Семейный сайт Ситниковых - путешествия, туризм, спорт, активный отдых
  Новости  
  Путешествия  
  Планы  
  Достижения  
  Кладовая  
  Ссылки  
  Контакты  
  SiStudio.ru  


 Новосибирский клуб экстремальных автопутешествий

 Федерация спортивной акробатики Новосибирской области

 Все о велосипедах и велотуризме в Новосибирске

 Студия Ситниковых - все что связано с фото и видео



Плато Укок, Голубые озера. 2011

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Новосибирский клуб экстремальных путешествий

Off Road Master

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О  Т  Ч  Ё  Т

 

об автопоходе третей категории сложности

по Республике Алтай (плато Укок)

совершённому с 18.08.2011 по 25.08.2011

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка  № 07-106-11

 

 

Руководитель: Игорь Ситников

630126, Новосибирск, ул. Выборная, д. 107 кв. 34

тел: 8-913-902-42-72  e-mail: SiTravels@mail.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

Содержание

 

Вводная часть

 

 Титульный лист                                                                                                   1

 Содержание                                                                                                          2

 

Справочные сведения о путешествии

 

1.      Нитка маршрута                                                                                               3

2.      Участники и экипажи                                                                                      4

3.      Общие сведения о районе похода                                                                 5-6

4.      Цели путешествия                                                                                            7

5.      Планируемый график движения                                                                     7

6.      Описание маршрута (фактический график движения)                                8-40

7.      Выводы и рекомендации                                                                                 41

 

Приложения

 

8.      Схема движения                                                                                                 42

9.      Категорийные участки                             .                                                        43

10.  Оснащение                                                                                                          44

11.  Фотоотчет                                                                                                           44

 


Нитка маршрута

 

Маршрут начинается и заканчивается в г. Новосибирске.

 

г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск – г. Кош-Агач – пер. Теплый ключ – ур. Аранджи – ур. Бертек – пер. Канас – пер. Карсулу – пер. Бугумуиз – п. Беляши – г. Кош-Агач – г. Новосибирск


Участники

 

Ф.И.О.

 

Место жительства

Дата рождения

Обязанности в коллективе

 1

Ситников Игорь Викторович

г. Новосибирск,

 Выборная 107-34

18.11.1979.

Руководитель, пилот, механик

2

Ситникова Анна Михайловна

г. Новосибирск, Выборная 107-34

12.06.1980

Штурман, видео-оператор, врач

3

Ситникова Алиса Игоревна

г. Новосибирск, Выборная 107-34

23.01.2009

Штурман

 

Экипажи

 

Автомобиль

Участники

Обязанности

1

Nissan Terrano

Ситников Игорь Викторович

Руководитель, пилот, механик

Ситникова Анна Михайловна

Штурман, видео-оператор, врач, повар

Ситникова Алиса Игоревна

Штурман


Район похода

 

Поход совершён по территории Республики Алтай.

Маршрут рассмотрен МКК СФО, выдана маршрутная книжка № 07-106-11.

Вид туризма

Категории сложности

протяжённость

продолжительность

 

Сроки проведения

Авто

3

2200 км

8 дней

  с 18.08.2011

по 25.08.2011

 

Общие сведения о районе похода

 

Горный Алтай

Республика Алтай находится в самом центре Азии на стыке сибирской тайги, казахских степей и полупустынь Монголии. Это горная страна с чрезвычайно живописным ландшафтом, «российский Тибет» в центре Евразии на стыке нескольких государств, природных зон и культурных миров.

По территории Республики Алтай проходит государственная граница Российской Федерации со странами дальнего зарубежья: Китай и Монголия, и ближнего зарубежья – Казахстан. Республика Алтай имеет административную границу со следующими субъектами Российской Федерации – республиками Тыва и Хакасия, Алтайским краем и Кемеровской областью.

Климат в Республике Алтай умеренно-континентальный, с относительно коротким жарким летом (июнь-август) и продолжительной (ноябрь-март) холодной, местами очень морозной, зимой.

Среднегодовая температура от +1°С до -6,7°С. Диапазон температур января от -9,2°С до -31°С. Диапазон температур июля от +11°С до +19°С. Среднегодовое количество осадков от 100 до 1000 мм.

Преобладающий рельеф местности – горный. Республика Алтай полностью расположена в пределах российской части горной системы Алтай (Горный Алтай), соответственно рельеф республики характеризуется высокими хребтами, разделенными узкими и глубокими речными долинами, редкими широкими межгорными котловинами.

 

Плато Укок

Плоскогорье Укок является одним из самых труднодоступных природных объектов на юге Республики Алтай.

Монгольское ухэг - буквально удлиненный шкаф, ящик; массивная гора или крупная возвышенность с плоским верхом. По устному свидетельству С.Умурзакова, укок в киргизском употребляется для плосковерхих гор, то есть то есть плоскогорий. В.Сапожников так описывает алтайский Укек: «Снежная гряда Укека с восточного конца начинается плоской, горизонтально усеченной вершиной, наподобие стола; к западу от неё тянется ряд острых вершин, также совершенно белых; между ними видны большие снежные поял и несколько ледников в истоках Аллахи».

По границам плоскогорья проходят государственные границы России, Китая, Монголии и Казахстана. Плоскогорье расположено на высоте 2 200-2 500 м над уровнем моря, над ним в среднем на 500-600 метров возвышаются горные хребты. Максимальная абсолютная отметка горного обрамления плоскогорья - горный узел Табын-Богдо-Ола (Пять священных вершин), наивысшая гора которого - Найрамдал - достигает 4 374 м над уровнем моря. Эта гора является после Белухи второй по высоте вершиной в Сибири. В Табын-Богдо-Ола сходятся границы трёх государств - России, Китая и Монголии.

 

Плоскогорье известно во многом благодаря находке новосибирского археолога Натальи Полосьмак, которая в 1993 году в кургане Ак-Алаха-3 обнаружила хорошо сохранившуюся мумию, получившую название «принцесса Укока».

В последнее время плоскогорье представляет интерес и как место предполагаемого строительства экспортного газопровода «Алтай» из Западной Сибири в Китай. Этот газопровод конфликтует с находящимся на плато Укок природным парком «Зона покоя Укок».

 

Голубые озера

Одно из чудес Республики Алтай - «голубые озера», расположенные на территории Чемальского района, на левом берегу Катуни.

Они появились около 25 тысяч лет назад, до этого на территории Алтайских гор располагалось Курайское море.

Сейчас «Глаза Катуни» представляют собой два или три (в зависимости от уровня воды в Катуни) небольших (общая площадь 400 квадратных метров) достаточно глубоких озера (до 17 метров).

Озёра имеют изумительный бирюзовый цвет.

Озера появляются осенью при малом уровне воды в Катуни и существуют озерами всю зиму. Озера питают родники, и вода в озерах подергивается ледком только при температуре воздуха ниже -30. В зимнее время температура воды в них около 9 градусов по Цельсию. Весной полноводная Катунь заполняет озера, которые становятся рукавом реки, огибающим небольшой остров. Вода в озерах изумительного бирюзового цвета. У маленького озера рядом с островом один берег составляет каменная глыба, уходящая обрывом вертикально вниз метра на два, здесь можно даже нырнуть. Наибольшая глубина озера — 8 метров.


Цели путешествия:

 

·        Повышение спортивного мастерства

·        Разработка и реализация нового маршрута

·        Более полное и углубленное изучение района

·        Выполнение высоких спортивных разрядов по туризму

·        Участие похода в Чемпионатах Сибири и России

 

Планируемый график движения

 

12 августа 12:00-20:00 600 км  г. Новосибирск – г. Горно-Алтайск – с. Усть-Сема

13 августа 10:00-20:00 400 км  с. Усть-Сема – г. Акташ - с. Кош-Агач

14 августа 10:00-22:00     0 км  резерв

15 августа 10:00­-18:00  100 км  с. Кош-Агач – пер.Теплый ключ

16 августа 10:00-20:00  100 км  пер.Теплый ключ  - ур.Арамджи – ур.Бертек – пер.Канас

17-18 августа 10:00-20:00  110 км  пер. Канас – ур.Арамджи – пер. Курсулу – пер.Бугумуиз

– п.Беляши

19 августа 10:00-22:00     0 км дневка

20 августа 10:00-20:00 220 км п.Беляши - с. Кош-Агач – п.Кокоря

21 августа 10:00-18:00 100 км п. Кокоря – пер.Бугумыз – оз.Хандиктиг-Холь

22 августа 10:00-20:00     0 км дневка

23 августа 10:00-20:00 200 км оз.Хандиктиг-Холь – п.МугурАксы – с.Саглы –

с.Хандыгайты

24 августа 10:00-20:00 450 км с.Хандыгайты – пер.Саянский – с.Абаза

25 августа 10:00-22:00 800 км с.Абаза – г.Междуреченск – г.Новосибирск


Описание маршрута (фактический график движения)

 

12.08 – 17.08

Из-за сложных непредвиденных обстоятельств, пришлось отложить запланированные выезд на неделю и ужать график движения для прохождения запланированного маршрута, но это не все приключения которые с нами случились……, из-за серьезной поломки маршрут пришлось подкорректировать.

 

18.08., чт

Итак, в 18 числа в 16:00 стартуем из Новосибирска.

23:00 ночлег в машине на вершине Семинского перевала.

 

19.08., пт         

7:00 подъем, позавтракать решили в более живописном месте – на фоне горной цепи Северо-Чуйского хребта.

 

 

Получаем в Акташе пропуска для въезда на приграничную территорию в 12-00.

В Кош-Агаче немного теряем время на поиски администрации парка Укок, т.к. она переехала на другой адрес. Директор парка - добродушный человек,  любящий природу своего края и уважающий всех, кто сюда приезжает. Когда мы подъехали, все сотрудники кроме директора были на обеде, и печать закрыли в сейфе. Чтобы не заставлять нас ждать, мы быстренько съездили вместе до его дома, чтобы поставить печать на пропуске. После этого нам открылся доступ на территорию плато Укок.

Как только выехали из последнего поселка, пейзаж сразу поменялся. Нарисовались плавные линии холмов, покрытые по-осеннему пестрой травой. Появилось большое число перебегающих дорогу сусликов. Периодически стали встречаться упитанные сурки. Пыльная дорога с гребенкой сильно замедлила наш ход. Но мы уже не торопились. Сегодня по плану нам нужно доехать до родоновых горячих источников, а это уже не так далеко.

 

 

Вечером около 19-00 приехали к горячим источникам.

Несколько деревянных домиков. Юрты. Много машин и людей. Поначалу чувствовали себя неуютно, словно вмешались в чей-то уклад жизни – все что-то делали, общались, ходили из домика в домик, только мы не знали, куда можно заходить, а куда нет и у кого что спросить. К нам подошел молодой улыбчивый человек по имени Паша, как оказалось, наш земляк. Познакомились. Паша с Олей здесь уже второй день живут в палатке и на следующий день собираются ехать на плато Укок. Паша предложил поставить машину и палатку рядом с ними. По соседству заметили еще наших земляков. Размещаемся на месте, прогуливаемся по окрестностям. Первое, что пошли исследовать – это целебную воду источников. Горячие источники оказываются вовсе не горячими, а чуть теплыми. А мы так планировали отогреваться и отмываться от дорожной пыли в этом местеJ. Есть несколько вариантов принимать целебные процедуры – в закрытых домиках, в открытом бассейне и в деревянной душевой кабине, где вода бежит из трубы. Больше всего, почему-то, желающих принимать душ, там целая очередь собирается, а каждый купается минут по 20-30, поэтому смотреть на такую нединамичную очередь было как-то скучновато. Вечером мы решили уже не морозиться, ведь баньки то здесь нет, чтобы согреться. Откладываем купание на утро и решаем на Укок ехать завтра с ребятами – Пашей и Олей на Suzuki Jimny.

На ужин варим вкусный борщ. Ложимся спать в палатку около 21-00.

 

20.08., сб

Утром встаем пораньше в 8-00.

Завтракаем и отправляемся на водные процедуры. Решаем искупаться в открытом бассейне, т.к. температура воды практически везде одинаковая, но на свежем воздухе нам кажется романтичнее. Бодрящая водичка. Множество небольших рыбок в воде делают легкий массаж ног. Алису купать не решились, она только наблюдает с бортика и внимательно следит за стаями мелких рыбешек. После купания хорошо вытираемся насухо, одеваемся потеплее, чтобы не заболеть. Свежо, чувствуем себя бодро и готовы к продолжению путешествия.

Упаковываемся и готовимся к дельнейшему пути с нашими новыми попутчиками. По случайному стечению обстоятельств, и для нас и для Паши с Олей – это уже вторая попытка прогуляться по Укоку, поэтому было между нами что-то общее. Говорят, что это не простое место - не всех оно сюда пускает, недаром здесь сходятся границы четырех разных государств и четыре разные культуры.  При первой попытке проехать по Укоку Игоря и его команду не пустили снежные сугробы и полноводная река Джазатар – это был июнь 2009г. У Паши с Олей тоже была не совсем удачная поездка – очень сжатая по времени, поэтому они решили уделить должное внимание этому месту в этот раз.

В 10-30 стартуем на перевал. Довольно поздний старт, для сравнения наши земляки на Ниве уехали в 6-00 утра. Немного проехав, нагоняем впереди идущие ГАЗ-66 и УАЗ-таблетку, которые серьезно замедляют наш темп, а возможности их обогнать не представляется на узкой горной дороге. 

Сначала подъем выглядит как тропа между холмами.

 

 

Но позже начинаются довольно крутые участки.

 

 

 

Немного не доезжая перевала, встает Газ-66. Разъехаться нереально, поэтому встаем колонной. Игорь с Пашей идут морально поддерживать пилота ГАЗа и помогать разобраться с поломкой. Долго ждем, пока починят.

 

 

Тем временем мы с Алисой изучаем местную флору (обнаружили вполне съедобный щавель и излазили почти весь склон, пока не наелись этой кисленькой травкой), бросаем камушки по крутому склону и просто наслаждаемся красивыми видами и чистым горным воздухом.

 

 

Живописное озеро прямо напротив нашей остановившейся колонны так и манит к себе, но понимаем, что это только кажется, что оно близко – прогулка туда и обратно по карликовой березе заняла бы часа 4, не меньше. В надежде, что наша вынужденная остановка не затянется так надолго, мы не поддаемся соблазну и просто любуемся озером издалека:

 

 

Наконец-то через пару часов продолжаем движение и вскоре поднимаемся на перевал. Как только началась равнинная дорога на перевале, обгоняем грузовик с Уазиком и с чувством свободы и независимости останавливаемся, чтобы измерить глубину местного озера на самой вершине с прозрачной водой. Измерителем глубины решила стать Алиса в своих новых резиновых сапогах. Кстати сказать, она всю поезду ходила в резиновых сапогах, уж очень долго пришлось ждать момента, чтобы их одеть – лето в городе не было дождливым…

 

 

Гуляли очень недолго, - как только увидели приближающийся грузовик, прозвучала команда Паши «По коням!!!» и мы помчались бегом к машинам, уж очень не хотелось вновь ехать за ним.

Далее дорога переваливает через вершину перевала, нам открываются красивые обзоры вокруг: обилие небольших озер с зеркальной поверхностью, снежные вершинки, холмы с необычным рельефом склонов, местами покрытые пестро-тканным одеялом…

 

 

 

 

 

Немного портит наслаждение видами внезапно начавшийся дождь и налетевшие хмурые тучи. Порывы сильного ветра ощущаются даже в машине. Вот так резко здесь меняется погода. 

 

 

Сегодня по программе едем до места захоронения принцессы Укока, а потом немного возвращаемся и ночуем на заброшенной заставе.

Дорога хорошо накатана, но из-за каменистой породы очень трясет и болтает. Алиса вырабатывает терпение в своем характере, поскольку старается разукрасить «Машу и медведя», а при тряске получается не очень художественно.

Всюду бегают стаи упитанных сурков, так и хочется их поймать и отведать на вкус, но они очень быстро прячутся в свои многочисленные норки, даже сфотографировать не всегда получается, не то чтобы поймать!

 

 

Проезжаем мимо заброшенной заставы, куда планируем вернуться на ночлег, и продолжаем путь.

Terrano периодически греется, это начинает нас беспокоить. Дорога среди холмов, поэтому приходится то газовать, то тормозить. Паша едет первым и задает хороший темп. Периодически останавливаемся, чтобы охлаждать двигатель, поливая его холодной водичкой.

Через некоторое время дорога уходит в реку Калгуты с большим количеством русел. Павел и Игорь осматриваются, выбирая наиболее правильную траекторию преодоления препядствия:

 

 

 

Через час трясучей дороги мы приезжаем в то самое священное место.

 

 

Молча прогуливаемся вокруг каменистых курганов, мысленно представляя себе, как и что здесь происходило много тысячелетий лет назад. В таких местах чувствуешь себя мелкой крупинкой Вселенной и одним мгновением в истории человечества…

 

 

Пробуем проехать дальше, но тенденция изменения рельефа заставляет нас развернуться в обратную сторону. В низинах поверхность становится все более заболоченной, и трудно проезжабельной. Jimnyк – маленький и легкий «козлик», наш Terrano – большой и тяжелый «бегемотик», в одном из мест мы даже немного застряли, но выбрались самостоятельно.

 

 

Начинает вечереть. После сложного прохождения одного из таких мест, решаем не рисковать больше, и возвращаемся обратно. Встаем на ночлег на заброшенной заставе. Встречаем здесь знакомую семейную пару на Ниве, которая выехала с горячих источников рано утром. Готовим совместный ужин, открываем бутылочку коньяка, разводим костер – не зря же Павел вез дрова с собой все это время. Сегодня наш первый костер за поездку – то некогда было, то дров не было. Делимся друг с другом прошедшими маршрутами и событиями. Хорошая компания, коньячок, интересная беседа, одним словом, - вечер удался. Только мы решаем перейти к ночлегу, как поднимается сильный ветер и через короткое время начинается сильный дождь. Мы успеваем все убрать и разместиться в машине на ночлег. Остальные ставят палатки в здании заставы. Выглядит эта картина интересно: заходишь в казарму, а там – палатка J, в следующую комнату, там еще одна палатка.

Отбой в 23-00.

 

21.08., вс

Подъем в 9-00. Завтрак.

Устраиваем экскурсию по заставе. Проходимся по домикам. В одном из них даже остались сух. пайки. Паша с Олей рассказывали, что раньше здесь даже была нетронутая библиотека и медицинский уголок с нетронутыми тогда медикаментами. Со временем туристы все приходуютJ. Поднимаемся на смотровую вышку, любуемся видами.

 

 

Самая большая местная достопримечательность находится прямо напротив заставы – вершина Найрамдал, 4374м, вторая по величине на Алтае после Белухи.… Как нам рассказали уже после того, как мы покинули Укок, в этих горах произошла целая драма, которая и повлияла на то, что застава оказалась заброшенная. Одна из задач пограничников – контроль доступа путешественников на ледник, т.е. все, кто имеет желание сделать восхождение должны прийти с разрешением на восхождение, и пограничники допускают к восхождению и несут ответственность за тех, кто там находится. Получить разрешение было не так просто. Однажды приходит на заставу молодая девушка и слезно просит разрешить ей восхождение, т.к. у нее с этим связано незавершенное дело. Поскольку было уже около 15-16 часов, ей сказали, что восхождение можно будет начать только утром. Она тайком ушла тем же днем и утром ее нашли уже замерзшей. После этого на заставе начали происходить странные дела, заставу все покинули. Говорят, что здесь теперь обитает душа этой девушки. Хорошо, что, находясь здесь, нам это не было известно, а то жутковато как-то.

 

 

К большой радости Алисы, находим качели, и Алиса отводит душу, непрерывно качаясь около получаса.

 

 

Немного пожили на заставе, отдохнули от дороги, пополнили запасы чистой воды. Собираемся и в 12-00 выезжаем с заставы. По пути встречается много красивых озер, бродов, перевальчиков. Одно из озер очень понравилось своими «побеленными» солью берегами и глянцевой бирюзовой поверхностью.

 

 

 

На перевале Карсулу останавливаемся, чтобы осмотреться и сфотографироваться. Нас встречает сильный ветер. Чай пить не стали J.

 

 

 

С этого перевала спускаемся в долину озер.

 

 

Одно из озер притягивает наши взгляды из-за необычной формы в виде сердца.

 

 

Далее дорога идет по холмам, много спусков и подъемов, мы сильно греемся и периодически останавливаемся, чтобы охладить двигатель. Игорь еще до поездки придумал дополнительную систему охлаждения – пустил струйку воды из омывателя ветрового стекла прямо на радиатор. Приходится почти постоянно нажимать на кнопочку пуска воды для этой цели.

 

 

Пересекаем небольшие речушки вброд. Алиса не упускает возможности попить чистой вкусной воды и измерить глубину своими красивыми сапожками.

 

 

На одном из подъемов Terrano кипит и пластиковая крышка радиатора просто разрывается. Из-под капота валит пар. Встаем. Игорь осторожно открывает капот. Да, такой поломки мы не ожидали... Пока остывала машина, решили спокойно покушать, а заодно подумать все возможные варианты выхода из этой ситуации, ведь до ближайшего населенного пункта около 20 километров бездорожья а до ближайшей «цивилизии» все 150. До нашей остановки нам встретилась пара встречных машин, поэтому не было ощущения заброшенного всеми уголка планеты. Как вариант Паша предложил поехать в одну машину до цивилизации в поисках нового радиатора. Но этот вариант довольно затяжной по времени, ведь чтобы найти такой радиатор на японца в отдаленных поселках, нужно постараться. Внимательно осмотрев последствия взрыва, Игорь с Пашей решают заварить лопнувшие места холодной сваркой и рискнуть продолжить движение.

 

 

Тем временем Алиса бегает по полю и собирает цветочки:

 

 

А вокруг очень живописные виды:

 

 

План сработал! Все заварили, систему охлаждения сделали открытой, заблокировав клапан давления, пробуем ехать дальше, только с еще большим вниманием следим за температурой двигателя.

Впереди нас ждал сложный перевал. Сам по себе он, конечно, несложный, но в наших условиях оказался довольно трудным для преодоления. Jimnyк залетел на него довольно шустро. Мы же сначала начали тонуть в болотистых местах из-за тяжести, а потом встали из-за высокой температуры. Паша не сразу заметил, что мы встали, пришлось даже усиленно воспользоваться клаксоном, чтобы притормозить его. На машине возвращаться не стал, просто прибежал к нам, чтобы посмотреть, чем может помочь, ведь вытянуть нас он все равно не смог бы. Ждем пока спадет температура и начинаем марш-бросок. К счастью, выбираемся и не остаемся здесь жить J.

 

 

Это наш последний подъем на перевал. Останавливаемся, чтобы снова остыть. Впереди нас ждет затяжной спуск. Начало смеркаться. На сегодня точно нужно спуститься, вставать на ночлег на склоне негде.

 

 

Спускаемся с перевала в потемках. Периодически встречаются броды. Дорога вся каменистая, поэтому скорость движения невысокая. Наконец-таки добираемся до места переправы через Джазатор и, разумеется, его форсирование оставляем на утро следующего дня, встаем на ночлег. Уставшие, сразу падаем спать, едва установив палатки. Самый сложный и ответственный день закончился. Игорь с грустью понимает, что срывается намеченный план проехать по Туве – с таким радиатором по бездорожью далеко не уедешь. Паша с Олей хотят еще неделю покататься в здешних местах, в тайге, а мы решаем возвращаться через Горный Алтай, посетив пару красивых мест, где еще не были.

Отбой в 01-30.

 

22.08., пн         

Подъем в 10-00. Утром высыпаемся, устраиваем небольшую прогулку. Паша с Олей бьют шишку – целый пакет урожая собирают! а мы увлекаемся камушками на берегу бурной реки и слушаем ее веселый шум.

 

 

 

Проходим брод довольно легко. Вода невысокая. Паша немного замялся вначале, но затем выровнялся и быстро пролетел. Мы же после брода налетаем на большой камень в траве и слышим неприятный скрежет по защите, к счастью, только царапины.

 

 

На том берегу нас встречают уже знакомые нам ребята с Казахстана. Снимают на фото и видео наше прохождение брода. Поздравляют с завершением поездки по Укоку. Общаемся, обмениваясь впечатлениями от поездки. Они тоже возвращаются с Укока, только были в группе со знатным экскурсоводом, который много чего интересного им рассказал про эти красивые и загадочные места, и при этом, задал высокий темп передвижения.

Прощаемся с нашими попутчиками - Пашей и Олей - и неспешна едем в сторону дома. До ближайшей цивилизации, города кош-Агач, нам любезно прелагает помощь в сопровождении казахстанский экипаж – ребята беспокоятся, вдруг помощь понадобится. Машина в принципе едет нормально, небольшими перебежками километров по 20, далее требуется остановка для доливки воды в радиатор, так как холодная сварка все равно пропускает через себя воду. В таком темпе и двигаемся, но это все равно лучше, чем на буксире. После выезда с Укока останавливаемся в священном месте с наскальными рисунками и жертвенным камнем, чтобы поблагодарить местных богов за возможность посетить Укок и выбраться с него J. Оказывается, нужно было задобрить богов при въезде на плато. Возможно, тогда бы и возвращение было бы более удачным, без поломок J.

 

 

Рассматриваем наскальные рисунки. Здесь они довольно хорошо видны. Нам понравились.

 

 

Местные суслики позируют нам.

 

 

По дороге периодически останавливаемся, чтобы долить водички, остыть. Капот полностью не закрываем, чтобы была возможность обдуву встречным прохладным ветром, для этого подкладываем пустую пластиковую бутылку и фиксируем капот веревкой. Ребята всегда останавливаются, поддерживают. Спасибо им за заботу!

Останавливаемся в Кош-агаче на обед в кафе, прощаемся с друзьями-попутчиками, дальше едем сами, внимательно контролируя температуру двигателя, по трассе и обдув лучше и нагрузка меньше, межсервисные пробеги увеличиваются до 100-150 километров, в таком режиме нам предстоит двигаться до самого Новосибирска.

Случайно замечаем водопад по трассе. Как оказалось, это 10-метровый водопад Ширлак, «Девичья слеза», которые временно исчезал после землетрясения в 2003 г.

 

 

Планируем встать на берегу Катуни в месте слияния с рекой Иня. Но когда подъезжаем к месту спуска, решаем не рисковать с нашим радиатором, ведь чтобы проехать до места, нужно спуститься и подняться дважды. Продолжаем ехать по трассе вдоль Катуни до пересечения с рекой Яломан. Это живописное место уже давно стало частной собственностью, и мы встаем на платную ночевку в кемпинге.

В темноте плохо видно красоту вокруг, поэтому встаем просто рядом с горной речкой. Разводим костер, готовим ужин.

Отбой в 23-00.

 

23.08., вт

Подъем в в 10-00. Готовим завтрак, на обед оставляем вчерашний борщ и отправляемся на прогулку к реке Катунь. Оказывается, можно было проехать поглубже и встать в очень красивом месте, прямо на берегу бурной бирюзовой Катуни. Место очень красивое! Фотографируемся, наслаждаемся, Алиса бросает камушки в бурный поток воды.

 

 

 

 

Вернувшись к нашему месту, застаем результаты разбоя местных телят, которые опрокинули наш обед. А мы думали, что в кемпинге не бывает разбоя J. Эх, варим лапшу на обед. Тем временем к нам заезжают еще одни путешественники с Укока, которые видели нашу машину на Теплом ключе.

Время позволяет нам  посетить еще одно красивое место в Чемальском районе – Голубые озера Катуни. Едем по Чуйскому тракту до села Аскат, далее проезжаем через село и по лесной дороге до берега Катуни. Уже затемно доезжаем до выцветшей и еле заметной вывески «Голубые озера» и находим пешую тропу для спуска вниз к реке. Только отошли от машины, как услышали звук мотоцикла, - приехала еще одна молодая семья с маленькой девочкой Машей возраста как наша Алисочка. Мы очень удивились таким поздним гостям, тем более с маленьким ребенком. Молодой человек спросил, нашли ли мы озера, и предложил поискать вместе, поскольку он здесь уже не первый раз.  Как оказалось, они сюда приезжают уже в третий раз и все никак не могут увидеть эти самые озера. Даже как-то удивительно было слышать эту историю. Первый приезд был по весне, когда здесь все залито водой, второй раз приехали под ночь и в этот раз тоже. По Дубль ГИС со спутником он водил нас по каменистому осушенному дну Катуни, пока мы не нашли небольшие озерца. В темноте они смотрелись не очень впечатляюще. Было странно, что они назывались Голубые, а вода в них казалось серой из-за глинистого дна. Что ж после того, как наши девочки от усталости начали немного капризничать, решили возвращаться. Ребятам еще предстояла обратная дорога до дачи в Элекмонаре, а нам нужно было еще готовить ужин. За общим разговором незаметно прошло время, мы сварили суп на скорую руку, ребята пожарили сосиски, и мы вместе посидели у костра, пообщались, поели. Наши девочки нашли общий язык, Алиса поделилась своими игрушками, хотя сделать это было сложновато J.  Когда они сидели вместе, они выглядели как сестренки – обе блондинки в розовых костюмчиках:

 

 

Провожаем ночных гостей и ложимся спать далеко за полночь.

 

24.08., ср

Подъем в 9-00. Сегодня у нас впереди пляжный день на голубых озерах. Уже зная путь к озерам, довольно быстро спускаемся и идем по каменистому обмелевшему дну Катуни. Алиса проявляет самостоятельность и пытается сама идти по камням, хотя это не так просто для нее.

 

 

Доходим до воды, и тут нашему удивлению располагаются очень красивые действительно голубые и бирюзовые озера с зеркальной поверхностью и кристально чистой водой, в которой можно увидеть глубину и рельеф дна. Волшебное место.

 

 

Самое красивее озеро с бирюзовой водой:

 

 

На славу нам выдался солнечный жаркий денек, и мы с удовольствием купаемся. Вода довольно холодная, даже ноги сводит, но в жару такая температура воспринимается терпимо, тем более всегда можно отогреться в горячем песке и на камушках. Пока купаемся, наблюдаем огромное количество туристов, большинство из которых тоже купаются в бодрящей и кристально чистой водичке.

 

 

Накупавшись вдоволь, возвращаемся к машине, обедаем и решаем выдвигаться уже в сторону дома. По пути заезжаем на озеро Манжерок, чтобы прокатиться на кресельном подъемнике. Расстояние в одну сторону более 2 км впечатляет, а вот по высоте и обзору немного разочарованы, поскольку склон имеет длительные пологие участки, которые сильно сглаживают крутизну склона и делают гору не очень привлекательной для горнолыжного спуска. Все равно думаем один раз сюда приехать покататься, поскольку есть некоторые интересные склоны…

 

 

Летим как птички:

 

 

Алиса так накупалась, нагулялась и налеталась, что заснула прямо в процессе полета при спуске. Качественный отдых ребенка! J

После нашего «полета» начинал накрапывать дождик и далее по трассе мы ехали в сторону дома в сопровождении дождевых туч. Последней достопримечательностью на нашем пути должно стать знаковое место впадения рек Бия и Катунь, откуда берет начало наша Сибирская река Обь. Потемну доезжаем по навигатору до места слияния рек. Дождь не позволяет поставит палатку, поэтому располагаемся в машине. Отбой в 22-00.

 

25.08., чт

Подъем в 9-00.

Утро встречаем на слиянии реки Бия и Катунь. Место не очень красивое. Здесь в основном рыбачат местные сельчане. Вода грязная, пузырится, даже умываться не хотелось. Вот такое начало нашей любимой реки Обь, одним словом, добро пожаловать в цивилизацию L. И почему, интересно, две чистые горные реки образуют одну такую грязную?

 

 

После этого уже нигде сильно не останавливались.

Домой приехали около 18-00.

 


Выводы и рекомендации

 

Первый раз на нашей практике мы не прошли по всему запланированному маршруту. Причиной тому стало повреждение радиатора и как следствие последующий перегрев двигателя. В условиях полевого ремонта, мы смогли аварийно устранить неполадку, чтобы вернуться своим ходом, не прибегая к буксировке, но с данной неисправностью продолжать движение можно было только в щадящем режиме и только до дому.

Первая часть поездки все же была основной и главной, и хорошо, что она состоялась. Плато Укок – загадочное мифическое место, с которым связана древняя история, раскопки, легенды. С точки зрения географического местоположения – это точка соединения границ четырех стран: Россия (Алтай), Казахстан, Монголия и Китай и, соответственно, точка пересечения четырех разных культур и религий. Недаром, перед въездом на территорию Укока есть священное место, где стоит жертвенный камень, а также расположены камни с наскальными рисунками. Важно остановиться здесь, чтобы задобрить местных духов до поездки и поблагодарить их за состоявшуюся поездку на выезде. Один из выводов, которые мы сделали – соблюдай местные традиции, ведь при въезде по незнанию мы проскочили это место, и, возможно, поэтому, вернулись с поломкой.

Климат на высокогорном плато резкоконтинентальный, смена погоды может произойти в течение одного дня несколько раз. Ночью заморозков не было, но температура воздуха сильно снижается вечером с заходом солнца и ночью. Суточный перепад температуры составляет около 15-20 градусов. Рельеф на плато довольно равнинный, здесь нет высоких гор, преимущественно холмы, поэтому здесь вольно гуляет ветер, иногда только из-за ветра становиться очень холодно. Теплые вещи в подобных походах должны иметься у каждого участника, если планируются ночевки в палатках, то необходимо рассчитывать на низкие температуры ночью. Возможность ночевать в машине – большое преимущество в подобных условиях.                                                                                       

Ориентироваться в степях со множеством накатанных дорог и развилок лучше с помощью приборов спутниковой навигации (GPS).

Что касается самих дорог, то основная сложность заключается в каменистой породе дорог, а также холмистом рельефе и, следовательно, постоянных подъемах и спусках, что сильно увеличивает нагрузку на двигатель и подвеску автомобиля. Заключение можно сделать следующее: не злоупотреблять в таких местах скоростью, лучше ехать со скоростью 20-40 км/ч. Также на территории заповедника Укок, приходится преодолевать перевалы с довольно крутым градусом подъема и проезжать многочисленные броды. Помощь на плато ждать неоткуда, поскольку здесь нет населенных пунктов. При этом нельзя сказать, что это безлюдное место, ведь встречаются путешественники, но оказать серьезную техническую помощь вряд ли кто сможет, поэтому техника должна быть хорошо подготовлена, а экипаж должен быть готовым к автономному существованию на все время поездки и должен рассчитывать только на свои силы.

 


Схема движения

 

 


Категорийные участки

 

Вершина перевала «Теплый ключ»

Подъем на перевал осложняют крупные камни и неровность рельефа. Приходится двигаться с осторожностью, маневрируя между препятствиями на небольшой скорости.

 

Брод через р. Калгуты

Преодоление реки осложняет отсутствие брода как такового, приходится выбирать траекторию движения самим. Также сложность добавляет высокий уровень воды и сильное течение.

 

Вершина перевала «Бугумуиз»

Возле вершины перевала находятся верховые болота. Двигаться по ним в подъем особенно сложно. Приходилось предварительно разведывать траекторию движения перед проведением по болотистым участкам автомобилей. Подъем осложнила неисправность одной из машин в виде лопнувшего радиатора охлаждения, при данной поломке двигатель очень быстро перегревался, и приходилось выбирать соответствующий стиль езды и делать вынужденные остановки для охлаждения.

 

Брод через р. Джазатор

Довольно сложный брод, уровень воды около полуметра, плюс к этому очень сильное течение. Дно представляет собой крупные камни, разглядеть которые через поверхность воды довольно проблематично, из-за этого приходилось двигаться с особой осторожностью. Здесь пригодилось подготовка транспортного средства для преодоления водных преград, а именно наличие шноркела, а также дополнительная защита элементов трансмиссии от возможных повреждений.


Оснащение

 

Экипаж и транспортное средство были полностью подготовлены для автономного существования в срок до двух недель.

 

Подготовка транспортного средства:

– Увеличен дорожный просвет автомобиля

– Уязвимые места и детали трансмиссии дополнительно защищены

– Воздухозаборник выведен на уровень крыши автомобиля, для возможности безопасного преодоления водных преград и бродов

– На автомобиле установлена стационарная лебедка

– Автомобиль укомплектован расширенным набором необходимого инструмента и запасных частей для ликвидации практически всех возможных случаев поломок

– Имеется спутниковая навигация

– Запас топлива на борту в 100 литров, что по расчетам составляет от 500 км. пробега в зависимости от рельефа местности

 

Подготовка экипажа:

– Запас продуктов и воды для приготовления пищи, включая сухой паек, на 14 дней автономного пребывания

– Несколько комплектов одежды, выключая комплект теплой и комплект непромокаемой одежды

– Расширенная медицинская аптечка

– Прививки от клещевого энцефалита у всех участников маршрута

– Набор карт местности, включая электронные, бумажные, а также наличие механического компаса

 

Фотоотчет

 

Прилагается в виде фотографий и DVD диска.

Наверх   
©Sitnikov´s 2008-2019
Все права защищены.
При использовании материалов в любом виде ссылка на сайт обязательна.
E-mail: SiTravels@mail.ru