержит информацию о высоте над уровнем моря. Прежняя стела на границе Хакасии и Тувы, которая простояла более 30 лет, пришла в негодность. После поездки в Монголию Василий Шулбаев, руководитель Таштыпского района, обратился к главе Хакасии Виктору Зимину с предложением установить новый указатель на южной границе Хакасии. Правительство республики инициативу поддержало.

Три дня ушло на то, чтобы сделать опалубку. На крепкое основание потратили четыре тонны цемента. Заливали в сложных условиях: ветер, дождь, низкая температура. Когда разошлись тучи и выглянуло солнце, появилась радуга. А так как работа проходила на высоте 2214 метров над уровнем моря, на радугу смотрели сверху вниз.

Стелу привезли на трале из Абакана, двухтонная конструкция была установлена с помощью автокрана. По мнению проектировщиков, сооружение выдержит самый сильный ветер. Стела “Сотый перевал” - свое­образная визитная карточка, которая простоит на границе двух республик не одно десятилетие.

 

Тува

Тува (Тыва) — республика в составе Российской Федерации, расположена в горах Южной Сибири в верховьях Енисея. Площадь республики составляет 170,5 тысяч кв. км, население — 311 тысяч человек, в городах живет 49% населения (2001). В национальном составе преобладают тувинцы (64%) и русские (32%). В составе республики 16 районов, 5 городов, 2 поселка городского типа (2001). Столица — город Кызыл. Тува вошла в состав СССР 11 октября 1944 года как Тувинская автономная область. 10 октября 1961 года она была преобразована в Тувинскую АССР, с 1991 года — официальное название республика Тува (Тыва); входит в состав Сибирского федерального округа. Ведущие отрасли промышленности: электроэнергетика, производство строительных материалов, горнодобывающая, легкая и пищевая. Основная отрасль сельского хозяйства — животноводство (тонкорунное овцеводство и мясомолочное скотоводство). В Тувинской котловине — посевы зерновых и кормовых культур; в горах — пушной промысел.

Тува граничит на юге и юго-востоке с Монголией, на востоке — с Бурятией, на северо-востоке — с Иркутской областью, на северо-западе с Красноярским краем и Хакасией, на западе с республикой Алтай. Центральную и западную части Тувы занимает Тувинская котловина, окруженная хребтами Западного Саяна (на севере), Алтая (на западе), Танну-Ола (на юге). В пределах восточной, наиболее приподнятой части находятся юго-западные склоны Восточного Саяна, Тоджинская котловина, нагорья Восточно-Тувинское и Сангилен. Высота до 3970 м (массив Монгут-Тайга). Недра республики хранят в себе запасы полезных ископаемых — руд цветных и редких металлов, каменного угля, асбеста, железной руды, золота, ртути.

Почти все реки принадлежат бассейну Енисея; наиболее крупные: Верхний Енисей (Улуг-Хем) с левым притоком рекой Хемчик, а также составляющие Енисея — Большой Енисей (Бий-Хем) и Малый Енисей (Ка-Хем). В Туве насчитывается 15 соленых и рассольных озер. Климат резко континентальный. Зима морозная безветренная, в котловинах малоснежная. Средняя температура января -31 °С, -32 °С. Лето умеренно теплое в горах и жаркое в котловинах. Средняя температура июля +17 °С, +18 °С. Осадков выпадает от 150 мм в год в котловинах, до 1000 мм в горах.

В котловинах преобладает степная растительность, встречаются участки сосновых лесов. По долинам крупных рек — тополевая урема. Горные леса (кедр, лиственница, сосна) занимают около половины территории, выше 2200 м сменяются горными тундрами, реже — лугами. Для степей характерны лисица, волк, многочисленные грызуны. В горно-таежных районах обитают соболь, колонок, горностай, росомаха, марал, бурый медведь, рысь, в высокогорье — горный козел, пищуха, тундряная и белая куропатки, в реках и пресных озерах — хариус, таймень, ленок, щука, язь, сиг.

Современная территория Тувы в 19 — начале 20 века называлась Урянхайским краеи (Урянхай — монгольское наименование Тувы). С 1914 году край находился под протекторатом России. В 1921 году после окончания Гражданской войны была образована Народная республика Танну-Тува. В 1944 году она вошла в состав СССР как автономная область. В 1991 году после распада Советского Союза был образована республика Тува как субъект Российской Федерации.

За многие века сформировалась самобытная культура тувинского народа. В Туве находится более десяти памятников наскального искусства с сотнями рисунков. Это расположенные близ Кызыла Малый Баян-Кол, Сыын-Чурек, Ортаа-Саргол, Бижиктиг-Хая, петроглифы Чиргаки в долине реки Хемчик, Сарыг-Даш и правого берега реки Енисей. Народ Тувы по роду занятия делится на две части: охотники-оленеводы горной тайги (восточные тувинцы) и горно-степные скотоводы (западные тувинцы), для которых жильем служат юрты, чумы, каркасные и срубные постройки. Среди населения Тувы распространены три религии: православие, шаманизм и ламаизм. В Туве 17 буддийских храмов и один хурэ (буддийский монастырь). Шаманство распространено в основном среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является частью духовной и культурной жизни тувинского народа. Особенностью традиционной культуры является хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах. В 1988 году был создан в Кызыле ансамбль горлового пения «Тува», который гастролировал во многих странах мира.

 

Ивановские озера

Одно из самых известных и живописнейших мест в Хакасии. Ивановские озера расположены в 8 км от пос. Приисковый, состоят из каскада четырех отдельных озер с водопадами. Одно из них расположено внизу, на лужайке. У остальных восточный склон обрывистый, а западный — пологий. Повисший над водой лед время от времени с глухим плеском обрывается в воду, образуя "айсберги". Берег верхнего озера поразительно напоминает плотину. Верх "плотины" почти горизонтальный, сглажен ледником, сочится и поблескивает на солнце стекающей водой. Справа в озеро "впадает" осыпь с лежащим на ней снежником. Из этого озера и берет свое начало р. Сарала, которая, пробежав между камней метров 200, устремляется в нижнее озеро сорокаметровым водопадом. Внизу, ударившись о наклонную поверхность, вода дробится на мельчайшую водяную пыль, играющую в лучах солнца всеми цветами радуги. Говорят, глубина нижнего озера 147 м. В это можно поверить, когда стоишь на обрывистом берегу и с трепетом заглядываешь в темно-зеленую пучину, в которой теряется уходящая под воду скала.

Озера карстового происхождения, питаются ручейками и водопадами, берущими начало из снежников. Поскольку снежники не тают даже в жаркий июль, сюда съезжаются туристы со всей России и даже из-за рубежа. Вода в озерах холодная, даже ледяная. Места вокруг Ивановских озер очень красивы и живописны. Склоны гор, окружающие озера, покрытые ерником — зарослями карликовой березки. К Ивановским озерам близко подходит тайга, хотя кое-где можно встретить березняк. По берегам озер с одной стороны — скальные обрывы, с другой — каменные глыбы, или курумники. Поэтому спуск к некоторым озерам может быть опасен. По склонам гор растут многие виды растений, занесенные в Красную книгу РФ. В этих окрестностях много съедобных ягод, что делает эти места еще привлекательнее.

В самих озерах много рыбы, в основном это хариус, но есть озера, где вода настолько ледяная, что рыбы там не найдешь. Эти места можно назвать вечно зелеными и молодыми.

Добраться до этих мест можно от пос. Приискового вверх по дороге. Причем дорога ведет только до первого Ивановского озера, а дальше следует брать карту и шагать пешком.

 

Описание маршрута

        

1 день 8 июня: г. Новосибирск – г. Мариинск, пробег за день 450 км.

Взяв пару отгулов на работе, отправились в дорогу традиционно после рабочего дня. Машину и экипировку подготовили заранее, поэтому сборы непосредственно перед выездом не заняли много времени и после шести часов вечера мы были уже на пути из города. По причине того, что во время нашего запланированного путешествия по Туве, цены на бензин в этом регионе из-за топливного кризиса оказались в двое выше, чем в соседних регионах, в загрузку автомобиля в этот раз пришлось внести некоторые коррективы: необходимо было взять с собой много резервного топлива, что по уменьшило объем свободного пространства для остальной экипировки, а также существенно отразилось на общем весе снаряжения.

К полуночи доехали до Мариинска, где по плану должны были немного срезать и уйти на Шарыпово, но в маршрут пришлось внести коррективы. Информационная табличка на свертке гласила, что мост далее по дороге находится в аварийном состоянии и проезда нет, учитывая недавние весенние паводки весьма вероятен тот факт, что его могло размыть; поэтому рисковать сотней километров в одну сторону и столько же на возвращение не стали и решили ехать дальше по федералке до Ачинска, получается небольшой крюк, но зато какая-никакая уверенность в том, что больше тупиков нам на пути не повстречается.

 

2 день 9 июня: г. Маринск – г. Абакан – г. Дерзин-Аксы, пробег за день 1050 км.

Глубокой ночью доехали до Ачинска и ушли на Шарыпово. Сделали небольшую остановку, попили чай, сменились водители и продолжили дальнейшее движение. Учитывая напряженный график нашего вояжа и тот факт, что из-за ремонта моста пришлось сделать крюк и потерять без того драгоценное время, решили двигаться в режиме нон-стоп, по крайней мере, до тех мест, где уже будет, что интересного посмотреть.

Ночь не дала возможности расслабиться водителю. Внезапно из строя вышли щетки стеклоочистителя («дворники»), ночью было прохладно, лобовое стекло из-за разности температур с салоном автомобиля, периодически покрывалось капельками россы, когда становилось совсем плохо видно дорогу, приходилось выходить из машины и руками протирать стекло. Заниматься выяснением причин неполадки и ремонтом в ночных условиях желания тоже не было. Оценив возможную потерю времени на ремонт и туже потерю на периодическое ручное протирание стекла, пришлось выбрать меньшую из зол и продолжить движение, по крайней мере, до того момента как на улице не посветлеет. К утру, с рассветом, когда выглянуло солнце, ехать стало значительно проще. Перед выходом на трассу «Енисей», делаем остановку, кто спал – просыпается, пьем чай, дефектуем поломку стеклоочистителя, проблема оказывается пустяшной, и немного подтянув гайку, полностью устраняем ее. Хорошо, что обошлись без более глобального ремонта с поиском запчастей, ведь все это, включая хождение по магазинам в поисках нужной запчасти, опять же потеря времени, а мы ведь едем, в конце концов, не ремонтироваться, а отдыхать!

После ночной поездки водители снова меняются местами, и продолжаем движение дальше – к Саянам! Проходим Абакан – столицу республики Хакасия. Заметив неподалеку от дороги стелу, решаем остановиться посмотреть на нее поближе и немного размяться, не пожалели: стела оказалась посвящена ссылке вождя мирового пролетариата В.И.Ленина в сибирскую ссылку, его путь был несколько более продолжителен чем наше путешествие – 81 день!

 

 

 

 

К полудню оказываемся уже в Танзыбей, именно здесь расположен известный на всю страну национальный парк Ергаки. Конечно, хотим проехать не по асфальту, а сворачиваем в сторону навстречу горам и Саянской тайге.

Красоты первозданной, нетронутой природы не заставляют себя долго ждать:

 

 

Тем временем дорога становится все хуже и хуже, начинаем сомневаться сможем ли за приемлемое время проехать по порку и сможем ли вообще. На нашу удачу нам попался попутный уазик, остановив который мы получили информацию, что на легковой машине мы точно не проедем, так как дальше нас ожидает еще более сложная дорога с довольно глубокими бродами, пройти который не всегда могут и внедорожники. Вспомнив, что целью нашего путешествия в этот раз является не столько покорение оффроада, сколько ознакомления в целом с республикой Тува, принимаем решение развернуться и вернуться на трассу.

Тем временем по сторонам трассы уже появились снежные вершины Саян:

 

 

Алиса, увидев снег, радуется ему, ведь зима в городе давно уже закончилась и снег растаял, а здесь вроде бы и лето, а кругом снег!

 

 

При подъеме на перевал Спящий Саян (1650 м.), снега становится существенно больше. Здесь и летом приходится расчищать дорогу, а зимой уборка снега не прекращается ни на минуту!

 

 

Конечно, не можем не остановиться! Идем гулять и кататься по снегу в середине лета!

 

 

При спуске с вершины проезжаем по полочке на склоне горы через противолавинную галерею, потрясающее по своим масштабам и красоте сооружение!

 

 

 

При спуске с высоты, снега отступают и уступают место цветам…

 

 

 

Перед Тураном хотим проехать по старому перевалу, но, пропустив поворот, остаемся на скучном асфальте, впоследствии долго на всем протяжении поездки приходится сожалеть о допущенной оплошности, ведь неясно когда мы в следующий раз сможем сюда вернуться L.

 

 

Неподалеку от Турана, находится очередная достопримечательность по пути нашего следования – древние курганы в турано-уюкской степи, местные жители называют эту священную местность «Долиной царей».

 

 

 

 

 

К Кызылу – столице Тувы, все же подъезжаем не по асфальту, а по старой дороге, немного компенсировав Туранское упущение. Дорога красивая, видно, что местные любят здесь отдыхать.

Добравшись до Кызыла, забегая немного вперед, следует отметить, что этот город, как и подобает столице края, мы посетим еще не раз за наше путешествие, но об этот позже, а сейчас мы идем немного размять ноги, походив по центральному парку столицы Тувы.

 

 

 

 

Вдоволь нагулявшись, пытаемся разыскать, наверное, одну из главных достопримечательностей этих мест – центр Азии. Сделать это оказывается весьма не просто, но усилия не остаются тщетными и вот мы в центре Азии!!!

 

 

 

Тем временем уже темнеет, в дороге мы уже почти 30 часов, пройдено более тысячи километров, пора искать место для ночлега.

 

 

Опять же чтобы не ехать завтра по скучному асфальту и не привлекать во время сна к себе постороннего внимания, уходим в сторону от центральных дорог вглубь Тувы – двигаемся в сторону Дерзиг-Аксы.

Еще не определившись с местом для ночлега, упираемся в конец дороги: переправы через реку Малый Енисей не существует как таковой, моста нет и его следов на удивление тоже, есть дорога в брод – ширина пару десятком метров, неплохое течение и, судя по всему, глубина тоже не маленькая. В общем, остается загадкой для кого этот брод существует, с виду преодолеть его не сможет и грузовая машина, разве что подготовленные военные уралы и тому подобная техника, о проезде его на легковой машине даже и речи идти не может. Конечно, немного расстроились, что заплутали и завтра придется возвращаться обратно в Кызыл, это сотня незапланированных километров, ну да ладно это будет завтра, а сегодня у нас праздничный ужин: пока жарится шашлык из мяса, ставим палатку, разжигаем костер, обустраиваем лагерь и бутылочкой вина отмечаем первый день нашего пребывания в Туве. Отбой за полночь…

 

3 день 10 июня: г. Дерзин-Аксы – г. Кызыл – оз. Торе-Холь, пробег за день 400 км.

Проснувшись и позавтракав, выдвигается обратно в сторону Кызыла. Сегодня нам бы хотелось подъехать как можно ближе к Монголии и побывать на озере Торе-Холь расположенном непосредственно у границы государств. Сразу скажем, что документов на допуск в погранзону у нас не было, решили ехать так, расстрелять не расстреляют, максимум развернут в обратку.

Поначалу дорога была весьма неплохая – сносный асфальт. Недалеко южнее Кызыла есть местный грязевой курорт – Чедер, поначалу почему-то мы думали, что здесь горячие источники, но так как вчера мы заблудились, и сегодня с утра пришлось потратить время  на исправление вчерашних упущений, приходится пожертвовать посещением этого места, по возможности постараемся сюда заехать по возвращению с юга Тувы.

Проехали перевал перед Самагалтаем. После последнего населенного пункта Эрзин асфальт заканчивается и начинается дорога похожая на монгольские, окруженная монгольскими же пейзажами. Появляются пески. Становится интересно, вспоминаем и ностальгируем по Монголии, которую мы посещали в 2008 году.

 

 

 

Дорога постепенно тоже становится песчаной, временами монопривод хочет увязнуть J.

 

 

Проезжаем мимо таможенного управления, чем привлекаем внимание только что приехавших таможенников. Приходится остановиться и уточнить можно ли нам проехать еще немного поближе к границе, служивые вроде бы не возражают.

Проехав еще с десяток километров, упираемся в кордон. Все дальше – Монголия. Решаем немного перекусить в этом знаковом месте, немного отъехав в сторону от поста. Но все оказывается не так просто, нас уже успели запечатлеть на видео и к нам подходит пограничник с целью выяснить цель нашего здесь нахождения и проверить документы. Про цель мы рассказали честно – путешествуем, любуемся красотами; а вот с документами у нас проблема, как уже отметили, у нас не было разрешение на нахождение  приграничной территории. Служивому пришлось вызывать старшего с того самого таможенного поста, который мы проезжали 10 километров назад. Пока мы ждем начальство, перекусываем молоком и свежим хлебом купленным заблаговременно в Эрзине. Также удается выяснить у служивого дорогу на озеро Торе-Холь, сверток на которое мы не нашли, а напрямую проехать к нему нельзя, так как оно находится на противоположном берегу довольно большой реки Тес-Хем. После приезда начальника еще около часовой разъяснительной беседы о правилах нахождения в приграничных территориях и ответственности за их несоблюдения получаем зеленый свет на обратную дорогу.

Вернувшись в Эрзин и следую подсказкам, полученным на границе (незря же на столько времени там задержались), ночевать сегодня едем на наше приграничное озеро Торе-Холь, часть озера расположена в нашей стране, другая в Монгольской. Конечно, приходится уже второй раз за текущий день нарушать приграничные правила, да еще и после строгой разъяснительной беседы часом ранее, но ради чего не пойдешь ради того чтобы отдохнуть в столь красивых местах.

По пути на озеро встречаются горы весьма любопытного вида.

 

 

 

При подъезде к озеру видим вдалеке живописные барханы, уже даже решили ставить лагерь, где-нибудь около них, но вовремя опомнились, что барханы эти находятся уже в Монголии J. Нарушив границу, мы бы уже не отделались разъяснительной беседой J, хорошо, что вовремя посмотрели на карту и не уехали за пределы своей родины к монголам J.

По берегу озера великолепный песчаный берег и даже есть дрова, так что на сегодня мы опять с костром. К сожалению, в озере купаться не стали, вечерело и было уже прохладно, но рядом с водой поиграли J.

 

 

 

 

 

4 день 11 июня: оз. Торе-Холь – пер. Саянский – г. Абакан, пробег за день 1500 км.

Утром повеселили Алису небольшое, но нескромное стадо парнокопытных.

 

 

Отбив у животных свой завтрак, продолжаем наше путешествие.

В Самагалтай уходим на лево опять в сторону Монгольской границы, здесь дорога идет прямо паралельно линии границы и первоначально хотелось, как можно глубже пробраться вплоть до поселения Дус-Даг, после которого дорога проходит несколько километров уже по монгольской стороне, а дальше возвращается в Россию. Но опять же время! Оно нам не позволяет осуществить желаемый план, поэтому только доезжаем до того места, где дорога прижимается близко к Монголии и дальше идет в параллели. Оценив состояние дороги, она весьма неплохая, правда из-за «гребенке» не позволяет ехать быстро; эта информация, нам понадобиться в будущем, для последующих поездок. Разворачиваемся.

Решив найти короткую дорогу, снова уходим в глубь с федеральной трассы, в очередной раз, уже после вчерашней неудачной попытки, попытав счастье увидеть то, чего никогда не увидишь на асфальте. На сей раз удача на нашей стороне, находим небольшое, но очень соленое озеро Дус-Холь(Сватиково). На озере отмечено чрезвычайно редкое явление – гелиотермия. Чем глубже, тем выше концентрация соли и температура воды (до 40-42 градусов Цельсия). Особенностью озера являются его обитатели – мелкие красные рачки, длиной около 1.5 см – артемии. Их роль в жизни озера велика, так как они очищают воду, пропуская ее через свой организм.

Правда при подъезде к берегу попали в коварный солончак, пришлось весьма потрудиться, для того чтобы извлечь нашу машину из болотистого плена. Но зато накупались все вдоволь, по концентрации соли, наверное, ничего более соленого мы еще не встречали, в воде этого озера действительно можно просто лежать и не тонуть! А вокруг тебя плавают и немного щекотят мелкие рыбешки! Просто райское местечко. Неудивительно, что мы здесь задержались на пару часиков.

Хорошо отдохнув, расслабились, и желание трястись по полевым дорогам как-то поубавилось, возвращаемся на трассу. Снова заезжаем на курорт Чедер, узнаем, что да как: основного персонала нет на месте, но узнаем что, по сути, грязь расположена в озере недалеко от корпуса, есть места, где можно потом после процедур обмыться, но после посещения волшебного озера все это уже не впечатляет. В общем, не задерживаемся, к обеду уже в третий раз за поездку проезжаем Кызыл.

 

 

Немного не доезжая Шагонара, сворачиваем в сторону на берег Верхнего Енисея, полюбоваться открывающимися со скалы видами на долину реки.

 

 

 

 

 

Добравшись до Ак-Довурака, спускаемся в Кызыл-Мажалык, здесь расположена очередная достопримечательность – статуя Чингисхана.

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же встречаются и другие курганы.

 

 

 

Две сестры:

 

 

Здесь также имеются наскальные рисунки – петроглифы, правда их мы не нашли, но зато налазились по скалам J.

 

 

 

 

 

Побегав скальникам и размыв мышцы в ногах, едем на Саянский перевал, по которому проходит граница Тувы и Хакасии. Кругом по-прежнему красиво…

 

 

 

На перевал поднимаемся уже вечером, и снова здравствуй снег – любимое занятие для Алисы, уже и чай попили, а она так и не может нарадоваться и наиграться.

Внизу в долине виднее очень живописное озеро.

 

 

 

Ну что же прощай Тува…

 

 

Спуск с перевала тоже удивил своей протяженностью – ни один десяток километров! Хорошо бы было скатиться здесь на велосипеде!

К Абакану подъезжаем уже в ночи, сворачиваем к реке и ищем место для ночлега. Нашли, но в темноте так и не разобрали что это J.

 

5 день 12 июня: г. Абакан – п. Приисковый – г. Ачинск, пробег за день 600 км.

Утром выяснилось что отдыхали мы на дамбе между ни то ручьев, ни то озер, но место красивое и кругом поют птицы.

Пока Алиса спит собираемся поехать, а как проснется найти одно из многочисленных хакасских озер и позавтракать. С озером повезло нашли пресное, обычно здесь озера соленые. Хорошо отдохнули, накупались и очень вкусно покушали, в общем устроили себе небольшой заслуженный отдых.

 

 

 

 

 

Зарядившись энергией и набравшись сил идем покорять последнюю цель в нашем маршруте – Ивановские озера, нам предстоит совершить небольшую пешую прогулку в Шорийские горы.

Дорога до последнего населенного пункта, куда можно доехать на автотранспорте, поселка Приисковый – неплохая гравийка. По пути нас сопровождает дождь, начинам переживать, что придется отказаться от прогулки, но надеемся на то, что погода в горах может очень быстро измениться. Так и получилось, как только приехали дождь закончился и выглянуло солнце.

Людей здесь отдыхает довольно много, места действительно стоящие, много лыжников и сноубордистов, ведь здесь можно кататься на лыжах даже посреди лета!

На часах уже за полдень и времени на восхождение и нас остается не много, по расстоянию нам предстоит 2-3 километровый подъем по горной местности и потом еще соответственно возвращение обратно, пробежаться тоже не получится ведь с нами двухгодовалый ребенок, поэтому собираемся шустро и идем.

Путь начинается с брода реки Салара, предварительно разувшись, чтобы оставить обувь по возможность как можно дольше сухой, переносим Алису на себе на противоположный берег. Река горная бурная, вода ледяная, а брод в несколько метров, со скользкими камнями на дне, идти по которым нужно медленно и осторожно, чтобы не упасть, в общем, к концу прохода ноги просто ломит от ледяной воды.

 

 

Красиво и много снега и цветов…

 

 

 

 

 

Поднялись довольно быстро, по пути дочка удивляла уставших и жалующихся взрослых попутчиков, встречающихся на пути, когда обгоняла их J. После подобных маневров люди брали себя в руки, находили дополнительные силы и пытались не отставать от чуть больше чем двухгодовалого ребенка J.

Поднялись – действительно красивые высокогорные озера, на кулуаре окружающего озеро горного цирка  лежит снег, именно отсюда катаются сноубордисты и лыжники.

 

 

 

На склоне виднеется небольшой водопад:

 

 

Совершив подъем, конечно, немного приустали J

 

 

 

 

Отдохнули, напились чистейшей водички и вниз…

 

  

 

 

 

 

И лишь под самый конец спуска, когда оставалось пройти буквально пару сотен метров, Алиса только начала уставать, пришлось немного помочь ребенку.

Уставшие, но счастливые девчонки J

 

 

Все, можно сказать, что наше путешествие подходит к своему логическому завершению, из планов осталось только вернуться домой без приключений J.

Возвращаться домой планируем тем же маршрутом через Ачинск, врятли мост за Шарыпово за время нашего вояжа успели починить. К ночи выходим на федеральную трассу М53, до дома остается финишная прямая в 600 верст

 

6 день 13 июня: г. Ачинск – г. Новосибирск, пробег за день 610 км.

Под утро въезжаем в родной Новосибирск. Теперь можно точно сказать – очередное путешествие подошло к концу, но нас обязательно будут ждать другие маршруты!

 

Категорийные участки

 

Эрзин и оз. Торе-Холь

У границы начинают проявлять себя пустынные пески и монгольская гребенка. Ухать на моноприводе в данных условиях весьма затруднительно, сыпучие песчаные участки приходится преодолевать ходом. Подъезд к берегам озера Торе-Холь осложняет тот факт, что озеро находится в пределах приграничной территории и для проезда к нему необходимо заранее в Кызыле получать разрешение на посещение приграничной территории.

 

Ивановсие озера

Каменистая дорога, постепенно поднимающаяся в гору, местами встречаются броды.

 

Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до одной недели, по мере совершения похода, запасы продуктов пополнялись в местных магазинах.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Запас топлива на борту в 120 литров, что по расчетам составляет до 1500 км. пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 5 дней автономного пребывания

– Набор карт местности

 

Выводы и рекомендации          

 

Путешествие получилось довольно красочным, природные ландшафты Тувы и Саян довольно сильно отличаются от того, что можно увидеть дома в Сибири, а при приближении к Монголии и вовсе оказываются чуждыми для сибиряка, появляются пески, растительность сменяется на пустынную.

Значительная часть пути проходила в условиях высокогорных перевалов, на которых до сих пор, когда лето уже в своем разгаре, лежит снег.

Особенностью передвижения в данной поездке стал факт значительно более высокой цены на топливо в республике Тувы, вдвое превышающего его стоимость в соседних регионах. Поэтому было решено при подготовке взять на борт максимальное количество резервного топлива, для того чтобы можно было передвигать по республике в автономном режиме без дозаправок.

Подъем к ивановским озерам составляет 2-3 километра, с постоянным набором высоты в гору. Несмотря на то, что этот путь иногда дается непросто и взрослым людям, на удивление всем, наша 2.5 годовалая дочка прошла его сама и туда и обратно. Увидя самостоятельно идущего в гору ребенка, некоторые «восходители» сразу же переставали жаловаться на трудности, усталость и нелегкую судьбу, брали себя в руку, дабы не ударять в грязь лицом :-).

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2023
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru